ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11826/2016 от 03.08.2016 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Коробач Е.В.

Дело № 33а-11826/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего

Гылкэ Д.И.,

судей

ФИО1,

ФИО2,

при секретаре судебного заседания Клевцове В.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело

по административному исковому заявлению ФИО3 об оспаривании решения начальника Управления по архитектуре, градостроительству и землепользованию Администрации городского округа Краснотурьинск об отказе в согласовании изменений, внесенных в проектную документацию,

по апелляционным жалобам представителя административного ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск ФИО4, административного ответчика начальника Управления по архитектуре, градостроительству и землепользованию Администрации городского округа Краснотурьинск ФИО5

на решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01 апреля 2016 года.

Заслушав доклад судьи Гылкэ Д.И., объяснения представителя административного ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск Герб Н.Г., административного ответчика начальника Управления по архитектуре, градостроительству и землепользованию Администрации городского округа Краснотурьинск ФИО5, административного истца ФИО3, ее представителя ФИО6, судебная коллегия

установила:

ФИО3 обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение начальника Управления по архитектуре, градостроительству и землепользованию Администрации городского округа Краснотурьинск ФИО5 (далее – Управление) об отказе в согласовании изменений, внесенных в проектную документацию обществом с ограниченной ответственностью «Градар» (далее – ООО «Градар») на реконструкцию квартиры по адресу: ...3, возложить обязанность согласовать (утвердить) внесение изменений в проектную документацию.

В обоснование заявленных требований указала, что 26 октября 2015 года она обратилась в Управление с просьбой о согласовании изменений, внесенных в проект реконструкции квартиры по адресу: ...3, разработанный ООО «Градар». 12 ноября 2015 года ею был получен ответ начальника Управления ФИО5 на указанное заявление, в котором содержался отказ в согласовании внесенных изменений, мотивированный ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также Положением о размещении и дизайне вывесок на территории городского округа Краснотурьинск, утвержденным постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 27 декабря 2014 года № 1910, из которого следует, что запрещается размещение вывесок без комплексного подхода к оформлению фасада в целом. В соответствии с указанным ответом ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусматривает возможность внесения изменений в проектную документацию. Отказ должностного лица полагает незаконным, так как процедура внесения изменений в проектную документацию предусмотрена ч. 7 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Кроме того, приведенное Положение о размещении и дизайне вывесок не может служить основанием для отказа в согласовании проекта и внесенных в него изменений, поскольку предметом регулирования указанного акта является реклама (вывеска), расположенная при входе в помещение. Материал облицовки стен, цвет дверей, окон и ограждения не является рекламой, а вывески, расположенные над входом в помещение, соответствуют всем требованиям и не являются предметом спора. Помимо указанного, понятие «нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа» является оценочным понятием. В обжалуемом ответе не указано, каким образом размещение рекламных конструкций будет нарушать архитектурный облик сложившейся застройки, в чем выражено нарушение архитектурного облика. Ее права и законные интересы нарушаются, поскольку полученный ответ является немотивированным, что не позволяет ей принять меры к устранению недостатков, препятствующих получению согласования и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Ко всему указанному в Положении предусмотрен срок рассмотрения проекта и его согласования, который не должен превышать 14 дней, административным ответчиком указанный срок нарушен.

Решением Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01 апреля 2016 года требования административного истца удовлетворены; судом признан незаконным отказ начальника Управления в согласовании изменений № 07-15, внесенных в проектную документацию ООО «Градар» на реконструкцию квартиры по ...3 ...; на начальника Управления возложена обязанность согласовать изменения № 07-15, внесенные в проектную документацию ООО «Градар» на реконструкцию квартиры по ...3 ..., в течение 14 дней с момента вступления в законную силу указанного решения, а также сообщить о принятых мерах в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в отношении которых соответственно допущены нарушения.

В апелляционных жалобах представитель административного ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск ФИО4, административный ответчик начальник Управления ФИО5 просят решение суда отменить, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Указывают, что решение незаконное и необоснованное, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Администрации городского округа Краснотурьинск Герб Н.Г., административный ответчик ФИО5 доводы апелляционных жалоб поддержали, настаивали на их удовлетворении.

Административный истец ФИО3, ее представитель ФИО6 с апелляционными жалобами не согласились, возражали против их удовлетворения по доводам, изложенным в письменных возражениях на жалобы.

Представителю заинтересованного лица ООО «Градар» ФИО7 судебной коллегией отказано в признании полномочий на участие в административном деле на основании ч. 4 ст. 58 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с непредставлением документа о наличии высшего юридического образования.

Представитель заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «Технология рекламы» (далее – ООО «Технология рекламы») в заседание суда апелляционной инстанции не явился.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения указанного лица о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, руководствуясь ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, проверив законность и обоснованность судебного решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктами 25, 26 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

Согласно п. 40 ст. 32 Устава городского округа Краснотурьинск, утвержденного решением Краснотурьинской городской Думы от 23 июня 2005 года № 76, к полномочиям Администрации городского округа по решению вопросов местного значения относятся, в том числе утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа.

В силу пунктов 3.1.8., 3.1.11., 3.1.12. должностной инструкции начальника управления по архитектуре, градостроительству и землепользованию Администрации городского округа Краснотурьинск, являющейся приложением № 1 к распоряжению Администрации городского округа Краснотурьинск от 03 февраля 2014 года № 41-р, начальник Управления рассматривает и согласовывает проектную документацию в части выполнения требований градостроительных планов земельного участка, соблюдения технических условий и требований, требований к архитектурному решению, благоустройству, отделке, декоративно-художественному оформлению и озеленению; принимает решения о согласовании переустройства и перепланировки жилых и нежилых помещений; организует принятие решений о подготовке и выдаче разрешений на строительство, ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории городского округа Краснотурьинск.

В рамках настоящего административного дела административным истцом ФИО3 оспаривается решение начальника Управления ФИО5 об отказе в согласовании изменений, внесенных в проектную документацию ООО «Градар» на реконструкцию квартиры по адресу: ...3.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции установил и это следует из материалов административного дела, что первоначально ФИО3 обращалась в Управление 27 ноября 2014 года с заявлением о согласовании проекта реконструкции принадлежащей ей на праве собственности квартиры адресу: ...3 под магазин, с заявлением административным истцом был представлен проект реконструкции квартиры, выполненный ООО «Градар».

08 декабря 2014 года начальником Управления указанный проект был согласован при условии выполнения конструкции крыльца в соответствии с существующим крыльцом в нежилые помещения № 21, расположенные в том же доме, с аналогичным цветовым решением и варианту заполнения светопрозрачной части оконных и дверных блоков.

В дальнейшем ФИО3 обратилась в ООО «Градар» с целью внесения изменений в проектную документацию в части изменения материала облицовки фасада помещения, а также изменения цвета оконных рам, дверного проема и ограждений, которое с учетом пожеланий заказчика внесло соответствующие изменения в проектную документацию на основании предоставленного административным истцом эскиза оформления фасада магазина «Прима Донна» по ..., изготовленного ООО «Технология рекламы».

26 октября 2015 года административный истец обратилась в Управление с просьбой о согласовании изменений, внесенных в проект реконструкции квартиры по адресу: ...3, разработанный ООО «Градар».

Согласно ответу начальника Управления ФИО5 от 12 ноября 2015 года в согласовании изменений, внесенных в проектную документацию ООО «Градар» на реконструкцию квартиры по ...3 ..., ФИО3 было отказано со ссылкой на ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не предусматривающей возможности внесения изменений в проектную документацию после выдачи разрешения на строительство, либо внесение изменений в разрешение на строительство в связи с изменением проектной документации, и Положение о размещении и дизайне вывесок на территории городского Краснотурьинск, утвержденное постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 27 декабря 2014 года № 1910, в соответствии с которым запрещается размещение вывесок без комплексного подхода к оформлению фасада в целом.

Удовлетворяя административный иск и признавая незаконным оспариваемое решение начальника Управления ФИО5, суд первой инстанции исходил из того, что вывод о несоответствии эскиза, выполненного ООО «Технология рекламы» и, соответственно, изменений в проектную документацию ООО «Градар», был сделан начальником Управления ФИО5 единолично со ссылкой на пункты 3.2.3, 3.2.4 Положения о размещении и дизайне вывесок на территории городского округа Краснотурьинск, при том, что в приведенных пунктах указывается на запрещение размещения вывесок без комплексного подхода к оформлению фасада в целом, если дизайн и цвет вывесок являются слишком контрастными по отношению к зданию. Вместе с тем, какого-либо регламента, определяющего указанный подход, нет. Также отсутствует архитектурно-художественная концепция комплексного оформления и оборудования фасадов для конкретного участка города, а именно: ..., позволяющая конкретизировать требования к комплексному подходу.

Судебная коллегия, принимая во внимание содержание апелляционных жалоб, не усматривает возможности для иных (противоположных) выводов, нежели тех, что изложены в обжалуемом решении суда.

В силу ст. 33 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

Механизм реализации такого права закреплен Федеральным законом от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч. 1 ст. 9 указанного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Согласно ч. 1 ст. 10 названного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо, в том числе обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Судебная коллегия обращает внимание на то, что письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов должен быть мотивированным со ссылкой на конкретные нормативные правовые акты с разъяснением содержания приведенных в нем норм.

Оспариваемое решение начальника Управления указанным требованиям не отвечает. Отказывая в согласовании изменений, внесенных в проектную документацию ООО «Градар» на реконструкцию квартиры по ...3 ..., административный ответчик сослался на Положение о размещении и дизайне вывесок на территории городского Краснотурьинск, утвержденное постановлением Администрации городского округа Краснотурьинск от 27 декабря 2014 года № 1910, в соответствии с которым запрещается размещение вывесок без комплексного подхода к оформлению фасада в целом. Вместе с тем, оспариваемый ответ не содержит разъяснений о том, каким образом данное Положение, устанавливающее правила размещения и использования вывесок (п. 1.3.1.); требования к дизайну, колористике, подсветке (п. 1.3.2.); порядок согласования проектов (п. 1.3.3.), применимо к спорным правоотношениям, связанным с согласованием изменений, внесенных в проектную документацию на реконструкцию квартиры (изменение материала облицовки фасада помещения, изменение цвета оконных рам, дверного проема и ограждений).

Помимо указанного отказ административного ответчика является неконкретизированным, в ответе не содержится сведений о том, каким образом вышеизложенные изменения противоречат комплексному подходу к оформлению фасада в целом, в чем выражается нарушение архитектурного облика сложившейся застройки и нарушение архитектурного облика.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемым решением административного ответчика нарушаются права и законные интересы административного ответчика, поскольку в силу вышеизложенного административный истец лишена возможность принять меры к устранению недостатков, препятствующих получению согласования, внесенных изменений в проектную документацию, и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Вместе с тем, признавая незаконным отказ начальника Управления в согласовании изменений , внесенных в проектную документацию ООО «Градар» на реконструкцию квартиры по ...3 ..., не отвечающий требований мотивированности, суд первой инстанции возложил на административного ответчика обязанность согласовать указанные изменения, тем самым, предрешив существо решения, которое должно быть принято административным ответчиком по заявлению ФИО3

Согласно ст. 10 Конституции Российской Федерации, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основании ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Возложив своим решением на начальника Управления данную обязанность, суд, тем самым, ущемил публичные права органа местного самоуправления по решению вопроса, относящегося сугубо к его компетенции, что само по себе, исходя из конституционного принципа разделения властей, закрепленного в ст. 10 Конституции Российской Федерации, является недопустимым.

В этой связи решение суда подлежит изменению в части возложенной на административного ответчика обязанности.

В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца в рамках настоящего административного дела на начальника Управления подлежит возложению обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца о согласовании изменений, внесенных в проектную документацию ООО «Градар» на реконструкцию квартиры по ...3 ..., в ходе которого учесть вышеуказанные недостатки.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Краснотурьинского городского суда Свердловской области от 01 апреля 2016 года изменить, изложив абзац третий резолютивной части решения в новой редакции: «Обязать начальника Управления по архитектуре, градостроительству и землепользованию Администрации городского округа Краснотурьинск устранить в полном объеме допущенные нарушения прав административного истца».

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Председательствующий

Д.И. Гылкэ

Судьи

ФИО1

С.А. Вдовиченко