Дело № 33а-25/2022
(33а-11439/2021)
(УИД 91RS0024-01-2021-005845-49)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
Председательствующего судьи Холодной Е.И.,
судей Хожаиновой О.В., Юсуповой Л.А.-В.,
при секретаре Медведевой А.М.
при участии представителя истца – ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 октября 2021 года, которым административный иск удовлетворен частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Холодной Е.И., объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратился в Ялтинский городской суд Республики Крым с административным иском к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, в котором просил: признать незаконным бездействие Администрации города Ялты Республики Крым и Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым по не рассмотрению в установленном законом порядке заявления ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 59 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; в случае признания незаконным бездействия, обязать Администрацию города Ялты Республики Крым и Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым в течение тридцати дней после вступления в законную силу решения суда, в установленном законом порядке рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 59 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, и заключить с ним договор аренды.
В обоснование заявленных требований указано, что в марте 2016 года истцом подано заявление в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 59 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. На данном земельном участке расположен принадлежащий истцу на праве собственности объект недвижимого имущества – торговый павильон № № с аналогичным адресом, площадью 11,5 кв.м. До 20 июня 2021 года решение по результатам рассмотрения поданного истцом заявления не принято, что нарушает права и законные интересы ФИО2
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 октября 2021 года административный иск удовлетворен частично. Признано незаконным бездействие Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта по не рассмотрению в установленном порядке заявления ФИО2 от 10.03.2016 года о предоставлении в аренду земельного участка площадью 59 кв. метров по адресу: <адрес>. На Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта возложена обязанность в течение 3 дней со дня вступления в законную силу решения суда подготовить, подписать со своей стороны и направить в адрес ФИО2 договор аренды земельного участка площадью 59 кв. метров по адресу: <адрес>, на основании постановления Администрации города Ялта № 167-п от 20 января 2017 года. В остальной части исковых требований отказано. С Департамента имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта в пользу ФИО2 взысканы расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Не согласившись с указанным решением, Департаментом имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО2 в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что торговый павильон, для размещения которого заявитель намерен заключить договор аренды земельного участка, к недвижимому имуществу не относится, нормы земельного и гражданского законодательства, регулирующие отношения по поводу использования земельных участков, занятых объектами недвижимости, к данным правоотношениям не применяются. В соответствии с законодательством Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, производится на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов. Земля не передается в аренду, права на аренду земли под нестационарными торговыми объектами у заявителя отсутствуют, а поэтому в данном случае, не заключение договора аренды земельного участка со стороны Департамента не будет носить противоправный характер, а исковые требования являются необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО1 возражал против удовлетворении апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Дополнительно предоставил письменные пояснения относительно срока исковой давности, в которых указал, что административным истцом установленный законом срок для судебной защиты своего нарушенного права не пропущен.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, явку своих представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещённых лиц, участвующих в деле, их представителей, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Заслушав объяснения представителя истца, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением 41-ой сессии Массандровского поселкового совета Автономной Республики Крым 6-го созыва от 03 октября 2013 г. № 14 «О рассмотрении ходатайств граждан о даче разрешения на разработку проектов землеустройства относительно отведения в аренду земельных участков для обслуживания торговых павильонов» ФИО2 дано разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отведения в аренду земельного участка площадью 0,0059 га для обслуживания торгового павильона № по адресу: <адрес>
Постановлением Администрации города Ялта от 20 января 2017 года № 167-п «О заключении договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>, с гражданином ФИО2, в порядке завершения оформления прав» постановлено:
1. Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым заключить с ФИО2 договор аренды земельного участка, общей площадью 59 кв.м. сроком на 3 года, из категории земель – «Земли населенных пунктов», с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования – «Магазины» (код 4.4), в границах, указанных в кадастровом паспорте;
3. Уполномочить ФИО2 в течение 6 месяцев со дня принятия настоящего постановления обратиться в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым для государственной регистрации права аренды на земельный участок и внесения изменений в Государственный кадастр недвижимости, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Законом Республики Крым от 31.07.2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (пункт 3);
4. Гражданину ФИО2 в пятидневный срок со дня государственной регистрации прав аренды земельного участка предоставить в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялты Республики Крым экземпляр договора аренды земельного участка (пункт 4);
5. В случае невыполнения ФИО2 пункта 3 настоящего постановления, договор аренды считать незаключенным, настоящее постановление считать утратившим силу (пункт 5);
6. Департаменту архитектуры и градостроительства Администрации города Ялты Республики Крым внести соответствующие данные в информационную системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (пункт 6).
Удовлетворяя административное исковое заявление в части исковых требований к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта, суд первой инстанции исходил из того, Департаментом имущественных и земельных отношений не представлено доказательств надлежащего рассмотрения заявления истца в установленные законодательством сроки, что свидетельствует о неправомерном бездействии ответчика. В тоже время, поскольку Администрацией города Ялта была выполнена обязанность по рассмотрению заявления истца с принятием соответствующего постановления, предъявленные к данному ответчику требования суд посчитал необоснованными. Поскольку Администрацией города Ялта было принято решение о передаче истцу в аренду земельного участка, суд первой инстанции посчитал, что с целью устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца на Департамент имущественных и земельных отношений следует возложить обязанность подготовить, подписать со своей стороны и направить в адрес ФИО2 проект договора аренды земельного участка, во исполнение постановления Администрации города Ялта № 167-п от 20.01.2017 года в течение 3 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
С вышеуказанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.
Частью 1.1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если настоящим Кодексом или другим федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанных лиц сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Приведенные законоположения закрепляют обязанность суда при решении вопроса о пропуске срока обращения в суд в порядке гл. 22 КАС РФ выяснять причины такого пропуска.
В соответствии с ч.ч. 8 и 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела в порядке главы 22 КАС РФ суд выясняет обстоятельства, указанные в ч.ч. 9 и 10 данной статьи, в полном объеме, в том числе как соблюдение истцом сроков обращения в суд, так и нарушение его прав, свобод и законных интересов, соответствие оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, наличие полномочий и оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) и соблюдение порядка принятия такого решения, совершения действия (бездействия).
Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пп. 2 и 4 ст. 3 КАС РФ).
Одними из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (п. 3 ст. 6, ст. 9 КАС РФ).
Необходимость выяснения судом причин пропуска названного срока также отмечал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 18 ноября 2004 г. № 367-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Владимир и Ольга» на нарушение конституционных прав и свобод частью 1 статьи 52 и частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации».
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Федеральный законодатель, установив переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации, со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 г. (статья 6 Закона № 6-ФКЗ), одновременно в статье 12.1 названного выше закона предусмотрел, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере (в редакции, действовавшей на дату возникновения правоотношений).
Особенности регулирования земельных отношений на территории Республики Крым законодательно закреплены в Законе Республики Крым № 38-ЗРК от 31 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» (далее – Закон № 38-ЗРК), статьей 1 которого определено, что правовую основу регулирования на территории Республики Крым земельных и имущественных отношений составляют нормы федерального законодательства с учетом особенностей, установленных настоящим Законом.
Частью 1 статьи 13 Закона № 38-ЗРК предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Согласно части 7 статьи 13 Закона № 38-ЗРК заявление о предоставлении земельного участка в порядке, установленном настоящей статьей, может быть подано не позднее 1 января 2021 года (на момент обращения истца с заявлением от 10.03.2016г. срок подачи такого заявления был установлено до 1 января 2017г.)
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Советом министров Республики Крым (часть 5 статьи 13 Закона № 38-ЗРК).
Постановлением Совета Министров Республики Крым № 313 от 02.09.2014 года утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее – Порядок № 313).
Пунктом 4 Порядка № 313 (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что завершение оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя», осуществляется на основании действующих решений органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21 марта 2014 года (далее - разрешение на разработку документации).
Требования к содержанию заявления, а также к прилагаемым к нему документам указаны в пунктах 6, 7 Порядка № 313.
Согласно пункту 8 Порядка 313 (в редакции на момент подачи истцом заявления), подача заявления с нарушением требований пунктов 6, 7 настоящего Порядка является основанием для возврата заявления о предоставлении земельного участка без рассмотрения в течение трех рабочих дней со дня его поступления.
Пунктом 9 Порядка №313 предусмотрено, что уполномоченный орган в течение пяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, направляет копию поступившего заявления о предоставлении земельного участка и копию приложенного к нему межевого плана (при наличии) на рассмотрение в органы государственной власти и органы местного самоуправления, перечень которых содержится в данном пункте.
Пунктом 10 Порядка № 313 оговорено, что органы, указанные в пункте 9 настоящего Порядка, в течение тридцати дней со дня направления запроса предоставляют соответствующие заключения в уполномоченный орган, а также иные сведения, запрашиваемые в соответствии с пунктом 9 настоящего Порядка. Информация на запрос представляется в течение десяти рабочих дней со дня его поступления.
Отсутствие сообщения со сведениями, указанными в пункте 10 настоящего Порядка, на тридцатый день со дня направления запроса, указанного в пункте 9 настоящего Порядка, влечет приостановление рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка до момента получения уполномоченным органом указанных сведений, но не более чем на 45 календарных дней (пункт 11 Порядка № 313).
В случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении земельного участка и получения положительных заключений от органов, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, уполномоченный орган в срок не более пяти рабочих дней со дня получения последнего заключения обеспечивает подачу в исполнительный орган государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета заявления и документов, необходимых для государственного кадастрового учета земельного участка (если кадастровый учет такого земельного участка ранее не был осуществлен) и (или) государственной регистрации права собственности Республики Крым или муниципального образования по месту расположения земельного участка (пункт 12.1 Порядка № 313).
Согласно пункту 13 Порядка № 313 (в редакции на момент подачи истцом заявления) при отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган не позднее 60 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка обеспечивает: 1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование); 2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); 3) изготовление копии представленного подлинника правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, проставление печати о погашении данного документа и возвращение его заявителю.
Пунктом 15 Порядка № 313 (в редакции на момент подачи истцом заявления) установлено, что решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка
Решением 4-ой сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от 30.03.2015 года № 37 утверждены Правила предоставления земельных участков в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – Правила № 37), которые закрепляют, в том числе, требования к заявлению о предоставлении земельного участка, устанавливают сроки рассмотрения такого заявления и полномочия органов местного самоуправления при рассмотрении заявления.
Согласно пункту 12 Правил № 37 решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта подготавливается Департаментом и издается главой администрации города Ялты в виде постановления.
При отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в порядке переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории муниципального образования городской округ Ялта Департамент обеспечивает: 1) принятие решения о предоставлении земельного участка (в случае если допустимо бесплатное предоставление земельного участка, а также в случае предоставления земельного участка в постоянное бессрочное пользование); 2) подготовку и подписание со своей стороны договора купли-продажи земельного участка (в случае если осуществляется продажа земельного участка), договора аренды земельного участка, договора безвозмездного срочного пользования земельным участком, соглашения об установлении сервитута (при приобретении соответствующего права); 3) проставление печати на предоставленных копиях и подлиннике правоустанавливающего документа на земельный участок о погашении и возвращении его заявителю (пункт 13 Правил № 37).
Решение о предоставлении земельного участка, продаже земельного участка оформляется и издается главой администрации города Ялты в виде постановления администрации города Ялты Республики Крым (пункт 15 Правил № 37)
Пунктом 16 Правил № 37 установлено, что решение о предоставлении земельного участка, решение об отказе в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка либо проект соответствующего договора (соглашения), а также подлинник правоустанавливающего (подтверждающего) документа на земельный участок, отмеченного печатью о погашении (при наличии), направляется заявителю не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении земельного участка.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что на ответчиках лежит обязанность по рассмотрению заявления истца о предоставлении в аренду земельного участка и направлению соответствующего документа не позднее 65 дней со дня поступления соответствующего заявления.
Материалами дела подтверждается, что ФИО2 обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду 10 марта 2016 года, которое должно было быть рассмотрено не позднее 65 дней с 10.03.2016г.
Постановление Администрации города Ялта № 167-п «О заключении договора аренды земельного участка по адресу: <адрес>, с гражданином ФИО2, в порядке завершения оформления прав» принято 20 января 2017 года.
Административное исковое заявление ФИО2 об оспаривании бездействия по не рассмотрению заявления административного истца от 10 марта 2016 год, подано в Ялтинский городской суд Республики Крым 31 августа 2021 года, что подтверждается штампом на первой странице иска, то есть за пределами срока, установленного статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 95 КАС РФ лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административный истец и в иске, и в письменных пояснениях ссылается на то, что им с марта 2016 года принимались меры к выяснению судьбы его заявления путем посещения специалистов ДИЗО Администрации г. Ялта в период с 2016 по 2019 год, а в 2020-2021 в телефонном режиме. Истец полагает, что, так как о бездействии ответчиков ему стало известно по телефону 20 июня 2021г., то срок общения в суд им не пропущен.
Суд апелляционной инстанции, оценив вышеуказанные доводы истца, считает, что истцом пропущен срок обращения в суд, при этом не указано уважительных причин для восстановления установленного законом срока на обжалование бездействия по не рассмотрению заявления, исходя из следующего.
В письменных пояснениях от 28.01.2022 года указано, что истец с 2016 года обращался в Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Симферополя Республики Крым с вопросами о результатах рассмотрения его заявления от 10.03.2016г. Вплоть до 20.06.2021г. сотрудники ДИЗО Администрации города Ялта по телефону заверяли истца о готовности проекта договора аренды земельного участка, из чего усматривается, что истцу было достоверно известно о том, что поданное им заявление не было возвращено, а напротив, по результатам его рассмотрения было принято решение о заключении с административным истцом договора аренды.
Каких-либо документальных доказательств того, что административный истец интересовался судьбой своего заявления с 10.03.2016г. по 31.08.2021г. (то есть на протяжении более пяти лет) суду не предоставлено, указанные в иске и пояснениях обстоятельства не свидетельствует о наличии препятствий и об отсутствии возможности для своевременного обращения в суд.
При этом, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что само по себе обращение в суд за защитой нарушенного права не является безусловным основанием для восстановления срока для обращения в суд. Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что с момента окончания установленного для рассмотрения заявления истца срока, до момента обращения в суд с данным иском, прошло более 4-хлет.
Кроме того, постановлением Администрации г. Ялты РК от 20.01.2017г. «О заключении договора аренды земельного участка по адресу: <адрес> с гражданином ФИО2, в порядке завершения оформления прав» постановлено заключить договор аренды с истцом на три года, тогда как истец с данным иском в суд обратился после истечения указанного срока.
При этом, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что при должной осмотрительности и добросовестном поведении, принимая во внимание сроки, установленные для рассмотрения заявления о предоставлении в аренду земельного участка в порядке завершения оформления прав, сроки реализации такого права, обязанность фактического землепользователя оформить право пользования земельным участком, истец должен был интересоваться судьбой своего заявления ранее, чем через 5 лет после его подачи.
Суд обращает внимание на то, что законодатель установил срок реализации конституционного права на обжалование бездействия (решения). Указанный срок установлен истцу для реализации его диспозитивного права на обращение в суд, которое реализуется в зависимости от его воли. Период, когда истец не может реализовать свое волеизъявление по причинам, не зависящим от него, подлежит исключению из процессуального срока, установленного законом, так как невозможность реализации своих прав по независящим от истца причинам является уважительной причиной пропуска процессуального срока.
Истцом не представлено суду доказательств невозможности реализации им права на обращение в суд с данным иском по независящим от него причинам. Объективных данных, свидетельствующих о невозможности истца в установленный срок обратиться в суд с данным иском не установлено.
С учётом изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции, установив отсутствие уважительных причин пропуска срока для обращения в суд, считает необходимым отказать истцу в восстановлении пропущенного процессуального срока, что является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Учитывая все изложенное, оснований для удовлетворения требований административного иска, не имеется,что свидетельствует о наличии оснований для отказа в удовлетворении административного иска в соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кроме того, судебная коллегия считает, что основания для признания незаконной бездеятельности по не рассмотрению заявления истца о предоставлении земельного участка в аренду отсутствуют, так как Администрацией города Ялта была выполнена обязанность по рассмотрению заявления истца с принятием соответствующего постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права, наличия уважительных причин его пропуска; административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании бездействия органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого бездействия нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Указанной совокупности обстоятельств по настоящему делу не установлено.
Судом апелляционной инстанции принято во внимание, что истец в административном иске ссылается на то, что он является собственником объекта недвижимого имущества – торгового павильона №, площадью 11,5 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании Свидетельства на право собственности № на торговый павильон №, выданного Исполнительным комитетом Ялтинского городского совета 12.10.1998г.
Согласно информации Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от 17.12.2021г. сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в ЕГР отсутствуют. Сведения о расположении на указанном земельном участке объектов недвижимого имущества в ЕГРН отсутствуют.
Принимая во внимание, что сторонами не оспаривался факт расположения на испрашиваемом истцом земельном участке такого объекта как торговый павильон №9, отсутствие доказательств направления истцу договора аренды не свидетельствует о том, что данным бездействием истцу были созданы препятствия в фактическом пользовании павильоном на данном земельном участке, в том числе на протяжении трех лет, с момента принятия постановления от 20.01.2017г. «О заключении договора аренды земельного участка по адресу: <адрес> с гражданином ФИО2, в порядке завершения оформления прав» (далее – Постановление №167-п от 20.01.2017г.).
Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности осуществляется органом местного самоуправления в пределах компетенции, в которую входит и установление срока предоставления земельного участка в аренду, тогда как суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления.
Понуждая Департамент имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта, решением суда от 07.10.2021г., подготовить, подписать и направить истцу договор аренды на основании Постановления №167-п от 20.01.2017г. суд первой инстанции не учел, что указанным Постановлением орган местного самоуправления дал согласие на заключение договора аренды с истцом только на три года.
Орган местного самоуправления при рассмотрении заявления истца о предоставлении в аренду земельного участка в пределах своих полномочий установил срок аренды земельного участка на 3 года. Кроме того, Пунктом 3 Постановления №167-п от 20.01.2017г. истец уполномочен в течении 6-ти месяцев, со дня принятия Постановления, обратиться в Госкомрегистр для регистрации права арены. Пунктом 5 указанного Постановления установлено, что в случае невыполнения истцом пункта 3 Постановления №167-п от 20.01.2017г., договор аренды считать незаключенным, настоящее постановление – утратившим силу.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что понуждение направить истцу договор аренды, по истечению срока аренды, установленного Постановлением №167-п, приведет к изменению волеизъявления собственника земельного участка в части установления срока аренды земельного участка.
Суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что при надлежащем исполнении всеми сторонами, в том числе истцом, Постановления №167-п срок действия аренды испрашиваемого земельного участка, установленный Постановлением №167-п от 20.01.2017г., на момент обращения истца с данным иском в суд уже истек.
Установленные судебной коллегией обстоятельства, имеющие юридическое значение по настоящему делу, не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора по существу.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права, и решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Решение суда, как не отвечающее положениям статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, подлежит отмене.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления, суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для отмены решения суда является нарушение или неправильное применение норм материального права.
Принимая во внимание установленные судебной коллегией обстоятельства, требования о признании незаконным бездействия ответчиков, а также возложении обязанности рассмотреть заявление ФИО2 о предоставлении земельного участка в аренду и заключить договор аренды, сочтены судом апелляционной инстанции такими, что заявлены с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины, вследствие чего не подлежат удовлетворению.
Учитывая вышеизложенное, решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 октября 2021 года по делу № 2а-3781/2021 подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований административного иска.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 07 октября 2021 года по административному делу № 2а-3781/2021 – отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Администрации города Ялта Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации города Ялта Республики Крым, о признании незаконным бездействия по не рассмотрению в установленном законом порядке заявления ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 59 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; о возложении обязанности по рассмотрению заявления ФИО2 о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером № площадью 59 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и понуждении заключить договор аренды - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвёртый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий судья Е.И. Холодная
Судьи О.В. Хожаинова
Л.А.-В. Юсупова