ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-120 от 31.01.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Богомазова Е.А.

Дело № 33а-120 поступило 8 декабря 2017 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 января 2018 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Тубденовой Ж.В., судейколлегии Назимовой П.С., Захарова Е.И.,

при секретаре Архинчеевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сафарова С.А. к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия, старшему инспектору по особым поручениям отдела разрешительно-визовой работы УМВ МВД по Республике Бурятия Фастуновой Н.В. о признании решения об аннулировании разрешения на временное проживание, по апелляционной жалобе представителя истца Доржиевой С.В. на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 13 октября 2017 г., которым, постановлено:

Административное исковое заявление Сафарова С.А. оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителя МВД по Республике Бурятия Щетинина М.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Сафаров С.А. обратился с административным исковым заявлением к Министерству внутренних дел по Республике Бурятия с требованием о признании незаконным решения МВД России по РБ от 21 июня 2017 г. об аннулировании разрешения на временное проживание, об обязании МВД по РБ устранить допущенные нарушения прав Сафарова С.А.

Исковые требования мотивированы тем, что он является гражданином Таджикистана. Решением МВД по РБ от 21 июня 2017 г. было аннулировано разрешение на временное проживание на территории РФ. Данное решение, как указано в уведомлении, принято МВД по РБ на основании пп.1 п.1 ст.7 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в РФ». С указанным решением он не согласен, т.к. он никогда е выступал за свержение конституционного строя РФ, а также не создавал угрозу безопасности РФ, ее гражданам, дружественно настроен к гражданам различных национальностей, ни с кем не конфликтует, соблюдает все законы РФ. Заявитель не финансировал, в силу низкого материального положения, и не планировал никакие террористические акты, не принимал участия в террористической деятельности.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено должностное лицо – старший инспектор по особым поручениям отдела разрешительно-визовой работы УМВ МВД по РБ Фастунова Н.В.

В суд первой инстанции административный истец Сафаров С.А. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Доржиева С.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика МВД по Республике Бурятия Щетинин М.В. возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что решение об аннулировании разрешения на временное проживание Сафарова С.А. на территории РФ было принято на основании заключения УФСБ по РБ.

Старший инспектор по особым поручениям отдела разрешительно-визовой работы УМВ МВД по РБ Фастунова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Доржиева С.В. просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, указывая, что суду не представлены доказательства, подтверждающие обстоятельства, которые могут повлечь аннулирование ранее выданного разрешения на временное проживание в РФ. Допустимых доказательств того, что Сафаров С.А. совершал в прошлом либо совершает в настоящее время какие-либо действия, создающие угрозу безопасности РФ или граждан РФ, не представлено.

В суд апелляционной инстанции административный истец Сафаров С.А. не явился, извещен надлежащим образом.

Представитель административного истца Доржиева С.В. не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания извещена надлежащим образом. Участвуя ранее в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Щетинин М.В. считает, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.

Старший инспектор по особым поручениям отдела разрешительно-визовой работы УМВ МВД по РБ Фастунова Н.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Согласно ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч.4 ст.6 ФЗ № 115-ФЗ от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ» (далее ФЗ-115) территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.

Из ч.5 ст.6 ФЗ-115 следует, что территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы внутренних дел и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание. Направление запросов и получение информации при наличии технической возможности осуществляются с использованием средств обеспечения межведомственного электронного взаимодействия.

Согласно пп.1 п.1 ст.7 ФЗ-115 разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин: выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.

Из материалов дела следует и судом установлено, что Сафаров С.А. является гражданином Таджикистана, проживает <...>

Решением УМВ МВД по РБ от 18 апреля 2017 г. Сафарову С.А разрешено временное проживание на территории РФ до 18 апреля 2020 г. на основании п.1 ст.6.1 ФЗ «О правовом положении иностранцев в РФ».

8 июня 2017 г. в УМВ МВД по РБ поступило общение УФСБ по РБ о наличии обстоятельств, которые могут повлечь аннулирование ранее выданного разрешения на временное проживание в Российской Федерации гражданину Таджикистана Сафарову С.А. на основании пп.1 п.1 ст.7 ФЗ-115.

22 июня 2017 г. МВД России по Республике Бурятия в отношении Сафарова С.А. принято решение об аннулировании ранее выданного разрешения на временное проживание в РФ в соответствии с пп.1 п.1 ст.7 ФЗ-115.

Согласно п.36 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 22 апреля 2013 года № 215 (действовавшего на момент принятии оспариваемого решения), разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, а ранее выданное разрешение аннулируется в случае, если данный иностранный гражданин выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации.

В силу п.60 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление заявления и необходимых документов сотруднику, уполномоченному на рассмотрение заявления.

В соответствии с п.68 Административного регламента сотрудник, уполномоченный на рассмотрение заявления, проводит проверку заявителя и сообщенных им сведений по учетам ФМС России, территориальных органов безопасности, органов внутренних дел Российской Федерации, службы судебных приставов, органов социальной защиты населения, органов здравоохранения и других заинтересованных органов для выявления оснований отказа в выдаче вида на жительство (пункты 43, 43.1 Административного регламента).

В территориальный орган безопасности направляется второй экземпляр заявления. При отсутствии оснований, препятствующих выдаче вида на жительство, в территориальный орган ФМС России возвращается второй экземпляр заявления, на котором проставляется штамп согласования, заверенный уполномоченным должностным лицом соответствующего подразделения территориального органа безопасности. На запросы, направленные в письменной форме, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, указанные в пунктах 68.2 - 68.8 Административного регламента, направляют в пределах своей компетенции в территориальный орган ФМС России информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче вида на жительство, в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса (п. 73).

Оценивая оспариваемое решение Управления по вопросам миграции МВД по Республике Бурятия, районный суд, руководствуясь положениями Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Суд обоснованно исходил из того, что решение административного органа принято в соответствии с требованиями законодательства, в пределах предоставленных полномочий, в установленном порядке, в связи с чем является законным.

В соответствии с п."р" ст.12 Федерального закона от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» органы федеральной службы безопасности обязаны участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Таким образом, УФСБ России по Республике Бурятия является компетентным органом в области обеспечения безопасности Российской Федерации, имеющим право оценки деятельности иностранного гражданина в рамках положений п.1 ст.9 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Поступившая из УФСБ России по Республике Бурятия информация обоснованно расценена административным ответчиком в качестве относимого и достаточного основания для принятия решения об аннулировании ранее выданного Сафарову С.А. разрешения на временное проживание в Российской Федерации на основании пп.1 п.1 ст.7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Право оценки деятельности иностранных граждан, как представляющей угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо защите здоровья населения, отнесено к исключительным полномочиям государственных органов обеспечения безопасности, в частности Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Действия УФСБ России по Республике Бурятия заявителем не обжаловались, в связи с чем не могли являться предметом судебной проверки.

Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 13 октября 2017 г. оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: Ж.В. Тубденова

Судьи коллегии: П.С. Назимова

Е.И. Захаров