ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12030/18 от 27.11.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33а-12030/2018

Судья Рыбакова Т.Г.

Докладчик Разуваева А.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 27 ноября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Разуваевой А.Л., Коневой Ю.А.

при секретаре Шпигальской В.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Шоркина Олега Викторовича на решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 20 августа 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Шоркина Олега Викторовича к Совету депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области о признании незаконным решения № 11 от 14.12.2017 отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., объяснения представителя Шоркина О.В. Осипова А.О., возражения представителей Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области Зиновьева Д.В. и Грешных Н.И., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Шоркин О.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Совету депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в котором просил признать незаконным решение 31 сессии Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14.12.2017 № 11.

В обоснование заявленных требований указано, что 02.11.2015 инициативной группой жителей с.Ленинское было проведено собрание, на котором принято решение о создании на части территории с.Ленинское Территориального общественного самоуправления.

09.11.2015 по поручению инициативной группы и в соответствии с п.З ст.13 Устава Морского сельсовета член инициативной группы Федорова Т.Ю. обратилась к председателю Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района НСО с просьбой о назначении учредительного собрания граждан по организации ТОС.

Указанное обращение передано лично председателю Совета депутатов, который пообещал зарегистрировать обращение и дать на него ответ.

В связи с отсутствием ответа на обращение, Федорова Т.Ю. от имени инициативной группы обратилась 24.11.2015 с письмом к главе администрации Морского сельсовета с просьбой запросить в Совете депутатов копию обращении от 09.11.2015 с отметкой о регистрации. Ответа на письмо не последовало.

По истечении месяца, 23.12.2015 инициативная группа повторно обратилась к главе сельсовета с письмом, в котором попросили запросить ответ и передать обращения председателю Совета депутатов.

К письму было приложено заявление с предложением о назначении учредительного собрания граждан по организации ТОС на 21.02.2016 г. в спортивном комплексе «Арка», по адресу: с.Ленинское, ул.Озерная, 13-1.

Ответа на письмо не последовало.

01.03.2016 на сессии Совета депутатов Морского сельсовета на рассмотрение был предложен вопрос о назначении учредительного собрания граждан по организации ТОС. Однако вопрос был снят с обсуждения председателем Совета депутатов.

04.03.2016 Федорова Т.Ю. обратилась в прокуратуру Новосибирского района с просьбой провести проверку законности действий председателя Совета депутатов Морского сельсовета и обязать Совет депутатов исполнить обязанность по назначению собрания.

07.04.2016 из прокуратуры поступил ответ № 204.16, из которого следует, что обращение инициативной группы от 09.11.2015 о назначении собрания ТОС поступило, в адрес председателя Совета депутатов Морского сельсовета 03.12.2015 в связи с нарушением сроков рассмотрения обращения граждан в адрес председателя Совета депутатов Морского сельсовета прокуратурой вынесено представление.

27.04.2016 в адрес Федоровой Т.Ю. поступил ответ председателя Совета депутатов Морского сельсовета на ее обращение от 09.11.2015, из которого, по мнению административного истца следует, что вопрос о назначении упредительного собрания граждан по организации ТОС необходимо решать без участия Совета депутатов Морского сельсовета.

Члены инициативной группы в соответствии с действующим законодательством и на основании указанного ответа от 27.04.2016 организовали и провели учредительное собрание граждан по созданию ТОС «Морской», что подтверждается протоколом от 14.05.2016 по итогам учредительного собрания было принято решение о создании ТОС «Морской», также собрание определило границы ТОС и утвердило Устав.

23.05.2016 председатель ТОС «Морской» на основании п.2.4 «Положения о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района» обратился с заявлением к главе Морского сельсовета с просьбой согласовать схему границ территории ТОС «Морской».

В заявлении были подробно описаны границы ТОС, которые не выходят за пределы муниципального образования и являются непрерывными. На указанной территории организован только один ТОС.

Таким образом, никаких оснований для отказа в согласовании границы не имеется, поскольку схема границы ТОС составлена в точном соответствии с требованиями федерального законодательства и местными нормативными актами.

Председатель ТОС «Морской» письмом от 23.05.2016 обратился с заявлением к председателю Совета депутатов об установлении границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление.

31.03.2017 на очередной сессии двадцать четвертой сессии Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района НСО были установлены границы ТОС «Морской».

