ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11590 от 06.10.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Сальникова Е.Н. Дела 33а-11590

Докладчик: Пронченко И.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 октября 2017 г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Пронченко И.Е.,

судей Михеевой С.Н., Бегуновича В.Н.,

при секретаре Шляхта О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по докладу судьи Пронченко И.Е. по апелляционной жалобе представителя Администрации г.Новокузнецка на решение Центрального районного суда г.Новокузнецк Кемеровской области от 03 октября 2017 года по административному исковому заявлению ФИО1 к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 просит признать незаконным решение Администрации г. Новокузнецка от 20 сентября 2017 года об отказе в согласовании проведения митинга "Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности «08» октября 2017 года в период с 12 часов 00 минут по 15 часов 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия. Обязать Администрацию г. Новокузнецка согласовать ФИО1 проведение митинга "Встреча граждан с политиком А. Навальным с целью информирования о его деятельности «08» октября 2017 года в период с 12 часов 00 минут по 15 часов 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального раойна с предполагаемым количеством участников 1500 человек.

Требования мотивированы тем, что 25 сентября 2017 года административным истцом в Администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие - митинг «08» октября 2017 года с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, по адресу г.Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. Цель публичного мероприятия: "Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности". 27 сентября 2017 года Администрация г. Новокузнецка направила административному истцу письмо, в котором сообщается о невозможности проведения заявленного административным истцом мероприятия в указанное время, в связи с проведением в указанном месте с 09.00 часов до 21.00 часов PR-акции с участием детей в возрасте от 7 лет. При этом в ответе Администрации указано о невозможности перенести заявленное административным истцом мероприятие в иные места, в связи с невозможностью вмещения данными местами указанного количества участвующих лиц или проведении в таких местах иных публичных мероприятий, заявленных организаторами ранее. Административный истец считает, что Администрация г. Новокузнецка совершает незаконные действия (отказывая в согласовании публичного мероприятия), тем самым нарушая права на проведение публичного мероприятия

Решением Центрального районного суда г.Новокузнецк Кемеровской области от 03 октября 2017 года постановлено:

Административное исковое заявление ФИО1 к Администрации г. Новокузнецка о признании незаконным решения об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации города Новокузнецка, выраженное в письме от 27 сентября 2017 года об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга 08 октября 2017 года с 12.00 часов до 15.00 часов по адресу Кемеровская область, г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка.

В апелляционной жалобе представитель Администрации г.Новокузнецк ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое решение по делу об отказе в удовлетворении требований.

Свои доводы мотивирует тем, что судом при вынесения решение были допущены нарушения норм материального и процессуального права выразившиеся в следующем:

Центральный районный суд г. Новокузнецка в обжалуемом решении указал, что он удовлетворяет административное исковое заявление ФИО1, при этом не уточнил, удовлетворяет ли он это заявление в полном объеме либо частично. Между тем, согласно административному исковому заявлению ФИО1 было заявлено два требования. Помимо требования о признании незаконным решения администрации города Новокузнецка об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, ФИО1 просил суд обязать администрацию города Новокузнецка согласовать ему проведение митинга «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности» 08.10.2017 с 12 часов до 15 часов по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с предполагаемым количеством участников 1500 человек.

Суд в нарушение требований статьи 227 КАС РФ не отразил в судебном решении, свои суждения относительного законности и обоснованности второго требования административного истца, не указал на частичное удовлетворение его требований, а также не назвал оснований, по которым он не удовлетворил одно из заявленных требований.

Таким образом, суд, сделав вывод о нарушении со стороны администрации города Новокузнецка прав и законных интересов административного истца, при этом не указал, как именно должна действовать администрация города Новокузнецк и какие определенные действия должна совершить либо каким иным способом должна устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании статьи 8 Закона №54-ФЗ в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе, если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры. Во исполнение данной нормы Федерального закона принят Закон Кемеровской области от 09.07.2012 №81-03 «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (далее - Закон №81-03), в статье 2 которого дополнительно определены места, проведение публичных мероприятий в которых запрещается. К числу таких мест относятся, в частности, места, где проводятся мероприятия с участием детей; а также территории, непосредственно прилегающие к указанным местам.

В соответствии с примечанием к данной статье Закона №81-03 под местами, где проводятся мероприятия с участием детей, понимаются: территории (площади, улицы, парки, скверы, площадки, пляжи, водоемы, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, сооружениям) при проведении на них общественных мероприятий; территории (площади, улицы, парки, скверы, площадки, пляжи, водоемы, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, сооружениям), подготовленные для введения на них таких мероприятий; территории, специально предназначенные для проведения таких мероприятий. В свою очередь под мероприятиями с участием детей в данной статье понимаются торжественные, культурные, спортивные, культурно-спортивные, развлекательные мероприятия с участием детей, не достигших 16-летнего возраста, организуемые и проводимые органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и (или) юридическими лицами.

В своем ответе от 27.09.2017 №1/4487 на уведомление ФИО1 о проведении публичного мероприятия, который суд признал незаконным, администрация города Новокузнецка указала не невозможность проведения публичного мероприятия на площади общественных мероприятий Центрального района города Новокузнецка 08.10.2017 с 12 до 15 часов, в связи с тем, что 08.10.2017 в указанном месте и в указанное время будет проводиться ранее запланированное городское массовое мероприятие с участием детей в возрасте от 7 до 17 лет - PR-акция, посвященная Всероссийскому фестивалю циркового искусства «По сводом старого шатра», в том числе организации в рамках этой акции детской развлекательной программы.

Суд первой инстанции не дал оценки данным доказательствам и вменил в вину администрации города Новокузнецка то, что она не указала в своем ответе ФИО1, «каким образом будет проходить размещение участников мероприятия, расположение требуемых для организации акции конструкций», а также ничем не подтвердила доводы о занятости всей площади. Таким образом, суд пришел к выводу о возможности одновременного проведения двух мероприятий с учетом масштабов площади общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка. Между тем, определяя территории, объекты, на которых проводятся мероприятия с участием детей, и прилегающие к ним территории, в качестве мест, в которых проведение публичных мероприятий запрещено, законодатель не вводит никаких условии относительно площади (размера) места проведения мероприятия с участием детей, при которой установленный запрет будет действовать и станет возможным одновременное проведение нескольких мероприятий, с участием детей, так и публичных. Данный запрет является безусловным.

Неприменение судом первой инстанции в связи с вышеуказанными обстоятельствами норм Закона №81-03 свидетельствует о существенном нарушении норм материального законодательства и является основанием для отмены принятого судом решения.

В статье 12 Закона №54-ФЗ названы обязанности органа местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия. На основании данной статьи орган местного самоуправления обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Согласно статье 4 Закона Кемеровской области от 12.07.2006 №93-03 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» в случае необходимости организатору публичного мероприятия направляется письменное мотивированное предложение о переносе места и (или) времени проведения публичного мероприятия. Таким образом, законодатель дает органу местного самоуправления возможность предложить организатору публичного мероприятия изменить либо одновременно два условия проведения публичного мероприятия - время и место либо изменить только одно из этих условий. Использование союзов «и» и «или» в формулировке статьей Законов указывает на возможность такой альтернативы. Таким образом, администрация города Новокузнецка, предлагая ФИО1 изменить время проведения публичного мероприятия и не предлагая ему изменить место его проведения, норм Закона №54-ФЗ не нарушала и действовала в рамках установленных данным Законом полномочий.

Соответственно выводы суда о том, что «администрацией г. Новокузнецка не выполнена обязанность по предложению иного места проведения мероприятия», а также о том, что, предложив изменить время проведения публичного мероприятия, администрация города Новокузнецка должна была довести до ФИО1 какие-то иные предложения по согласованию заявленного мероприятия, неправомерны и не основаны на нормах действующего законодательства. Закон не обязывает органы местного самоуправления одновременно предлагать организатору публичного мероприятия изменить и время, и место его проведения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, выслушав представителя Администрации г. Новокузнецка ФИО2, действующую на основании доверенности, представившую диплом о высшем юридическом образовании и поддержавшую доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что Администрацией г. Новокузнецка не подтверждены доводы о занятости всей площади (которая предположительно составляет 17743 кв.м.), следовательно отсутствует обоснование невозможности размещения 08 октября 2017 года одновременно двух мероприятий с учетом масштабов площади общественных мероприятий в Центральном районе г.Новокузнецка. Кроме того, администрацией г. Новокузнецка не выполнена обязанность по предложению иного места проведения мероприятия, что противоречит правовым позициям, сформулированным Конституционным Судом Российской Федерации.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда ввиду следующего.

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.

Статьей 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» предусмотрены требования к организатору публичного мероприятия.

Согласно части 2.1 статьи 8 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» публичные мероприятия проводятся, как правило, в специально отведенных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Обязанности органа местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, предусмотрены статьей 12 названного Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Законом № 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

В силу части 3 статьи 8 Закона № 54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, 25 сентября 2017г. ФИО1 обратился в Администрацию г. Новокузнецка с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме митинга 08 октября 2017 г. с 12 часов 00 минут до 15 часов 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района с использованием сцены для размещения звукоусиливающей аппаратуры, плакаты, флаги Российской Федерации и иные средства наглядной агитации. Целью публичного мероприятия указано: «Встреча граждан с политиком Алексеем Навальным с целью информирования о его деятельности». Предполагаемое количество участников публичного мероприятия заявлено 1500 человек.

Администрацией г. Новокузнецка 27.09.2017 года подготовлен ответ №1/4487, в котором ФИО1 разъяснено, что проведение заявленного им мероприятия на площади общественных мероприятий Центрального района 08.10.2017 с 12.00 до 15.00 часов не представляется возможным в связи с проведением на площади общественных мероприятий Центрального района 08.10.2017г. с 09:00 часов до 21:00 часов PR-акции, посвященной Всероссийскому фестивалю циркового искусства «Под сводом старого шатра», с участием детей - воспитанников детских цирковых студий в возрасте от 7 до 17 лет. Акция проводится в рамках плана основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования на федеральном уровне 400-летия основания г. Новокузнецка, согласно распоряжению администрации г. Новокузнецка от 19.09.2017г. №1503 и предложено изменить время заявленного публичного мероприятия.

Материалами дела подтверждается, что в соответствии с приказом Администрации г. Новокузнецка от 22 сентября 2017 года № 219, на площади общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка, 08.10.2017 с 09.00 до 21.00 часов запланирована PR-акция, посвященная Всероссийскому фестивалю циркового искусства «Под сводом старого шатра». В рамках данной акции организована детская развлекательная программа.

В соответствии со ст. 2 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 №81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (далее – Закон №81-ОЗ), настоящей статьей определяются места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе вокзалы, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, в том числе спортивные сооружения, детские и образовательные учреждения, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения; здания, в которых располагаются культурные, развлекательные, просветительские центры (при проведении в них культурных и развлекательных мероприятий); тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей; а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье местам, объектам и автомобильным дорогам.

При этом, согласно примечаниям к данной статье, под местами, где проводятся мероприятия с участием детей, в настоящей статье понимаются:

территории (площади, улицы, парки, скверы, площадки, пляжи, водоемы, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, сооружениям) при проведении на них таких мероприятий;

территории (площади, улицы, парки, скверы, площадки, пляжи, водоемы, территории, непосредственно прилегающие к зданиям, сооружениям), подготовленные для проведения на них таких мероприятий;

территории, специально предназначенные для проведения таких мероприятий.

Под мероприятиями с участием детей в настоящей статье понимаются торжественные, культурные, спортивные, культурно-спортивные, развлекательные мероприятия с участием детей, не достигших 16-летнего возраста, организуемые и проводимые органами государственной власти, органами местного самоуправления, физическими и (или) юридическими лицами.

Таким образом, в письменном ответе Администрации г. Новокузнецка от 27.09.2017 года на уведомление ФИО1 по вопросу проведения 08.10.2017 года с 12.00 до 18.00 часов на площади общественных мероприятий в форме митинга приведены достаточные основания для отказа в согласовании места проведения публичного мероприятия, указанного в уведомлении организатора мероприятия, поскольку на заявленной площади 08.10.2017 года с 9.00 до 21.00 часов будут проводиться мероприятия с участием детей и в данном месте, в соответствии со ст. 2 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 №81-ОЗ, проведение митингов запрещается.

В связи с чем, доводы суда об отсутствии обосновании невозможности размещения 08 октября 2017 года одновременно двух мероприятий с учетом масштабов площади общественных мероприятий в Центральном районе г.Новокузнецка являются необоснованными.

При этом, организатору публичного мероприятия ФИО1 было предложено изменить время его проведения, согласовав его с администрацией г. Новокузнецка.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 2 апреля 2009 № 484-О-П, орган публичной власти не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным и вызываться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами.

Если проведение публичного мероприятия в заявленном месте невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, орган местного самоуправления обязан предложить его организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели.

Данное предполагает, что органы публичной власти должны внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывает на необходимость согласования данного предложения с его организаторами. Заявители же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.

В оспариваемом ответе Администрации г. Новокузнецка указано, что поскольку 08.10.2017г. с 12:00 часов до 15:00 часов проведение заявленного публичного мероприятия на площади общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка невозможно, администрация г. Новокузнецка предлагает изменить время его проведения, согласовав его с администрацией г. Новокузнецка.

При этом не указание конкретных альтернативных мест не свидетельствует о нарушении конституционного права заявителя на проведение публичных мероприятий в порядке, установленном Федеральным законом N 54-ФЗ. Заявитель не был лишен возможности, с целью достижения согласия на основе соблюдения баланса интересов, выразить свою волю относительно изменения времени или места проведения публичных мероприятий.

Таким образом, ответ заявителю содержит обоснование невозможности проведения мероприятия в требуемом месте, а также мотивированное предложение по изменению времени проведения публичного мероприятия. Организатор же публичного мероприятия, не реализовал свое право и не предпринял усилия по достижению согласия на основе баланса интересов при определении времени проведения мероприятия.

При таких обстоятельствах, оспариваемое письмо Администрации г. Новокузнецка о невозможности проведения 08.10.2017г. с 12:00 часов до 15:00 часов заявленного публичного мероприятия на площади общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка и предложение изменить время проведения публичного мероприятия соответствует в полном объеме требованиям ст. 12 Закона № 54-ФЗ и правовой позиции Конституционного суда РФ.

С учетом изложенного решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 03 октября 2017 года – отменить, принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявленных требований ФИО1 – отказать.

Председательствующий:

Судьи: