Судья: Невмержицкая Н.А. Дело № 33а-115/2021 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе: председательствующего Вороновой М.Н., судей Соколовой Н.М., Белой С.Л., при секретаре - помощнике судьи Галстян Н.А. рассмотрела в открытом судебном заседании 13 января 2021 года апелляционную жалобу ОМВД России по городскому округу Луховицы на решение Луховицкого районного суда Московской области от 09 сентября 2020 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к ОМВД России по городскому округу Луховицы, миграционному пункту № 1 ОВМ ОМВД России по городскому округу Луховицы о признании незаконным и отмене решения от 12.05.2020 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину, отмене представления, исключении из списков лиц, въезд которым на территорию РФ не разрешён. Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н., объяснения представителя ФИО1 – адвоката Соловьева Д.П., установила: гражданка Республики Таджикистан ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения ОМВД России по городскому округу Луховицы от 12.05.2020 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранному гражданину и соответствующего представления, просила исключить ее из списков лиц, въезд которым на территорию РФ не разрешён. В обоснование административного иска указала, что оспариваемым решением ей запрещен въезд в Российскую Федерацию сроком на 10 лет. Вместе с тем, она с 2015 года состоит в зарегистрированном браке с гражданином РФ ФИО2, в браке родился сын – ФИО3, <данные изъяты> года рождения, также имеющий гражданство РФ. Оспариваемое решение нарушает ее права и интересы в сфере личной и семейной жизни, вынесено без учета всех обстоятельств дела и положений международного законодательства. Решением Луховицкого районного суда Московской области от 09 сентября 2020 года административный иск удовлетворен: суд признал незаконным и отменил решение начальника полиции ОМВД России по городскому округу Луховицы, утвержденное начальником ОМВД России по городскому округу Луховцы 12.05.2020, о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданке Республики Таджикистан ФИО1, исключил гражданку Республики Таджикистан ФИО1 из списка лиц, въезд которым на территорию РФ не разрешен, отменил представление о неразрешении въезда в отношении гражданки Республики Таджикистан ФИО1 и открыл ей въезд на территорию РФ. На указанное решение ОМВД России по городскому округу Луховицы подана апелляционная жалоба. Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции, за исключением представителя ФИО1, не явились, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявили. Учитывая положения части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц. Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Из материалов дела усматривается, что ФИО1, <данные изъяты> года рождения, является гражданкой Республики Таджикистан. В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее – Федеральный закон N 114-ФЗ) иностранным гражданам или лицам без гражданства въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации могут быть не разрешены по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом. Решением ОМВД России по городскому округу Луховицы от 12.05.2020 ФИО1 на основании пп. 14 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ не разрешен въезд в Российскую Федерацию сроком до 13.03.2030, поскольку в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации она не выехала из РФ и находилась в стране непрерывно свыше 270 суток со дня окончания срока временного пребывания. Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток. Согласно пп. 14 ч. 1 ст. 27 Федерального закона N 114-ФЗ въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации не выехали из Российской Федерации и находились в Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в Российской Федерации, - в течение десяти лет со дня выезда из Российской Федерации. Предметом спора не является, что гражданка Республики Таджикистан ФИО1 находилась на территории Российской Федерации в период с 05.01.2018 по 13.03.2020, из них с 04.04.2018 – в отсутствие оснований, предусмотренных Федеральным законом N 115-ФЗ; соответственно, она находилась на территории Российской Федерации непрерывно свыше двухсот семидесяти суток со дня окончания предусмотренного федеральным законом срока временного пребывания в РФ. Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 8 Конвенции ООН «О защите прав человека и основных свобод» (1950) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц (п. 2 ст. 8 Конвенции). В силу части 3 статьи 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В соответствии с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 545-О-О, запрет, установленный Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", обращен к правоприменительным органам, прежде всего судам, которые в каждом конкретном случае должны оценивать наличие реально существующих обстоятельств, обуславливающих необходимость отказа в разрешении на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина или лица без гражданства. Установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям, а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (Определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 55-О). Из материалов дела усматривается, что с 26.07.2015 ФИО1 состоит в зарегистрированном браке с гражданином России ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 31, 15). В браке у супругов родился сын – ФИО3, <данные изъяты> года рождения, также имеющий гражданство РФ (л.д. 13, 29). Сопоставление дат позволяет сделать вывод, что причиной несвоевременного выезда ФИО1 из РФ послужило рождение в марте 2018 года ребенка. Неразрешение ФИО1, имеющей супруга и малолетнего ребенка - граждан РФ, постоянно проживающих в России, въезда в Российскую Федерацию сроком на 10 лет представляет собой серьезное вмешательство в сферу личной и семейной жизни истца, право на уважение которой гарантируется статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, - оно делает невозможным совместное проживание семьи в стране гражданской принадлежности и постоянного проживания супруга, главы семьи, – Российской Федерации. В рассматриваемом случае запрет иностранному гражданину на въезд в Российскую Федерацию не относятся к мерам, продиктованным необходимостью защиты национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, предпринятым в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц; совершенное ФИО1 правонарушение не свидетельствует о явном неуважении административного истца к законам Российской Федерации, ее гражданам; данных о том, что ФИО1 привлекалась к административной либо уголовной ответственности на территории РФ, материалы дела не содержат. Суду апелляционной инстанции компрометирующий материал на административного истца также не представлен. Орган миграционного учета и контроля вышеуказанные обстоятельства при вынесении обжалуемого решения не учел, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал оспариваемые ФИО1 решение и представление о закрытии въезда в РФ незаконными. Судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения. Доводы апелляционной жалобы ОМВД России по городскому округу Луховицы аналогичны доводам, приводившимся в возражениях по заявленному иску, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции; они не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного акта, поскольку сводятся к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, иному толкованию положений материального закона, регулирующего возникшие правоотношения. Судебная коллегия считает необходимым изложить абзацы второй, третий, четвертый резолютивной части решения в следующей редакции: «Признать незаконным и отменить решение ОМВД России по городскому округу Луховицы от 12.05.2020 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданке Республики Таджикистан ФИО1, <данные изъяты> года рождения. Обязать ОМВД России по городскому округу Луховицы исключить гражданку Республики Таджикистан ФИО1 из списка лиц, въезд которым в РФ не разрешен. Отменить представление о неразрешении въезда в РФ гражданке Республики Таджикистан ФИО1», - решение о запрете на въезд принято именно ОМВД России по городскому округу Луховицы; правом исключать гражданина из списка лиц, въезд которым на территорию РФ не разрешен, открывая тем самым въезд в Россию, наделен не суд, а уполномоченный орган в сфере миграционного учета и контроля. Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия определила: решение Луховицкого районного суда Московской области от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОМВД России по городскому округу Луховицы – без удовлетворения, изложив абзацы второй, третий, четвертый резолютивной части решения в следующей редакции: «Признать незаконным и отменить решение ОМВД России по городскому округу Луховицы от 12.05.2020 о неразрешении въезда в Российскую Федерацию гражданке Республики Таджикистан ФИО1, <данные изъяты> года рождения. Обязать ОМВД России по городскому округу Луховицы исключить гражданку Республики Таджикистан ФИО1 из списка лиц, въезд которым в РФ не разрешен. Отменить представление о неразрешении въезда в РФ гражданке Республики Таджикистан ФИО1». Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения. Председательствующий Судьи |