ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1209/18 от 26.02.2018 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Смирнов А.Г. Дело № 33а-1209/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

в составе председательствующего Машкиной И.М.,

судей Вдовиченко С.В., Пристром И.Г.,

при секретаре Нечаевой Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 26 февраля 2018 года апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2017 года, которым

на администрацию МО ГО «Сыктывкар» возложена обязанность выдать Турышевой И.В. градостроительный план земельного участка <Номер обезличен> с учетом требований к параметрам разрешенного строительства и минимальным отступам от границ земельного участка, установленных Правилами землепользования и застройки, утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30 апреля 2010 года № 31/04-560 для территориальной зоны Ж-3.

Заслушав доклад судьи Вдовиченко С.В., объяснения представителей Турышевой И.В. – Комаровой Е.В., Турышева А.А., судебная коллегия

установила:

Турышева И.В. обратилась в суд с административным иском к администрации МО ГО «Сыктывкар» об обязании выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен> с указанием на параметры застройки земельного участка с учетом минимальных отступов от границ земельного участка, предусмотренных Правилами землепользования и застройки. Заявленные требования мотивированы тем, что выданный градостроительный план необоснованно ограничивает права застройки земельного участка посредством определения места допустимого размещения объекта капитального строительства вопреки минимальным отступам от границ участка, предусмотренных правилами землепользования и застройки.

Суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО ГО «Сыктывкар» просит об отмене вынесенного решения суда как незаконного и необоснованного, указывая на то, что при утвержденном по заказу ООО «Пригородный» градостроительном плане согласно проекту планировки квартала индивидуальной жилой застройки изменение места размещения объекта капитального строительства при увеличении процента застройки недопустимо.

В судебном заседании представители Турышевой И.В. – Комарова Е.В., Турышев А.А. на доводах жалобы настаивали.

Административный истец Турышева И.В., представитель администрации МО ГО «Сыктывкар», извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции, участия в судебном заседании не принимали.

С учетом указанных обстоятельств в силу части 1 статьи 307, части 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.

В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобах, и возражений относительно жалобы.

Проверив дело в полном объеме, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Турышева И.В. является собственником земельного площадью 894 кв.м, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, кадастровый номер <Номер обезличен>, категория земель – земли населенных пунктов, расположенный в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами Ж-3.

В соответствии с постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 27.04.2016 № 4/1147 утвержден градостроительный план данного земельного участка <Номер обезличен> для строительства жилого дома по <Адрес обезличен>.

Согласно выданному истцу градостроительному плану место допустимого размещения объекта предусмотрено в соответствии с утвержденной постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 №2/580 документации по планировке территории «Квартал индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен>.

Согласно градостроительному плану постройку объекта капитального строительства возможно осуществлять в пределах, обозначенных схемой чертежом, а именно: на расстоянии 5 м от «красной линии», от границ земельного участка – 3 м, до «красной линии» проездов – 3 м. Выход за пределы пятна застройки не предусмотрен.

Как указано выше и следует из содержания поданного административного иска, основанием обращения в суд явилось, по сути, несогласие Турышевой И.В. с установленным градостроительным планом размещением объекта капитального строительства и площадью застройки.

Порядок оспаривания решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления регламентирован положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

В силу статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями действующего законодательства в порядке требований статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ условием удовлетворения требований об оспаривании действий (бездействия) должностного лица, органа местного самоуправления, является установление их несоответствия соответствующим нормативным правовым актам, нарушение в результате их совершения прав, свобод и законных интересов административного истца.

Оценив установленные по делу обстоятельства, суд, руководствуясь утвержденными решением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 №31/04-560 Правилами землепользования и застройки, в соответствии с которыми допускается осуществление застройки в пределах 30% площади земельного участка, которыми определено минимальное расстояние от здания до границ смежного участка в размере 3 метров, пришел к выводу об обоснованности требований административного иска, указав на то, что установленные в выданном истцу градостроительном плане ограничения параметров застройки объекта капитального строительства является неправомерным.

Статьей 262 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, в том числе, право собственника земельного участка возводить на нем здания и сооружения. Это право осуществляется при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.

Согласно требованиям статьи 9 Градостроительного кодекса РФ при принятии органами государственной власти решений и реализации таких решений обязательными являются документы территориального планирования.

В соответствии со статьёй 42 Градостроительного кодекса РФ для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства осуществляется подготовка планировки территории.

Основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: красные линии; границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства, также – положение о характеристиках планируемого развития территории, в том числе о плотности и параметрах застройки территории, о характеристиках объектов капитального строительства, в том числе, жилого назначения и необходимых для функционирования таких объектов и обеспечения жизнедеятельности граждан объектов коммунальной, транспортной и социальной инфраструктур.

На основании положений статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка заинтересованным лицам выдается градостроительный план земельного участка, в котором содержатся сведения о конкретном земельном участке, позволяющие идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка, не устанавливая каких-либо прав и ограничений в отношении объекта недвижимости или земельного участка.

Согласно выданному Турышевой И.В. градостроительному плану место допустимого размещения объекта предусмотрено в соответствии с утвержденной постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.04.2014 №2/580 документации по планировке территории «Квартал индивидуальной жилищной застройки» по <Адрес обезличен> которая в силу положений действующего законодательства подлежит обязательному учету при решении вопроса о выдаче разрешений на строительство.

В градостроительном плане по объемно-планировочному решению определено размещение жилого дома предусмотреть в границах места допустимого размещения объекта, согласно прилагаемому чертежу при условии соблюдения норм пожарной безопасности, при определении нормативного расстояния с учетом требований Свода правил СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекты защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Как было указано выше, в соответствии с действующим законодательством документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и их реализации.

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» 26.04.2013 №4/1479 ООО «Пригородный» был утвержден градостроительный план, предназначенный для строительства объекта «Квартал индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен> В пункте 2.1 названного постановления прописано требование о разработке проектной документации.

На основании утвержденного градостроительного плана ООО «"наименование"» по заказу ООО «Пригородный» разработало проект планировки территории квартала, который по итогам публичных слушаний, заключения комиссии по землепользованию и застройке от 03.12.2013, утвержден постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 № 2/580.

Проектом планировки территории квартала места допустимого размещения объектов капитального строительства (жилых домов) сформированы с учетом размеров земельных участков, противопожарных разрывов, линии застройки, архитектурной однотипности. Проект планировки имеет цель грамотной застройки с соблюдением градостроительных, санитарных, экологических и иных норм.

Как пояснила представитель административного ответчика в апелляционной жалобе, разработанный собственником и утвержденный администрацией МО ГО «Сыктывкар» проект планировки территории квартала индивидуальной жилой застройки не рассматривается как эскизный проект, относится в соответствии со статьей 41, 42, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации к утвержденной градостроительной документации.

Проект планировки территории «Квартал индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен> разработан на основании градостроительных регламентов, утвержденных для территориальной зоны Ж-3 Правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 №31/04-560, и имеет своей целью грамотную застройку с соблюдением градостроительных, санитарных, противопожарных норм и правил.

В соответствии со статьей 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Согласно градостроительному плану градостроительный регламент земельного участка установлен в составе Правил землепользования и застройки, утвержденным решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 №31/04-560 «Об утверждении Правил землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар».

В соответствии с утвержденным в статье 3 указанными Правилами порядком решения по землепользованию и застройке принимаются в соответствии с Генеральным планом МО ГО «Сыктывкар», документацией по планировке территории и на основе установленных названными Правилами градостроительных регламентов, действие которых распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на Карте градостроительного зонирования с учетом ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Исходя из положений статьи 19 названных Правил администрацией МО ГО «Сыктывкар» принимаются решения о разработке документации по планировке территории с учетом характеристик планируемого развития конкретной территории.

С учетом вышеназванных положений закона вывод суда первой инстанции о возложении на администрацию МО ГО «Сыктывкар» обязанности выдать градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <Номер обезличен>, с учетом требований к параметрам разрешенного строительства и минимальным отступам от границ земельного участка, установленных Правилами землепользования и застройки, утвержденных решением Совета МО ГО «Сыктывкар» от 30.04.2010 № 31/04-560 для территориальной зоны Ж-3 обоснован с учетом следующего.

Согласно установленным по результатам оценки представленных доказательств обстоятельствам, при разработке проекта «Квартал индивидуальной жилой застройки по <Адрес обезличен> площадь застройки каждого земельного участка индивидуальными жилыми домами, определение границ и мест их расположения на них, не определялись. Сведения о том, какова площадь застройки земельных участков в соответствии с представленной схемой в проекте отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы о том, что место расположения объектов капитального строительства было определено в утвержденном постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» от 26.02.2014 №2/580 проекте планировки территории квартала индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен>), судебной коллегией отклоняются как ошибочные, исходя из следующего.

Форма градостроительного плана земельного участка и порядок ее заполнения были утверждены приказом Минстроя России от 25.04.2017.

Согласно пункту 26 Порядка заполнения формы градостроительного плана, на чертеже или чертежах градостроительного плана отображаются, в том числе: схема расположения земельного участка в окружении смежно-расположенных земельных участков (ситуационный план); минимальные отступы от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства; границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории (при наличии).

Суду первой инстанции не были представлены доказательства того, что в утвержденном градостроительном плане земельного участка <Номер обезличен>, которым было установлено квартал индивидуальной жилой застройки расположить на земельном участке в границах зоны допустимого размещения объекта согласно чертежу градостроительного плана, и утвержденной проектной документации по планировке территории «Квартал индивидуальной жилой застройки» по <Адрес обезличен>, разработанной ООО «"наименование"», устанавливались требования к параметрам разрешенного строительства и места разрешенного строительства, отличных от параметров, установленных правилами землепользования и застройки МО ГО «Сыктывкар», определялись конкретное месторасположение объектов капитального строительства и границы их постройки.

При таких обстоятельствах, выводы суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований законны и обоснованны. В ходе разрешения спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал обоснованную правовую оценку этим обстоятельствам, правильно оценил представленные сторонами доказательства. Оснований давать другую оценку этим же доказательствам у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционной жалобы о том, что места допустимого размещения объектов капитального строительства сформированы в градостроительном плане с учетом размеров смежных земельных участков, противопожарных разрывов, линии застройки, архитектурной однотипности в соответствии с градостроительными, санитарными, экологическими нормами не влияют на правильность выводов суда, поскольку конкретное место расположения дома определяется в последующем, исходя из разрешения на строительство, при выдаче которого, в том числе учитываются строительные и противопожарные нормы, материал, используемый для строительства, наличие либо отсутствие в настоящее время построек на соседних участках и т.д.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на неправильное толкование норм материального права и на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, как о том ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

определила:

решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 04 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО «Сыктывкар» - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи