ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-11922/18 от 14.08.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. №: 33а-11922/2018 Судья: Курочкина В.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 14 августа 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Бутковой Н.А.

судей

Ивановой Ю.В., Головкиной Л.А.

при секретаре

Чернышове А.А.

рассмотрела в судебном заседании административное дело № 2а-867/2018 по апелляционной жалобе Сверчкова В. И. на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2018 года, принятое по административному иску Сверчкова В. И. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Заслушав доклад судьи Бутковой Н.А., выслушав объяснения административного истца, представителей административного истца – Калис М.Н., Тарзян К.Д., представителя административного ответчика – Кассем Э.Х., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4 обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее – Управление Росреестра по Санкт-Петербургу), в котором просил признать незаконным уведомление от <дата>№..., №... об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности ФИО4 на помещение общей площадью 41 кв.м., кадастровый №..., по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> обязать зарегистрировать его право собственности на нежилое помещение общей площадью 41 кв.м., кадастровый №..., по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>

В обоснование требований административного иска административный истец ФИО4 указал, что <дата> между ним и ТО «МЖК ВИРА» был заключен нотариально удостоверенный договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 41 кв.м., кадастровый №..., расположенного по адресу: <адрес>, которое принадлежало продавцу на основании Справки Инвестиционного комитета Мэрии Санкт-Петербурга от <дата>, зарегистрированной ПИБ Санкт-Петербурга <дата>. Денежные средства по договору купли-продажи уплачены в полном объеме. С 1994 года ФИО4 фактически пользуется нежилым помещением, оплачивает коммунальные услуги, <дата> произведен государственный кадастровый учет объекта недвижимости. <дата> деятельность ТО «МЖК ВИРА» прекращена, между тем, до указанного момента регистрация перехода права собственности к ФИО4 осуществлена не была. Административный истец обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу для осуществления государственной регистрации права собственности на основании договора купли-продажи. Уведомлением от <дата>ФИО4 отказано в государственной регистрации по причине отсутствия заявлений от обеих сторон договора, что, по мнению административного истца, является незаконным, исходя из разъяснений, содержащихся в п. 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №..., Пленума Верховного Арбитражного Суда Российской Федерации №... от <дата>, который предусматривает возможность удовлетворения требования покупателя о регистрации перехода права собственности при отсутствии заявления продавца.

Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение суда первой инстанции, полагая его незаконным и необоснованным.

В суде апелляционной инстанции административный истец, представители административного истца – ФИО1, ФИО2 настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика – ФИО3 в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы.

Судебная коллегия, исследовав материалы настоящего дела, материалы гражданского дела № 2-919/17 Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" внесение сведений в Единый государственный реестр недвижимости осуществляется органом регистрации прав, в том числе в результате государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при внесении основных сведений об объекте недвижимости и сведений о правах, об ограничениях прав и обременениях объекта недвижимости, о сделках, подлежащих на основании федерального закона государственной регистрации.

Частью 1 статьи 14 названного Федерального закона установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Согласно статье 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Государственная регистрация перехода права собственности может быть приостановлена на основании пунктов 4 и 5 части 1 статьи 26 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости", в соответствии с которыми осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае: право, ограничение права или обременение объекта недвижимости, о регистрации которого просит заявитель, не подлежит государственной регистрации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иным федеральным законом; если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Материалами дела подтверждается, что <дата> году ФИО4 обратился через Многофункциональный центр Центрального района с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество – нежилое помещение 11-Н, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> и договора купли-продажи, заключенного <дата> между ТО МЖК «ВИРА» (Продавец) и ФИО4 (Покупатель).

Уведомлением государственного регистратора Управления Росреестра по Санкт-Петербургу от <дата>№... до сведения ФИО4 доведено, что государственная регистрация договора купли-продажи и права собственности приостановлена на основании пунктом 4 и 5 части 1 статьи 26 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», со ссылкой на отсутствие заявления продавца ТО МЖК «ВИРА» в орган регистрации, отсутствие предусмотренных законом оснований для регистрации договора купли-продажи.

19 января 2018 года государственным регистратором было отказано в государственной регистрации прав на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи с истечением срока приостановлении государственной регистрации и неустранением причин, препятствующих проведению государственной регистрации права собственности.

Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд пришел к выводу о том, что у административного ответчика имелись правовые основания для отказа в осуществлении регистрационных действий.

Судебная коллегия с выводом суда первой инстанции согласиться не может исходя из следующего.

Как следует из материалов дела, 10 марта 1994 года между ТО «МЖК ВИРА» (Продавец) и ФИО4 (Покупатель) заключен договор купли-продажи нежилого помещения общей площадью 41,0 кв.м. по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, который был удостоверен нотариально. Право личной собственности ФИО4 на вышеуказанное нежилое помещение зарегистрировано в проектно инвентаризационном бюро <дата>, рег.№....

Согласно условиям данного договора отчуждаемое помещение принадлежит Продавцу на основании Справки Инвестиционного комитета Мэрии Санкт-Петербуга, выданной <дата> за №..., зарегистрированной Красносельским ПИБ Санкт-Петербурга <дата> за №..., что подтверждается справкой Проектно-инвентаризационного бюро Санкт-Петербурга от <дата> за №... (п.2).

Отчуждаемое помещение общей площадью 41,0 кв.м. продано за 4556699 рублей, из которых 1000000 руб. Покупатель уплачивает до подписания договора вне стен нотариальной конторы, а оставшуюся сумму Покупатель уплачивает равными платежами поквартально не позднее <дата> (п.3 Договора).

В договоре стороны подтвердили, что отчуждаемое помещение никакими сделками не обременено, в споре и под запрещением не состоит.

Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству 09 апреля 1998 года на основании заявления ФИО5 проведен кадастровый учет вторичного объекта недвижимости (помещения 11-Н, расположенного по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, корпус 3) с присвоением кадастрового номера 78:8304:0:2:13. Впоследствии помещению присвоен кадастровый №..., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от <дата>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от <дата> «МЖК ВИРА» ТО деятельность данного юридического лица прекращена на основании ст.21.1 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (исключение из единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица по решению регистрирующего органа).

Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по гражданскому делу №... исковые требования ФИО4 к Управлению Росреестра Санкт-Петербурга о признании права собственности на нежилое помещение и регистрации права, удовлетворены, за ФИО4 признано право собственности на нежилое встроенное помещение общей площадью 41 кв.м., кадастровый №..., расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от <дата> решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от <дата> по делу №..., отменено, принято новое решение, которым исковые требования ФИО4 оставлены без удовлетворения, в связи с избранием неправильного способа защиты, в котором указано на то, что Управление Росреестра по Санкт-Петербургу является ненадлежащим ответчиком.

Определением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 4 октября 2017 года в передаче кассационной жалобы ФИО4 для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказано, со ссылкой на то, что ФИО4 вправе оспорить решение регистратора об отказе в государственной регистрации перехода права собственности, просить об обязании зарегистрировать переход права собственности.

Согласно пункту 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В силу пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 15 указанного Закона при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав одновременно такие государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются по заявлению собственника исходного объекта недвижимости, из которого образованы новые объекты недвижимости, - при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на образованные объекты недвижимости.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в пункте 62 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее по тексту - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации, ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22), на основании статей 58, 1110 и 1112 ГК РФ обязанности продавца по договору купли-продажи переходят к его универсальным правопреемникам. Поэтому покупатель недвижимого имущества вправе обратиться с иском о государственной регистрации перехода права собственности (статья 551 ГК РФ) к наследникам или иным универсальным правопреемникам продавца.

При отсутствии наследников продавца либо при ликвидации продавца - юридического лица судам необходимо учитывать, что покупатель недвижимого имущества, которому было передано владение во исполнение договора купли-продажи, вправе обратиться за регистрацией перехода права собственности. Отказ государственного регистратора зарегистрировать переход права собственности в связи с отсутствием заявления продавца может быть обжалован в суд в соответствии с главой 22 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ, которой установлены особенности производства по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Рассматривая такое требование покупателя, суд проверяет исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате. Если единственным препятствием для регистрации перехода права собственности к покупателю является отсутствие продавца, суд удовлетворяет соответствующее требование покупателя. В резолютивной части решения суд обязывает государственного регистратора совершить действия по государственной регистрации перехода права собственности.

В то же время регистрация перехода права собственности к покупателю на основании судебного решения не является препятствием для оспаривания учредителями ликвидированного продавца или иными заинтересованными лицами права покупателя на недвижимое имущество.

В пункте 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" указано, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения.

Поскольку Управление Росреестра по Санкт-Петербургу участвовало в рассмотрении дела №... по иску ФИО4 к Управлению Росреестра Санкт-Петербурга о признании права собственности на нежилое помещение и регистрации права, ему с достоверностью было известно о невозможности в связи с ликвидацией ТО МЖК «ВИРА» по решению налогового органа представления заявления продавца по договору купли-продажи о регистрации права собственности покупателя, оснований для приостановления государственной регистрации по мотиву непредставления такого заявления и последующего отказа в государственной регистрации, не имелось.

Иные основания для отказа в регистрации права собственности на недвижимое имущество в оспариваемом решении не приведены.

Проверяя наличие исполнения сторонами обязательств по договору купли-продажи нежилого помещения от 10.03.1994 г., судебная коллегия учитывает, что в силу ст.237 ГК РСФСР по договору купли - продажи продавец обязуется передать имущество в собственность покупателю, а покупатель обязуется принять имущество и уплатить за него определенную денежную сумму.

Как было указано выше, цена сделки составляет 4556699 рублей, из которых 1000000 руб. покупатель уплачивает до подписания договора, а оставшуюся сумму Покупатель уплачивает равными платежами поквартально не позднее 31.12.1996 (п.3 Договора).

ФИО4 в материалы дела представлены квитанции к приходным кассовым ордерам ТО МЖК «ВИРА»: №... от <дата> на сумму 1000000 рублей, №... от <дата> на сумму 3404575 рублей. В материалах гражданского дела №... имеются квитанции к приходным кассовым ордерам ТО МЖК «ВИРА»: №... от <дата> на сумму 74000 руб., №... от <дата> на сумму 20358 руб.

Исходя из представленных доказательств, подтверждается оплата административным истцом по договору купли-продажи на сумму 4498933 руб.. Согласно пояснениям ФИО4 оплата по договору купли-продажи им произведена в полном объеме, квитанция на сумму 57766 руб. им утрачена.

Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от <дата> N 18-КГ13-55, то обстоятельство, что покупатель не оплатил приобретенное имущество, влечет правовые последствия, регулируемые статьями 450, 453, 48 ГК РФ, которые не содержат норм, позволяющих признать договор купли-продажи ничтожной сделкой на основании отсутствия доказательств оплаты товара.

При таких обстоятельствах, по мнению судебной коллегии, не подтверждение оплаты по договору на сумму, составляющую менее 2% от цены договора, не является основанием для отказа в регистрации права собственности на объект недвижимости.

Как следует из материалов дела, нежилое помещение 11-Н, расположенное по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, <адрес>ФИО4 ТО МЖК «ВИРА» фактически было передано, что подтверждается многочисленными квитанциями на оплату коммунальных услуг, справками ТО МЖК «Вира» и созданного в доме ТСЖ «Апрельское» в материалах гражданского дела №... Красносельского районного суда Санкт-Петербурга.

Таким образом, административный истец, являясь владельцем, с 1994 года фактически пользуется приобретенным по договору купли-продажи спорным помещением, <дата> произведен государственный кадастровый учет объекта недвижимости, оплачивает коммунальные услуги, несет бремя содержания имущества, продавец, либо иные лица права ФИО4 на данное имущество не оспаривали, что свидетельствует о фактическом исполнении сторонами условий договора.

Административный ответчик не ссылался на наличие притязаний со стороны других лиц на <адрес>

Отказывая в удовлетворении требований административного иска суд указал на отсутствие регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи от <дата> в соответствии с действовавшим на тот период законодательством.

Между тем, данный вывод постановлен судом без учета действовавшего в тот период на территории Санкт-Петербурга правового регулирования вопросов регистрации собственности и сделок с недвижимостью.

Частью 2 статьи 135 Гражданского кодекса РСФСР, действовавшей на момент заключения сделки, предусматривалось, что право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.

Если договор об отчуждении вещи подлежит регистрации, право собственности возникает в момент регистрации.

Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от <дата>№...-р, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений, на объединение технической инвентаризации и районные проектно-инвентаризационные бюро возложена обязанность по проведению технической инвентаризации и созданию единого банка данных по недвижимости как составной части городского кадастра.

В соответствии с Распоряжением мэра Санкт-Петербурга от <дата>№...-р «О регистрации собственности и сделок с недвижимостью в жилищной сфере» начиная с <дата>, собственность на недвижимость в жилищной сфере подлежала обязательной регистрации в Жилищном комитете мэрии Санкт-Петербурга (п.2).

Проектно-инвентаризационным бюро, бюро технической инвентаризации и иным созданным на их базе юридическим лицам, осуществляющим функции по регистрации собственности на недвижимость в жилищной сфере предписано в срок до <дата> в порядке, согласованном с Жилищным комитетом, осуществить передачу последнему всех материалов, включая архивные, необходимых для регистрации собственности в жилищной сфере Санкт-Петербурга.

При этом, под недвижимостью в жилищной сфере, в силу Положения о регистрации собственности и сделок с недвижимостью в жилищной сфере Санкт-Петербурга, утвержденного вышеуказанным распоряжением мэра, понимались находящиеся на территории Санкт-Петербурга и подчиненных ему территориях жилые дома; квартиры, иные жилые помещения в жилых домах и других строениях, пригодные для постоянного и временного проживания; сооружения и элементы инженерной инфраструктуры жилищной сферы, к которым приобретенное ФИО5 нежилое помещение не относится.

Указом Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" была установлена обязательность регистрации документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость. Обязанность по ведению государственного земельного кадастра, регистрации и оформлению документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость была возложена на Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.

В то же время, в Санкт-Петербурге положения Указа Президента РФ от 11 декабря 1993 г. N 2130 "О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость" реализовывались путем издания 29 декабря 1994 г. распоряжения мэра Санкт-Петербурга № 1329-р «О государственном учете недвижимости на территории Санкт-Петербурга» и приказа Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 29.12.1994 № 87 «О регистрации и оформлении документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ним недвижимость в Санкт-Петербурге».

До вступления в силу названных нормативных актов субъекта РФ регистрация прав в отношении нежилых помещений в целях формирования единого банка данных по недвижимости осуществлялась районные проектно-инвентаризационные бюро, в связи с чем вывод суда о недействительности регистрации договора купли-продажи является ошибочным.

Судебная коллегия также не может согласиться с выводами суда о том, что основанием для отказа в государственной регистрации права собственности ФИО4 является отсутствие у продавца надлежащим образом зарегистрированного права на отчуждаемое имущество.

При этом суд критически оценил представленную справку Инвестиционного комитета мэрии Санкт-Петербурга от 13.01.1993 № 2/304, которым подтверждается выполнение ТО МЖК «ВИРА» требований инвестиционного договора, завершение всех финансовых расчетов и приобретение права собственности на жилой дом.

Между тем, распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 12.02.1992 № 161-р «О совершенствовании управления инвестиционно-строительным комплексом в Санкт-Петербурге» на Инвестиционный комитет возложена обязанность по координации и контролю инвестиционного процесса на всех его стадиях (п.10, 12.8).

Таким образом, именно Инвестиционный комитет мэрии Санкт-Петербурга в силу нормативно-правовых предписаний являлся, до его ликвидации распоряжением мэра от <дата>№...-р, органом обладавшим информацией относительно исполнения участниками инвестиционного процесса своих обязательств и перехода прав исходя из условий заключенных инвестиционных соглашений.

В силу п.12.9 названного распоряжения мэра инвестиционный процесс по каждому объекту инвестиционной деятельности заканчивается сдачей его государственной комиссии.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности выступают инвесторы, муниципальные организации, юридические лица и граждане, для которых создаются объекты инвестиций, покупающие или арендующие эти объекты.

Распоряжением председателя Комитета по градостроительству, реконструкции и землепользованию от <дата>№...-р жилой дом со встроенными помещениями по адресу: <адрес> (в настоящее время адрес: Санкт-Петербург, <адрес>), введен в эксплуатацию.

В соответствии с ч.1 ст.6 Федерального закона от <дата> 122-ФЗ, действовавшего с <дата> права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом.

Отсутствие в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о зарегистрированных правах на указанный объект недвижимости не является препятствием для перехода права собственности на него и соответствующей государственной регистрации; покупатель, исполнивший договор купли-продажи, при ликвидации продавца вправе рассчитывать на государственную регистрацию перехода права собственности.

Отказ в регистрации договора купли-продажи административный истец в рамках настоящего дела не оспаривает.

При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, а потому обжалуемое решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене, с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований административного иска ФИО4.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 6 марта 2018 года отменить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу от 19 января 2018 года №..., №... об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу зарегистрировать право собственности ФИО4, <дата> года рождения, гражданство: Российская Федерация, место рождения: <адрес>, паспорт серии 4004 №..., выдан <дата> Ломоносовским ГОВД Санкт-Петербурга, код подразделения 782-069, зарегистрированного по адресу: <адрес>, на нежилое помещение 11-Н, общей площадью 41 кв.м., кадастровый №..., расположенное на <адрес>

Председательствующий:

Судьи: