ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1209/2022 от 19.05.2022 Орловского областного суда (Орловская область)

Судья Башкатова Е.В.

57RS0012-01-2021-003578-91

дело № 33а-1209/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 мая 2022 года

город Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Чуряева А.В., Георгиновой Н.А.,

при секретаре Хворостяновой К.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело № 2-182/2022 (2-1-1983/2021) по административному исковому заявлению Г.П.А. к Федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57» Федеральной службы исполнения наказаний, начальнику Федерального казённого учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57» Федеральной службы исполнения наказания Д.Л.В., заместителю начальника Федерального казённого учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57» Федеральной службы исполнения наказаний З.Д.С. о признании действий (бездействий) в непредставлении лекарственных препаратов и специального питания незаконным,

по апелляционной жалобе Г.П.А. на решение Ливенского районного суда Орловской области от 31 января 2022 года, которым отказано в удовлетворении административных исковых требованиях.

Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., выслушав административного истца Г.П.А., поддержавшего апелляционную жалобу, возражения представителя административного ответчика – ФИО5, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

административный истец – Г.П.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Федеральному казённому учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть № 57» Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России), начальнику ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России Д.Л.В. заместителю начальника ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России Зайцеву Д.С. об установлении факта причинения вреда здоровью, выразившееся в непредставлении лекарственных препаратов и специального питания.

В обоснование заявленных требований указывалось, что 21 сентября 2020 года врачом Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Ливенская центральная районная больница» ФИО13Г.П.А. назначено лечение, которое предусматривает ограничение в питании – запрет на употребление продуктов содержащих йод.

Вместе с тем, в предоставляемом исправительным учреждением питании есть морепродукты, содержащие йод, что, по мнению административного истца, приводит к потере в весе и истощению организма. О данных обстоятельствах известно начальнику ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России Д.Л.В. Л.В. и заместителю начальника ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России З.Д.С. однако специального питания административному истцу не представляется.

Кроме того в период нахождения Г.П.А. в изолированном отряде в связи с заболеванием короновирусной инфекцией «COVID-19», он не был обеспечен лекарственным препаратом «Тирозол», который был выписан врачом ФИО13

По изложенным основаниям, административный истец окончательно просил суд признать незаконными действия (бездействие) начальника ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России Д.Л.В.. и заместителя начальника ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России З.Д.С. Д.С., выразившиеся в непредставлении лекарственных средств в период заболевания коронавирусной инфекцией «COVID-19», и специального питания.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе административный истец Г.П.А. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Приводит довод о том, что судом первой инстанции не дано надлежащей оценки показаниям свидетелей ФИО6 и ФИО7, которые подтвердили факт не предоставления ему лекарственного препарата в период заболевания коронавирусной инфекцией.

Указывает, что суд первой инстанции необоснованно рассмотрел исковое заявление в порядке гражданского судопроизводства, не представил возможности ознакомится с материалами дела, судом первой инстанции не было обеспечено соблюдение принципа беспристрастности, поскольку проигнорировано его ходатайство об одновременном допросе свидетелей Сыч П.В. и ФИО8

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно статье 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со статьей со статьей 4 Федерального закона от 15 июля 1995 года N 10З-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.

Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 26 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лица, задержанные, заключенные под стражу, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, лишения свободы либо административного ареста, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Положениями статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1). В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские - части (часть 2).

Пунктами 123, 124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 предусмотрено, что лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 18 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утверждённого Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 года гражданам, проживающим в стационарных организациях социального обслуживания, не имеющим возможности самостоятельно обратиться в аптечные организации, а также осужденным к лишению свободы, назначенные медицинским работником лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов приобретаются соответственно представителями стационарного или исправительного учреждения, на которых администрацией данных учреждений возложена обязанность их получения (приобретения).

Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, также регулируется Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 года N 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы» (далее - Порядок).Согласно положениям пункта 11 Порядка заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы лекарственные препараты на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника.

На период времени, когда режимом работы медицинской части (здравпункта) не предусмотрено нахождение в ней медицинских работников, лекарственные препараты (за исключением наркотических, психотропных, сильнодействующих либо ядовитых, а также применяемых при лечении туберкулеза) выдаются на руки лицам, заключенным под стражу, или осужденным. Разрешение о выдаче этих препаратов дается начальником медицинской части (здравпункта) в соответствии с назначением лечащего врача (фельдшера).

Получение пациентом лекарственного препарата подтверждается личной подписью медицинского работника, выдавшего лекарственный препарат, в графе «Дата получения».

Как видно из материалов дела, Г.П.А. отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-2 УФСИН Росси по Орловской области.

21 сентября 2020 года врачом-эндокринологом Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Ливенская центральная районная больница» ФИО13 был осмотрен Г.П.А., которому установлен диагноз: диффузный токсический зоб второй степени. Тиреотоксикоз. Назначено лечение: Тирозол 5мг. по две таблетки три раза в день (л.д. 3-4).

Исходя из товарных накладных, а также инвентарной номенклатуры, филиал «Медицинская часть № 1» ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России обеспечен препаратом «Мерказолил» 5 мг, который является аналогом препарата «Тирозол» (л.д. 46-63).

Из пояснений административного ответчика - заместителя начальника ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России З.Д.С. следует, что Г.П.А. находился на лечении от коронавирусной инфекции «COVID-19» с 22 сентября 2021 года по 7 октября 2021 года. Поскольку Г.П.А. имеет заболевание щитовидной железы, в указанный период времени ему выдавался препарат «Мерказолил», однако Г.П.А. отказывался от его приема, о чём составлены акты от 24 сентября 2021 года, от 1 и 8 октября 2021 года.

Факт отказа Г.П.А. от приёма лекарственного препарата подтверждается актами, составленными сотрудниками учреждения от 24 сентября 2021 года, 1 октября 2021 года и 8 октября 2021 года, и отметками врача в листе назначения (л.д. 64-66).

Допрошенный в качестве свидетеля - фельдшер филиала «Медицинская часть № 1» ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России ФИО8 пояснил, что филиал «Медицинская часть № 1» ФКУЗ «МСЧ № 57» ФСИН России обеспечен препаратом «Мерказолил». В период лечения Г.П.А. от коронавирусной инфекции «COVID-19» он лично приносил данный препарат Г.П.А., однако последний от приёма лекарства неоднократно отказывался (л.д. 69-71).

Из пояснений свидетелей ФИО9, ФИО10, ФИО11 также следует, что в период их нахождения на лечении от короновирусной инфекции «COVID-19» совместно с Г.П.А., им всем предоставлялись лекарственные средства (л.д. 33-36).

Вместе с тем, организация питания осужденных производится, на основании Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 205 «О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний, в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел Российской Федерации и пограничных органов федеральной службы безопасности, лиц, подвергнутых административному аресту, задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на мирное время» и приказа Минюста России N 189 от 17 сентября 2018 года «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время».

Осужденным помимо общего питания, дополнительного питания (повышенной нормы питания), может быть назначено лечебное питание. Особенности назначения осужденным лечебного питания урегулированы нормами приказа ФСИН России N 696 от 2 сентября 2016 года «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» (далее - Порядок).

Положениями главы IX Порядка предусмотрено, что организация лечебного питания в лечебных учреждениях УИС является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий (пункт 141).

Лечебное питание для больных осужденных, подозреваемых и обвиняемых, находящихся на стационарном и амбулаторном лечении в лечебных учреждениях УИС, осуществляется по норме питания, утвержденной в установленном порядке (пункт 142).

Больным, нуждающимся в специальных диетах, по заключению врача в зависимости от характера заболевания разрешается производить замену одних продуктов на другие, а также закупать отдельные из них в пределах стоимости продуктов по соответствующей норме (пункт 146).

Больным осужденным, подозреваемым и обвиняемым, страдающим болезнями, указанных в приложение к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации, повышенной норме питания больных, выдается лечебное питание. Назначение на лечебное питание производится по заключению медицинского подразделения и приказа, издаваемого в учреждении УИС, на период нахождения больного на лечении. В списках указываются фамилия, имя, отчество осужденного, подозреваемого и обвиняемого, и положено ли ему дополнительное питание к повышенной норме питания больных. При необходимости медицинским переосвидетельствованием срок лечебного питания может быть продлен. При назначении питания ВИЧ-инфицированным учитывается, что все больные данным заболеванием (вне зависимости от стадии заболевания, проведения лечения или его отсутствия) получают пожизненно питание согласно примечанию к утвержденной Министерством юстиции Российской Федерации повышенной норме питания для больных (пункт 151 Порядка).

Общее руководство и ответственность за организацию лечебного питания возлагаются: в лечебных учреждениях УИС - на начальника лечебного учреждения, его заместителя курирующего вопросы тылового обеспечения, врача-диетолога (фельдшера); в медицинских подразделениях учреждений УИС - на начальника филиала МСЧ ФСИН России. Начальник ОИХО учреждения УИС при организации лечебного питания несет ответственность за правильное составление раскладки продуктов, рациональное использование продуктов, качество приготовляемой пищи, соблюдение санитарно-гигиенических требований в столовой (пищеблоке) учреждения УИС (пункт 151 Порядка).

Таким образом, лечебное питание назначается при наличии медицинского заключения и только на период нахождения больного на лечении.

Согласно справке от 14 января 2022 года № 58/ТО/32/12 начальника ОИ и ХО ФИО12 каких-либо рекомендаций об организации питания осужденного Г.П.А. в части обеспечения его продуктами питания, не содержащими йод, руководству учреждения со стороны медицинских работников не поступало (л.д. 27).

В этой связи, допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля врач- эндокринолог Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области «Ливенская центральная районная больница» ФИО13 подтвердила поставленный ею диагноз Г.П.А., а также назначенное лечение, пояснив, что Г.П.А. в специальном (лечебном) питании не нуждается (л.д. 32 -33).

С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции правильно пришел к выводу об отсутствии со стороны административных ответчиков нарушений прав административного истца, а также действующего законодательства и ведомственных нормативных правовых актов при обеспечении Г.П.А. лекарственными препаратами в период его лечения от коронавирусной инфекции «COVID-19» и организации его питания, в связи с чем, обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Вопреки доводу жалобы, судом первой инстанции дана правильная юридическая оценка показаниям свидетелей ФИО6 и ФИО7, оснований не согласиться с которой, судебная коллегия не усматривает.

Нарушений принципов судопроизводства судом допущено не было, все заявленные ходатайства административного истца были рассмотрены в соответствии с требованиями статьи 154 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с привидением мотивов принятого по ним решения.

Не может служить и основанием для отмены решения суда первой инстанции и довод жалобы о том, что исковые требования Г.П.А. рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства, поскольку данное обстоятельство не привело к неверному распределению бремени доказывания в рамках спорных правоотношений, определенного частью 2 статьи 62 КАС РФ и не повлекло нарушение прав административного истца, при этом на основании части 2 статьи 33.1 ГПК РФ и пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 4 мая 2022 года был осуществлён переход к рассмотрению дела в порядке административного судопроизводства.

Предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Ливенского районного суда Орловской области от 31 января 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.П.А. - без удовлетворения.

Кассационная жалоба на апелляционное определение может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий судья

Судьи