ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11598/2023 от 02.08.2023 Ростовского областного суда (Ростовская область)

УИД 61RS0021-01-2023-000341-42

Судья: Попова О.Г. Дело № 33а-11598/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

2 августа 2023 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе: председательствующего Москаленко Ю.М.

судей: Медведева С.Ф., Вервекина А.И.

при секретаре: Симонян А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Сальского городского прокурора, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Сальского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по апелляционной жалобе администрации Сальского района Ростовской области на решение Сальского городского суда Ростовской области от 29 марта 2023 года.

Заслушав доклад судьи Медведева С.Ф., судебная коллегия по административным делам

установила:

Сальский городской прокурор, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Сальского района Ростовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления в сфере организации транспортного обслуживания населения.

В обоснование требований административного искового заявления прокурор указал, что Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на основании поручения прокуратуры Ростовской области, обращения Маляровой Т.В. проведена проверка исполнения администрацией Сальского района Ростовской области законодательства, регламентирующего вопросы предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.

Сальский городской прокурор указывал, что администрация Сальского района в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязана, прежде всего, устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, и только наряду с указанными маршрутами (в дополнение к ним) вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с п. 1 постановления администрации Сальского района № 68 от 23 января 2023 года органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функции по организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области, является администрация Сальского района.

Пунктом 2.2 постановления утверждено Положение о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области и внесения сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области.

Постановлением администрации Сальского района от 17 августа 2022 года №1144 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области на 2022 - 2027 годы» утверждено 17 маршрутов регулярных межпоселенческих перевозок на территории Сальского района, вид регулярных перевозок всех маршрутов, установленных Администрацией Сальского района, с регулярных перевозок по регулируемым тарифам изменен на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам с 1 января 2023 года.

Общее количество транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, необходимых для обслуживания межпоселенческих перевозок по всем утвержденным маршрутам, составляет 17 единиц.

Остаточное количество транспортных средств, с учетом маршрутов, утвержденных в Сальском городском поселении, пригодных для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в ГУП РО «Сальское ПАТП» по состоянию на 10 февраля 2023 года, является недостаточным для удовлетворения потребности населения в регулярных перевозках пассажиров.

По итогам проведенных открытых конкурсов 30 декабря 2022 года ГУП РО «Сальское ПАТП» выданы свидетельства об осуществлении перевозок и карты маршрутов по всем 17 муниципальным маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Муниципальный контракт на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым маршрутам в границах Сальского района Ростовской области по регулируемым тарифам, ответчиком по состоянию на 10 февраля 2023 года не заключен.

Таким образом, административный истец полагал, что администрацией Сальского района в нарушение требований п. 6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 131-ФЗ), ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 220-ФЗ) на территории Сальского района с 1 января 2023 года не исполняются полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, обслуживание населения в границах района на должном уровне не организовано.

По аналогичным нарушениям заместителем городского прокурора главе администрации Сальского района 13 июля 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления транспортных услуг населению и организации транспортных услуг, однако меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих не приняты.

В связи с этим прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации Сальского района Ростовской области, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения.

Обязать администрацию Сальского района Ростовской области создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах района, путем создания новых маршрутов при проведении оптимизации реестра муниципальных межпоселенческих маршрутов регулярных перевозок и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

Решением Сальского городского суда Ростовской области от 29 марта 2023 года административные исковые требования прокурора удовлетворены частично. Суд признал незаконным бездействие администрации Сальского района, выразившееся в неисполнении установленных законодательством обязанностей по организации транспортного обслуживания населения, и обязал администрацию Сальского района создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах района при проведении оптимизации реестра муниципальных межпоселенческих маршрутов регулярных перевозок и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках по регулируемым и нерегулируемым тарифам.

В апелляционной жалобе представитель администрации Сальского района считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новый судебный акт, которым отказать прокурору в удовлетворении административных исковых требований.

Заявитель апелляционной жалобы обращает внимание на то, что 14 июля 2022 года главе администрации Сальского района заместителем Сальского городского прокурора внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления транспортных услуг населению.

По результатам рассмотрения представления администрацией Сальского района отменено постановление администрации Сальского района от 27 июня 2022 года №851 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Сальского района Ростовской области на 2022 -2027 годы» (далее – Постановление № 851), путем вынесения постановления администрации Сальского района от 17 августа 2022 года № 1144 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области на 2022 -2027 годы», согласно которому признано утратившим силу Постановление № 851 и отменен переход с регулируемых на нерегулируемые тарифы по всем 17 маршрутам, а наряду с 17 маршрутами по регулируемым тарифам установлены 17 новых маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

В связи с этим, заявитель жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что администрацией Сальского района изменены маршруты с регулярных перевозок по регулируемым тарифам на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам с 1 января 2023 года не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель жалобы полагает, что судом не дано никакой оценки тому, что со стороны администрации Сальского района отсутствуют признаки бездействия по организации транспортного обслуживания на территории муниципального района. Так представитель администрации Сальского района ссылается на то, что по итогам проведения открытых конкурсов администрацией Сальского района 30 декабря 2022 года выданы свидетельства по всем 17 муниципальным маршрутам ГУП РО «Сальское ПАТП» по нерегулируемым тарифам. Для организации перевозок по регулируемым тарифам 23 декабря 2022 года на региональном портале закупок малого объема размещалась закупка № 5467408 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на период 2023-2025 годы, однако в установленный срок для подачи предложений заявок на участие в закупке не поступило, в связи с этим заключить муниципальный контракт на осуществление муниципальных перевозок не представилось возможным не по вине администрации Сальского района.

Кроме того, заявитель жалобы обращает внимание на то, что отделом транспорта и дорожного хозяйства администрации Сальского района подготовлено описание объектов закупки отдельными лотами по каждому маршруту и направлено в сектор муниципальных закупок администрации Сальского района для размещения закупок в соответствии с требованиями Федерального закона от 4 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ).

По мнению представителя администрации Сальского района, оснований для принятия решения об обязании административного ответчика оптимизировать реестр и определить необходимое количество транспортных средств для удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках по нерегулируемым тарифам не имелось, поскольку на момент предъявления настоящего административного искового заявления в суд потребности населения в регулярных перевозках по нерегулируемым тарифам полностью обеспечены.

Заявитель жалобы не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что признание несостоявшимися открытых конкурсов на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по указанным муниципальным маршрутам не подтверждает исполнение администрацией Сальского района обязанности по организации транспортного обслуживания населения, поскольку все закупки для муниципальных нужд могут быть осуществлены только в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ и ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», путем проведения определенных законом конкурентных процедур и администрация Сальского района не может повлиять на размер тарифа, утверждаемого уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области в сфере регулирования тарифов таким образом, что бы он стал привлекательным для потенциальных перевозчиков.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика - администрации Сальского района Бирюлина Т.И. настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.

Представитель административного истца – Сальского городского прокурора Пашкова Д.М. поддержала доводы, изложенные в административном иске, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия по административным делам усматривает наличие оснований, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, для изменения решения суда первой инстанции в части способа восстановления нарушенных прав граждан, в интересах которых предъявлен административный иск Сальским городским прокурором.

В развитие закрепленной в ст. 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав, свобод человека и гражданина, КАС РФ одной из задач административного судопроизводства указывает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (ст. 3).

Положениями ч. 4 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Право прокурора на обращение в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами, регламентировано ч. 1 ст. 39 КАС РФ.

Удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что на территории Сальского района с 1 января 2023 года администрацией Сальского района не исполняются полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района, права на которые предусмотрены федеральным законом, поскольку отсутствие надлежащего транспортного обслуживания жителей района с учетом фактических расстояний (удаленности) мест проживания жителей от административного центра свидетельствует о нарушении прав граждан, так как создает препятствия в доступности посещения объектов социально-бытового, административно-делового, культурно-развлекательного и иного назначения.

С выводами суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований прокурора судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского поселения.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, в том числе отношения, связанные с установлением, изменением, отменой маршрутов регулярных перевозок, допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок регулируются Федеральным законом № 220-ФЗ.

Главой 3 Федерального закона № 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым тарифам (статьи 14 - 15) и нерегулируемым тарифам (статьи 17 - 20), в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).

Пунктом 16 части 1 статьи 3 приведенного Федерального закона установлено два вида регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам и регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам.

По смыслу пунктов 17 и 18 части 1 статьи 3 этого же Федерального закона регулярными перевозками по регулируемым тарифам понимаются регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке; регулярными перевозками по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

Частями 1, 2 и 8 статьи 14 Федерального закона № 220-ФЗ предусмотрено, что в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают муниципальные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам. Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений данного Федерального закона. Государственный или муниципальный заказчик выдает на срок действия государственного или муниципального контракта карты маршрута регулярных перевозок в соответствии с максимальным количеством транспортных средств, необходимых для исполнения соответствующего контракта.

В соответствии с частью 2 статьи 15 данного Федерального закона регулируемые тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах субъекта Российской Федерации устанавливаются органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 17 Федерального закона № 220-ФЗ наряду с указанными в части 1 статьи 14 данного Федерального закона маршрутами регулярных перевозок уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Карта муниципального маршрута регулярных перевозок, межмуниципального маршрута регулярных перевозок, смежного межрегионального маршрута регулярных перевозок выдается на каждое транспортное средство, используемое для регулярных перевозок по соответствующему маршруту. Количество таких карт должно соответствовать максимальному количеству транспортных средств, указанному в соответствующем реестре маршрутов регулярных перевозок в отношении этого маршрута.

Разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении административных исковых требований прокурора, предъявленных к администрации, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что администрация в целях обеспечения доступности транспортных услуг для населения муниципального образования обязана, прежде всего, устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по регулируемым тарифам, и только наряду с указанными маршрутами (в дополнение к ним) вправе устанавливать муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, в соответствии с п. 1 постановления администрация Сальского района Ростовской области от 23 января 2023 года № 63 органом местного самоуправления, уполномоченным на осуществление функций по организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области, является администрация Сальского района.

Пунктом 2.2 постановления утверждено Положение о порядке установления, изменения, отмены муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области и внесения сведений об изменении вида регулярных перевозок в реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области (т. л.д.73-74).

Постановлением администрации Сальского района от 17 августа 2022 года №1144 «Об утверждении Документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области на 2022 - 2027 годы» утверждено 17 маршрутов регулярных межпоселенческих перевозок на территории Сальского района, вид регулярных перевозок всех маршрутов, установленных Администрацией Сальского района, с регулярных перевозок по регулируемым тарифам изменен на регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам с 1 января 2023 года.

Общее количество транспортных средств на маршрутах регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, необходимых для обслуживания межпоселенческих перевозок по всем утвержденным маршрутам, составляет 17 единиц (л.д.60-61, 62-63).

Сальской городской прокуратурой в соответствии с полномочиями, предоставленными статьями 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», на основании поручения прокуратуры Ростовской области, обращения ФИО10 проведена проверка исполнения Администрацией Сальского района Ростовской области законодательства, регламентирующего вопросы предоставления транспортных услуг населению, организации транспортного обслуживания населения и законодательства об общих принципах организации местного самоуправления.

Проверкой установлено, что в нарушение требований п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона № 131-ФЗ, ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ на территории Сальского района с 1 января 2023 года администрацией Сальского района не исполняются полномочия по созданию условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района. Транспортное обслуживание населения в границах района на должном уровне с 1 января 2022 года не организовано. Меры для организации надлежащего транспортного обслуживания населения в границах района не приняты. Право на установление муниципальных маршрутов для осуществления в 2022 году регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам не использовано.

По указанным нарушениям заместителем городского прокурора 13 июля 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения (т. 1 л.д.9-14).

Из ответа заместителя главы администрации Сальского района Ростовской области ФИО11 № 95.04/3477 от 29 июля 2022 года в адрес заместителя прокурора Сальской городской прокуратуры следует, что замечания Сальской городской прокуратуры приняты к сведению. Сотрудникам администрации Сальского района указано на необходимость усилить контроль за соблюдением законодательства в сфере предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения (т. 1 л.д. 15-19).

Постановлением администрации Сальского района от 17 августа 2022 года №1144 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок на территории Сальского района Ростовской области на 2022 -2027 годы», признано утратившим силу постановление администрации Сальского района от 27 июня 2022 года № 851 «Об утверждении документа планирования регулярных перевозок по муниципальным маршрутам на территории Сальского района Ростовской области на 2022 -2027 годы» и отменен переход с регулируемых на нерегулируемые тарифы по всем 17 маршрутам, а наряду с 17 маршрутами по регулируемым тарифам установлены 17 новых маршрутов регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Для организации перевозок по регулируемым тарифам 23 декабря 2022 года на региональном портале закупок малого объема размещалась закупка № 5467408 на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам на период 2023-2025 годы, однако в установленный срок для подачи предложений заявок на участие в закупке не поступило.

Принимая во внимание, что на территории Сальского района Ростовской области на момент вынесения обжалуемого судебного акта не организовано транспортное обслуживание населения по регулярным перевозкам по регулируемым тарифам, то вывод суда первой инстанции о наличии незаконного бездействия со стороны администрации Сальского района Ростовской области, выразившегося в неисполнении обязанностей по организации транспортного обслуживания населения, является верным.

Доводы жалобы о том, что организация административным ответчиком транспортного обслуживания населения на территории муниципального района по нерегулируемым тарифам не свидетельствуют об исполнении органом местного самоуправления своей обязанности по организации транспортного обслуживания населения, поскольку п. 1 ст. 14 Федерального закона № 220-ФЗ на орган местного самоуправления возлагается обязанность по организации транспортного обслуживания населения по регулируемым тарифам независимо от исполнения обязанности по организации транспортного обслуживания населения по нерегулируемым тарифам.

Судебная коллегия также не соглашается с обоснованностью довода заявителя о том, что администрацией Сальского района приняты необходимые меры по организации транспортного обслуживания населения по регулируемым тарифам, в связи с тем, что на территории Сальского района регулярные перевозки по регулируемым тарифам не осуществляются на протяжении всего 2022 года и до сих пор. При этом проведение конкурса в порядке Федерального закона № 44-ФЗ на заключение договора по транспортному обслуживанию населения по регулируемым тарифам осуществлено административным ответчиком лишь в декабре 2022 года и только в начале 2023 года отделом транспорта и дорожного хозяйства администрации Сальского района подготовлено описание объектов закупки отдельным лотами по каждому маршруту для осуществления закупок услуг.

Между тем периодичность совершения административным ответчиком действий по проведению закупок услуг по осуществлению транспортных перевозок по регулируемым тарифам, непринятие иных мер, направленных на привлечение перевозчиков к заключению договоров на оказание транспортных услуг (субсидирование затрат на перевозки, принятие мер, направленных на повышение тарифов по регулируемым тарифам), подтверждает обоснованность вывода суда первой инстанции о необходимости удовлетворения административного иска Сальского городского прокурора.

Иные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию заявителя жалобы с выводами суда первой инстанции, их переоценке, не содержат фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.

Вместе с тем, вывод суда первой инстанции о необходимости принятия меры восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых подано настоящее административное исковое заявление, путем обязания администрации Сальского района создать условия для предоставления транспортных услуг населению и организовать транспортное обслуживание населения в границах района при проведении оптимизации реестра муниципальных межпоселенческих маршрутов регулярных перевозок и определения необходимого количества транспортных средств для каждого муниципального маршрута в целях удовлетворения потребностей населения в регулярных перевозках по регулируемым и нерегулируемым тарифам, не приведет к такому восстановлению нарушенных прав.

Судебная коллегия полагает, что избранный судом первой инстанции способ восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием органа местного самоуправления, не приведет к фактическому восстановлению таких прав, в связи с этим, решение Сальского городского суда Ростовской области от 29 марта 2023 года подлежит изменению в части способа восстановления нарушенных прав граждан, в интересах которых предъявлен административный иск Сальским городским прокурором.

Абзац 3 резолютивной части решения необходимо изложить в следующей редакции: «Обязать администрацию Сальского района Ростовской области принять исчерпывающий комплекс мер, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленных на организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Сальского района Ростовской области в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

В остальной части решение Сальского городского суда Ростовской области от 29 марта 2023 года подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба администрации Сальского района Ростовской области – без удовлетворения.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Сальского городского суда Ростовской области от 29 марта 2023 года изменить в части способа восстановления нарушенных прав граждан, в интересах которых предъявлен административный иск Сальским городским прокурором.

Абзац 3 резолютивной части решения изложить в следующей редакции: «Обязать администрацию Сальского района Ростовской области принять исчерпывающий комплекс мер, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленных на организацию регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам на территории Сальского района Ростовской области в течении шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

В остальной части решение Сальского городского суда Ростовской области от 29 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Сальского района Ростовской области – без удовлетворения.

Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий: Ю.М. Москаленко

Судьи: С.Ф. Медведев

А.И. Вервекин

Мотивированное апелляционное определение составлено 15 августа 2023 года.