Председательствующий: Сафронов М.М. Дело № 33а-1177/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Омского областного суда в составе
председательствующего Латышенко Н.Ф.,
судей областного суда Усовой Е.И., Шукеновой М.А.,
при секретаре СЕКРЕТАРЬ
рассмотрела в судебном заседании 20 февраля 2019 года дело по апелляционной жалобе представителя административного истца председателя правления ТСН «<...>» ФИО4 на решение Центрального районного суда г. Омска от <...>, которым отказано в удовлетворении заявленных требований товарищества собственников недвижимости «<...>» к Государственной жилищной инспекции Омской области, главному специалисту – юристу отдела лицензирования, судебной и надзорной работы Государственной жилищной инспекции Омской области ФИО2 о признании незаконным и отмене предписания, взыскании судебных расходов, а также отменены меры предварительной защиты, принятые определением Центрального районного суда г. Омска от <...>.
Заслушав доклад судьи областного суда Усовой Е.И., судебная коллегия
установила:
ТСН «<...>» обратилось в суд с административным исковым заявлением к Государственной жилищной инспекции Омской области, главному специалисту – юристу отдела лицензирования, судебной и надзорной работы Государственной жилищной инспекции Омской области ФИО2 о признании незаконным и отмене предписания, взыскании судебных расходов.
В обоснование заявленных требований указано, что на основании распоряжения Государственной жилищной инспекции Омской области от <...> в отношении ТСН «<...>» проведена внеплановая документарная проверка, по результатам которой <...> составлен акт.
Кроме того, выдано предписание о необходимости разместить на сайте www.reformagkh.ru протокол общего собрания от <...>, предоставить в Госжилинспекцию подлинники решений по протоколам общих собраний от <...> и <...>. Срок исполнения установлен до <...>.
Представитель административного истица не согласилась с данным предписанием, в связи с отсутствием в действиях ТСН «<...>» нарушений требований нормативных актов, в том числе Постановления Правительства РФ от <...>№ <...> и ЖК РФ.
Полагала, что приведенные акты не обязывают размещать на сайте протоколы общего собрания членов товарищества, а также предоставлять подлинники решений по протоколам общих собраний членов товарищества.
Настаивала на отсутствии правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания.
Просила суд признать незаконным и отменить предписание Государственной жилищной инспекции Омской области № <...> от <...>, взыскать с Государственной жилищной инспекции Омской области расходы по уплате государственной пошлины и оплате услуг представителя.
В судебном заседании представитель административного истца ТСН «<...>» ФИО3 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.
Представитель административного ответчика Государственной жилищной инспекции Омской области ФИО1 и главный специалист-юрист Государственной жилищной инспекции Омской области ФИО2 требования не признали, настаивали на законности оспариваемого предписания.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца председатель правления ТСН «<...>» ФИО4 просит решение отменить.
В обоснование жалобы приводит доводы аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении о незаконности оспариваемого предписания и отсутствии указанных нарушений в действиях товарищества.
Указывает на отсутствие законодательно установленной обязанности товарищества представлять в государственную жилищную инспекцию протоколы собраний и подлинники решений членов товарищества.
Полагает, что поскольку общие собрания собственников помещений, членов товарищества, по которым вынесено предписание проводились до вступления в действие новой редакции раздела 10 Приказа № <...>/пр, а именно от <...> и <...>, такая редакция не распространяет свое действие на отношения, возникающие до введения ее в действие.
Кроме того, обращает внимание на то, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции в рамках исполнения оспариваемого предписания протоколы собрания размещены на сайте www.reformagkh.ru, в том числе и протокол собрания от <...> был размещен <...>, то есть до проведения проверки, соответствующие доказательства представлены суду, которые, полагает, не были им приняты по внимание.
Возражая против выводов суда об отсутствии факта распространения персональных данных размещением решений собрания, настаивает на том, что при отсутствии согласия собственников помещений товарищество, совершая указанные действия по раскрытию информации, допустит нарушение Федерального закона «О персональных данных».
Считает, что судом и административным ответчиком произведена подмена понятий собрание собственников помещений товарищества и собрания членов товарищества.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей административного истца судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В силу положений ст. 310 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, ТСН «<...>» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц <...> по адресу: <...>
<...> специалистами Государственной жилищной инспекции Омской области в связи с обращениями граждан, проживающих в многоквартирном доме по указанному адресу и на основании распоряжения № <...> от <...> проведена внеплановая документарная проверка в отношении ТСН «<...>».
По результатам проведенной проверки составлен акт № <...>, в соответствии с которым выявлены нарушения в части раскрытия информации на сайте www.reformagkh.ru.
Госжилинспекцией Омской области в адрес ТСН «<...>» выдано предписание № <...> от <...> об устранении нарушений законодательства, выявленных при проведении мероприятий по контролю, на административного истца возложена обязанность разместить на сайте www.reformagkh.ru протокол общего собрания от <...>, а также представить в Госжилинспекцию подлинники решений по протоколам общих собраний от <...> и <...>.
Кроме того, в отношении административного истца составлен протокол № <...> об административном правонарушении от <...>, а именно: не представление в Госжилинспекцию подлинников решений по протоколу общего собрания от <...> и протоколу общего собрания от <...>, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ.
Полагая предписания Госжилинспекции Омской области незаконными, административный истец обратился в суд.
Оценив представленные по делу доказательства, районный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом районного суда.
Доводы апелляционной жалобы оснований к отмене судебного акта не имеют, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца о незаконности оспариваемого предписания, выраженную в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда.
Отклоняя данные доводы, судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Согласно ч. 2 ст. 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее - органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации.
Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (ч. 4).
Основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» являются поступления, в частности посредством системы, в орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом государственного жилищного надзора, органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах перечисленных в ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2013 № 493 утверждено Положение о государственном жилищном надзоре.
Согласно п. 10 Положения о государственном жилищном надзоре в целях осуществления государственного жилищного надзора органы государственного жилищного надзора в пределах установленных полномочий организуют и проводят плановые и внеплановые документарные и выездные проверки в соответствии со статьями 9 - 12 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Перечень обстоятельств, являющихся предметом проверок закреплен п. 11 Положения.
В соответствии с п. 1 Положения о Государственной жилищной инспекции Омской области, утвержденного Указом Губернатора Омской области № <...> от <...>, инспекция является уполномоченным органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим на территории Омской области региональный государственный жилищный надзор.
Приказом Государственной жилищной инспекции Омской области от <...>№ <...> утвержден Административный регламент проведения проверок при осуществлении регионального государственного жилищного надзора.
По результатам проверки должностными лицами инспекции, проводящими проверку, составляется акт проверки по форме согласно приложению № <...> к Административному регламенту (п.п. 3.5.1, 3.5.8).
Учитывая приведенные нормы и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия полагает, что должностное лицо Госжилинспекции, принимая оспариваемое предписание, действовало в пределах своей компетенции, в соответствии с нормами закона, содержание оспариваемого предписания соответствует предъявляемым требованиям закона.
Отклоняя доводы жалобы о незаконности п.п. 1, 2 предписания судебная коллегия полагает необходимым указать следующее.
Согласно ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 44 ЖКРФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся: принятие решений о реконструкции многоквартирного дома (в том числе с его расширением или надстройкой), строительстве хозяйственных построек и других зданий, строений, сооружений, капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме, об использовании фонда капитального ремонта; принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничений пользования им, а также о заключении соглашения об установлении сервитута, соглашения об осуществлении публичного сервитута в отношении земельного участка, относящегося к общему имуществу в многоквартирном доме.
В силу положений ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
В соответствии с ч. 1.1. ст. 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет. Орган государственного жилищного надзора в случае поступления в его адрес в течение трех месяцев подряд двух и более протоколов общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащих решения по аналогичным вопросам повестки дня, обязан провести внеплановую проверку в целях установления факта соблюдения требований законодательства при организации, проведении и оформлении результатов такого собрания.
В силу ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.
Согласно ст. 144, 145 ЖК РФ органами управления товарищества собственников жилья являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: внесение изменений в устав товарищества или утверждение устава товарищества в новой редакции; принятие решений о реорганизации и ликвидации товарищества; назначение ликвидационной комиссии; утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов; избрание членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председателя правления товарищества из числа членов правления товарищества; досрочное прекращение их полномочий; другие вопросы, предусмотренные настоящим Кодексом или иными федеральными законами.
Уставом товарищества собственников жилья к компетенции общего собрания членов товарищества помимо указанных в части 2 настоящей статьи также может быть отнесено решение иных вопросов (ч. 3 ст. 145 ЖК РФ).
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 146 ЖК РФ положения ст. 45-48 настоящего кодекса распространяются на порядок проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья.
С учетом изложенного доводы жалобы о подмене понятий собрания собственников помещений товарищества и собрания членов товарищества, судебная коллегия отклоняет как основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с ч. 10 ст. 161 ЖК РФ особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Контроль над соблюдением указанного стандарта раскрытия информации такими товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Таким интернет сайтом в частности является www.reformagkh.ru.
Требования к видам, порядку, способам и срокам раскрытия информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, установлены Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства от 23.09.2010 № 731.
Виды информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, определены пунктом 3 Стандарта раскрытия информации.
В соответствии с пп. з п. 3 Стандарта раскрытия информации управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать, в том числе информацию о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний.
В силу положений п. 5 (1) Стандарта раскрытия информации товариществами и кооперативами информация раскрывается путем: а) обязательного опубликования информации на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору товарищества и кооператива: сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации; сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого товарищество или кооператив осуществляют свою деятельность.
Раскрытие управляющей организацией, товариществом и кооперативом информации осуществляется по формам, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Указанные формы должны предусматривать детализацию видов информации, предусмотренных пунктом 3 настоящего документа, обеспечивающую реализацию собственниками помещений в многоквартирном доме правомочий собственников в полном объеме.
Состав, сроки и периодичность размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, определен Приказом Минкомсвязи № 74, Минстроя России № 114/пр от 29.02.2016, не позднее 10 дней со дня принятия решений подлежит размещению (в сети Интернет) в системе ГИС ЖКХ лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом, в том числе, информация об итогах голосования общих собраний: количество участников голосования по каждому вопросу повестки дня, поставленному на голосование, количество голосов, поданных «за» по каждому вопросу повестки дня, поставленному на голосование, количество голосов, поданных «против» по каждому вопросу повестки дня, поставленному на голосование, количество голосов, поданных «воздержался» по каждому вопросу повестки дня, поставленному на голосование (п.п. 19.2.1, 19.2.2, 19.2.3, 19.2.4 п. 19.2), протокол, которым утверждено решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, общего собрания членов товариществ, общего собрания членов кооператива (п. 19.3).
Применительно к изложенным положениям, возложенные оспариваемыми пунктами предписания на административного истца обязанности соответствуют требованиям жилищного законодательства. Доводы жалобы об обратном подлежат отклонению.
Учитывая, что проверка в отношении административного истца проведена в связи с обращением граждан, судебная коллегия соглашается с тем, что отсутствие у собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми осуществляет ТСН, оперативно знакомиться с решениями, принятыми членами ТСН, а также информацией о деятельности ТСН, которая затрагивает права и свободы всех собственников помещений в многоквартирном жилом доме, влечет нарушение установленных законом требований и нарушение прав указанных лиц.
В приведенной связи, подлежат отклонению и доводы административного истца об отсутствии оснований для возложения обязанности по представлению решений общих собраний собственников помещений, членов товарищества, а именно от 20.02.2018 и 26.07.2018, ввиду принятия их до вступления в действия новой редакции раздела 10 Приказа № 74/114/пр.
Принимая во внимание существо решений, принятых на данных собраниях (об утверждении новой редакции устава товарищества, размер вступительного членского взноса в ТСН, способ оплаты коммунальных услуг), анализ которым дан судом в оспариваемом решении, они подлежали размещению на сайте, поскольку затрагивают права всех собственников много квартирного дома.
Доводы жалобы о том, что осуществление действий по раскрытию информации во исполнение оспариваемого предписаний путем размещения решений собрания, повлечет распространение персональных данных собственников жилых помещений, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции, при разрешении которых данные доводы обосновано были отклонены, как основанные на неверном толковании норм права. Оснований для иной оценки судебная коллегия не усматривает.
Каких-либо доказательств нарушения прав оспариваемым предписанием административным истцом не представлено.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что протокол внеочередного собрания членов товарищества от <...> и собрания собственников дома от <...> представлены административному ответчику <...>, однако решений по данным протоколам представлено не было.
Вопреки доводам жалобы материалы дела не содержат достоверных сведений о размещении на сайте протокола общего собрания членов товарищества от <...> на момент проверки. Из представленной распечатки с сайта не следует, что указанный протокол был размещен <...>, то есть до проведения проверки.
Возможность удовлетворения требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, закон связывает с совокупностью обстоятельств, определенных в п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, которые включают не только несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, но и установление факта нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца. Такой совокупности в рассматриваемом споре нет.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения требований административного истца в заявленном объеме. Выводы районного суда в данной части являются обоснованными.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Центрального районного суда г. Омска от 29 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи