ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11677 от 05.12.2018 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Липская Е.А. Дело № 33А–11677

Докладчик: Пронченко И.Е.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«05» декабря 2018 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:

Председательствующего: Пронченко И.Е.,

судей: судей: Бегунович В.Н., Копыловой Е.В.

при секретаре: Лемешенко Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Пронченко И.Е. административное дело по апелляционной жалобе Стратиенко Галины Алексеевны на решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 07 сентября 2018 года по делу по административному иску Стратиенко Галины Алексеевны к администрации Топкинского городского поселения, Паку Дмитрию Доуновичу о признании публичного мероприятия - митинга против пенсионной реформы, согласованным с администрацией Топкинского городского поселения,

У С Т А Н О В И Л А:

Стратиенко Г.А. обратилась в Топкинский городской суд Кемеровской области с заявлением о признании публичного мероприятия - митинга против пенсионной реформы, согласованным с администрацией Топкинского городского поселения. Требования мотивировала следующим образом.

27.08.2018 года истцом, как организатором, было подано в администрацию Топкинского городского поселения уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга с предполагаемым количеством участников - до 100 человек, место проведения - г.Топки Комсомольская площадь. Дата и время проведения митинга - 9 сентября 2018 года с 12 до 13 часов. В установленный срок администрация Топкинского городского поселения не проинформировала истца - организатора митинга об отказе в согласовании митинга в установленное законом время.

29 августа 2018 года истец лично пришла в администрацию Топкинского городского поселения за решением, которое ей не было выдано, в связи с отсутствием на рабочих местах главы города Пак Д.Д. и его заместителя Попова А.В.

Ответ был направлен на электронную почту Стратиенко Г.А. 30 августа 2018 года и, одновременно, передан уполномоченному Стратиенко Г.А. лицу.

В связи с тем. что сроки согласования митинга были нарушены ответчиком, публичное мероприятие считается согласованным.

В части отказа в согласовании митинга на Комсомольской площади г.Топки, истец считает, что администрацией Топкинского городского поселения безосновательно отказано в проведении митинга на Комсомольской площади г.Топки, поскольку это место не относится к местам, где запрещено проведение публичных мероприятий. Считает, что наличие детских сооружений на площади не препятствует проведению митинга, а предложенное место проведения митинга - на ул. Пионерской г.Топки не подготовлено для проведения публичного мероприятия, не соответствует санитарным нормам, находится в удаленном месте, в зоне промышленного предприятия «Топкинский цемент», вблизи автомагистрали, нет пешеходного перехода, туалетов и скамей для пожилых людей. Считает, что администрация своим отказом в согласовании места проведения митинга в заявленном месте нарушила конституционные права и свободы граждан.

Истец Стратиенко Г.А. просила признать публичное мероприятие - митинг против пенсионной реформы, согласованным с администрацией Топкинского городского поселения на Комсомольской площади г.Топки, обязать администрацию Топкинского городского поселения не препятствовать проведению публичного мероприятия митинга и обязать администрацию Топкинского городского поселения назначить уполномоченного представителя при проведении митинга.

Решением Топкинского городского суда Кемеровской области от 07 сентября 2018 года постановлено:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к администрации Топкииского городского поселения о признании публичного мероприятия - митинга против пенсионной реформы согласованным с администрацией Топкинского городского поселения на Комсомольской площади г.Топки, об обязании администрации Топкинского городского поселения не препятствовать проведению публичного мероприятия - митинга и обязании администрации Топкинского городского поселения назначить уполномоченного представителя при проведении митинга- отказать в полном объеме заявленных требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, свои доводы мотивирует тем, что отказ административный истец считает незаконным и необоснованным, в том числе ввиду несоблюдения срока направления организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении его места.

Решение судом вынесено без учета правовой позиции, содержащейся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г., основания отказа не основаны также на требованиях Федерального Закона №54 ФЗ «О собраниях, шествиях, митингах», т.е. нарушены нормы материального права, устанавливающие исчерпывающий перечень основания отказа в согласовании публичного мероприятия. Суд вынес решение при недоказанности обстоятельств, имеющих значение для административного дела.

В административном исковом заявлении истец указал на нарушение администрацией сроков ответа на уведомление.

Суд, в качестве доказательств соблюдения ответчиком трехдневного срока направления ответчику ответа на уведомление, приводит дату изготовления решения администрации - 29 августа 2018г., указывая в решении «Факт получения истцом ответа на Уведомление 30.08.2018 года, при наличии датирования ответа 29.08.2018 г., не является основанием считать согласованным место проведения митинга, как полагает истец».

Суд считает указанную администрацией дату изготовления ответа 29 августа датой вручения истцу этого ответа, но ответ мог быть изготовлен и 27 сентября и 28 сентября, но существенным обстоятельством является дата вручения ответа истцу. Именно ату вручения ответа истцу должен был установить суд в процессе судебного разбирательства и истребовать у ответчика доказательства вручения ответа в срок 29 августа, поскольку закон обязывает именно ответчика доказать этот факт вручения ответа в предусмотренный законом срок. Более того, отсутствует подпись истца о получении ответа 29 августа.

Вывод суда не соответствует обстоятельствам дела, суд не выяснил у ответчика, когда и каким образом ответ был доставлен истцу, это обстоятельство имеет значение для вынесения решения по делу.

Суд не оценивает и не учитывает при вынесении решения изложенные в заявлении истцом факты, что уведомление было направлено ответчиком истцу электронной почтой именно 30 августа в 9 часов утра, а не 29 августа. Установленный законом трехдневный срок направления ответа считается со дня подачи истцом уведомления 27 августа 2018 года по день получения организатором публичного мероприятия этого ответа. Организатор митинга истец, получила ответ на уведомление электронной почтой, где зафиксировано время отправления 9 ч.5 мин. 30 августа 2018 г.

Ответчик не представил доказательства направления истцу ответа 29 августа, а суд не истребовал у ответчика копию электронного письма указанного в заявлении.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав ФИО1, подержавшую доводы апелляционной жалобы, рассмотрев дело в соответствии с требованиями ст.308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.

Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Обязанности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, возникающие после получения уведомления о проведении публичного мероприятия, установлены статьей 12 Федерального закона, в силу пункта 2 части 1 которой одной из обязанностей является доведение до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" обращено внимание судов на недопустимость доведения до сведения организатора публичного мероприятия предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях по истечении трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - по истечении дня его получения) (пункт 2 части 1 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях). Продления данного срока в случае, когда один из дней данного срока приходится на нерабочий день, Законом о публичных мероприятиях не предусмотрено.

В связи с этим органу публичной власти следует использовать все доступные ему средства связи и доставки, позволяющие довести в указанный срок содержание названных документов до сведения организатора публичного мероприятия с фиксацией факта получения соответствующей информации адресатом.

Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) органом публичной власти не доведено до сведения организатора публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия или предложение об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям Закона о публичных мероприятиях, публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, в том числе при возникновении вопроса о привлечении лица к предусмотренной законодательством Российской Федерации ответственности, за исключением случая, когда организатор публичного мероприятия уклоняется от получения соответствующего предложения.

Как следует из материалов дела следует, 27 августа 2018 года главе Топкинского городского поселения подано письменное уведомление от ФИО1 о том, что 09 сентября 2018 года с 12.00 до 13.00 часов ей будет проведено публичное мероприятие против повышения пенсионного возраста. Форма публичного мероприятия - митинг. Место проведения собрания – г. Топки, Комсомольская площадь. Предполагаемое количество участников до 100 человек. Организатором собрания является ФИО1 Заявителем указан адрес регистрации по месту жительства и контактный телефон.

Письмом от 29 августа 2018 года исх. № 01-15/778 глава Топкинского городского поселения сообщил ФИО1 о том, что на площади Комсомольской г.Топки располагаются детские площадки, на которых проводятся мероприятия с участием детей, в связи с чем разъяснено заявителю о том, что она не вправе проводить публичное мероприятие в заявленном в уведомлении месте, указано на наличие специально отведенного места для митинга - площадь перед зданием городского Дома культуры, расположенная по адресу: <...> (для проведения мероприятий с численностью до 225 чел.), то есть фактически предложено перенести место проведения публичного мероприятия на специально отведенное место для митинга.

29.08.2018 года в 16.42 час. от ФИО1 на имя Главы Топкинского городского поселения подано заявление о выдаче ФИО2 решения на её обращение по согласованию митинга и переслать на её электронную почту указанное решение, с указанием адреса электронной почты.

Указанное решение от 29.08.2018 было направлено ФИО1 29 августа 2018 года в 17.01 часов по электронной почте, согласно её заявлению от 29.08.2018, а также получено 30.08.2018 года ФИО2 доверенным лицом ФИО1

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.

Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) (ч. 1.1 ст. 8).

После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (ч. 2.1 ст. 8).

Статьей 2 Закона Кемеровской области от 09.07.2012 № 81-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий" (далее - Закон №81-ОЗ) установлено, что в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности дополнительно к местам, в которых в соответствии с Федеральным законом проведение публичного мероприятия запрещается, настоящей статьей определяются места, в которых проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается. Это места, в которых проведение публичных мероприятий может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, в том числе:

1) вокзалы, аэропорты, торговые и развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации культуры, детские, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения;

2) территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к местам, указанным в подпункте 1 настоящей статьи;

3) территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к зданиям, в которых располагаются органы государственной власти и органы местного самоуправления;

4) территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к котельным, водоочистным и водозаборным сооружениям, объектам хранения горюче-смазочных и взрывоопасных материалов;

5) тротуары;

6) остановочные пункты общественного пассажирского транспорта;

7) парки, детские и спортивные площадки, а также территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к ним;

8) места, где проводятся мероприятия с участием детей, а также территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к ним.

В соответствии с постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 26.12.2012 № 582 "Об определении единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест" на территории Кемеровской области определены места, специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, места для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Такими местами в г. Топки является площадь перед зданием городского Дома культуры, расположенная по адресу: г. Топки, ул. Пионерская д.60 (для проведения мероприятий с численностью до 225 чел.).

Как следует из представленных фотоснимков, на площади расположены и функционируют детские досуговые площадки, а именно: спортивный городок, Клуб семейных развлечений «Домовенок», где функционирует батут, имеется прокат инвентаря для детей.

Кроме того, в непосредственной близости от площади находится железнодорожный вокзал ст. Топки, непосредственно на площади расположен Дом ветеранов.

Митинг запланирован на 09.09.2018 года - на воскресенье, на день выборов.

Площадь будет являться 09.09.2018 года местом прохода граждан на избирательные участки, пассажирами - на железнодорожный вокзал, проведения досуга в выходные дни граждан с детьми.

При таких обстоятельствах, территория Комсомольской площади является открытой для массового пребывания людей. Там располагаются детские площадки, на которых проводятся мероприятия с участием детей, следовательно, в силу прямого указания Закона Кемеровской области № 81-ОЗ проведение публичных мероприятий там запрещено.

Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 в ходе рассмотрения дела не установлено, следовательно, решение суда первой инстанции является по существу правильным и отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Топкинского городского суда Кемеровской области от 07 сентября 2018 оставить - без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: