ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11836/18 от 12.02.2019 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Судья Благодатная Е.Ю. Дело №33а-816/2019

(№33а-11836/2018)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 февраля 2019 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Шидаковой О.А.,

при секретаре Журавской Т.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, заинтересованные лица – Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора», Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совет министров Республики Крым о признании незаконным бездействия, по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2 на решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

ФИО1, ФИО2 обратились в Центральный районный суд города Симферополя Республики Крым с административным исковым заявлением к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, в котором просили признать незаконным бездействие административных ответчиков по нерассмотрению заявления ФИО1 и ФИО2 об установлении вида разрешенного использования и категории земли на земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый ; обязать административных рассмотреть заявление ФИО1 и ФИО2 об установлении вида разрешенного использования и категории земли на земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый и принять по нему решение об установлении вида разрешенного использования и категории земли в соответствии с законодательством России, мотивируя тем, что административным истцам на основании решения исполкома Русаковского сельского совета Белогорского района от 22 декабря 2005 г. №69 передан бесплатно в частную собственность земельный участок площадью 0,15 га, в т.ч. пашни 0,05 га, застроенных земель 0,10 га в урочище Холодная гора. В отношении земельного участка осуществлен государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый номер. Для регистрации права собственности истцам требуется установить вид разрешенного использования и категорию земель, в связи с чем, они обратились в Администрацию Русаковского сельского поселения с соответствующим заявлением. Постановлением Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 27 июня 2017 г. №77 заявление было удовлетворено, однако в последующем постановление №77 отменено и в адрес истцов направлено уведомление о необходимости обратиться в Министерство имущественных земельных отношений Республики Крым с указанным заявлением. Административные истцы обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым, однако письмом от 08 мая 2018 г. им сообщено, что рассмотрение их заявления относится к компетенции Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым. В последующем, письмом Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 23 мая 2018 г., административным истцам сообщено, что рассмотрение их заявления относится к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым. Указанные обстоятельства, по мнению административных истцов, свидетельствуют о незаконном бездействии административных ответчиков.

Решением Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2 отказано.

Не согласившись с указанным решением, ФИО1 и ФИО2 подали апелляционную жалобу, в которой просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на то, что выводы суда о неправильно избранном способе защиты нарушенных прав не соответствует фактическим обстоятельствам. Указывают, что поскольку отсутствует регистрация права собственности на земельный участок с кадастровым номером за Российской Федерацией, отсутствует аренда земельного участка, то и отсутствует спор о праве.

В судебном заседании представитель ФИО1, ФИО2 – ФИО3 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Представитель имущественных и земельных отношений Республики Крым ФИО4 возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представитель Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым – глава Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым – председатель Русаковского сельского совета Республики Крым ФИО5 возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.

Представители Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Охотничье хозяйство «Холодная гора», Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Совета министров Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, учитывая их надлежащее извещение.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что Администрация Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым является управомоченным органом, для решения вопроса о присвоении категории земель всем земельным участкам, расположенным в пределах территории муниципального образования, в отношении которых в правоустанавливающих документах не указаны категория земель и (или) вид разрешенного использования и в отношении которых отсутствует утвержденная документация о планировке территории. При этом, административными истцами выбран неверный способ защиты нарушенного права, а удовлетворение административного иска не приведет к его восстановлению и противоречит закону, поскольку административные истцы, полагающие свое право на земельный участок нарушенным регистрацией права собственности на него за Российской Федерацией, вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства и оспаривать право Российской Федерации путем предъявления исков о признании права собственности, об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения, либо о признании права Российской Федерации на земельный участок отсутствующим.

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

Подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

В соответствии с частями 2, 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены Законом Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

В соответствии с частью 2 статьи 5 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК, особенности отнесения земельного участка к соответствующей категории земель на основании настоящей статьи, а также установления категории земельных участков, которые не были отнесены ни к одной из категорий до вступления в силу Федерального конституционного закона, устанавливаются нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым.

Особенности отнесения к определенной категории земель и (или) определения (изменения) вида разрешенного использования образуемых земельных участков, в том числе из земель государственной и муниципальной собственности, ранее учтенных земельных участков, а также при переводе земельных участков из одной категории в другую (далее - установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка), установлены «Положением об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешенного использования земельных участков», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 15 октября 2014 г. № 378.

Согласно пункту 3 Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков, указанными в утвержденной документации по планировке территории.

В случае отсутствия утвержденной документации по планировке территории пунктом 4 Положения предусмотрено установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в соответствии с правилами землепользования и застройки или лесохозяйственными регламентами.

На основании пункта 6 Положения до принятия (утверждения) документов, указанных в пунктах 3 или 4 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с разрешенным использованием земельных участков, указанным в правоустанавливающих документах, перечень которых утвержден постановлением Совета министров Республики Крым от 11 августа 2014 г. № 264 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации», с учетом требований Закона Республики Крым от 31 июля 2014 г. № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым») и «Таблицы соотнесения видов разрешенного использования земельных участков и категорий земель».

Согласно пункту 7 Положения в случае отсутствия в документах, указанных в пункте 6 настоящего Положения, сведений о категории земель и (или) виде разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования такого участка осуществляется в соответствии с целью предоставления земельного участка, указанной в решении о его предоставлении, с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.

В соответствии с пунктами 8 и 9 Положения в случае отсутствия документов, указанных в пунктах 3, 4, 6 и 7, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков осуществляется в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16 марта 2014 г. с учетом требований Закона об особенностях и Таблицы.

В случае отсутствия документов, предусмотренных пунктами 3 - 8 настоящего Положения, установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с назначением зданий, расположенных на земельном участке, а при отсутствии зданий - категорией земель и (или) видом разрешенного использования, общим для двух и более смежных земельных участков, а при их отсутствии - в соответствии с заявленной заинтересованным лицом целью использования земельного участка. Цель использования земельного участка указывается как соответствующее разрешенное использование земельного участка в соответствии с Классификатором.

Установление категории земель и (или) вида разрешенного использования земельных участков в случаях, установленных пунктом 3 или 4 настоящего Положения, отнесено к компетенции органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, утвердившим соответствующий документ, а в случаях, предусмотренных пунктами 6 - 10 настоящего Положения, - органом местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка согласно пункту 11 Положения.

В соответствии с пунктом 21 Положения, орган местного самоуправления на основании заявления заинтересованного лица принимает решение об установлении категории земель и (или) вида разрешенного использования земельного участка в течение двадцати рабочих дней с момента поступления заявления, а в случае направления запроса Госкомрегистром - в течение пяти рабочих дней с момента поступления соответствующего запроса.

Как следует из материалов дела, 31 мая 2017 г. ФИО1 и ФИО2 обратились в Администрацию Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым с заявлением, в котором просили определить категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

Постановлением Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 27 июня 2017 г. №77 земельному участку площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , расположенному по адресу: <адрес> определена категория земель – земли, расположенные за границами населенных пунктов, вид разрешенного использования - для ведения лесного хозяйства и связанных с ним услуг.

Постановлением Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 4 апреля 2018 г. №25 постановление Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 27 июня 2017 г. №77 отменено.

Уведомлением Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым от 4 апреля 2018 г. №225 отказано в предоставлении муниципальной услуги на заявление от 5 марта 2018 г. об установлении категории земель и вида разрешенного использования, указав, что Администрация Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым является неуполномоченным органом на установление категории земель и вида разрешенного использования и рекомендовано обратиться в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым.

26 апреля 2018 г. ФИО1 и ФИО2 обратились в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым с заявлением, в котором просили определить категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка, площадью 1500 кв.м, с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

На указанное заявление, письмом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 8 мая 2018 г. №12127/01-08/1 дан ответ, согласно которому, установление категории земель относится к компетенции органа местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Данный ответ также направлен в адрес Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым.

Рассмотрев письмо Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым от 8 мая 2018 г. №12127/01-08/1, Администрацией Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым дан ответ от 23 мая 2018 г. №301, согласно которому установление категории испрашиваемому земельному участку не представляется возможным, поскольку данные полномочия отнесены к ведению Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым.

Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм, решение по существу вопросов поставленных в заявлении административных истцов об установлении категории земли и вида разрешенного использования Администрацией Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым не принималось, при этом рассмотрение вопроса об установлении категории земли и вида разрешенного использования, в силу вышеуказанных положений закона относится к компетенции Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым

Доводы Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым об отнесении разрешения данного вопроса к компетенции Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, основаны на неверном толковании норм закона, а также не обоснована ссылка на пункт 19 Положения №378, поскольку административные истцы обратились с заявлением об установлении категории земли и вида разрешенного использования земельного участка, а не с заявлением о переводе земельного участка из одной категории в другую.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о наличии бездействия Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым по нерассмотрению в установленном законом порядке заявления ФИО1 и ФИО2 об установлении вида разрешенного использования и категории земли и принятию по результатам его рассмотрения соответствующего решения.

В части касающейся признания незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по нерассмотрению заявления ФИО1 и ФИО2 об установлении вида разрешенного использования и категории земли, судебная коллегия отмечает следующее.

Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регламентируются Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 2 мая 2006 г.).

Право гражданина получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением предусмотренных законом случаев, закреплено пунктом 3 статьи 5 названного закона.

Часть 1 статьи 9 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Статьей 10 Федерального закона от 2 мая 2006 г.№ 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо 1) обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; 2) запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; 3) принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; 4) дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; 5) уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.

Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.

Как усматривается из материалов дела, на заявление административных истцом поступившее в адрес Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым дан ответ от 8 мая 2018 г. №12127/01-08/1.

Указанный ответ дан заявителям уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, в установленные законом сроки, по существу поставленных вопросов.

Вместе с тем, несогласие административных истцов с содержанием ответа не свидетельствует о незаконном бездействии Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым при рассмотрении заявления.

В связи с указанным, и принимая во внимание отсутствие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, установленных статьей 277 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, заявленные требования о признании незаконным бездействия Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым по нерассмотрению заявления ФИО1 и ФИО2 об установлении вида разрешенного использования и категории земли, удовлетворению не подлежат.

При этом судебная коллегия отмечает, что при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, судом осуществляется функция судебного контроля за законностью решений, действий (бездействий) органов власти, должностных лиц и служащих.

Содержанием судебного контроля в таком праве является проверка решений, действий (бездействий) субъекта властных полномочий на предмет соответствия требованиям правовых норм.

В то же время судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В этой связи суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Поскольку вопрос об установлении категории земли и вида разрешенного использования земельного участка относится к компетенции органа местного самоуправления, суд не имеет полномочий возлагать на Администрацию Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым обязанность принять решение об установлении категории земли и вида разрешенного использования земельного участка, общей площадью 1500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый .

При таких обстоятельствах, признав незаконными бездействие Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым, судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает необходимым возложить на Администрацию Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым обязанность устранить допущенные нарушения, путем рассмотрения заявления ФИО1 и ФИО2 об установлении вида разрешенного использования и категории земли на земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый .

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Центрального районного суда города Симферополя Республики Крым от 26 октября 2018 г., - отменить.

Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление ФИО1, ФИО2 удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Администрации Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым по нерассмотрению заявления ФИО1 и ФИО2 об установлении вида разрешенного использования и категории земли на земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: Республика Крым, Белогорский район, урочище «Холодная гора», кадастровый . Обязать Администрацию Русаковского сельского поселения Белогорского района Республики Крым рассмотреть заявление ФИО1 и ФИО2 об установлении вида разрешенного использования и категории земли на земельный участок, общей площадью 1500 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> кадастровый .

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: О.А. Шидакова