Уведомлением от 04.04.2017 председатель Совета депутатов МО Морского сельсовета подтвердил факт установления границ ТОС «Морской» на 24 сессии Совета депутатов Морского сельсовета.

Данный факт подтвердила и прокуратура Новосибирского района НСО.

Однако 14.12.2017 Совет депутатов Морского сельсовета вновь рассмотрел заявление от 23.05.2016 об установлении границ территории, на котором будет осуществляться общественное самоуправление, и принял решение № 11 от 14.12.2017, в котором отказывает в установлении границ ТОС «Морской».

Административный истец полагает данное решение № 11 от 14.12.2017 незаконным, так как представленная схема границ ТОС «Морской» полностью соответствует Положению о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района НСО, утвержденному на 43-й сессии Совета депутатов Морского сельсовета от 29.05.2014 № 5, законных оснований для отказа в утверждении границ ТОС «Морской» у Совета депутатов.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Шоркин О.В.

В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения Новосибирского районного суда Новосибирской области от 20 августа 2018 года и принятии нового решения.

В апелляционной жалобе указывает на несогласие с выводами суда о том, что границы ТОС «Морской» выходят за границы с. Ленинское и в его границы включены земельные участки, не относящиеся к категории земель населенных пунктов. Апеллянт указывает на то, что решение об утверждении границ ТОС «Морской» от 31.03.2017 не отменено до сих пор. Полагает, что для повторного рассмотрения заявления об установлении границ ТОС «Морской» и нового принятия решения по данному вопросу, Совет депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области должен был сначала обоснованно отменить ранее принятое решение от 31.03.2017 об утверждении границ ТОС «Морской», чего не было сделано.

Согласно выводам суда первой инстанции, границы с. Ленинское не включают в себя указанные земельные участки с кадастровыми номерами однако включены в состав границ ТОС «Морской», что в свою очередь противоречит нормам, содержащимся в Положении о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района.

Апеллянт полагает, что у Совета депутатов Морского сельсовета отсутствовали законные основания для отказа в утверждении границ ТОС «Морской» в соответствии с п. 2.4. Положения о ТОС в Морском сельсовете Новосибирского района. Из представленного истцом заключения кадастрового инженера от 15.08.2018 Митяевой Л.Н. следует, что границы ТОС «Морской» расположены в границах муниципального образования Морской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области строго в соответствии с Положением о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района.

В соответствии с описанием границ ТОС «Морской», приложенной к схеме, земельные участки на которые ссылается суд первой инстанции, а именно земельные участки с кадастровым номером не входят в границы ТОС «Морской».

Сама схема границ ТОС «Морской», которая является всего лишь приложением к описанию, является условной. Установление границ ТОС не является основанием для предоставления земельных участков ТОС в собственность либо какое другое пользование и проводится исключительно в целях осуществления ТОС в соответствии с Положением о ТОС и ст. 27 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с выводами суда первой инстанции, границы МО Морского сельсовета и с. Ленинское установлены в соответствии с действующим законодательством, при этом границы с. Ленинское не включают в себя земельные участки с кадастровыми номерами (земли сельскохозяйственного назначения) и (земли водного фонда), которые не могут быть в них включены в силу действующего законодательства, однако включены в состав границ ТОС «Морской», что противоречит положениям ст. 27 ФЗ № 131-ФЗ.

Апеллянт со ссылкой на положения ст. 27 ФЗ № 131-ФЗ, ст. 24 ФЗ «О некоммерческих организациях» указывает, что согласно действующему законодательству в границы территориального общественного самоуправления могут входить земельные участки с кадастровыми номерами (земли сельскохозяйственного назначения) и (земли фодного фонда). Ни один Федеральный закон не ограничивает включение земельных участков в границы ТОС с какими-либо определенными категориями земельных участков и видами разрешенного использования.

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения представителя Совета депутатов Морского сельсовета.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции, 23.05.2016 Шоркин О.В. обратился к председателю Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района НСО с заявлением об установлении границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление.

Текст заявления содержит просьбу установить границы территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление и указано, что в границы данной территории вошли земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, земли общего пользования и иные прилегающие земли, используемые для удовлетворения потребностей участников ТОС.

Также указанное заявление содержит описание границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление.

В качестве приложения к заявлению указаны схема границ территории, протокол учредительного собрания граждан по организации ТОС «Морской» и лист регистрации участников учредительного собрания граждан по созданию территориального общественного самоуправления.

Решением Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района НСО №11 от 14.12.2017г. в утверждении границ ТОС «Морской» отказано.

В качестве оснований для отказа указано, что территория заявленная как территория, на которой ТОС «Морской» планирует осуществлять свою деятельность, не является территорией проживания граждан и для этого не предназначена, а именно: в границы ТОС земли сельскохозяйственного назначения, база отдыха, земельный участок, предназначенный для завершения строительства здания, земельный участок, предназначенный для лесной растительности, прибрежные участки, Новосибирское водохранилище (земли водного фонда, для размещения объектов водного фонда, для эксплуатации берегоукрепительных сооружений Новосибирского водохранилища), земли общего пользования - дороги, в том числе федерального значения, земельные участки с коммуникациями, приусадебные участки и прочие территории, на которых не проживают и не могут проживать граждане, но ТОС «Морской» собирается осуществлять там свою деятельность.

Постанавливая решение об отказе в удовлетворении требований административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что действительно действующее законодательство не содержит императивного запрета на включение в состав ТОС территорий поселения, которые фактически не являются территориями проживания граждан, однако при этом отвечают установленным целям создания и задачам территориального общественного самоуправления, между тем, установлен прямой запрет в той части, что границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территориального муниципального образования.

Однако в границы ТОС были включены, в том числе, земельные участки с кадастровыми номерами , которые относится к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, - земли водного фонда.

При этом границы с.Ленинское не включают в себя указанные земельные участки с кадастровыми номерами которые не могут быть в них включены в силу действующего законодательства, однако включены в состав границ ТОС «Морской», что в свою очередь, по мнению суда, противоречит и положениям ст.27 Федерального закона № 131-ФЗ и нормам, содержащимся в Положении о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района.

При этом суд разъяснил административному истцу, что в случае исправления указанных недостатков, он не лишен возможности повторного обращения к административному ответчику с заявлением об установлении границ.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о законности решения Совета депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области от 14.12.2017, а доводы апелляционной жалобы считает необоснованными в силу следующего.

В соответствии с частью 1 статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.

Согласно части 3 этой же статьи территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования (ч. 11 ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ).

На территории Морского сельсовета Новосибирского района НСО порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления установлен Положением о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района, утвержденным на 43-й сессии Совета депутатов Морского сельсовета от 29.05.2014г. №5.

Порядок установления границ территории определен в части 2 Положения.

Согласно пункту 2.1 Положения границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливается Советом депутатов Морского сельсовета по предложению населения, проживающего на соответствующей территории.

В силу пункта 2.4 Положения порядок согласования схемы границ территории, на которой осуществляется территориально общественное самоуправление, устанавливается правовым актом администрации Морского сельсовета. При этом границы территориального общественного самоуправления должны устанавливаться с учетом следующих условий:

а) границы территории территориального общественного самоуправления не могут выходить за пределы территориального муниципального образования;

б) на определенной территории не может быть более одного территориального общественного самоуправления;

в) неразрывность территории, на которой осуществляется территориальное самоуправление.

В случае несоответствия предложения инициативной группы требованиям настоящего пункта администрация Морского сельсовета направляет инициативной группе письменный обоснованный отказ и предлагает иной обоснованный вариант границ территориального общественного самоуправления.

Из системного толкования положений ст. 27 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Положения о территориальном общественном самоуправлении в Морском сельсовете Новосибирского района следует, что территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах территорий проживания граждан.

При принятии оспариваемого решения Совет депутатов Морского сельсовета Новосибирского района Новосибирской области правильно руководствуясь положениями статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в соответствии с которой территориальное общественного самоуправление может осуществляться только в установленных пределах территории проживания граждан, а включение в границы территории ТОС «Морской» таких участков, как земли сельскохозяйственного назначения, земли водного фонда, которые не являются территорией проживания граждан, отказал в установлении границ ТОС «Морской».

Доводы апелляционной жалобы о том, что границы ТОС «Морской» уже утверждены решением Совета депутатов от 31.03.2017, которое не отменено до сих пор, являются несостоятельными. Данное решение в материалы дела не представлено, административный ответчик отрицает факт принятия такого решения. Ссылка на принятие данного решения в ответе прокуратуры Новосибирского района Новосибирской области от 25.08.2017, которое не направлено главе Морского сельсовета для подписания и опубликования, поэтому в законную силу не вступило, также не может быть принята судом апелляционной инстанции в качестве допустимого доказательства, подтверждающего позицию административного истца об утверждении границ ТОС «Морской».

Судебная коллегия не принимает доводы жалобы о том, что в соответствии с описанием границ ТОС «Морской», приложенной к схеме, земельные участки с кадастровым номером не входят в границы ТОС «Морской», а сама схема границ ТОС «Морской», которая является всего лишь приложением к описанию, является условной, так как они опровергаются представленными в материалы дела доказательствами.

Как следует из заключения кадастрового инженера ООО «Гео-Сибирь» от 01.08.2018, представленного в материалы дела административным ответчиком и не опровергнутого административным истцом, в результате анализа предоставленных материалов и сведений Единого государственного реестра недвижимости возможно однозначно идентифицировать границы ТОС на основании приложения №1 к заявлению Шоркина О.В. - Схема границ территории, на которой планируется создать ТОС «Морской». Текстовое описание границ ТОС не позволяет однозначно определить прохождение границы ТОС в связи с тем, что в ЕГРН отсутствуют сведения о многих участках, указанных в Описании, а именно об участках с кадастровыми номерами . В связи с этим на настоящий момент невозможно соотнести текстовое описание и графическую часть описания границ ТОС "Морской". В связи с этим настоящие Заключение основано на сведениях о границе ТОС "Морской", содержащихся в Приложении №1 к заявлению Шоркина О.В. - Схема границ территории, на которой планируется создать ТОС «Морской».

В Едином государственном реестре недвижимости содержится информация о границах населенного пункта с. Ленинское (учетный номер в Едином государственном реестре недвижимости 4057300).

Выкопировка из Кадастрового плана территории кадастрового квартала 54:19:070124 с координатами границы населенного пункта - с. Ленинское представлена в приложениях (Приложение 20 к настоящему Заключению)

На Схеме расположения ТОС "Морской" относительно границ населенных пунктов Морского сельсовета (Приложение 4 к настоящему Заключению) наглядно видно расположение границ ТОС относительно границ с. Ленинское. Значительная часть ТОС "Морской" расположена на территории с. Ленинское. При этом точка 597 у границы ТОС и границы населенного пункта общая, а от точки 601 до точки 83 граница ТОС совпадает с границей с. Ленинское. Участки границы ТОС "Морской" от т.83 до т. 597 (по часовой стрелке) и от т. 597 до т. 601 не совпадают с границей населенного пункта с. Ленинское. При этом в точке 79 граница ТОС пересекает границу с. Ленинское.

Граница ТОС "Морской" от точки 79 до точки 601 проходит за пределами населенного пункта. На выносном листе Схемы расположения ТОС "Морской" относительно границ населенных пунктов Морского сельсовета (Приложение 4 к настоящему Заключению) территория ТОС, выходящая за границы населенного пункта, обозначена желтым цветом.

Участок с кадастровым номером 54:19:072401:4 частично входит в границы ТОС "Морской". Кроме него так же в границы ТОС частично включены участки с кадастровыми номерами . Это наглядно видно на Схеме расположения ТОС "Морской" на кадастровой карте (Приложение 5 к настоящему Заключению).

Представленное административным истцом заключение кадастрового инженера от 15.08.2018 о том, что земельный участок, занимаемый ТОС «Морской» расположен в границах муниципального образования Морской сельсовет Новосибирского района Новосибирской области, выводов заключения кадастрового инженера ООО «Гео-Сибирь» от 01.08.2018 не опровергает.

Позиция административного истца о том, что согласно действующему законодательству в границы территориального общественного самоуправления могут входить земли сельскохозяйственного назначения и земли водного фонда, так как ни один Федеральный закон не ограничивает включение земельных участков в границы ТОС с какими-либо определенными категориями земельных участков и видами разрешенного использования, основана на неправильном толковании заявителем норм материального закона, поэтому судом апелляционной инстанции принята быть не может.

Как установлено положениями статьи 27 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" территориальное общественное самоуправление может осуществляться только в пределах территорий проживания граждан.

Из смысла статьей 77, 102 Земельного кодекса РФ, земли сельскохозяйственного назначения и земли водного фонда нельзя отнести к территориям проживания граждан.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Новосибирского районного суда Новосибирской области от 20 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Шоркина О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий А.П. Кошелева

Судьи А.Л. Разуваева

Ю.А. Конева