Советский районный суд г. Махачкалы судья ФИО1 И.М.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 февраля 2019 года по делу N 33а-1148/2019, г. Махачкала
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Хираева Ш. М.,
судей Гончарова И. А. и Джарулаева А.-Н. К.,
при секретаре Таджибовой Э. Р.,
рассмотрев апелляционные жалобы представителя администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО1, представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы ФИО2 и старшего помощника прокурора г. Махачкалы Хадисова Ш. Х. на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 6 декабря 2018 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление ЖСК «Прогресс» к администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление Архитектуры и градостроительства г. Махачкала» удовлетворить.
Восстановить ЖСК «Прогресс» срок подачи административного иска.
Признать незаконным постановление Администрации ГОсВД « город Махачкала» от 9 февраля 2018 года № 121 «Об отмене постановления Администрации ГОсВД « город Махачкала» от 23.11.2017 г. №1956.
Признать незаконным приказ Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 09.04.2018 г. №40 об аннулировании разрешения на строительство от 15.01.2018 г. № 05-308-002-2018.
Признать незаконным приказ МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкала» от 09.04.2018 г. № 38 «О признании градостроительного плана земельного участка недействительным».
Заслушав доклад судьи Гончарова И. А., объяснения представителя административного ответчика ФИО3, прокурора Мисриханова М. Н., представителя административного истца ФИО4, судебная коллегия
установила:
ЖСК «Прогресс» обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации ГОсВД «город Махачкала» и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» о признании незаконными: Постановления Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 09.02.2018 г. № 121 «Об отмене постановления Администрации г. Махачкалы от 23.11.2017 г. № 1956; приказа Администрации г. Махачкалы от 09.04.2018 г. № 40 «Об аннулировании разрешения на строительство от 15.01.2018 г. № 05-308-002-2018»; приказа МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 09.04.2018 г. № 38 «О признании градостроительного плана земельного участка недействительным.
В обоснование иска указано, что ФИО5, учредителю ЖСК «Прогресс», на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.07.2017 г. принадлежит земельный участок площадью 306 кв. м., с кадастровым номером 05:40:000060:10540, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под многоэтажную жилую постройку, расположенный по адресу: <...> в районе магазина «Аризона».
Постановлением администрации ГОсВД «город Махачкала» от 23.11.2017 г. № 1956 постановлено: «ЖСК «Прогресс» ИНН <***> согласовать в установленном порядке с Управлением архитектуры и градостроительства г. Махачкалы проектирование и строительство 7-ми этажного многоквартирного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом, в соответствии с градостроительными нормами и правилами, на собственном земельном участке площадью 693 кв. м., с кадастровыми номерами 05:40:000060:10540 и 05:40:000060:664, расположенном по адресу: <...>».
На основании указанного постановления Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы выдан ЖСК «Прогресс» градостроительный план земельного участка и разрешение на строительство № 05-308-002-2018 от 15.01.2018 г., строительство дома началось после выдачи указанных документов.
Советским районным судом г. Махачкалы 6 декабря 2018 года вынесено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционных жалобах представители административных ответчиков администрации ГОсВД «город Махачкала», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы» и представитель заинтересованного лица старший помощник прокурора г. Махачкалы Хадисов просят решение суда отменить, ссылаясь на то, что в порядке самоконтроля администрация вправе отменять ранее принятые постановления, распоряжения, приказы. Основания для этого имелись, это – протест прокурора г. Махачкалы об отмене разрешения на строительство жилого дома, выданное ЖСК «Прогресс».
Извещённый в надлежащем порядке представитель Администрации ГОсВД «город Махачкала» в судебное заседание не явился и причин неявки суду не сообщил, в связи с чем, дело рассмотрено без его участия.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб, выслушав явившихся представителей сторон и заинтересованного лица, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч.2 ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:
В силу ч. 3 этой статьи неправильным применением норм материального права являются:
Судебной коллегией не установлено оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в поряди подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что постановлением Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 9 февраля 2018 года № 121 «Об отмене постановления Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 23.11.2017 г. №1956» отменено постановление Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 23.11.2017 г. №1956 «О согласовании ЖСК «Прогресс» проектирования и строительства 7 – этажного многоквартирного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом по проспекту ФИО7 9-а города Махачкалы».
Приказом Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 09.04.2018 г. №40 аннулировано разрешения на строительство от 15.01.2018 г. № 05-308-002-2018, выданное ЖСК «Прогресс».
Приказом МКУ «Управление архитектуры и градостроительства г. Махачкала» от 09.04.2018 г. № 38 признан недействительным градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...>.
Основанием для принятия указанных постановления и приказов явился протест прокуратуры г. Махачкалы № 02-06/02-2018 от 01.04.2018 г. и ст. 48 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которой органы местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменять ранее принятые постановления, распоряжения, приказы.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что указанные основания не являются достаточными для отмены ранее вынесенных в отношении ЖСК «Прогресс» постановления и приказов, что основания для отмены разрешения на строительство предусмотрены ст. 51 частью 21.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а представление прокурора является лишь мерой прокурорского реагирования, которое должно быть рассмотрено и о принятых мерах сообщено прокурору, что протест не влечет безусловную отмену администрацией ГОсВД «город Махачкала» ранее изданных ею приказов.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Часть 1 статьи 48 указанного Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта.
По смыслу ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федераций! муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Исходя из содержания данной нормы орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.
Таким образом, обязанность доказывания наличия оснований для отмены принятого ранее распоряжения возлагается в силу указанных норм и требований ст.ст. 62, 218 КАС РФ на муниципальный орган.
Как следует из материалов дела, учредителю ЖСК «Прогресс» ФИО5 на основании договора купли-продажи земельного участка от 08.07.2017 г. принадлежит земельный участок площадью 306 кв. м., с кадастровым номером 05:40:000060:10540, категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования под многоэтажную жилую постройку, расположенный по адресу: <...> в районе магазина «Аризона».
Также, 24.01.2018 г. ФИО6 выдана доверенность ЖСК «Прогресс» на ведение строительства и введение в эксплуатацию 7-этажного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом на принадлежащем ему на праве собственности земельном участке, расположенном по адресу: <...>.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности 05-АА 407820 от 06.06.2011 г. ФИО6 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 387 кв.м., с кадастровым номером 05:40:000060:664, категория земель: земли населенных пунктов - под строящимся административно-торговым зданием, расположенный по адресу: <...>.
Позднее, постановлением администрации ГОсВД «город Махачкала» от 23.11.20ЦТ г. № 1956 постановлено: ЖСК «Прогресс» ИНН <***> согласовать в установленном порядке с Управлением архитектуры и градостроительства г. Махачкалы проектирование и строительство 7-ми этажного многоквартирного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом, в соответствии с градостроительными нормами и правилами, на земельных участках общей площадью 693 кв. м., с кадастровыми номерами 05:40:000060:664 и 05:40:000060:10540, расположенных по адресу: <...>.
В соответствии с указанным постановлением и заявлением ЖСК «Прогресс» от 27.09.2017 г. № 51.01-21018/17 Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы подготовлен градостроительный план земельного участка от 24.11.2017 г. № 05-308:000-1633. Также управлением по вопросам координации капитального строительства Администрации г. Махачкалы ЖСК «Прогресс» выдано разрешение на строительство № 05-308-002-2018 от 15.01.2018 г.
Строительство дома началось 15.01.2018 г. после выдачи указанных документов.
Согласно акту проверки Управления Госстройнадзора Министерства строительства, архитектуры и ЖКХ РД № 000076 от 02.03.2018 г. строительство объекта «7-этажный жилой дом с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом» по адресу: <...>, ведется на основании разрешения на строительство, отклонений от требований проектной документации не выявлено, качество выполненных работ соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации.
В ходе рассмотрения дела по существу судом первой инстанции установлено, что впоследствии Постановлением Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 09.02.2018 г. № 121 отменено Постановление Администрации г. Махачкалы от 23.11.2017 г. № 1956 «О согласовании ЖСК "Прогресс" проектирования и строительства 7-ми этажного многоквартирного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже и подземным паркингом по пр-ту ФИО7, 9-а города Махачкалы»; приказом начальника Управления по вопросам координации капитального строительства Администрации г. Махачкалы от 09.04.2018 г. № 40 разрешение на строительство от 15.01.2018 г. № 05-308-002-2018 аннулировано; приказом врио начальника Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы от 09.04.2018 г. № 38 градостроительный план земельного участка от 24.11.2017 г. № 05-308:000-1633 признан недействительным.
В качестве основания для признания недействительным градостроительного плана земельного участка от 24.11.2017 г. № 05-308:000-1633 в приказе от 09.04.2018 г. № 38 указан протест Прокуратуры г. Махачкалы от 01.04.2018 г. № 02-06/02-2018 г.
Данный приказ послужил основанием для вынесения приказа от 09.04.2018 г. № 40, а постановление Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 09.02.2018 г. № 121 отменено со ссылкой на Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Устав ГОсВД «город Махачкала» и на основании протеста прокуратуры г. Махачкалы от 24.01.2018 г. № 02-06/02-2018. Однако в материалах административного дела не имеется и сторонами по делу суду не представлен указанный протест прокуратуры г. Махачкалы от 24.01.2018 г. № 02-06/02-2018 г.
Как было указано выше, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт, в случае несоответствия его требованиям законодательства.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 26.05.2011 N 739-0-0, положение части 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля ш соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органом местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Из оспариваемых ЖСК «Прогресс» постановления Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 09.02.2018 г. № 121, приказа начальника Управления по вопросам координации капитального строительства Администрации г. Махачкалы от 09.04.2018 г. № 40 и приказа врио начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы от 09.04.2018 г. № 38 следует, что постановление Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 23.11.2017 г. № 1956 отменено, градостроительный план земельного участка № 05-308:000-1633 признан недействительным, а разрешение на строительство от 15.01.2018 г. № 05-308-002-2018 аннулировано, вместе с тем, основания для их отмены не указаны. Оспариваемое постановление и приказы не содержат ссылок на конкретные основания и фактические обстоятельства, по которым они были вынесены, не приведены доказательства их несоответствия закону.
Содержащаяся в оспариваемых приказах ссылка на протест прокуратуры г., Махачкалы № 02-06/02-2018 от 01.04.2018 г. не свидетельствуют о наличии безусловных оснований для признания недействительным градостроительного плана и разрешения на строительство.
Согласно ч.ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 № «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Из системного анализа приведенных выше норм следует, что законодатель возлагает на лицо, принявшее опротестовываемый прокурором акт, обязанность по отмене или изменению этого акта. Данному лицу в силу требований закона необходимо рассмотреть поступивший протест в десятидневный срок и сообщить о результатах рассмотрения прокурору в письменной форме.
В рассматриваемом случае Администрация ГОсВД «город Махачкала» и Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Махачкалы, издали постановление об отмене муниципального акта и приказ о признании недействительным градостроительного плана, однако не указали в них конкретные мотивы и обоснования их издания и вынесения.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены щ сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч. 11 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Доводы представителя прокуратуры г. Махачкалы о том, что при проведении проверки законности выдачи Управлением по вопросам координации капитального строительства г. Махачкалы ЖСК «Прогресс» разрешения от 15 января 2018 года № 05-308-002-2018 на строительство 7-ми этажного многоквартирного жилого дома с торговыми площадями на первом этаже установлено, что разрешение выдано с нарушением градостроительного законодательства, суд первой инстанции признал необоснованными и не состоятельными, поскольку они не мотивированы, доказательств в подтверждение своих выводов изложенных в протесте, представитель прокуратуры суду не представил.
Представитель прокуратуры не представил суду первой инстанции письменные доказательства, на основании которых он пришел к выводу о незаконности изданного Управлением разрешения на строительство указанного объекта недвижимости.
Более того, истцом уже достроен первый этаж данного объекта, что также может повлечь неблагоприятные последствия для истца в случае отзыва разрешения на строительство.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемые ЖСК «Прогресс» постановление Администрации ГОсВД «город Махачкала» от 09.02.2018 г. № 121, приказ начальника Управления по вопросам координации капитального строительства Администрации г. Махачкалы от 09.04.2018 г. № 40 и приказ врио начальника Управления архитектуры и градостроительства г. Махачкалы от 09.04.2018 г. № 38, следует признать незаконными, как несоответствующие Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также нарушающие права и законные интересы административного истца.
Доводы апелляционных жалоб о том, что, отменяя принятые акты, Администрация ГОсВД «город Махачкала», а также МКУ «Управление архитектуры и градостроительства» г. Махачкалы не должны были мотивировать это, так как в протесте прокурора подробно изложены основания для отмены, судебная коллегия считает необоснованными. Эти доводы являлись предметом проверки судом первой инстанции, им дана правовая оценка, и они обоснованно отвергнуты.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 6 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя администрации ГОсВД «город Махачкала» по доверенности ФИО1, представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы ФИО2 и старшего помощника прокурора г. Махачкалы Хадисова Ш. Х. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи