ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1195 от 17.03.2016 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33а-1195 судья Потанин А.В. 2016 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 марта 2016 года г.Тверь

Судебная коллегия по административным делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Образцовой О.А.

судей Улыбиной С.А. и Акатьевой Т.Я.

при секретаре судебного заседания Соколовской А.А.

с участием прокурора Волощук Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Твери

по докладу судьи Улыбиной С.А.

дело по апелляционной жалобе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Западнодвинский» на решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 21 января 2016 года, которым постановлено:

«Административное исковое заявление прокурора удовлетворить.

Признать бездействие МО МВД России «Западнодвинский» по взаимодействию с отделом военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам по оповещению и розыску граждан, не исполняющих воинские обязанности в ходе призыва на военную службу незаконным.

Обязать МО МВД России «Западнодвинский» осуществлять взаимодействие с отделом военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу на основании письменных обращений военного комиссариата в случае невозможности вручения повесток; осуществлять установление фактического места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, в случае невозможности вручения повесток; обеспечить прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности в военкомат»

судебная коллегия

установила:

Прокурор Западнодвинского района Тверской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными действий МО МВД России «Западнодвинский» в части отказа обеспечения прибытия граждан, которым не представилось возможным вручить повестку для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу и возложении обязанности осуществлять розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность и их привод в ВКТО по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам, которое мотивировал тем, что при рассмотрении обращения начальника отдела ВКТО по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам по факту отказа МО МВД России «Западнодвинский» в содействии по исполнению гражданами РФ воинской обязанности, прокуратурой вынесено в адрес МО МВД России «Западнодвинский» представление, которое было рассмотрено и в удовлетворении требований отказано со ссылкой на Федеральный закон «О полиции». Полагает, что МО МВД России «Западнодвинский» бездействует в части установления местонахождения призывников и, отказывая в розыске граждан, уклоняющихся от призыва, нарушает интересы Российской Федерации, а также права неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья людей, обороны страны, что препятствует выполнению государственной задачи по призыву граждан на военную службу.

В судебном заседании, в соответствии с ч. 1 ст. 46 КАС РФ, старший помощник прокурора Западнодвинского района Тверской области Т.И. Ермоленко изменила заявленные административные исковые требования и просила признать бездействие МО МВД России «Западнодвинский» по взаимодействию с отделом военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам по оповещению и розыску граждан, не исполняющих воинские обязанности в ходе призыва на военную службу незаконным. Обязать МО МВД России «Западнодвинский» осуществлять взаимодействие с отделом военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам при проведении мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу на основании письменных обращений военного комиссариата в случае невозможности вручения повесток; осуществлять установление фактического места нахождения граждан, подлежащих призыву на военную службу, в случае невозможности вручения повесток; обеспечить прибытие граждан, уклоняющихся от исполнения воинской обязанности в военкомат.

Представитель административного ответчика МО МВД России «Западнодвинский» А.Н. Майорова, действующая по доверенности, в судебном заседании просила отказать в административном иске прокурора, поскольку заявленные требования не основаны на законе и не могут быть удовлетворены, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве (л.д. 34-37).

Представитель заинтересованного лица отдела военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам Хохлова Е.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования и пояснила, что в соответствии с порядком организации взаимодействия военного комиссариата, органов внутренних дел и ФМС, представители ОВД по письменному обращению военного комиссариата обязаны установить фактическое место нахождение лица. 01 июня 2015 года в адрес МО МВД России «Западнодвинский» направлялись обращения с целью установить место нахождения граждан, на которые поступили отказы. Отдел военного комиссариата не имеет полномочий как у полиции по установлению фактического местонахождения и проживания граждан. Без поддержки и взаимодействия сотрудников полиции, которые могут выяснить местонахождение граждан возникают сложности, поскольку военный комиссариат ежемесячно предоставляет в полицию списки граждан, которым не удалось вручить повестку для установления привлечены и граждане к уголовной либо административной ответственности. В связи с чем взаимодействие органов полиции и военкомата необходимо, поскольку если по адресу регистрации гражданина не представляется возможным найти, то в этом случае требуется помощь полиции по установлению его фактического местонахождения. Таким образом, требования прокурора поддерживает, поскольку закон «О полиции» был принят позже всех ранее принятых законов, но имеется еще Постановление Правительства «Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан», с изменениями и дополнениями от 20.05.2014 года, где в ч. 2 ст. 10 указано, что розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность и их привод осуществляется органами внутренних дел в порядке установленном законодательством РФ.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Западнодвинский» просит решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 21 января 2016 года отменить, производство по делу прекратить, указывая на то, что Федеральным законом Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», вступившим в законную силу с 01 марта 2011 года в обязанности сотрудников полиции не входит вручение повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу и обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу в случае не возможности вручения им повесток уполномоченным должностным лицом. Федеральное законодательство не наделило военного комиссара полномочиями по направлению в органы внутренних дел обращений о задержании гражданина. Полномочий по доставлению, приводу граждан вне рамок возбужденных в отношении них уголовного дела или дела об административном правонарушении, у сотрудников полиции также не имеется. Совместный приказ, на который ссылается суд, подлежит применению в части не противоречащей Федеральному закону Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Возлагая на сотрудников МО МВД России «Западнодвинский» обязанность, суд вышел за рамки предоставленных полномочий, поскольку такая обязанность может быть возложена только путем внесения соответствующих изменений в Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции». Фактически перед судом поставлен вопрос о том, кто надлежащим образом выполняет возложенные законом полномочия и каким образом данные полномочия должны исполняться.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу представитель отдела военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам Хохлова Е.А. указывается на законность и обоснованность постановленного по делу решения и несостоятельность доводов жалобы.

Участвующим в деле прокурором представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, полагая изложенные в ней доводы необоснованными и необоснованными.

В заседание суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица отдела военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в соответствии с требованиями статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, что подтверждается материалами дела, не явился, не сообщив суду причин своей неявки.

При таких обстоятельствах судебная коллегия в соответствии с требованиями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица отдела военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений,отзыва, заслушав представителей Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Западнодвинский» Майорову А.Н. и Кретову Л.И., поддержавших доводы жалобы в полном объеме, прокурора Волощук Е.В., судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, при организации призыва граждан на военную службу начальником отдела Военного комиссариата Тверской области на имя начальника МО МВД России «Западнодвинский» были направлены письменные обращения об установлении местонахождения граждан, которым не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытии на указанные мероприятия с приложением повесток для обеспечения прибытия указанных граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу (л.д. 12-27).

Указанные обращения были возвращены и.о. начальника МО МВД России «Западнодвинский» без исполнения, со ссылкой на статью 12 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», согласно которой в обязанности полиции не входит установление местонахождение гражданина, которому не представилось возможным вручить повестки для явки в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, и обеспечении его прибытии на указанные мероприятия. Соответственно вручение повесток лицам по разным причинам не являющимся в РВК, является функцией не свойственной полиции (л.д. 10).

В связи с обращением начальника отдела Военного комиссариата Тверской области по Западнодвинскому, Андреапольскому, Жарковскому и Торопецкому районам о нарушении МО МВД России «Западнодвинский» законодательства о воинской обязанности и военной службы (л.д. 9) прокуратурой Западнодвинского района в отношении МО МВД России «Западнодвинский» проведена проверка, по итогам которой 06 августа 2015 года в адрес начальника МО МВД России «Западнодвинский» вынесено представление № 23-15 об устранении нарушений законодательства о воинской обязанности и военной службы (л.д.28-29).

20 августа 2015 года указанное представление было рассмотрено МО МВД России «Западнодвинский», по итогам которого в прокуратуру Западнодвинского района направлен ответ, согласно которому в Федеральном законе от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» не прописана обязанность сотрудников полиции производить розыск граждан, не прибывших на медицинскую комиссию в РВК, уклоняющихся от прохождения призывной комиссии, а также вручать повестки лицам призывного возраста. В представлении сделаны ссылки на законы, принятые ранее Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», соответственно сотрудники органов внутренних дел в настоящее время в своей деятельности руководствуются Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» (л.д.8).

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Положения части 3 статьи 1 указанного Федерального закона предусматривают, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее также - государственные органы), органам местного самоуправления, иным муниципальным органам (далее также - муниципальные органы), общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав.

Из пункта 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции», подпунктов 37, 38 пункта 11 Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне, утвержденного приказом МВД РФ от 21.04.2011 № 222, следует, что территориальный орган МВД РФ оказывает содействие государственным и муниципальным органам, депутатам законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатам представительных органов муниципальных образований, зарегистрированным кандидатам на должность Президента Российской Федерации, зарегистрированным кандидатам в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, кандидатам на выборные должности местного самоуправления, должностным лицам, членам избирательных комиссий, комиссий референдума, представителям общественных объединений и организаций в осуществлении их законной деятельности, если им оказывается противодействие или угрожает опасность, осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также правовыми актами территориального органа МВД России на региональном уровне.

Согласно абзаца 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», в случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссара.

Кроме того, частью 3 статьи 4 указанного Федерального закона предусматривает, что органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов, направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете

В силу пункта 10 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, розыск граждан, не исполняющих воинскую обязанность, и их привод в военный комиссариат (орган местного самоуправления) осуществляется органами внутренних дел в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно подпункта «б» пункта 1 Указа Президента РФ от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции», принятого в развитие Федерального закона «О полиции», на подразделения, организации и службы полиции возложена обязанность по розыску лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами.

Порядок организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов Федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности определен Инструкций, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 789, Федеральной миграционной службы Российской Федерации № 197 от 10.09.2007. В силу подпунктами «а» и «б» пункта 5 Инструкции начальники отделов внутренних дел или лиц, исполняющих их обязанности при получении письменных обращений военных комиссаров об обеспечении прибытия граждан, которым не удалось вручить повестку, на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, принимать необходимые меры по установлению фактического местонахождения этих граждан и вручения им повестки для прибытия в военный комиссариат на эти мероприятия. Также направляют в военные комиссариаты материалы о проведенных мероприятиях по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, в том числе уклоняющихся от мероприятий, связанных с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу, а также корешки повесток с росписями граждан, которым они были вручены, для приобщения их в документы воинского учета или личные дела призывников, хранящиеся в военном комиссариате. Указанная Инструкция является действующей.

Разрешая дело по существу, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, проанализировав приведенные выше нормы материального права, принимая во внимание, что изменения в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» в связи с принятием Федерального закона «О полиции» не вносились, Приказ Министра внутренних дел № 789 свое действие не утратил, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных прокурором Западнодвинского района в защиту интересов Российской Федерации требований, поскольку именно на органы внутренних дел возлагаются обязанности по установлению фактического местонахождения граждан, не исполняющих воинскую обязанность, вручению повесток под роспись гражданам, оповестить которых военными комиссариатами не представляется возможным.

Доводам органа внутренних дел о том, что указанные функции не соответствуют основным направлениям деятельности полиции, установленным Федеральным законом от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», суд дал надлежащую оценку.

Ссылка ответчика на то, что розыск лиц, уклоняющихся от призыва, возможен только в рамках привлечения к административной ответственности или предварительному расследованию по возбужденному уголовному делу, на выводы суда не влияют, поскольку привлечение к ответственности лиц, уклоняющихся от призыва на военную службу, возможно только после того, как исчерпаны иные меры понуждения к исполнению воинской обязанности.

Доводы апелляционной жалобы о том, что Инструкция «Об организации взаимодействия военных комиссариатов, органов внутренних дел и территориальных органов федеральной миграционной службы в работе по обеспечению исполнения гражданами Российской Федерации воинской обязанности», утвержденная приказом Министерства обороны Российской Федерации № 366, Министерства внутренних дел Российской Федерации № 789, Федеральной миграционной службы Российской федерации № 197 от 10 сентября 2007 года, подлежит применению в части, не противоречащей Федеральному закону от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», выводы суда первой инстанции не опровергают.

Статьей 55 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции» предусмотрен перечень утративших силу отдельных законодательных актов РСФСР и отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации, в связи с вступлением в силу указанного Закона, названная Инструкция в указанный перечень не включена, соответственно ее действие распространяется на спорные правоотношения.

Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на законность и обоснованность решения, по существу основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем, не являются основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Западнодвинского районного суда Тверской области от 21 января 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Западнодвинский» – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи