ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1145/19 от 30.01.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

по делу № 33а-1145/2019

30 января 2019 года г.Уфа

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Осетровой З.Х.

судей Мугиновой Р.Х.

Портновой Л.В.

при секретаре Рахматуллине И.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 октября 2018 года, которым постановлено:

Административное исковое заявление Акбашева Р.Т. удовлетворить.

Признать решение Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан от дата№... об отказе в выдаче Акбашеву Р.Т. разрешения на ввод объект (вторая очередь строительства), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №... расположенным по адресу: адрес, Стерлибашевский тракт, адресА в эксплуатацию незаконным и отменить.

Обязать Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан выдать Акбашеву Р. Т. разрешение на ввод объекта в эксплуатацию придорожного сервиса (вторая очередь строительства), расположенного на земельном участке с кадастровым номером №..., по адресу: адрес, Стерлибашевский тракт, адресА.

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Башкортостан ФИО9, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Акбашев Р.Т. обратился в Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан к главному архитектору Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан о признании незаконным решения и возложении обязанности совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца. Свои административные исковые требования мотивирует тем, что он, согласно выписке из ЕГРН от 12.12.2016 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., с разрешенным использованием: объект придорожного сервиса, расположенного по адресу: адрес

30.01.2018 года в Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан истцом было подано заявление о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.

Письмом Администрации от 05.02.2018 г. истцу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с тем, что по состоянию на 05.02.2018г. объект не завершен строительством, не получено письменного согласия от Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на размещение объекта придорожного сервиса.

03.09.2018г. истец повторно обратился в Администрацию с заявлением об устранении выявленных нарушений в части завершения объекта строительством. Письмом Администрации от 11.09.2018г. истцу отказано во вводе объекта в эксплуатацию в связи с тем, что не получено письменное согласие от ГКУ УДХ РБ на размещение объекта придорожного сервиса, а также не предоставлено положительное заключение негосударственной экспертизы в отношении проектной документации. Согласно решения Стерлитамакского городского суда от 09.11.2015 года получение технических условий от ГКУ УДХ РБ для строительства данного объекта не требуется.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Муллагулов Р.Р. просит решение суда отменить, принять новое об отказе в удовлетворении административных исковых требований, указывая на то, что согласно справке от дата№... и выписке из ЕГРН от дата№... сооружение дорожного транспорта протяженностью 82200 м является собственностью Республики Башкортостан, запись №... от дата, передано в оперативное управление ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан, запись №... от 09.06.2014

В соответствии с ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов.

В случае строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территориях которых планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов, либо, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществить на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района.

Исходя из условий указанной нормы, подлежащей применению: в случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, разрешение на строительство, а равно как и ввод в эксплуатацию, выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением.

В возражениях на апелляционную жалобу Акбашев Р.Т. указал, что доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являлись предметов рассмотрения в суде первой инстанции, а также не являлись основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно абз. 4 письма ГКУ УДХРБ от дата№..., имеющимся в материалах дела (приложение в административному исковому заявлению №...), объект планируется к строительству в границах населенного пункта и за пределами полосы постоянного отвода автомобильной дороги. Придорожные полосы на данном участке отсутствуют.

Вышеуказанный факт ответчиком не опровергнут ни в рамках настоящего дела, ни при рассмотрении Стерлитамакским городским судом Республики Башкортостан административного дела №..., решение по которому вступило в законную силу, предметом рассмотрения которого являлся незаконный отказ в выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса, являющимся объектом настоящего спора, в котором участвовали те же лица, в отношении которых установлены аналогичные обстоятельства.

Согласно выписки о правах, имеющейся в материалах дела, земельный участок с кадастровым №... расположен по адресу: адрес, то есть в границах населенного пункта и в силу пп. «С» п. 44 ч. 1 ст. 2 Закона Республики Башкортостан от дата№... «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в адрес» на территории муниципального района адрес соответственно.

В соответствии с п. 107 Постановления Правительства Республики Башкортостан от дата№... «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения» автодорога адрес (Идентификационный №... ОП М3 80Н-054) является автодорогой межмуниципального значения.

Частью 4 ст. 22 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определено, что в случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов.

Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 18.05.2015 № 368 утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по подготовке и выдаче разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию.

Согласно п. 1.2 положения настоящего Административного регламента распространяются на:

объекты капитального строительства, строительство, реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях ДВУХ И БОЛЕЕ муниципальных образований Республики Башкортостан (муниципальных районов, городских округов);

объекты капитального строительства дорожной деятельности, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований Республики Башкортостан (муниципальных районов, городских округов):

автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, а также частные автомобильные дороги;

инженерные коммуникации в границах^полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения;

пересечение и примыкание автомобильной дороги регионального или межмуниципального значения, в отношении которой планируется осуществить пересечение или примыкание;

объекты дорожного сервиса в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Следовательно, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору выдает разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также на ввод объектов в эксплуатацию в отношении объектов дорожного сервиса в границах полос отвода автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, строительство или реконструкцию которых планируется осуществлять на территориях двух и более муниципальных образований Республики Башкортостан (муниципальных районов, городских округов).

Кроме того, согласно п. 1.4. вышеуказанного нормативного правового акта положения настоящего Административного регламента не распространяются на случаи, при которых разрешение на строительство выдается иным уполномоченным органом или уполномоченной организацией в соответствии с частями 4, 5, пунктами 1 и 3 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В связи с тем, что спорный объект дорожного сервиса возведен на территории одного муниципального образования Республики Башкортостан (муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан) разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения данного земельного участка, то есть Администрацией муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан соответственно.

Кроме того, поскольку разрешение на строительство от 20.06.2017 № 02-RU03544000-38-2017 выдано Администрацией муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан, следовательно, адресовать заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию надлежит также в данный орган.

Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела в полном объеме, выслушав представителя Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан Комарова А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя истца Акбашева Р.Т. – Козлицкого С.В., полагавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Судом первой инстанции установлено, что согласно выписке из ЕГРН от 12.12.2016 г. Акбашев Р.Т. является собственником земельного участка с кадастровым номером №..., с разрешенным использованием: объект придорожного сервиса (объект розничной торговли и общественного питания), площадью 624 кв.м., расположенного по адресу: адрес тракт, адресА.

Согласно выписке из ЕГРН от 14.10.2016 г. Акбашев Р.Т. является собственником объекта придорожного сервиса (объект розничной торговли и общественного питания) (1 очередь), назначение: нежилое, площадь 19,3 кв.м., количество этажей: 1, расположенного по адресу: адрес.

20.06. 2017 года истцом получено разрешение главного архитектора Администрации муниципального района адрес РБ за №...- RU№... для возведения второй очереди объекта.

30.01.2018 года в Администрацию муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан истцом было подано заявление о выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Письмом Администрации от 05.02.2018 г. истцу отказано в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в связи с тем, что по состоянию на 05.02.2018г. объект не завершен строительством, не получено письменного согласия от Государственного казенного учреждения Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на размещение объекта придорожного сервиса.

03.09.2018г. истец повторно обратился в Администрацию с заявлением об устранении выявленных нарушений в части завершения объекта строительством.

Письмом Администрации от 11.09.2018г. истцу отказано во вводе объекта в эксплуатацию в связи с тем, что не получено письменное согласие от ГКУ УДХ РБ на размещение объекта придорожного сервиса, а также не предоставлено положительное заключение негосударственной экспертизы в отношении проектной документации.

В соответствии с письмом Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ от 17.08.2015 года №04/2978 на имя Акбашева Р.Т. установлено, пунктом 1 ст.26 ФЗ РФ от 08.11.2007г. №257-ФЗ предусмотрено установление придорожных полос только для автомобильных дорог за пределами населенных пунктов. В результате рассмотрения представленных документов и сопоставления их с проектом организации дорожного движения по автомобильной дороге Стерлитамак-Стерлибашево-Федоровка определено, что торговый комплекс планируется к строительству в границах населенного пункта и за пределами полосы постоянного отвода автомобильной дороги. Придорожные полосы на данном участке отсутствуют. ФЗ РФ от 08.11.2007г. №257-ФЗ не предусмотрено наличие письменного согласия владельца автомобильной дороги при размещении объекта дорожного сервиса за пределами полосы постоянного отвода дороги (при отсутствии придорожных полос) без присоединения данного объекта к дороге. При присоединении торгового комплекса к второстепенной дороге (улице населенного пункта) письменное согласие ГКУ УДХ РБ, содержащее технические условия, не требуется.

Согласно сообщению Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ от дата№... на имя главы администрации муниципального района адрес РБ установлено, что получение технических условий от ГКУ Управления дорожного хозяйства РБ при выдаче разрешения на строительство объекта дорожного сервиса (РБ, адрес) не требуется, отказ Администрации в выдаче разрешения на строительство объекта на основании отсутствия технических условий от ГКУ Управления дорожного хозяйства РБ противоречит законодательству о градостроительной деятельности и является незаконным.

Удовлетворяя требования Акбашева Р.Т., суд первой инстанции исходил из того, что законодательством не предусмотрено такого основания, как предоставление письменного согласия от ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на размещение объекта, для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства.

Данный факт подтверждается решением Стерлитамакского городского суда от 09.11.2015 года, вступившим в законную силу 15.12.2015 года, письмами Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству ГКУ Управление дорожного хозяйства РБ.

Кроме того суд пришел к выводу, что согласие в письменной форме владельца автомобильной дороги на строительство объекта дорожного сервиса не требуется, т.к. придорожные полосы в границах населенных пунктов не устанавливаются.

Ответчиком Сафиным А.И. к отзыву приложены фото, датированные 02.02.2018г., на которых, по его словам, расположена возведенная истцом автомойка. Из данных фото не представляется возможным определить адрес нахождения строения, его месторасположение, целевое использование, собственника объекта. Вместе с тем, иных доказательств строительства автомойки Акбашевым Р.Т. суду не представлено, в связи с чем, требование Администрации о предоставлении положительного заключения негосударственной экспертизы в отношении проектной документации является не законным.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ объектом капитального строительства считается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

Строительство объектов капитального строительства, по общему правилу, осуществляются на основании разрешения на строительство (часть 2 статьи 51 ГрК РФ).

По правилам части 17 статьи 51 ГрК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности; строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других); строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования; изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; капитального ремонта объектов капитального строительства; строительства, реконструкции буровых скважин.

Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ.

Из системного толкования вышеуказанных норм следует, что выдача разрешения на строительство должна предшествовать моменту начала строительства. Застройщик вправе приступить к осуществлению строительных работ только при условии получения разрешения на строительство. Осуществление строительной деятельности без разрешения, полученного в установленном законом порядке, действующим законодательством не допускается.

В соответствии с частью 2 статьи 48 ГрК РФ получению разрешения на строительство предшествует подготовка проектной документации, которая представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация должна осуществляться на основании результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка, в соответствии с требованиями технических регламентов, техническими условиями, разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (часть 11 статьи 48 ГрК РФ).

Судом апелляционной инстанции установлено, что решением Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 октября 2018 г. установлен незаконным отказ Администрации муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан об отказе в выдаче Акбашеву Р.Т. разрешения на строительство объекта капитального строительства – объекта дорожного сервиса, литер А, холодный склад.

Из фотоснимков, представленных сторонами в судебное заседание суда апелляционной инстанции усматривается, что на спорном объекте капитального строительства существуют 6 подъемных ворот, по внешним признакам объект представляет собой автомобильную мойку на 6 постов.

Частью 1 статьи 49 ГрК РФ установлено, что проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 этой же статьи.

Согласно пункту 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ экспертиза не проводится в отношении проектной документации отдельно стоящих объектов капитального строительства с количеством этажей не более чем два, общая площадь которых составляет не более чем 1500 квадратных метров, которые предназначены для осуществления производственной деятельности и для которых не требуется установление санитарно-защитных зон или для которых в пределах границ земельных участков, на которых расположены такие объекты, установлены санитарно-защитные зоны или требуется установление таких зон, за исключением объектов, которые в соответствии со статьей 48.1 ГрК РФ являются особо опасными, технически сложными или уникальными объектами.

Поскольку судебной коллегией установлено, что построенный объект капитального строительства по внешним признакам представляет собой автомобильную мойку на 6 постов, в силу положений пункта 16 раздела 7.1.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 должна быть обеспечена стометровая санитарно-защитная зона.

В соответствии с пунктом 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования.

В силу пункта 3.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекты для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, до ее внешней границы в заданном направлении.

Поскольку спорный объект является отдельно стоящим зданием, предназначен для осуществления производственной деятельности и для него требуется установление санитарно-защитной зоны, но сведения о том, что размеры санитарно-защитной зоны объекта установлены в пределах земельного участка, предназначенного для размещения этого объекта, отсутствуют, судебная коллегия приходит к выводу, что рассматриваемый объект капитального строительства не подпадает под исключение, установленное пунктом 5 части 2 статьи 49 ГрК РФ, то есть не является объектом, для которого не требуется проведение экспертизы проектной документации.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 октября 2018 г. с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Акбашева Р.Т.

Руководствуясь ст. ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 19 октября 2018 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 о признании решения Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан, выраженное в письме от дата№... - незаконным и нарушающим права, свободы и законные интересы ФИО1; возложении на Администрацию муниципального района адрес Республики Башкортостан обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов ФИО1 путем, выдачи разрешения на ввод объекта придорожного сервиса (вторая очередь строительства), расположенного на земельном участке с кадастровым №..., по адресу: адрес» в эксплуатацию - отказать.

председательствующий Осетрова З.Х.

судьи Мугинова Р.Х.

ФИО2

Справка: судья Максютов Р.З.