ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11591 от 06.10.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Данилова О.Н. Дело №33а-11591

Докладчик: Бегунович В.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

06 октября 2017 г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Бегуновича В.Н.,

судей Михеевой С.Н., Пронченко И.Е.

при секретаре Давыдовой Т.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по докладу судьи Бегуновича В.Н. административное дело по иску ФИО1 об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга)

по апелляционной жалобе администрации г.Новокузнецка на решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 03 октября 2017 года,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с иском к администрации г. Новокузнецка об оспаривании отказа в согласовании проведения публичного мероприятия (митинга).

Требования мотивированы тем, что 25 сентября 2017 года ФИО1 в администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие (митинг) «08» октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка, с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. Цель публичного мероприятия: "Встреча граждан с политиком ФИО9 с целью информирования о его деятельности".

27 сентября 2017 года администрация г. Новокузнецка направила истцу письмо, в котором сообщила о невозможности проведения заявленного мероприятия в указанном месте, так как с 9 часов до 21 часа на площади запланировано проведение мероприятия для детей и подростков - PR-акции, посвященной Всероссийскому фестивалю циркового искусства «Под сводом старого шатра». При этом в ответе администрации указано о невозможности перенести заявленное административным истцом мероприятие в иные места в связи с невозможностью размещения в указанных местах заявленного количества участников митинга или проведения в таких местах иных публичных мероприятий, заявленных организаторами ранее. Предложение изменить время и место проведения публичного мероприятия от администрации не поступало.

Истец считает, что указанным ответом нарушены его права на проведение публичного мероприятия. Ответ администрации не содержит обоснованного отказа в согласовании места и времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении. Административным ответчиком не предпринято никаких мер для обеспечения возможности проведения публичного мероприятия в указанном месте в указанное время.

Истец просил признать незаконными действия администрации г.Новокузнецка по отказу в согласовании проведения митинга «Встреча граждан с политиком ФИО10 с целью информирования о его деятельности» 08.10.2017 г. в период с 18-00 часов по 21-00 часа по адресу: г.Новокузнецк, Центральный район, площадь общественных мероприятий с предполагаемым количеством участников 1500 человек, и предложении переноса места проведения данного мероприятия. Обязать администрацию г.Новокузнецка согласовать ФИО1 проведение митинга.

Решением Центрального районного суда г.Новокузнецк от 03 октября 2017 года постановлено:

«Признать незаконным отказ администрации города Новокузнецка Кемеровской области в согласовании проведения публичного мероприятия, назначенного на 08 октября 2017 г, изложенный в ответе от 27.09.2017 г. № 1/4488».

В апелляционной жалобе представитель администрации г.Новокузнецка ФИО2 просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Указывает, что суд в обжалуемом решении не уточнил, удовлетворяет ли он административное исковое заявление ФИО1 в полном объеме либо частично. Между тем, согласно административному исковому заявлению ФИО1 было заявлено два требования. Помимо требования о признании незаконным решения администрации города Новокузнецка об отказе в согласовании проведения публичного мероприятия, ФИО1 просил суд обязать администрацию города Новокузнецка согласовать ему проведение митинга.

Считает, что суд первой инстанции не дал надлежащей оценки доказательствам и в нарушение статей 8 и 12 Закона №54-ФЗ и статьи 2 Закона №81-03 не усмотрел оснований невозможности одновременного проведения на площади общественных мероприятий Центрального района в указанное время как массового мероприятия с участием детей, так и публичного мероприятия в форме митинга с числом участников 1500 человек, а также не принял во внимание наличие прямого запрета в Законе на их одновременное проведение в одном месте.

Суд первой инстанции не учел доводы администрации г.Новокузнецка о том, что в ее обязанности не входит указание конкретного места, где можно проводить публичное мероприятие. Администрация г.Новокузнецка предлагала лишь согласовать иное время проведения мероприятия, что соответствует Закону №54-ФЗ.

На апелляционную жалобу истцом принесены возражения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации г.Новокузнецка ФИО2, действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.

Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Судебная коллегия определила рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы жалобы и возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст.218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответ администрации г.Новокузнецка о несогласовании публичного мероприятия в предложенное истцом время и в предложенном истцом месте не соответствует требованиям законодательства, регламентирующего порядок согласования и проведения публичных мероприятий, и нарушает права административного истца.

Судебная коллегия с такими выводами суда согласиться не может.

Статьей 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (заключена в г.Риме 04.11.1950) предусмотрено право на свободу мирных собраний, как не подлежащее никаким ограничениям, кроме тех, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.

Порядок реализации данного конституционного права граждан Российской Федерации регламентирован Федеральным законом от 19.06.2004 №54–ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Закон №54-ФЗ), согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона.

В силу части 5 статьи 5 Закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 и с частью 3 статьи 12 Закона N 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с Законом № 54-ФЗ не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

В силу части 3 статьи 8 Закона № 54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:

1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности;

2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;

3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами, к территориям и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.

Статьей 2 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 №81-ОЗ «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий» (далее – Закон №81-ОЗ) установлено, что в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, настоящей статьей определяются места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе вокзалы, аэропорты, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, в том числе спортивные сооружения, детские и образовательные учреждения, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения; здания, в которых располагаются культурные, развлекательные, просветительские центры (при проведении в них культурных и развлекательных мероприятий); тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, места, где проводятся мероприятия с участием детей; а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье местам, объектам и автомобильным дорогам.

В соответствии с постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 «Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест» на территории Кемеровской области определены места, специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, места для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Такими местами в г.Новокузнецке определены площадь общественных мероприятий <...> и площадь за Дворцом культуры им. Маяковского по улице Пушкина, дом 26 Орджоникидзевского района г.Новокузнецка.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 2 апреля 2009 № 484-О-П, орган местного самоуправления не может запретить (не разрешить) проведение публичного мероприятия, - он вправе лишь предложить изменить место и (или) время его проведения, причем такое предложение обязательно должно быть мотивированным или вызваться либо необходимостью сохранения нормального и бесперебойного функционирования жизненно важных объектов коммунальной или транспортной инфраструктуры, либо необходимостью поддержания общественного порядка, обеспечения безопасности граждан (как участников публичного мероприятия, так и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время), либо иными подобными причинами; если проведение публичного мероприятия в заявленном месте невозможно в связи с необходимостью защиты публичных интересов, орган местного самоуправления обязан предложить его организатору для обсуждения такой вариант проведения публичного мероприятия, который позволял бы реализовать его цели. При этом заявители, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, предпринимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.

Из материалов дела установлено, что 25 сентября 2017 года ФИО1 в администрацию г. Новокузнецка подано уведомление о намерении провести публичное мероприятие (митинг) «08» октября 2017 года с 18 часов 00 минут до 21 часа 00 минут по адресу: г. Новокузнецк, площадь общественных мероприятий Центрального района г. Новокузнецка, с предполагаемым количеством участников до 1500 человек. Цель публичного мероприятия: "Встреча граждан с политиком ФИО11 с целью информирования о его деятельности" (л.д.9-10).

27 сентября 2017 года администрация г. Новокузнецка направила истцу письмо, в котором сообщила о ранее запланированном проведении на указанной площади 08.10.2017г. с 09ч 00м до 21ч 00м мероприятия для детей и подростков - PR-акции, посвященной Всероссийскому фестивалю циркового искусства «Под сводом старого шатра» (л.д.7-8).

Из содержания данного письма следует, что в запланированном мероприятии предполагается участие детей в возрасте от 7 до 17 лет, связи с чем истцу предложено изменить время проведения мероприятия.

Обстоятельства, изложенные в письме, подтверждаются распоряжениями администрации г.Новокузнецка №144 от 06.02.2017г. «О подготовке и проведении мероприятий, посвященных празднованию 400-летия основания Новокузнецка» (л.д.3), №1503 от 19.09.2017г. «О проведении PR-акции, посвященной Всероссийскому фестивалю циркового искусства «Под сводом старого шатра» (л.д.29), приказом Управления культуры №219 от 22.09.2017г. о проведении мероприятия (л.д.30).

Площадь общественных мероприятий Центрального района г.Новокузнецка в соответствии с постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 не является местом, специально отведенным для проведения публичных мероприятий.

Статьей 2 Закона №81-ОЗ прямо определено, что проведение публичного мероприятия не допускается в местах, где проводятся мероприятия с участием детей.

С учетом изложенного указание в оспариваемом ответе администрации г.Новокузнецка на невозможность проведения публичного мероприятия в заявленное истцом время соответствует приведенным положениям законодательства.

При этом из ответа администрации г.Новокузнецка следует, что органом местного самоуправления ФИО1 предложено изменить лишь время проведения публичного мероприятия в заявленном им месте, что, как верно указано в апелляционной жалобе, не противоречит положениям п.2 ч.1 ст.12 Закона N 54-ФЗ и правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного суда РФ от 2 апреля 2009 № 484-О-П.

Вместе с тем в материалах дела не имеется доказательств того, что ФИО1, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, предпринял какие-либо усилия по достижению согласия с органом местного самоуправления на основе баланса интересов.

Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемые действия администрации г.Новокузнецка при рассмотрении уведомления ФИО1 о проведении публичного мероприятия соответствуют закону и прав административного истца не нарушают.

Приведенные обстоятельства дела и правовые нормы не были учтены судом первой инстанции при разрешении спора, ввиду чего решение суда нельзя признать обоснованным и законным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Новокузнецка Кемеровской области от 03 октября 2017 года отменить, принять по делу новое решение, которым ФИО1 в удовлетворении иска отказать.

Председательствующий:

Судьи: