ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11900/17 от 15.09.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Трух Е.В. адм. дело № 33а–11900/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 15 сентября 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Шилова А.Е., Хаировой А.Х.,

при секретаре Сукмановой Ю.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления МВД России по г. Самаре на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 30 июня 2017 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Скудина Л.А., Скудин С.В. обратились в суд с административным иском о признании незаконным отказа в регистрации по месту жительства.

В обоснование заявленных требований указали, что 02.05.2017 г. обратились в отдел по вопросам миграции ОП № 4 У МВД России по г. Самаре с заявлением о регистрации по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, право пользования которым на условиях социального найма за ними признано решением Октябрьского районного суда г. Самары от 15.02.2017 г.

В подтверждение наличия оснований для регистрации по месту жительства административными истцами был представлен необходимый пакет документов, в том числе копия указанного судебного акта.

05.05.2017 г. заявителям дан ответ за № 58/7304 о невозможности регистрации по месту жительства ввиду отсутствия договора социального найма, заключенного с Департаментом управления имуществом городского округа Самара.

Департаментом управления имуществом городского округа Самара в заключении договора социального найма административным истцам было отказано.

По мнению административных истцов, отказ отдела по вопросам миграции ОП № 4 У МВД России по г. Самаре в регистрации по месту жительства является незаконным, противоречит требованиям закона, нарушает их права и законные интересы.

Ссылаясь на данные обстоятельства, административные истцы просили суд признать незаконным решение отдела по вопросам миграции ОП № 4 У МВД России по г. Самаре от 05.05.2017 № 58/7304 в части возложения на них обязанности по предоставлению дополнительных документов для регистрации по месту жительства, обязать отдел по вопросам миграции ОП № 4 У МВД по г. Самаре зарегистрировать Скудину Л.А., Скудина С.В. по месту жительства в жилом помещении по адресу: <адрес>.

Решением Октябрьского районного суда г. Самары от 30 июня 2017 года административный иск Скудиной Л.А. и Скудина С.В. удовлетворен. Признано незаконным решение У МВД России по г. Самаре в лице отделения по вопросам миграции ОП № 4 от 05.05.2017 № 58/7304 об отказе в регистрации по месту жительства Скудиной Л.А. и Скудина С.В. На У МВД России по г. Самаре возложена обязанность зарегистрировать Скудину Л.А. и Скудина С.В. по месту жительства по адресу: <адрес>, и сообщить об исполнении решения по настоящему административному делу в суд и административным истцам в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе Управление МВД России по г. Самаре просит решение суда отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Управления МВД России по г. Самаре Панкратовская М.С. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.

Административные истцы Скудин С.В., Скудина Л.А., их представитель Силантьева Т.Г. возражали относительно доводов апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Выслушав объяснения административных истцов и представителей сторон, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что решением Октябрьского районного суда г. Самары от 15.02.2017 г., вступившим в законную силу 20.03.2017 г., за Скудиной Л.А., Скудиным С.В. признано право пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> (л.д. 6-10).

Согласно решению суда, Скудина Л.А. является нанимателем указанного жилого помещения, проживает в нем вместе с сыном Скудиным С.В. Регистрация у Скудиных отсутствует из-за отсутствия договора найма жилого помещения. Факт вселения истцов, проживания и пользования занимаемым жилым помещением на условиях найма подтверждается наличием открытого на имя Скудиной Л.А. финансового лицевого счета.

02.05.2017 г. Скудина Л.А. и Скудин С.В. обратились в отдел по вопросам миграции ОП № 4 У МВД России по г. Самаре с заявлением о регистрации по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, представив, в том числе указанное решение суда о признании права пользования жилым помещением.

05.05.2017 г. отделом по вопросам миграции ОП № 4 У МВД России по г. Самаре заявителям дан ответ за № 58/7304 о невозможности регистрации по месту жительства ввиду отсутствия договора социального найма. Для устранения препятствий в регистрации административным истцам было предложено обратиться в Департамент управления имуществом городского округа Самара для заключения договора социального найма (л.д. 11).

11.05.2017 г. Департаментом управления имуществом городского округа Самара отказано в заключении договора социального найма в связи с отсутствием регистрации заявителей в жилом помещении по указанному адресу (л.д. 12).

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 указанного Закона, для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение или его надлежаще заверенную копию.

Аналогичные требования содержатся в пункте 16 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713, и в пунктах 26, 26.1 Административного регламента.

В соответствии с пунктами 26, 26.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 11 сентября 2012 г. № 288, для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию, документ, удостоверяющий личность; заявление о регистрации по месту жительства по форме № 6; документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением).

Пункт 26.1 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень документов, которые гражданин обязан представить для регистрации по месту жительства.

Установлено, что для регистрации по месту жительства Скудина Л.А. и Скудин С.В. представили решение суда о признании права пользования жилым помещением, что прямо предусмотрено положениями Административного регламента, а также другие документы.

Данное обстоятельство представителем административного ответчика не оспаривалось.

Принимая во внимание, что административными истцами для регистрации по месту жительства были представлены необходимые документы, в том числе решение суда о признании права пользования жилым помещением, правовых оснований для отказа в совершении регистрационных действий не имелось.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, и учитывая, что оспариваемый отказ в регистрации по месту жительства противоречит требованиям Закона от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», нарушает права и свободы административных истцов, незаконно возлагает на них обязанность по предоставлению дополнительных документов для регистрации по месту жительства, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении административного искового заявления Скудиной Л.А. и Скудина С.В. о признании отказа ОП № 4 У МВД России по г. Самаре в регистрации по месту жительства незаконным.

Доводы апелляционной жалобы Управления МВД России по г. Самаре повторяют правовую позицию представителя административного ответчика, выраженную в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую правильную оценку в решении, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.

Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда является законным.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 30 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления МВД России по г. Самаре без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи