Судья: Горбатько И.А.
Судья-докладчик: Харин Р.И. № 33а-481/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Иркутск 12 февраля 2020 г.
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе председательствующего судьи Усовой Н.М.,
судей Харина Р.И. и Полозовой Н.Ф.,
при секретаре Быковой Н.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4460/2019 по административному исковому заявлению Мартинелли Д.Ф. к Федеральному агентству воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) о признании незаконным и отмене приказа Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации (Росавиация) «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части
по апелляционной жалобе Мартинелли Д.Ф.
на решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2019 г.
установила:
в обоснование заявленных требований, с учетом дополнений, административный истец указал, что 20 октября 2017 г. ему стало известно о том, что 11 сентября 2017 г. по месту его работы - И поступила копия приказа Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) от 8 сентября 2017 г. № 742-П, которым аннулировано, среди прочего, его свидетельство коммерческого пилота Номер изъят от 30 сентября 2008 г., а также его свидетельство линейного пилота Номер изъят от 18 июля 2012 г. в связи с указанием недостоверных сведений. Данный приказ Мартинелли Д.Ф. считает незаконным и необоснованным, поскольку административный истец каких-либо действий, связанных с предоставлением недостоверных сведений, не совершал, все представленные документы соответствовали предъявляемым к ним требованиям. В 1992 г. административным истцом получено высшее образование в Кировоградском высшем летном училище гражданской авиации по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта» и присвоена квалификация «инженер-штурман», о чем 23 июня 1992 г. выдан диплом Номер изъят. На основании представленных материалов и проверки ВКК ГА ФСНСТ 30 апреля 2008 г. Мартинелли Д.Ф. выдано свидетельство пилота-любителя Номер изъят. С целью получения свидетельства пилота коммерческой авиации в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, а именно, положением о классификации специалистов гражданской авиации, утвержденным приказом МГА СССР от 19 декабря 1988 г. Номер изъят/И, им получен необходимый налет часов в Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО-ДОСААФ) «Приморский авиационно-технический спортивный клуб», административным истцом окончены курсы повышения квалификации пилотов коммерческой авиации на самолете ЯК-18Т в Некоммерческом партнерстве «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения», о чем выдано свидетельство Номер изъят, пройдена летная проверка техники пилотирования от 5 сентября 2008 г. в Некоммерческом партнерстве «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения» г. Калуга. На момент подачи представления на выдачу пилота коммерческой авиации Мартинелли Д.Ф. соответствовал всем требованиям, указанным в Положении. Собранные документы переданы по представлению Регионального авиационного учебного центра авиации общего назначения при Калужском авиационном летно-техническом училище в Высшую квалификационную комиссию гражданской авиации ФСНСТ, проверены уполномоченным органом и по решению комиссии выдано свидетельство коммерческого пилота Номер изъят от 30 сентября 2008 г.
С целью получения свидетельства линейного пилота Мартинелли Д.Ф. прошел необходимую летную проверку от 19 мая 2012 г., успешно прошел проверку теоретических знаний в Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации и решением Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации, изложенном в протоколе Номер изъят от 31 июля 2012 г., административному истцу выдано свидетельство линейного пилота Номер изъят от 18 июля 2012 г. В период времени с 9 декабря 2008 г. по 2 августа 2011 г. Мартинелли Д.Ф. работал в А в должности второго пилота самолетов Ан-24, Ан-26, общий налет составил 1329 часов. С 3 августа 2011 г. Мартинелли Д.Ф. принят на работу в И на должность второго пилота. Приказом Номер изъят/к от 18 сентября 2014 г. допущен к полетам на воздушном судне «CRJ-100/200» в качестве пилота воздушного судна, приказом Номер изъятк от 19 сентября 2014 г. переведен на должность командира воздушного судна. Общий налет в качестве пилота по сентябрь 2017 г. на указанных типах самолетов составил 4361 часа 25 минут, при этом Мартинелли Д.Ф. семь раз успешно прошел курсы периодической профессиональной подготовки (повышения квалификации), успешно прошел 15 летных квалификационных проверок, каких-либо дисциплинарных взысканий от работодателя или контролирующих органов за время работы пилотом не имел. Мартинелли Д.Ф. предоставил достоверные сведения, многократно проходил проверки, в том числе Росавиацией, проходил курсы повышения квалификации, в соответствии с требованиями законодательства РФ. По мнению истца, ссылка в оспариваемом приказе на предоставление недостоверных сведений является голословной, поскольку Высшая квалификационная комиссия гражданской авиации признала законным и достаточным обучение, трижды проводя проверку всех документов и выдав свидетельство пилота-любителя, пилота коммерческой авиации и линейного пилота, согласно требованиям действующего законодательства Российской Федерации. Кроме того, Министерством транспорта Российской Федерации в письме от 2 октября 2017 г. Номер изъят-ПГ указывается, что аннулирование свидетельства, выданного на основе недостоверных сведений и (или) использования подложного документа в предоставленных на основании п. 8 Правил (Постановление Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670) возможно только в процессе оказания государственной услуги по выдаче таких свидетельств, а в соответствии с п. 14 вышеуказанных правил орган по выдаче свидетельств проверяет предоставленные документы на соответствие требованиям Правил и устанавливает по содержащимся в предоставленных документах сведениям соответствие кандидата на получение свидетельства требованиям федеральных авиационных правил. В этом случае решение о выдаче или замене свидетельства либо отказе в выдаче или замене свидетельства принимается по результатам указанной проверки. При этом, Правилами не предусмотрен порядок аннулирования ранее выданных свидетельств специалистов авиационного персонала гражданской авиации. В этой связи у Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) отсутствуют полномочия на аннулирование уже выданных свидетельств авиационного персонала, включая пилотов.
Административный истец просил признать незаконным и отменить приказ Федерального агентства воздушного транспорта Министерства транспорта РФ (Росавиации) № 742-П от 8 сентября 2017 г. «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала» в части аннулирования свидетельства коммерческого пилота Номер изъят от 30 сентября 2008 г., свидетельства линейного пилота Номер изъят от 18 июля 2012 г.
Решением Октябрьского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2019 г. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В апелляционной жалобе Мартинелли Д.Ф. выражает несогласие с судебным решением.
Приводит доводы, изложенные в административном исковом заявлении и в письменных пояснениях к административному исковому заявлению.
Обращает внимание, что на момент подачи представления в Высшую квалификационную комиссию гражданской авиации с целью получения свидетельства пилота коммерческой авиации у него уже было действующее свидетельство пилота любителя.
По мнению автора жалоб, ему, как обладателю свидетельства пилота-любителя, не требовалось получения дополнительного высшего образования.
Считает, что все документы, подтверждающие выполнение норм и требований Мартинелли Д.Ф. в материалах дела имеются.
Отмечает, что закон ни в настоящее время, ни по состоянию на 30 сентября 2008 г. не устанавливал требований к организации, в которой налет часов мог быть получен.
Указывает, что судом первой инстанции не установлено и не указано, каким именно нормам закона соответствует приказ № 742-П от 8 сентября 2017 г.
Полагает, что доказательств того, что сведения, представленные административным истцом, являются заведомо ложными, поддельными, фиктивными либо иным образом искаженными Мартинелли Д.Ф. не имеется.
Утверждает, что у административного ответчика отсутствует право на аннулирование свидетельств, поскольку лишение специального права может быть произведено только в судебном порядке.
Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, требования Мартинелли Д.Ф. удовлетворить в полном объеме.
В возражениях на апелляционную жалобу Министерство транспорта Российской Федерации (Росавиация) просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании административный истец Мартинелли Д.Ф. и его представитель Марковская С.С. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Заслушав доклад судьи Харина Р.И., проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрев административное дело в полном объеме, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Право на безопасность охраняется Конституцией Российской Федерации, относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, являясь одним из инструментов защиты высших ценностей, признание, соблюдение и защита которых составляют обязанность государства (ст.ст. 2, 37, 55, 72).
Реализация государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов обеспечивается в Российской Федерации в соответствии с международными стандартами Международной организации гражданской авиации (п. 1 ст. 24.1 Воздушного кодекса РФ).
Целью государственного надзора в области гражданской авиации является обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной безопасности и качества выполняемых в гражданской авиации работ и оказываемых услуг. Основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органов государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации об авиационном происшествии или инциденте, о фактах нарушений обязательных требований, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо влекут причинение такого вреда (п. 1, подп. 2 п. 6 ст. 28 Воздушного кодекса РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Мартинелли Д.Ф. работает в И с 3 августа 2011 г. по настоящее время.
Кировоградским высшим летным училищем гражданской авиации 23 июня 1992 г. Мартинелли Д.Ф. выдан диплом, согласно которому в 1988 г. он поступил в данное училище и в 1992 г. окончил полный курс по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта», и решением государственной экзаменационной комиссии от 23 июня 1992 г. ему присвоена квалификация «инженер-штурмана».
Приказом от 22 июня 1992 г. Мартинелли Д.Ф. поступил на работу в авиакомпанию «Байкал», где был принят в первый летный отряд на должность штурмана самолета Ту-154. В 1996 г. Мартинелли Д.Ф. присвоен второй класс штурмана гражданской авиации, в 1999 г. - первый класс штурмана гражданской авиации. Далее 10 декабря 2001 г. Мартинелли Д.Ф. уволен из данной организации в связи с сокращением штата.
Приказом от 10 декабря 2001 г. Мартинелли Д.Ф. принят на работу в С в летный отряд Номер изъят штурманом воздушного суда Ту-154 первого класса, 1 апреля 2005 г. Мартинелли Д.Ф. уволен из данной организации в связи с сокращением штата.
Приказом от 11 июля 2005 г. Мартинелли Д.Ф. принят на работу в В на должность штурмана первого класса воздушного судна Ту-154 в третью авиаэскадрилью летной службы, 16 мая 2008 г. трудовой договор с данной организацией расторгнут по инициативе Мартинелли Д.Ф. в связи с уходом на пенсию по старости.
Согласно справке некоммерческого партнерства дополнительного образования «Приморский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации» о налете командира воздушного судна Мартинелли Д.Ф. его общий налет в 2006-2008 годах составлял 237 часов 29 минут, из которых самостоятельный - 156 часов 5 минут.
Согласно постановлению Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации, оформленному протоколом заседания от 30 апреля 2008 г. Номер изъят, на основании представленных материалов и проверки Мартинелли Д.Ф., пилоту воздушного судна Як-18Т, присвоена квалификация пилота-любителя. Уполномоченным органом в области гражданской авиации 30 апреля 2008 г. Мартинелли Д.Ф. выдано свидетельство пилота-любителя серии Номер изъят, согласно которому Мартинелли Д.Ф. предоставлено право выполнять обязанности пилота-любителя в соответствии с квалификационной отметкой «самолет однодвигательный сухопутный «Як-18Т», командир воздушного судна», поставленной в данное свидетельство Высшей квалификационной комиссией гражданской авиации с датой допуска 30 апреля 2008 г. Также в данном свидетельстве имеются особые отметки, поставленные некоммерческим партнерством «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения» на основании названного выше постановления Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации, в том числе, о допуске Мартинелли Д.Ф. к полетам командиром самолета «Як-18Т» при определенных условиях. Срок действия указанного свидетельства продлевался Высшей квалификационной комиссией гражданской авиации до 7 ноября 2009 г.
Согласно свидетельству Номер изъят, выданному некоммерческим партнерством «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения», с 1 августа 2008 г. по 8 августа 2008 г. Мартинелли Д.Ф. обучался в данном авиационном учебном центре по программе краткосрочных курсов повышения квалификации пилотов коммерческой авиации на самолет «Як-18Т». Заключением данного авиационного учебного центра Мартинелли Д.Ф. считается освоившим указанную программу.
По инициативе некоммерческого партнерства «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения» 5 сентября 2008 г. в отношении Мартинелли Д.Ф. проведена летная проверка техники пилотирования, а также проверка техники самолетовождения в рейсовых (маршрутных) полетах, согласно выводов которых Мартинелли Д.Ф. соответствует квалификации пилота коммерческой авиации третьего класса.
Свидетельство (сертификат) Номер изъят, которым удостоверяется, что авиационный учебный центр некоммерческого партнерства «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения» соответствует требованиям воздушного законодательства Российской Федерации и изданным в соответствии с ним нормативным актам, регламентирующим деятельность гражданской авиации в отношении выдачи настоящего свидетельства (сертификата), и ему разрешается осуществлять ведение образовательной деятельности по направлениям (специальностям), приведенным в приложении к настоящему свидетельству (сертификату), выдано Федеральной службой по надзору в сфере транспорта, вступило в силу 12 ноября 2007 г. и действовало по 12 ноября 2010 г. Также в указанном свидетельстве (сертификате) указано, что данное свидетельство (сертификат) не подлежит передаче и будет действительным в пределах установленного срока, если его действие не будет приостановлено или прекращено.
В дальнейшем, 30 сентября 2008 г. Федеральной авиационной службой России Мартинелли Д.Ф. выдано свидетельство пилота коммерческой авиации серии Номер изъят, согласно которому Мартинелли Д.Ф. предоставлено право выполнять обязанности пилота коммерческой авиации в соответствии с квалификационной отметкой «самолет однодвигательный сухопутный «Як-18Т», командир воздушного судна», поставленной в данное свидетельство Высшей квалификационной комиссией гражданской авиации с датой допуска 30 сентября 2008 г. Также в данном свидетельстве имеются особые отметки, поставленные некоммерческим партнерством «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения» на основании решения Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации, оформленного протоколом заседания от 30 сентября 2008 г. Номер изъят, в том числе, о допуске Мартинелли Д.Ф. к полетам командиром воздушного судна «Як-18Т» при определенных условиях.
Кроме этого, указанным решением квалификационной комиссии Мартинелли Д.Ф. присвоен третий класс пилота коммерческой авиации. На присвоение квалификации пилота коммерческой авиации третьего класса Мартинелли Д.Ф. письменно представлен в Высшую квалификационную комиссию гражданской авиации летным директором некоммерческого партнерства «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения».
В период времени с 20 октября 2008 г. по 22 декабря 2008 г. Мартинелли Д.Ф. обучался в Федеральном государственном унитарном предприятии «Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр» по программе подготовки пилотов воздушных судов «Ан-24», «Ан-26» и «Ан-26-100», о чем данной организацией выдано свидетельство Номер изъят.
Приказом от 9 декабря 2008 г. Мартинелли Д.Ф. принят на работу в А в летную службу на должность второго пилота воздушных судов «Ан-24» и «Ан-26».
На основании приказа от 20 февраля 2009 г. Номер изъят/к в свидетельство пилота коммерческой авиации Мартинелли Д.Ф. серии Номер изъятА поставлена квалификационная отметка «самолет многодвигательный сухопутный «Ан-24», второй пилот». Также в данном свидетельстве имеются особые отметки, поставленные указанной организацией на основании приказа от 16 марта 2009 г. Номер изъят, в том числе, о допуске Мартинелли Д.Ф. к полетам на воздушном судне «Ан-24» в сокращенном составе экипажа (без штурмана).
В период времени с 13 декабря 2010 г. по 24 декабря 2010 г. Мартинелли Д.Ф. обучался в Федеральном государственном унитарном предприятии «Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр» по программе ежегодной теоретической подготовки пилотов воздушных судов «Ан-24», «Ан-26» и «Ан-26-100», о чем данной организацией выдано свидетельство Номер изъят.
Приказом от 2 августа 2011 г. Мартинелли Д.Ф. уволен из А по собственному желанию.
Приказом от 3 августа 2011 г. Мартинелли Д.Ф. принят на работу в И в летную службу на должность второго пилота.
С датой допуска 30 сентября 2011 г. в свидетельство пилота коммерческой авиации Мартинелли Д.Ф. серии Номер изъят территориальной квалификационной комиссией Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта поставлена квалификационная отметка «самолет многодвигательный сухопутный «CRJ 100/200», второй пилот - стажер».
С датой допуска 30 января 2012 г. в свидетельство пилота коммерческой авиации Мартинелли Д.Ф. серии Номер изъят территориальной квалификационной комиссией Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта поставлена квалификационная отметка «самолет многодвигательный сухопутный «CRJ 100/200», второй пилот». Также в данном свидетельстве имеются особые отметки, поставленные указанной квалификационной комиссией на основании приказа от 26 января 2012 г. Номер изъят/к, в том числе, о допуске Мартинелли Д.Ф. к полетам вторым пилотом на самолетах «CRJ 100/200» при определенных условиях.
В период времени с 14 февраля 2012 г. по 16 февраля 2012 г. Мартинелли Д.Ф. обучался в федеральном государственном унитарном предприятии «Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр» по программе ежегодной периодической подготовки пилотов, о чем данной организацией выдано свидетельство Номер изъят.
Свидетельство пилота коммерческой авиации Мартинелли Д.Ф. серии Номер изъят продлевалось территориальной квалификационной комиссией Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта последовательно до 7 ноября 2008 г., 8 декабря 2009 г., 11 декабря 2010 г., 30 декабря 2011 г. и 16 декабря 2012 г.
По инициативе И для представления Мартинелли Д.Ф. в Высшую квалификационную комиссию гражданской авиации, 29 мая 2012 г. произведена проверка его техники пилотирования и самолетовождения, согласно выводов которой Мартинелли Д.Ф. квалификации пилота коммерческой авиации соответствует и достоин присвоения квалификации линейного пилота.
Согласно постановлению Высшей квалификационной комиссии гражданской авиации, оформленному протоколом заседания от 31 июля 2012 г. Номер изъят, на основании представленных материалов и проверки Мартинелли Д.Ф., второму пилоту воздушных судов «CRJ 100/200» И, подлежит выдаче свидетельство линейного пилота. На выдачу свидетельства линейного пилота Мартинелли Д.Ф. письменно представлен в Высшую квалификационную комиссию гражданской авиации летным директором Некоммерческого партнерства «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения» начальником штаба летной службы И.
Как указано в самом свидетельстве, 18 июля 2012 г. уполномоченным органом исполнительной власти в области гражданской авиации Мартинелли Д.Ф. выдано аннулированное оспариваемым по настоящему административному делу приказом Федерального агентства воздушного транспорта свидетельство линейного пилота серии Номер изъят, согласно которому Мартинелли Д.Ф. предоставлено право выполнять обязанности линейного пилота в соответствии с квалификационной отметкой «самолет многодвигательный сухопутный «CRJ 100/200», второй пилот» с датой допуска 30 января 2012 г. Также в данном свидетельстве имеются особые отметки, поставленные территориальной квалификационной комиссией Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта, в том числе: о допуске Мартинелли Д.Ф. к полетам вторым пилотом на самолетах «CRJ 100/200» при определенных условиях на основании приказа от 26 января 2012 г. Номер изъят/к и о допуске к выполнению международных полетов - на основании приказа от 26 июля 2012 г. Номер изъят/к.
В период времени с 18 февраля 2013 г. по 20 февраля 2013 г. Мартинелли Д.Ф. обучался в федеральном государственном унитарном предприятии «Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр» по программе периодической подготовки летного состава, о чем данной организацией выдано свидетельство Номер изъят.
В период времени с 13 мая 2013 г. по 16 мая 2013 г. Мартинелли Д.Ф. обучался в Федеральном государственном унитарном предприятии «Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр» по программе кандидата на должность командира воздушного суда, о чем данной организацией выдано свидетельство Номер изъят.
В период времени с 6 февраля 2014 г. по 8 февраля 2014 г. Мартинелли Д.Ф. обучался в Федеральном государственном унитарном предприятии «Восточно-Сибирский учебно-тренировочный центр» по программе периодической подготовки летного состава, о чем данной организацией выдано свидетельство Номер изъят.
С датой допуска 25 июля 2014 г. в свидетельство линейного пилота Мартинелли Д.Ф. серии Номер изъят территориальной квалификационной комиссией Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта поставлена квалификационная отметка «самолет многодвигательный сухопутный «CRJ 100/200», командир воздушного судна - стажер».
С датой допуска 18 сентября 2014 г. в свидетельство линейного пилота Мартинелли Д.Ф. серии Номер изъят территориальной квалификационной комиссией Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта поставлена квалификационная отметка «самолет многодвигательный сухопутный «CRJ 100/200», командир воздушного судна». Также в данном свидетельстве имеются особые отметки, поставленные указанной квалификационной комиссией на основании приказа от 18 сентября 2014 г. Номер изъят/к, в том числе, о допуске Мартинелли Д.Ф. к полетам командиром воздушного судна на самолетах «CRJ 100/200» при определенных условиях.
Приказом от 19 сентября 2014 г. Мартинелли Д.Ф. в И переведен на должность командира воздушного судна. Согласно трудовой книжке по состоянию на 14 ноября 2017 г. Мартинелли Д.Ф. работает в данной организации в той же должности. В свидетельство линейного пилота Мартинелли Д.Ф. серии Номер изъят указанной организацией поставлены другие особые отметки о допуске Мартинелли Д.Ф. к полетам в качестве командира воздушного судна на самолетах «CRJ 100/200».
Свидетельство линейного пилота Мартинелли Д.Ф. серии II П Номер изъят продлевалось территориальной квалификационной комиссией Восточно-Сибирского межрегионального территориального управления воздушного транспорта последовательно до 16 декабря 2012 г., 10 декабря 2013 г., 9 декабря 2014 г. и 18 декабря 2015 г.
В период времени с 23 декабря 2015 г. по 12 января 2016 г. Мартинелли Д.Ф. проходил обучение в авиационном учебном центре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по программе повышения квалификации членов летного экипажа самолета «CRJ 200», о чем выдано удостоверение Номер изъят.
В период времени с 10 января 2017 г. по 17 января 2017 г. Мартинелли Д.Ф. прошел обучение в авиационном учебном центре федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» по программе повышения квалификации членов летного экипажа самолета «CRJ 200», о чем выдано удостоверение Номер изъят.
Поводом для принятия оспариваемого приказа Федерального агентства воздушного транспорта в отношении Мартинелли Д.Ф. послужило установление Федеральным агентством воздушного транспорта того обстоятельства, что Мартинелли Д.Ф. не прошел подготовку по программе подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта от 2 августа 2006 г. № АЮ-241-р, которая распространяла свое действие на ФГОУВПО «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации», ФГОУ ВПО «Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт)», ФГОУ СПО «Бугурусланское летное училище гражданской авиации имени П.Ф. Еромасова», ФГОУ СПО «Краснокутское летное училище гражданской авиации» и ФГОУ СПО «Сасовское имени Героя Советского Союза Тарана Г.А. летное училище гражданской авиации», либо по программам подготовки пилота коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации (для лиц из числа штурманов и бортинженеров), утвержденным приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 28 ноября 2007 г. № 304, а также в соответствии с п. 1.6.1 программы подготовки пилотов коммерческой авиации, утвержденной распоряжением Федерального агентства воздушного транспорта от 2 августа 2006 г. № АЮ-241-р, Мартинелли Д.Ф. не прошел полный курс обучения в сертифицированном специально уполномоченным органом в области гражданской авиации образовательном учреждении по специальности «Летная эксплуатация летательных аппаратов» (квалификация «пилот») и «Летная эксплуатация воздушных судов» (квалификация «инженер»), поэтому, по мнению Федерального агентства воздушного транспорта, на основании абз. 3 п. 8 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, функции по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, требованиям федеральных авиационных правил, а также выдачи таких свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 2013 г. № 670, выданные Мартинелли Д.Ф. свидетельство коммерческого пилота и свидетельство линейного пилота подлежат аннулированию в связи с указанием недостоверных сведений в документах, представленных для получения данных свидетельств, при этом свидетельство линейного пилота подлежит аннулированию, поскольку Мартинелли Д.Ф. повысил квалификацию пилота в отсутствие надлежащей профессиональной подготовки.
Согласно ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
В соответствии со ст. 3 Воздушного кодекса Союза СССР, действовавшего на момент окончания административным истцом Кировоградского высшего летного училища гражданской авиации, данный Кодекс определяет порядок деятельности авиации, в том числе в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Аналогичные положения содержит и действующее законодательство (преамбула Воздушного кодекса Российской Федерации).
В силу ст. 7 Воздушного кодекса Союза СССР работники гражданской авиации Союза СССР, деятельность которых непосредственно направлена на осуществление целей, указанных в ст. 4 названного кодекса, относятся к авиационному персоналу и должны в соответствии с занимаемой должностью иметь специальную подготовку, знать Воздушный кодекс Союза СССР, а также правила, наставления, инструкции и другие акты, регулирующие их работу.
В зависимости от специальности, уровня подготовки и опыта работы лицам летного состава, а также другим лицам авиационного персонала по перечню, утверждаемому в установленном порядке, присваивается класс и выдается соответствующее свидетельство.
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации Союза СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации Союза СССР от 8 апреля 1985 г. № 77, действовавшего с 1 декабря 1985 г. и утратившего силу с 15 сентября 2009 г. в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июля 2008 г. № 108, к летному составу экипажа отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы.
Министерством гражданской авиации Союза СССР 19 декабря 1988 г. утверждено Положение о классификации специалистов гражданской авиации Союза СССР, действовавшее с 1 сентября 1989 г. и утратившее силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. № 216.
Как следует из пунктов 3.2.1 и 3.2.2 данного Положения, после проведения проверки теоретической подготовки и практических навыков авиаспециалистам выдавались соответствующие свидетельства пилота, штурмана, бортинженера с присвоением класса.
Разделом 2.4 Наставления по производству полетов в гражданской авиации Союза СССР были предусмотрены самостоятельные для каждого из указанных членов экипажа воздушного судна обязанности, права и ответственность.
Таким образом, как верно указано судом первой инстанции, на момент получения Мартинелли Д.Ф. диплома Кировоградского высшего летного училища гражданской авиации (которым ему присвоена квалификация инженера-штурмана) имелись различия в требованиях к профессиональной подготовке пилота, штурмана и бортинженера.
Согласно п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент выдачи административному истцу свидетельства пилота коммерческой авиации, к авиационному персоналу относились лица, имеющие специальную подготовку и сертификат (свидетельство) и осуществляющие деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения.
В соответствии с п. 1 ст. 54 Воздушного кодекса Российской Федерации (в той же редакции) подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечню должностей авиационного персонала гражданской авиации проводится в образовательных учреждениях, имеющих выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации сертификаты.
Пунктом 3.3.1 Наставления по производству полетов в гражданской авиации Союза СССР установлено, что профессиональная подготовка летного состава проводится в целях достижения уровня знаний, навыков и умений, обеспечивающего высокую безопасность, регулярность, экономическую эффективность полетов, а также своевременные и правильные действия членов экипажей в особых случаях и аварийных ситуациях.
Из правового смысла п. 3.3.2 данного Наставления профессиональная подготовка должна предусматривать теоретическую подготовку, практические занятия на авиационной технике, тренажерную и летную подготовку.
Первоначальная подготовка проводится в летных учебных заведениях гражданской авиации в соответствии с учебными планами и программами, утверждаемыми Министерством гражданской авиации (п. 3.3.3 указанного Наставления).
В соответствии с п. 5.4.10 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 396 (в вышеуказанной редакции), данное агентство осуществляло утверждение учебных программ авиационных учебных центров по подготовке авиационного персонала гражданской авиации согласно перечням должностей.
Пунктом 1 распоряжения Федерального агентства воздушного транспорта от 2 августа 2006 г. № АЮ-241-р утверждена и введена в действие с 1 сентября 2006 г. программа подготовки пилотов коммерческой авиации в образовательных учреждениях гражданской авиации Российской Федерации.
Пунктом 2 указанного распоряжения определены образовательные организации, которым поручено организовать с 1 сентября 2006 г. подготовку пилотов коммерческой авиации с использованием утвержденной программы.
Вместе с тем, как верно отмечено судом первой инстанции, Кировоградское высшее летное училище гражданской авиации в число названных образовательных организаций не входило.
При этом административным истцом в материалы административного дела не представлены документы, свидетельствующие о том, что последний прошел обучение по программе подготовки пилотов коммерческой авиации в одном из образовательных учреждений гражданской авиации Российской Федерации, перечисленных в п. 2 распоряжения Федерального агентства воздушного транспорта от 2 августа 2006 г. № АЮ-241-р.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у административного истца отсутствовала соответствующая специальная подготовка, необходимая для получения свидетельства пилота коммерческой авиации.
Также установлено, что с целью получения свидетельства пилота коммерческой авиации Мартинелли Д.Ф. в период с 1 августа 2008 г. по 8 августа 2008 г. прошел обучение по программе краткосрочных курсов повышения квалификации пилотов коммерческой авиации на самолете «Як-18Т» в объеме 56 часов в Некоммерческом партнерстве «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения», что, по мнению административного истца, являлось достаточным для получения им свидетельства пилота коммерческого авиации.
Вместе с тем, как верно установлено судом первой инстанции, согласно п. 2 Федеральных авиационных правил «Сертификация авиационных учебных центров», утвержденных приказом Федерального агентства воздушного транспорта от 29 января 1999 г. № 23 и действовавших на момент выдачи Мартинелли Д.Ф. свидетельства пилота коммерческой авиации, повышение квалификации - этап процесса профессиональной подготовки авиационного персонала, имеющий целью обновление и углубление знаний и умений, направленных на совершенствование профессионального и методического мастерства.
При таком положении, учитывая, что на период обучения в Некоммерческом партнерстве «Региональный авиационный учебный центр авиации общего назначения» Мартинелли Д.Ф. статуса пилота коммерческой авиации в соответствии с положениями ст.ст. 52-54 Воздушного кодекса Российской Федерации не имел, первоначальной подготовки в качестве пилота не проходил, Мартинелли Д.Ф. не мог повысить квалификацию до уровня пилота коммерческой авиации за восемь дней.
Кроме того, согласно п. 5.2.1 Положения о классификации специалистов гражданской авиации Союза СССР, утвержденного Министерством гражданской авиации Союза СССР 19 декабря 1988 г. и утратившего силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 ноября 2009 г. № 216, свидетельство пилота коммерческой авиации может быть выдано пилотам-любителям, прошедшим переподготовку или повышение квалификации в сертифицированном государственным полномочным органом гражданской авиации летном учебном заведении или авиационном учебном центре и отвечающим установленным названным Положением требованиям по налету.
В силу п. 3.3.2 Наставления по производству полетов в гражданской авиации Союза СССР профессиональная подготовка летного состава включает первоначальную подготовку, переподготовку на другой тип воздушного судна и повышение квалификации, и подготовку в летных подразделениях. Каждый из этих этапов должен предусматривать теоретическую подготовку, практические занятия на авиационной технике, тренажерную и летную подготовку.
Первоначальная подготовка проводится в летных учебных заведениях гражданской авиации в соответствии с учебными планами и программами, утверждаемыми Министерством гражданской авиации. Переподготовка летного состава на воздушные суда новых типов производится в Центрах гражданской авиации, Академии гражданской авиации и летных училищах, в учебно-тренировочных отрядах и на авиационных заводах (пункт 3.3.3 этого же Наставления).
С учетом изложенного, при выдаче свидетельства пилота коммерческой авиации должен учитываться налет часов в соответствии с курсом учебно-летной подготовки образовательного учреждения, сертифицированного уполномоченным государственным органом в сфере гражданской авиации.
Как следует из материалов дела, Мартинелли Д.Ф. получил налет часов в Некоммерческом партнерстве дополнительного образования «Приморский авиационно-технический спортивный клуб Российской оборонной спортивно-технической организации» (ранее - Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту).
В соответствии со ст. 12 Воздушного кодекса Союза СССР к гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны Союза СССР, Министерства внутренних дел Союза СССР, Комитета государственной безопасности Союза СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у Мартинелли Д.Ф. отсутствовал налет часов, необходимый для получения свидетельства пилота коммерческой авиации, поскольку он не проходил летную подготовку в образовательном учреждении именно гражданской авиации.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 147 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации».
Разделами II и VI данных Федеральных авиационных правил установлены общие требования к пилотам воздушных судов и требования к линейному пилоту.
Судебная коллегия также полагает, что действия Росавиации об аннулировании выданного административному истцу свидетельства линейного пилота Номер изъят обоснованы, последовательны и соответствуют требованиям закона, поскольку установлено то обстоятельство, что свидетельство пилота коммерческой авиации Номер изъят получено Мартинелли Д.Ф. при отсутствии надлежащей профессиональной подготовки для получения свидетельства пилота коммерческой авиации.
Как разъяснено в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2004 г. № 14-П контрольная функция присуща всем органам государственной власти в пределах компетенции, закрепленной за ними Конституцией Российской Федерации, конституциями и уставами субъектов Российской Федерации, федеральными законами, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы ее осуществления.
В связи с этим, действия административного ответчика по вынесению приказа № 742-П от 8 сентября 2017 г. «Об аннулировании свидетельств авиационного персонала», не противоречат требованиям закона.
По мнению судебной коллегии, при таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что законных оснований для удовлетворения административных исковых требований Мартинелли Д.Ф. не имеется, как и не имеется оснований для взыскания в его пользу судебных расходов по оплате услуг представителя, поскольку основное требование Мартинелли Д.Ф. оставлено без удовлетворения.
Выводы суда, изложенные в решении, основаны на анализе действующего законодательства и материалах дела, основания для признания их не правильными отсутствуют. Нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений не допущено.
Доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию апеллянта в суде первой инстанции и фактически направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, являвшихся предметом судебного исследования и получивших в соответствии с требованиями процессуального закона надлежащую правовую оценку в оспариваемом судебном решении, с которой коллегия согласна.
Кроме того, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований для отмены решения суда, основаны на неверном толковании закона, обоснованность выводов суда в жалобе не опровергнута.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Иркутска от 10 октября 2019 г. по настоящему административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Н.М. Усова
Судьи: Р.И. Харин
Н.Ф. Полозова