ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11886/19 от 19.06.2019 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

по делу № 33а-11886/2019

г. Уфа 19 июня 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Турумтаевой Г.Я.,

судей Александровой Н.А. и Портновой Л.В.,

при секретаре ШГР

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИН к Управлению по обеспечению жизнедеятельности города Администрации ГО г. Уфа Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация», Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о признании незаконным и отмене внесенных исправлений от дата, обязании аннулировать их, признании незаконным и отмене предостережения №... и предписания №ЦО-18-395-121

по апелляционной жалобе ФИН на решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Александровой Н.А., объяснения ФИН, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, ФГЗ, согласившейся с доводами апелляционной жалобы, БЛП, ее представителя АИЛ, считавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

ФИН обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением к Управлению по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению Республики Башкортостан «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» (далее- ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка техническая инвентаризация»), Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.

В обоснование административных исковых требований указано, что дата административный истец совместно с супругой приобрели в собственность адрес, расположенную в жилом адрес в г.Уфе. Согласно техническому паспорту в данной квартире имеется лоджия общей площадью 2,0 кв.м. По заявлению гражданки БЛП, в котором она указала, что по ее личному проекту встроенного-пристроенного помещения под окнами истца будет находиться не лоджия, а крыша ее пристроя, согласно Распоряжению №... от дата Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору была организована проверка. Гражданка БЛП, имея неузаконенный проект по возведению крыши на месте лоджии административного истца, злоупотребляя правом, ввела ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» в заблуждение по факту отсутствия лоджии квартире административного истца. В свою очередь ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка техническая инвентаризация» полноценно не проверили доводы заявления БЛП, подошли формально к проверке и допустили незаконные исправления технической документации. О результатах проверки ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» в адрес Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору было направлено письмо, в котором указывается, что дата в технический паспорт жилого помещения истца были внесены изменения с целью исправления ошибки. Вместе с тем, напротив, данное исправление привело к ошибке, допущенной непрофессиональными действиями сотрудников ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация». В соответствии с данными первичной технической инвентаризации на дата лоджия в адрес присутствует.

Административный истец, с учетом уточнений, просит суд признать незаконным и отменить внесенные дата ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» сведения государственного технического учета в технический план второго этажа жилого адрес Республики Башкортостан; обязать ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» аннулировать внесенные в сведения государственного технического учета в технический план второго этажа жилого адрес Республики Башкортостан исправления; признать незаконным и отменить Предостережение №... от дата о недопустимости нарушения обязательных требований, выданное Управлением по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан; признать незаконным и отменить Предписание №... от дата о приведении жилого помещения в соответствии с техническим паспортом с учетом произведенных уточнений на 2018 год, выданное Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.

Решением Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата в удовлетворении административных исковых требований ФИН отказано.

Не согласившись с решением суда, ФИН подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного, постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.

Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом и не явившихся в судебное заседание.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения, судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в апелляционном порядке.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Техническая инвентаризация зданий (помещений) осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 года N 37, а также иными нормативными актами, определяющими порядок проведения технической инвентаризации зданий (помещений).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 года N 1301 утверждено Положение о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения установлено, что государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Росжилкоммунсоюзом 01 января 1991 года приняты Рекомендации по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения (далее- Рекомендации).

Техническая инвентаризация представляет собой систему сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении, техническом состоянии, стоимости и принадлежности объектов на основе результатов периодических обследований в натуре.

Пунктом 9.1 Рекомендаций определено, что технический паспорт инвентарного объекта (Приложение 8) является сводным документом, отражающим инвентарный объект по состоянию на конкретную дату и содержащим сведения о местоположении объекта (п. 1 и п. 4 раздела "А" паспорта), классификации (п. 2 раздела "А" паспорта), периоде эксплуатации (п. 3 раздела "А" паспорта), границах и обслуживающей объект площади земельного участка (раздел "Б"), составе объекта (раздел "В"), учетно-технических характеристиках, необходимых для целей учета и составления отчетности по данному классу объектов (раздел "Г"), стоимости и износе объекта в целом и его составляющих (раздел "Д"), учетном фонде (форме) собственности (п. "а" раздела "Е"), владельцах объекта и доле их затрат на содержание и эксплуатацию (п. "б" раздела "Е"), ограничениях распоряжения объектом (п. "в" раздела "Е" технического паспорта). При составлении технического паспорта заполняются лишь те разделы и строки, которые подтверждаются материалами инвентарного дела и сведениями из книги регистрации данного объекта. Паспорт считается действительным при наличии адресных данных (п. 1 раздела "А") и известном составе объекта (раздел "В"). Все прочие разделы могут заполняться по результатам последующих инвентаризационно-технических работ.

Согласно пункту 9.5 Рекомендаций, вся информация, вносимая в паспорт, берется из полевых материалов или документов, разработанных на их основе, в том числе: - адресные данные - по абрису и инвентарному плану, составленным в соответствии с § 4 данной Инструкции; - народнохозяйственное назначение - по классификации, проведенной в соответствии с требованиями § 2 данной Инструкции; - дата постройки - по акту технического обследования; - объемно-планировочное решение - по абрису земельного участка и абрисам строений;- данные о земельном участке - из сопоставления инвентарного плана и землеотводных документов;- состав объекта - по экспликации к инвентарному плану; - учетно-технические характеристики - по экспликациям к инвентарному плану и планам строений;- стоимостные характеристики и данные об износе - по сводной ведомости (Приложение 5); - принадлежность объекта - по книге регистрации (Приложение 6).

Все изменения классификации, состава, учетных показателей, стоимости, износа и принадлежности инвентарного объекта, выявленные в ходе плановых и разовых инвентаризационно-технических мероприятий, подлежат документальному оформлению и внесению в инвентарное дело (пункт 11.1 Рекомендаций).

Пунктом 11.2 Рекомендаций предусмотрено, что документальное оформление изменений производится путем внесения текстовых записей в ведомость текущих изменений (Приложение 9) и изготовлении при необходимости новых планов или отдельных фрагментов планов (чертежей).

Судом установлено и следует из материалов дела, что административный истец ФИН является собственником адрес, расположенной в жилом адрес в г.Уфе. Квартиру административный истец приобрел в совместную собственность с супругой ФГЗ на основании договора купли-продажи от дата. Право собственности зарегистрировано дата, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимых имуществ (далее – ЕГРН).

После приобретения квартиры ФИН начал работы по обустройству лоджии, которая согласно выписке из ЕГРН указана в плане расположения помещения и предусмотрена техническим паспортом, выданным дата, составленного по данным на дата.

Под возведенной лоджией административным истцом располагается нежилое помещение площадью 346,1 кв.м. литер «А», собственником которого является заинтересованное лицо БЛП

датаБЛП обратилась в ГБУ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» с заявлением, в котором просила зафиксировать отсутствие на втором этаже в квартирах №...,№...,№... лоджий и устранить ошибки в технической документации.

дата сотрудниками ГБУ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» осуществлен выезд, по результатам которого на основании наружного осмотра выявлено отсутствие лоджий, стеклопакеты выполнены в виде окон, следов заполнения кладки дверных проемов по наружному периметру кв. №...,№...,№... не обнаружено. Так же установлено, что на крыше нежилого помещения из кв. №... возводились перегородки из кирпича, что подтверждается представленными в дело сторонами фотографиями объекта.

Согласно инвентарного дела (№...) в техническом паспорте многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес секции 5-6, изготовленным по данным первичной технической инвентаризации, проведенной по состоянию на дата год, в кв. №№...,№...,№... были указаны лоджии.

В ходе проведенной проверки сотрудниками ГБУ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» установлено, что в абрисе первичной технической инвентаризации выходы на лоджии отсутствуют, что свидетельствовало о том, что при составлении технического паспорта были допущены ошибки в части указания лоджии.

На основании указанных данных дата ГБУ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» были внесены изменения в технический паспорт многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес секции 5-6, изготовленного по состоянию на дата, в части указания на отсутствие лоджий в квартирах №...,№..., №....

дата в Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору с заявлением о том, что собственником адрес осуществлена самовольная перепланировка жилого помещения, обратилась БЛП

На основании распоряжения Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору №... от дата в отношении ФИН назначена внеплановая выездная проверка, которой был выявлен факты наличия перепланировки квартиры административного истца.

По результатам проверки Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору составлен Акт проверки №... от дата и выдано предписание №... о приведении квартиры в соответствии с техническим паспортом от дата с учетом изменений, внесенных дата

Так же Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на основании поступившей от Администрации Октябрьского района ГО г. Уфы информации административному истцу вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, которым предложено принять меры к соблюдению Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований к ГБУ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация», суд первой инстанции исходил из того, что изменения учетных показателей инвентарного объекта- квартиры № №..., расположенной в жилом адрес в г.Уфе, административным ответчиком произведены на основании проведенной проверки с учетом действующих нормативно- правовых актов, в пределах своей компетенции, произведенные изменения не затрагивают законные права и интересы административного истца.

Отказывая в удовлетворении требований к Управлению по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору о признании незаконными предостережения №... и предписания №ЦО-18-395-121, суд первой инстанции также указал, что доказательств, подтверждающих нарушение ответчиком прав и законных интересов административного истца, не представлено с учетом самовольной перепланировки ФИН помещения.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами доказательствах, которые всесторонне и тщательно исследованы судом и которым судом в решении дана надлежащая правовая оценка.

Отклоняя аргументы апелляционной жалобы о незаконности действий ГБУ РБ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» по внесению изменений в документы технического учета, судебная коллегия отмечает, что оспариваемые административным истцом характеристики жилого помещения существовали с момента ввода жилого дома 2001 года постройки в эксплуатацию и до заключения ФИН договора купли-продажи жилого помещения от дата, соответственно, в силу приведенных выше требований нормативно- правовых актов выявленные административным ответчиком в ходе проверочных мероприятий изменения состава и учетных показателей квартиры истца подлежали документальному оформлению.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности вынесенных административными ответчиками предписания и предостережения, судебная коллегия также отклоняет.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии с частью 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ установка, замена или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, и (или) перепланировка, представляющая собой в силу ч. 2 ст. 25 ЖК РФ, изменение его конфигурации, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения, проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

Согласно п. 1.6 Постановления Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.10.2003 N 5176) - собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.

Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (п.1.7.1).

Учитывая внесение ГБУ «Государственная кадастровая оценка и техническая инвентаризация» изменений в технический паспорт многоквартирного дома в части указания на отсутствие лоджии в квартирах №...,№..., №..., а также факт того, что административный истец своими силами в сентябре 2018 года стал возводить лоджию без получения соответствующих разрешений в установленном порядке, вынесенные в отношении ФИН предостережение №... от дата о недопустимости нарушения обязательных требований, выданное Управлением по обеспечению жизнедеятельности города Администрации городского округа г.Уфа Республики Башкортостан, и предписание №... от дата о приведении жилого помещения в соответствии с техническим паспортом с учетом произведенных уточнений на 2018 года, выданное Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, нельзя признать незаконными.

В целом, доводы жалобы аналогичны доводам, указанным в рамках рассмотрения дела судом первой инстанции, которым дана надлежащая оценка, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает. Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих выводы суда первой инстанции, изложенных в решении, и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит. Иная оценка доказательств и иное толкованием норм права автором апелляционной жалобы, чем у суда первой инстанции, не опровергают выводы суда и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм права у судебной коллегии не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.

Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.

Руководствуясь ст. 309- 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИН – без удовлетворения.

Председательствующий Г.Я. Турумтаева

судьи Н.А. Александрова

Л.В. Портнова

Справка: судья ФИО