69RS0036-01-2019-003291-27
Дело № 33а - 1168 судья Зварич Е.А. 2020 год
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 мая 2020 года город Тверь
Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда
в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.,
судей Никитушкиной И.Н. и Сергуненко П.А.
при секретаре судебного заседания Дубининой Р.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании
по докладу судьи Сергуненко П.А.
дело по апелляционным жалобам Лашковец Е.А. и Лашковец А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лашковец М.А., на решении Заволжского районного суда города Твери от 25 декабря 2019 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований административного искового заявления Лашковец А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лашковец М.А., Лашковец Е.А. о признании незаконным приказа главы администрации Заволжского района г.Твери № 123 от 01 августа 2019 года об отказе в признании граждан малоимущими и возложении обязанности признать Лашковец А.А., Лашковец М.А., Лашковец Е.А. малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отказать».
Судебная коллегия
установила:
Лашковец Е.А., а также Лашковец А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лашковец М.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р., обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации Заволжского района г.Твери (с учетом уточнений) о признании незаконным Приказа главы администрации Заволжского района г. Твери № 123 от 01 августа 2019 г. «Об отказе в признании граждан малоимущими» и обязании администрации Заволжского района г. Твери признать Лашковец А.А., Лашковец М.А., Лашковец Е.А.. малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В обосновании заявленных требований указано, что Приказом главы администрации Заволжского района города Твери № 123 от 01 августа 2019 г. истцам отказано в признании малоимущими в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона Тверской области от 27.09.2005 г. № 113 -30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» т.к. представлены недостоверные документы и сведения.
Не согласившись с данным приказом, истцы вторично обратились с заявлением, указав, что ранее до обращении проживавшие в квартире Лашковец М.А. со своим несовершеннолетним сыном также обращались с заявлением о признании их малоимущими. Во 2-м своем обращении истцы просили объединить обращения в одно, рассмотреть их совместно. Ответом от 13.09.2019 г. отказано в признании семьи малоимущей, что по мнению истцов нарушает их права.
Основаниям для обращения с заявлением о признании семьи малоимущей, послужило нахождение в производстве Заволжского районного суда города Твери гражданского дела по иску Администрации города Твери к истцам и другим ответчикам о выселении без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета и понуждении передать ключи от жилого помещения.
С Приказом об отказе в признании граждан малоимущими они не согласны и считают, что заявленное основание для отказа является необоснованным и незаконным. Лашковец Мария Александровна со своим несовершеннолетним сыном не является членом семьи истцов.
Определением суда, выраженного протокольной формой 15.10.2019, глава администрации Заволжского района г. Твери Синягин Д.Н. привлечен к участию в деле в качестве административного ответчика.
В судебном заседании административный истец Лашковец А.А., действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лашковец М.А. настаивал на удовлетворении исковых требованиях с учетом поданных уточнений административного иска.
Представитель административного ответчика Абраменко Е.И. исковые требования не признала, полагая, что отказ является законным и обоснованным.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
Не согласившись с решением суда, Лашковец Е.А. и Лашковец А.А., действующий в своих интересах, а также в интересах несовершеннолетней Лашковец М.А., обратились с апелляционными жалобами, в которых ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований, ввиду нарушения судом норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование апелляционных жалоб указано, что Лашковец А.А. прописан в квартире, находящейся по адресу: <адрес>, с 24 августа 1993 года, на основании служебного ордера. Несовершеннолетняя Лашковец М.А. с согласия деда Лашковец прописана в указанной квартире с 30 августа 2016 года. 24 ноября 2016 года Лашковец А.А. умер, снят с регистрационного учета.
Лашковец Е.А. на территории г. Твери официально не прописана, но постоянно проживает с мужем Лашковец А.А. и дочерью Лашковец М.А. в указанной выше квартире. Зарегистрирована в <адрес> в квартире общей площадью 37,1 кв.м. (жилой – 24,5 кв.м.) со своими родителями ФИО1 и ФИО2. Между тем, Лашковец Е.А. в <адрес> с 2010 года не проживает, поскольку после окончания школы поступила в <данные изъяты> колледж в городе Твери.
Апеллянты указывают, что Лашковец А.А. и Лашковец М.А. иного жилья или недвижимости в собственности не имеют. Вместе с тем, в собственности Лашковец Е.А. находится 1/2 доли в праве собственности квартиры, находящейся в поселке Сандово Тверской области.
16 мая 2019 года Лашковец Е.А. представлен полный перечень документов, необходимых для признания семьи малоимущей.
Однако, Приказом Главы администрации Заволжского района г. Твери в признании №123 от 01 августа 2019 года в признании семьи Лашковец малоимущей отказано.
На основании изложенного, просят решение суда отменить, как постановленное с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, просят административное исковое заявление удовлетворить в полном объеме.
В суде апелляционной инстанции представитель административных ответчиков Абраменко Е.И. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, в связи с чем, на основании ч.7 ст.150, ч.1 ст.307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя административных ответчиков, оценив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации).
Анализ вышеприведенных положений правовых норм свидетельствует о том, что нарушение закона, а также прав и свобод административного истца и необходимость в их восстановлении являются обязательными основаниями для удовлетворения административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу судебной коллегией не установлена.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 18.07.2019 Лашковец А.А. обратился в администрацию Заволжского района в городе Твери с заявлением о признании граждан малоимущими с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на состав семьи 3 человека. В качестве членов семьи заявителя указаны супруга Лашковец Е.А., несовершеннолетняя дочь Лашковец М.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. В качестве подтверждения к указанному заявлению представлена, в том числе, справка о регистрации с места жительства от 17.07.2019 в которой указан состав семьи из 4 человек: заявитель Лашковец А.А., несовершеннолетняя дочь Лашковец М.А., тетя Лашковец М.А., несовершеннолетний племянник Лашковец Г.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Актом обследования жилищных условий гражданина-заявителя и членов его семьи от 12.07.2019 зафиксировано, что в жилом помещении проживают 4 человека: заявитель Лашковец А.А., несовершеннолетняя дочь Лашковец М.А., тетя Лашковец М.А., несовершеннолетний племянник Лашковец Г.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. Данный акт подписан Лашковец М.А. ДД.ММ.ГГГГ г.р. и членами комиссии без замечаний.
Приказом главы администрации Заволжского района города Твери № 123 от 01.08.2019 отказано в признании Лашковца А.А. Лашковец Е.А., Лашковец М.А. малоимущими, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона Тверской области от 27.09.2005 № 113-30 «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда» (далее -Закон), в связи с тем, что не представлены в полном объеме предусмотренные Законом документы, подтверждающие право соответствующих граждан быть признанными малоимущими; представлены недостоверные документы и сведения (заявление граждан о признании малоимущими и приложенный пакет документов представлен на состав семьи 3 человека (Лашковец А.А., жена - Лашковец Е.А., дочь -Лашковец М.А.), согласно выписке из домой книги в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, зарегистрировано 4 человека (Лашковец А.А., Лашковец Е.А., Лашковец М.А., Лашковец М.А., Лашковец Г.С.).
В соответствии с п.3.7 административного регламента Лашковец А.А. уведомлен о принятом решении. Копия выписки из приказа направлена заявителю письмом № 455 от 01.08.2019.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административных исковых требований, указал, что решение административного ответчика законно и обоснованно, принято в соответствии с действующим законодательством. С учетом предоставленных заявителем сведений и документов у ответчика имелись основания для отказа в признании семьи малоимущей. Действия ответчика не нарушают принятый административный регламент.
Не согласиться с указанными выводами суда судебная коллегия оснований не усматривает.
Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.
Порядок признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда на территории города Твери устанавливается Законом Тверской области от 27.09.2005 № 113-ЗО «О порядке признания граждан малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда».
В силу статьи 1 Закона Тверской области под малоимущими гражданами понимаются - граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования Тверской области, а также иностранные граждане, если предоставление жилых помещений по договорам социального найма предусмотрено международным договором, чей доход, приходящийся на каждого члена семьи (доход одиноко проживающего гражданина), не превышает размера предельной величины среднедушевого дохода, установленного органом местного самоуправления, а стоимость имущества, находящегося в его собственности и собственности членов его семьи (в собственности одиноко проживающего гражданина) и подлежащего налогообложению, не превышает предельную величину стоимости имущества, определяемую органом местного самоуправления.
Решение о признании граждан малоимущими принимается уполномоченным органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан (далее - заявление о признании малоимущими), поданных ими в указанный орган или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) по месту своего жительства (статья 3 Закона). При этом гражданин-заявитель и члены его семьи признаются малоимущими при одновременном наличии следующих условий:
1) среднедушевой доход гражданина-заявителя и членов его семьи определенный в соответствии со статьей 11 настоящего Закона, не превышает размера предельной величины среднедушевого дохода, установленного на территории муниципального образования;
2) стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина-заявителя и членов его семьи и подлежащего налогообложению, определяемая в порядке, установленной статьей 13 настоящего Закона, не превышает предельной величины стоимости имущества, установленной на территории муниципального образования.
В соответствии со статьей 7 указанного Закона для учета доходов и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущим в состав семьи гражданина-заявителя включаются совместно с ним проживающие его (ее) супруг (супруга), дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, иные лица признаются членами семьи заявителя, если они зарегистрированы по месту жительства гражданина-заявителя, совместно проживают и ведут общее хозяйство.
В силу пунктов 1, 2 ч. 1 ст. 9 Закона, отказ в признании граждан малоимущими допускается в случае, если не представлены в полном объеме предусмотренные настоящим Законом документы, подтверждающие право соответствующих граждан быть признанными малоимущими; представлены недостоверные документы и сведения.
При проживании в одном жилом помещении двух и более семей, имеющих собственные источники дохода и ведущих раздельное хозяйство, о чем свидетельствует заявление и акт обследования условий проживания заявителя, учет доходов и стоимости имущества в целях признания малоимущими производится по каждой семье отдельно.
Согласно выписки из домовой книги, представленной ООО «Управляющая компания Инком Дом» по запросу суда в квартире № по <адрес> проживают Лашковец А.А., несовершеннолетняя дочь Лашковец М.А., тетя Лашковец М.А., несовершеннолетний племянник Лашковец Г.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Служебное жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> было предоставлено по ордеру № 1680 на основании решения Совета народных депутатов от 13.04.1993 Лашковец А.А.. Жилое помещение предоставлялось как служебное на состав семьи три человека Лашковец А.А. (отец Лашковца А.А.), Лашковец Е.А. (супруга А.А.), Лашковец А.А..
Согласно сведениям поквартирной карточки Лашковец М.А. зарегистрирована 08.09.1998 в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> в качестве члена семьи квартиросъемщика (сестра) Лашковец А.А., умершего 24.11.2016.
Согласно позиции ответчика, плата за жилое помещение до настоящего времени начисляется на состав семьи из четырех человек, финансовой лицевой счет открыт на Лашковец А.А. Считает, что Лашковец М.А. и Лашковец А.А. не определяли свою самостоятельную ответственность (как бывшие члены семьи) по обязательствам по внесению платы за наем, о порядке участия в ремонте и содержании жилого помещения. Таким образом, обязанность по содержанию жилого помещения является их совместных хозяйством.
Протоколом № 14 заседания жилищной комиссии при администрации района г. Твери от 01.08.2019 отказано в признании заявителей малоимущими с целью постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма в связи с тем, не представлены в полном объеме предусмотренные Законом документы, подтверждающие право соответствующих граждан быть признанными малоимущими; представлены недостоверные документы и сведения в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона Тверской области от 27.09.2005 № 113-30.
Приказом главы администрации Заволжского района города Твери № 123 от 01 августа 2019 года «Об отказе в признании граждан малоимущими» Лашковцу А.А. Лашковец Е.А., Лашковец М.А. отказано в признании малоимущими, в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 9 Закона Тверской области от 27.09.2005 № 113-ЗО
Основанием для отказа в признании административного истца малоимущим правомерно послужило представление недостоверных документов и сведений и не представление в полном объеме предусмотренных Законом документов.
Суд не вправе подменять своим решением решение органа, к полномочиям которого отнесено принятие решения по указанному вопросу, возлагая обязанность по окончательному решению вопроса об удовлетворении заявления административного истца, представленного в администрацию района, в обход либо с нарушением таких процедур, предвосхищая конечный результат, что выходит за пределы судебного контроля.
Судом апелляционной инстанции не установлено отсутствие у Администрации полномочий на принятие оспариваемого отказа либо нарушение процедуры или иного несоответствия отказа в признании административных истцов малоимущими нормативным правовым актам, действующим на дату принятия оспариваемого решения.
Исходя из изложенного, судебная коллегия считает, что имеется достаточно оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований, что в рассматриваемых правоотношениях административный ответчик действовал в соответствии с законом и без нарушения прав административного истца, обращение которого рассмотрено по существу поставленных в них вопросов с направлением заявителю мотивированного отказа в признании малоимущим, содержание которого соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обжалуемое решение суда является законным и обоснованным, принято с учетом положений частей 9 и 11 статьи 226, части 2 статьи 227 КАС РФ, при надлежащем установлении характера правоотношений, возникших между сторонами по делу, и закона, подлежащего применению, верном определении юридически значимых обстоятельств по делу и законном распределении бремени доказывания между сторонами (статья 62 КАС РФ), достаточности собранных по делу доказательств и их надлежащей оценке по правилам статьи 84 КАС РФ, тщательном исследовании всех фактических обстоятельств дела, их доказанности.
Какие-либо препятствия для обращения административного истца с новыми заявлениями о признании его малоимущим, с учетом изменения установленных по делу обстоятельств, отсутствуют.
Доводы апелляционных жалоб во внимание приняты быть не могут, по сути, повторяют правовую позицию административных истцов, изложенную в суде первой инстанции; несогласие административных истцов с выводами суда, иная оценка фактических обстоятельств дела и иное (неверное) толкование положений закона не означают, что при рассмотрении дела допущена судебная ошибка, и не подтверждают, что имеет место нарушение судом норм права; правовые основания для иной, отличной от суда, оценки собранных по делу доказательств в настоящем случае, в том числе исходя из доводов жалоб, согласно закону отсутствуют.
Нарушений или неправильного применения норм материального права судом не допущено.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Заволжского районного суда города Твери от 25 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Лашковец Е.А. и Лашковец А.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней Лашковец М.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи