ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11488/2021 от 18.01.2022 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело №33а-31/2022

(33а-11488/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

18 января 2022 года г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Кагитиной И.В.,

судей – Мостовенко Н.Р., Тимофеевой А.А.,

с участием секретаря судебного заседания – Савочкиной С.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, Главе Администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым ФИО3, заинтересованные лица – Песчановский сельский совет Бахчисарайского района Республики Крым, Отдел по вопросам архитектуры, градостроительства, земельных и имущественных отношений, капитального строительства и наружной рекламы Администрации Бахчисарайского района Республики Крым, о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО4 на решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2021 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.

Заслушав доклад судьи Кагитиной И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

установила:

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором с учетом заявления об изменении предмета иска от 06 августа 2021 года просят:

- признать незаконным действия Администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, выразившиеся в отказе (письмо от 10 марта 2021 года № 02-31/339) в совершении предписанных законом действий по подготовке и направлению в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 18862+/-48 кв.м и изменению вида разрешенного использования с «сельскохозяйственное использование» (код 1.0) на вид разрешенного использования «ведение садоводства» (код 13.2);

- обязать Администрацию Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым подготовить и направить в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 18862+/-48 кв.м, в границы населенного пункта — село Береговое Бахчисарайского района Республики Крым, а также о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка «с сельскохозяйственное использование» (код 1.0) на вид разрешенного использование «ведение садоводства» (код 13.2).

Требования мотивированы тем, что 07 октября 2019 года административные истцы обратились в адрес административного ответчика с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Кроме того, аналогичное заявление было направлено в администрацию Бахчисарайского района Республики Крым. 16 октября 2019 года по результатам рассмотрения заявления поступили ответы, которые были обжалованы в судебном порядке. Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22 июня 2020 года по административному делу № 2а-2272/2019 (2а-360/2020) признано незаконным бездействие Администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, выразившееся в нерассмотрении заявления ФИО2, ФИО1 от 07 октября 2019 года, возложена обязанность повторно рассмотреть указанное заявление. По результатам повторного рассмотрения заявления административным ответчиком в адрес истцов было направлено письмо от 10 марта 2021 года № 02-31/339, согласно которому заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта вновь по существу не рассмотрено. Данные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.

Решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2021 года отказано в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2

Не согласившись с указанным решением, представитель административных истцов ФИО4 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2021 года и принять по делу новое решение об удовлетворении административного искового заявления. Апелляционная жалоба мотивирована тем, что административные истцы обратились с заявлением о включении земельного участка в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования, что регулируется Федеральным законом «О введении в действие градостроительного кодекса Российской Федерации», а не с заявлением о внесении изменений в документы территориального планирования в Правила землепользования и застройки городских, сельских поселений Бахчисарайского района Крым. Процедура принятия решения включает в себя направление органом местного самоуправления в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации указанного заявления, предоставление заключения о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта, о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка, а также заключения о результатах публичных слушаний, проведенных по данным вопросам. В случае изменения исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации границы населенного пункта, путем включения земельного участка в границу населенного пункта или исключения земельных участков из границы населенного пункта, при наличии генеральных планов, схем территориального планирования, вносятся соответствующие изменения не реже одного раза в год. В противоречие указанным нормам, должностными лицами ответчика по результатам рассмотрения заявления административных истцов не подготовлено заключение о возможности и целесообразности включения в границы населенного пункта с. Береговое Бахчисарайского района Республики Крым, земельного участка с кадастровым номером и не направлено в Совет министров Республики Крым (Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым) заявление истцов.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

От представителя ФИО1, ФИО2 – ФИО4 поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административных истцов, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

ВрИО Главы Администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым ФИО5 также подано ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации поселения, просит принять решение в соответствии с действующим законодательством.

Судебная коллегия, руководствуясь положениями части 2 статьи 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 и ФИО2 являются собственниками земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, площадью 194 844,46 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: сельскохозяйственное использование.

07 октября 2019 года ФИО2 и ФИО1 обратились в Администрацию Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым с заявлениями о включении земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта и об изменении вида разрешенного использования вышеуказанного земельного участка. Данным заявлениям присвоены входящие номера 02-27/20.

В данных заявлениях заявители указали, что согласно Правил землепользования и застройки Песчановского сельского полселения Бахчисарайского района, утвержденных решением Бахчисарайского районного совета Республики Крым от 05 марта 2019 года № 829, земельный участок с кадастровым номером располагается в зоне СХ-3 (зона садово-дачной застройки). При этом в соответствии с экспертным заключением по результатам агрохимического, эколого-токсилогического обследования почв, выполненных ФГУБ «Центр агрохимической службы «Крымский» от 25 июня 2018 года № 115-К - земельный участок характеризуется на низком уровне балла плодородия, относительно общих показателей почвенного плодородия Бахчисарайского района, что свидетельствует о нерациональном использовании под сельскохозяйственное производство. Земельный участок изысканий является нерентабельным под использование в сельскохозяйственном производстве. Заявители просили включить в границы села Береговое Бахчисарайского района Республики Крым, а также изменить вид разрешенного использования земельного участка с «сельскохозяйственное использование» на «ведение садоводства».

По результатам рассмотрения вышеуказанных заявлений Администрацией Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым даны ответы от 16 октября 2019 года № 02-28/2118 и № 02-28/2119, из содержания которых следует, что в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», утверждение документов территориального планирования и Правил землепользования и застройки городских, сельских поселений Бахчисарайского района Республики Крым, с учетом части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ относится к исключительной компетенции соответствующего органа местного самоуправления муниципального района - Администрации Бахчисарайского района Республики Крым. Указано, что в соответствии с Планом устранения неурегулированных вопросов обозначенных в материалах в виде карт по несогласованным вопросам, в утвержденных документах территориального планирования муниципальных образований Республики Крым Администрации Бахчисарайского района Республики Крым установлен срок утверждения проектов изменений в генеральные планы поселений Бахчисарайского района Республики Крым не позднее 15 сентября 2019 года, однако работы по устранению неурегулированных вопросов по состоянию на 15 октября 2019 года не завершены. В связи с чем, внесение изменений в Генеральный план муниципального образования и в Правила землепользования и застройки Песчановского сельского поселения в части изменения функциональной зоны на земельном участке с кадастровым номером с зоны СХ-1 на СХ-3 не представляется возможным в связи с отсутствием соответствующей компетенции. Разъяснено право на обращение в комиссию по подготовке предложений о внесении изменений в генеральные планы и правила землепользования и застройки сельских поселений Бахчисарайского района, утвержденной постановлением Главы Администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 01 июля 2019 года , с вопросом о внесении ш границы населенного пункта земельного участка и изменении зоны относительно земельного участка с кадастровым номером .

Вступившим в законную силу решением Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 22 июня 2020 года по административному делу № 2а-360/2020 административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворено. Признано незаконным бездействие Администрации Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, выразившееся в не рассмотрении заявления ФИО2 от 7 октября 2019 года о включении земельного участка в границы населенного пункта и об изменении вида разрешённого использования земельного участка. Возложена на Администрацию Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым обязанность повторно рассмотреть заявления ФИО2, ФИО1 от 07 октября 2019 года о включении земельного участка в границы населённого пункта и об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Повторно рассмотрев заявление ФИО1 и ФИО2 о включении земельного участка с кадастровым номером в границы населенного пункта с. Береговое Бахчисарайского района и изменении вида разрешенного использования данного участка с сельскохозяйственного использования (код 1.0) на ведение садоводства (код 13.2), Администрация Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым письмом от 10 марта 2021 года исх. № 02-31/339 сообщила заявителям, что в связи с утверждением Генерального плана Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым с картами разногласий, генеральные планы корректируются в части несогласованных вопросов с Министерством сельского хозяйства Республики Крым. Указано, что несогласованность вопросов вызвана исполнением пункта 1 Распоряжения Главы Республики Крым от 05 ноября 2019 года №562-рг «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений», а именно запретом изменения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку. В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утвержденным Приказом Министерства экономического развития российской Федерации от 01 сентября 2014 года №540), заявителям принадлежит земельный участок сельскохозяйственного использования. Сельскохозяйственное использование (код 1.0) включает в себя содержание видов разрешенного использования с кодами 1.1 – 1.20, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. Заявители запрашивают изменение имеющегося вида использования земельного участка на ведение садоводства (код 13.2). Код Классификатора 13.2 – ведение садоводства, предусматривает осуществление отдыха и (или) выращивание гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур: размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1 хозяйственных построек и гаражей. Код Классификатора 2.1 – для индивидуального жилищного строительства, предусматривает размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три) высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек. Учитывая изложенное, администрация поселения законодательно лишена возможности удовлетворить заявление в полном объеме.

Принимая решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления ФИО1, ФИО2

Суд апелляционной инстанции соглашается с данными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Исходя из положений пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе: земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1); земли населенных пунктов (подпункт 2).

Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).

Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в статье 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в статье 37 указанного Кодекса.

Исходя из положений частей 1, 2 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые являются составной частью правил землепользования и застройки.

В соответствии с положениями статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.

В правилах землепользования и застройки устанавливаются территориальные зоны и градостроительные регламенты, предусматривающие соответствующие виды разрешенного использования земельных участков.

В силу пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Пунктами 1, 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

На основании пункта 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке.

Таким образом, для вышеуказанных земель установлен особый правовой режим, имеющий цель охраны указанных земель и недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота, осуществления на таких землях застройки.

Согласно части 10 статьи 35 и части 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, зоны сельскохозяйственного использования (в том числе зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.

С учетом изложенного и применительно к положениям пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию – «земли населенных пунктов».

Таким образом, системное толкование вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, в том числе отнесенных к категории «земли сельскохозяйственного назначения», не допускается без изменения категории земельного участка.

Согласно статье 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, закрытый перечень которых указан в части первой названной статьи, в том числе в случаях, связанных с установлением или изменением черты населенных пунктов.

Частью 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) установлено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

В соответствии с частью 4 вышеназванной статьи орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, физическое или юридическое лицо, заинтересованные во включении земельного участка в границы населенного пункта либо в исключении земельного участка из границ населенного пункта, направляет в орган местного самоуправления городского округа или поселения, на территориях которых находится населенный пункт, а в случае, если земельный участок расположен на межселенной территории, в орган местного самоуправления муниципального района мотивированное заявление о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка. К указанному заявлению прилагается кадастровый паспорт земельного участка, включаемого в границы населенного пункта, либо земельного участка, исключаемого из границ населенного пункта, а также копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица. Физические или юридические лица представляют также правоустанавливающие документы на земельные участки, включаемые в границы населенного пункта, либо на земельные участки, исключаемые из границ населенного пункта. Требовать представления иных документов, за исключением документов, предусмотренных настоящей частью, не допускается.

Орган местного самоуправления в течение сорока пяти дней с даты поступления указанного в части 4 настоящей статьи заявления подготавливает и направляет в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка в случае, если это указано в данном заявлении (пункт 1 части 5 статьи 4.1 Федерального закона № 191-ФЗ).

При этом, если не требуется предусмотренное частью 14 статьи 4.1 Закона N 191-ФЗ согласование с федеральными органами государственной власти, в установленный частью 18 названной статьи срок исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о включении земельного участка в границу населенного пункта либо об исключении земельного участка из границы населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка или отказывает в принятии решения.

Как установлено из информации Главы Администрации Песчановсого сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым ФИО3 от 28 июля 2021 года №02-16/1166, Генеральный план Песчановского сельского поселения Бахчисарайского района Республики Крым, утвержден решением 79 сессии 1 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым № 780 от 06 декабря 2018 года (далее - Генеральный план) с картами разногласий.

Правила землепользования и застройки муниципального образования Песчановское сельское поселение Бахчисарайского района Республики Крым, утверждены решением 24 сессии 2 созыва Бахчисарайского районного совета Республики Крым № 265 от 15 февраля 2021 года (далее - ПЗЗ).

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью 18862+/- 48 кв.м, на текущую дату согласно утвержденного ПЗЗ, расположен в зоне сельскохозяйственного назначения (СХ-1). При этом процедура по внесению изменений в ПЗЗ, проводится после утверждения Генерального плана. На текущую дату, согласно утвержденного Генерального плана и ПЗЗ испрашиваемый земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, за границами населенного пункта.

Дополнительно сообщает, что на текущий момент, ведутся работы по корректировке Генерального плана Песчановского сельского поселения. В части вышеуказанного земельного участка, рассматривается вопрос о включении его в границы населенного пункта с. Береговое Песчановского сельского поселения, при условии проведения собственниками земельного участка необходимой процедуры по предоставлению документов в отдел по вопросам архитектуры и градостроительства Бахчисарайской районной Администрации Республики Крым в комиссию по разработке Генеральных планов и ПЗЗ.

Доводит до сведения, что в соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации утверждение документов территориального планирования и Правил землепользования и застройки городских, сельских, поселений Бахчисарайского района Республики Крым, с учетом части 4 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ относится исключительно к компетенции соответствующего органа местного самоуправления муниципального района, а именно Администрации Бахчисарайского района Республики Крым.

Принимая во внимание изложенное, с учетом фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу о том, что требования административных истцов сводятся к изменению границ населенного пункта, с изменением категории земли и вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , отнесенного к категории «земли сельскохозяйственного назначения». При этом, административный ответчик, рассмотрев в пределах представленных полномочий заявления административных истцов о включении спорного земельного участка в границы населенного пункта и изменении его вида разрешенного использования, предоставил соответствующий ответ, оформленный письмом от 10 марта 2021 года № 02-31/339, в связи с чем судом первой инстанции правомерно не установлено оснований для признания незаконными действий административного ответчика при выполнении предписанных законом мероприятий по подготовке и направлению в орган исполнительной власти заключения о возможности и целесообразности включения вышеуказанного земельного участка в границы населенного пункта.

При этом судебная коллегия обращает внимание, что положениями части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ), на которую ссылаются административные истцы, установлено, что в случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Административными истцами не представлено доказательств наличия необходимости изменения вида разрешенного использования земельного участка, имеющего категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и относящегося к землям сельскохозяйственных угодий, с учетом установленного особого правового режима указанных земель и недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота, осуществления на таких землях застройки.

Распоряжением Главы Республики Крым от 05 ноября 2019 года №562-рг «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» установлен запрет изменения видов разрешенного использования земельных участков, относящихся к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения на виды использования, предусматривающие жилую застройку.

В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право граждан, организаций, иных лиц обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4).

Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Наряду с этим обязанность доказывания обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

При установленных в настоящем деле обстоятельствах в рамках заявленных исковых требований, судебная коллегия приходит к выводу, что административными истцами не доказано, что обжалуемые действия административного ответчика нарушают их права, свободы и законные интересы.

При этом, поскольку в соответствии с положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов не установлено, требования административных истцов в части возложения обязанности на административного ответчика совершить определенные действия также правомерно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Ссылка в апелляционной жалобе на иную судебную практику не может быть принята во внимание, поскольку судебные акты по указанным подателем апелляционной жалобы делам не имеют преюдициального значения для настоящего дела, касаются иных фактических обстоятельств.

По сути, доводы апелляционной жалобы, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым

определила:

решение Бахчисарайского районного суда Республики Крым от 09 сентября 2021 года без изменения, апелляционную жалобу представителя административных истцов ФИО1, ФИО2 – ФИО4 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.

Председательствующий судья: И.В. Кагитина

Судья: Н.Р. Мостовенко

Судья: А.А. Тимофеева