ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11866/2022 от 21.06.2022 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-11866/2022

(78RS0022-01-2021-002989-27)

Судья: Чистякова Т.С.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Санкт-Петербург 21 июня 2022 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Есениной Т.В.

судей

Поповой Е.И., Карсаковой Н.Г.

при секретаре

К.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело №2а-620/2022 по апелляционной жалобе М.Н.О. на решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 15 марта 2022 года по административному иску М.Н.О. к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Имущество г. Санкт-Петербурга» об оспаривании ответа, обязании совершить определенные действия.

Заслушав доклад судьи Есениной Т.В., выслушав объяснения административного истца М.Н.О., представителей административных ответчиков Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургского государственного казенного учреждения «Имущество г. Санкт-Петербурга» - П.А.Р., С.В.С., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

М.Н.О. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету имущественных отношений г. Санкт-Петербурга (далее – КИО г. Санкт-Петербурга), Санкт-Петербургскому государственному казенному учреждению «Имущество г. Санкт-Петербурга» (далее – СПб ГКУ «имущество г. Санкт-Петербурга»), в котором, с учетом уточнений, просил признать ошибочными и незаконными абзацы 8 и 9, 12 письма №№... от 23 марта 2021 года, абзац 4 и 7 письма №№... от 13 мая 2021 года. В качестве способа восстановления нарушенного права просил обязать административных ответчиков выдать согласование на предоставление земельного участка с подготовкой утвержденной схемы на плане территории, оказывать помощь в процессе выделения земельного участка.

В обоснование своих требований М.Н.О. указывал, что в феврале 2021 года обратился в КИО г. Санкт-Петербурга с просьбой выдать предварительное согласование на выделение земельного участка. 20 мая 2021 года административным истцом было получено письмо №№... от 13 мая 2021 года, в котором ему было отказано в предварительном согласовании выделения земельного участка. М.Н.О. полагает, что доводы, приведенные в данном письме являются ошибочными, противоречащими пункту 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, так как по смыслу указанной статьи подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования без проведения торгов является правом, а не обязанностью гражданина. Кроме того, в соответствии с положениями пункта 11 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти без взимания платы. Изложенное в ответе от 23 марта 2021 года, М.Н.О. также полагает ошибочным и несоответствующим пункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку не учитывает его социальный статус «отдельной категории граждан - пенсионер» по статье 5 Социального кодекса Санкт-Петербурга, и также противоречит пункту 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решением Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 15 марта 2022 года административные исковые требования М.Н.О. оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе административные истец М.Н.О. просит решение суда первой инстанции отменить как поставленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав в жалобе, что суд не учел, что истец просит выделить земельный участок на основании пункта 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, т.к. принадлежит к «отдельной категории граждан» в соответствии со статьей 5 Социального кодекса Санкт-Петербурга. Суд не учел, что документы, подтверждающие отнесение истца к отдельной категории граждан имеются у ответчика, т.к. приложены к административному иску. Суд не учел декларацию Президента РФ от 09 февраля 2022 года о социальной направленности российского правосудия. Заявление истца полностью соответствует положениям пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации. Ошибочный вывод суда о том, что отказ ответчика не порождает для истца правовых последствий.

Административный истец М.Н.О. в суд апелляционной инстанции явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.

Административные ответчики КИО г. Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «имущество г. Санкт-Петербурга» в лице П.А.Р., С.В.С. (представлены доверенности, диплом о высшем юридическом образовании) в суд апелляционной инстанции явились, против доводов апелляционной жалобы возражали.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, оценив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: 1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; 3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; 4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела следующее.

Решением КИО г. Санкт-Петербурга от 16 января 2020 года М.Н.О. отказано в предварительном согласовании предоставления в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства земельного участка по адресу: <адрес>.

Указанное решение КИО г. Санкт-Петербурга об отказе административным истцом оспорено в установленном порядке не было.

Впоследствии М.Н.О. обращался в Управление по работе с земельными участками южного направления СПб ГКУ «Имущество г.Санкт-Петербурга» с заявлением, где указал, что просит выдать ему предварительное согласование на предоставление в безвозмездное пользование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии и на основании Земельного кодекса Российской Федерации (ст. 39.15 п. 1 пп. 6, ст. 19.19, ст. 39.10 п. 2пп. 6) по адресу: по адресу: <адрес> (л.д. 75), приложив к заявлению схему земельного участка (л.д. 76).

Указанное заявление зарегистрировано в СПб ГКУ «Имущества г.Санкт-Петербурга» 03 марта 2021 года №№...

На указанное обращение, административному истцу СПб ГКУ «Имущество г.Санкт-Петербурга» был дан ответ от 23 марта 2021 года за №№... (л.д.72-74).

В своем ответе СПб ГКУ «Имущество г. Санкт-Петербурга» разъяснил в рамках своей компетенции, что в г. Санкт-Петербурге законодательно не установлена возможность предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в безвозмездное пользование в соответствии с положениями статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации. В связи с чем, предоставление земельных участков льготным категориям граждан осуществляет в общем порядке, предусмотренном статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Также в ответе разъяснен порядок обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, с указанием содержания такого заявления и приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, и указано, что представленное административным истцом обращение не может инициировать начало административной процедуры как несоответствующее требованиям к заявлению, установленным статьей 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Не согласившись с указанным ответом, административный истец обратился в КИО г. Санкт-Петербурга с обращением, где указал, что не согласен с изложенной в ответе от 23 марта 2021 года позицией СПб ГКУ «имущество г. Санкт-Петербурга», полагая, что он относится к льготной категории, предусмотренной пунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с пунктом 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации не обязан прикладывать схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Просил признать незаконным указанное письмо и выдать ему согласование на выделение земельного участка (л.д. 95-96).

На указанное обращение КИО г. Санкт-Петербурга был дан ответ от 13 мая 2021 года за №№... (л.д. 93-94).

В ответе КИО г. Санкт-Петербурга от 13 мая 2021 года, административному истцу разъяснено, что Закон Санкт-Петербурга об определении территорий, на которых возможно предоставление земельных участков гражданам в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, не принят, в связи с чем, на территории города Санкт-Петербурга невозможно предоставление гражданину в безвозмездное пользование земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации. Также М.Н.О. было разъяснено, что поскольку заявление административного истца от 12 февраля 2021 года не соответствовало требованиям пункта 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, то оно не подлежало рассмотрению в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом Российской Федерации. Дополнительно сообщено о требованиях к перечню документов, прилагаемых к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, установленных пунктом 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оценив, представленные в материалы дела доказательства, проанализировав оспариваемые ответы, суд не нашел оснований для признания их незаконными (ошибочными), указав, что Закон Санкт-Петербурга об определении территорий, на которых возможно предоставление земельных участков гражданам в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства, не принят, в связи с чем, предоставление земельного участка в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации не представляется возможным, о чем правомерно указано административному истцу в оспариваемых ответах.

Относительно ссылки административного истца на то, что он относится к льготной категории - пенсионер, указал следующее. Ни федеральным законодательством, ни законодательством Санкт-Петербурга право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства не предусмотрено. Право же на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. В остальных случаях земельный участок предоставляется инвалиду, не признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, в общем порядке, предусмотренном Законом. Разъяснения в оспариваемых ответах относительно права льготных категорий на предоставление земельных участков в собственность бесплатно без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, не признаны судом несоответствующими закону и нарушающими права административного истца. Суд отметил, что какие-либо документы, подтверждающие отнесение М.Н.О. к какой-либо льготной категории, административным истцом к заявлению от 12 февраля 2021 года, на которое был дан ответ от 23 марта 2021 года, не предоставлялись, что следует из текста заявления (л.д. 75).

Также, суд указал, что требованиям законодательства, заявление М.Н.О. от 12 февраля 2021 года не соответствовало, в связи с чем, административными ответчиками правомерно было указано на невозможность инициировать начало административной процедуры предварительного согласования и не возможность рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации. Поскольку к заявлению административного истца от 12 февраля 2021 года была представлена схема участка предварительного согласования, то само по себе дополнительное разъяснение в оспариваемых ответах о требованиях, предъявляемых к схеме расположения земельного участка не может рассматриваться как нарушающее права административного истца.

Ответы КИО г. Санкт-Петербурга от 13 мая 2021 года, СПб ГКУ «Имущество г.Санкт-Петербурга» от 23 марта 2021 года, не являются решениями об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или предварительном согласовании предоставления земельного участка, в порядке предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, а носят разъяснительный характер и не порождают для заявителя каких-либо правовых последствий. В связи с тем, что оспариваемые ответы судом не были признаны незаконными, то оснований для удовлетворения производных требований о возложении на административных ответчиков обязанности выдать согласование и оказывать помощь в процессе выделения земельного участка, у суда также не имеется.

Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения доводов апелляционной жалобы, в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 1 статьи 4; часть 2 статьи 225) защите подлежит только нарушенное право.

В силу пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

Следовательно, при разрешении публично-правового спора для удовлетворения заявленных административных исковых требований необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения, действия, бездействия закону или иному нормативному правовому акту, регулирующему спорное правоотношение, и возникновение вследствие этого нарушения прав либо свобод административного истца, а также указание на действия, направленные на восстановление нарушенного права.

Приведенные выводы соотносятся с положением статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой одной из задач административного судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений; а равно с положением части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 10, статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона №137-ФЗ от 25 октября 2001 года, пунктом 3.25 Положения о Комитете имущественных отношений г. Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 февраля 2015 года №98, реализация государственной политики в сфере земельных отношений на территории г. Санкт-Петербурга возложена на Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга.

Комитет имущественных отношений г. Санкт-Петербурга является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности Санкт-Петербурга.

СПб ГКУ «Имущество г. Санкт-Петербурга» (административный ответчик) находится в ведении Комитета имущественных отношений г. Санкт-Петербурга.

Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления:

1) утратил силу.

2) земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке;

3) земельного участка, образованного в соответствии с проектом межевания территории и являющегося земельным участком общего назначения, расположенным в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, в общую долевую собственность лицам, являющимся собственниками земельных участков, расположенных в границах такой территории, пропорционально площади этих участков;

4) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием;

5) земельного участка гражданину по истечении пяти лет со дня предоставления ему земельного участка в безвозмездное пользование в соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса при условии, что этот гражданин использовал такой земельный участок в указанный период в соответствии с установленным разрешенным использованием и работал по основному месту работы в муниципальном образовании и по специальности, которые определены законом субъекта Российской Федерации;

6) земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно;

7) земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;8) земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;

9) земельного участка гражданину в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

10) земельного участка в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;

11) земельного участка, включенного в границы территории инновационного научно-технологического центра, фонду, созданному в соответствии с Федеральным законом "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

М.Н.О., обращаясь с заявлением от 12 фе5враля 2021 года к административному ответчику (л.д.75), просил о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства в безвозмездное пользование, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.15, 39.19, пункта 6 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации договор безвозмездного пользования земельным участком заключается гражданином и юридическим лицом с уполномоченным органом, а в случае, предусмотренном подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи, с организацией, которой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно пункту 6 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет.

При этом предоставление земельных участков, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.

Как правильно указано судом первой инстанции, в Санкт-Петербурге законодательно не установлена возможность предоставления земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства в безвозмездное пользование в соответствии с положениями статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пункт 19 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил, что в случае, если субъектом Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации не установлен порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков указанным гражданам осуществляется в порядке, установленном статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

На этапах 1-5 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации решается вопрос о возможности либо не возможности образования земельного участка как самостоятельного объекта недвижимости и объекта гражданских прав с конкретными границами и площадью для использования в конкретных целях.

На этапах 6-7 части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации решается вопрос о возможности либо невозможности предоставления образованного земельного участка для использования в конкретных целях.

Согласно пункту 3 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В статье 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации указаны требования к содержанию заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно части 1 и части 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются (часть 1):

1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются (часть 2):

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.

Заявление М.Н.О. от 12 февраля 2021 года (№№..., поступившее 03 марта 2021 года) о предварительном согласовании предоставления земельного участка не соответствовало требованиям части 1 статьи 39.13 Земельного кодекса Российской Федерации (п.3,4,5), в связи с чем не подлежало рассмотрению в соответствии с порядком, установленным Земельным кодексом Российской Федерации (л.д.75), в связи с чем административными ответчиками правомерно было указано на невозможность инициировать начало административной процедуры предварительного согласования.

Согласно Земельному кодексу Российской Федерации и иным положениям федерального законодательства предусмотрена льготная категория граждан, которые имеют право на бесплатное получение земельных участков, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства: Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, граждане Российской Федерации, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации, и граждане Российской Федерации, награжденных орденом Трудовой Славы трех степеней, многодетные семьи, имеющие трех и более детей.

Согласно статье 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, осуществляется однократно. Если гражданин имеет право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно по нескольким основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, этот гражданин вправе получить бесплатно в собственность земельный участок по одному из указанных оснований.

Если субъектом РФ не установлен порядок бесплатного предоставления в собственность земельных участков, земельные участки предоставляются гражданам в порядке, установленном ст.ст. 39.14 - 39.17 (ФЗ от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ).

Если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 настоящего Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Так, из материалов дела следует, что М.Н.О. является пенсионером с 15 сентября 2018 года бессрочно, <...> с 19 ноября 2021 года (л.д.138), <...> установлена сроком на 1 год. На момент обращения к административным ответчикам за предварительным согласованием на выделение земельного участка, М.Н.О. инвалидом не являлся.

При этом, предоставление земельных участков инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, в собственность бесплатно по основаниям, предусмотренным подпунктом 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется в случае, если соответствующая возможность предусмотрена законом субъекта Российской Федерации.

Пунктом 39 Перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 12 января 2015 года № 1 установлено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок прилагается выданный уполномоченным органом документ, подтверждающий принадлежность гражданина к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков.

Право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. В остальных случаях земельный участок инвалиду, не признанному нуждающемуся в улучшении жилищных условий, предоставляется в общем порядке, предусмотренному законом.

Принадлежность М.Н.О. к категории граждан, обладающих правом на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков, судом не установлена, административным истцом не предоставлена.

В статье 5 Закона Санкт-Петербурга от 22 ноября 2011 года № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» указана категория лиц, имеющие право на дополнительные меры социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом.

Пенсионерам - жителям г. Санкт-Петербурга предоставляются, в частности, меры социальной поддержки, установленные главами 14, 21, 33-2 Социальным кодексом г. Санкт-Петербурга, инвалидам - жителям г. Санкт-Петербурга предоставляются меры социальной поддержки, установленные главами 5, 6, 10, 14, 18, 19, 20, 23, 28 Социальным кодексом г. Санкт-Петербурга. Указаний на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства в безвозмездное пользование, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.15, 39.19, пункта 6 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации, данные нормы не содержат.

Учитывая, что на 12 февраля 2021 года М.Н.О. являлся пенсионером по возрасту (достижение 60 лет), учитывая, что ни федеральным законодательством Российской Федерации, ни законодательством г. Санкт-Петербурга, не предусмотрено право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов для индивидуального жилищного строительства, то суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе М.Н.О. в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме.

Судебная коллегия соглашается с вводом суда, что по своей сути, оспариваемые в части ответы №№... от 23 марта 2021 года и №№... от 13 мая 2021 года, не являются решениями об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или предварительном согласовании предоставления земельного участка, в порядке предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации, а являются разъяснениями, которые не порождают для заявителя каких-либо последствий. Сведений о том, что М.Н.О. обращался в спорный период с надлежащим заявлением в порядке статьи 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, судом не установлено.

Таким образом, в данном конкретном случае, судебной коллегией не установлено совокупности оснований, предусмотренных статьей 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения требований административного истца, учитывая отсутствие безусловных оснований для предоставление М.Н.О. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в безвозмездное пользование, по адресу: <адрес>, в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 39.15, 39.19, пункта 6 части 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Смольнинского районного суда г. Санкт-Петербурга от 15 марта 2022 года по административному делу № 2а-620/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу М.Н.О. – без удовлетворения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: