ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1211 от 11.04.2018 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)


ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Брянская О.Е.

Дело № 33а-1211 поступило 6 марта 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2018 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Булгытовой С.В., судейколлегии Казанцевой Т.Б., Захарова Е.И.,

при секретаре Петровой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия о признании незаконным и отмене акта проверки, предписания, по апелляционной жалобе представителей административного истца Тугариновой С.П., Кротова В.А. на решение Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ от 22 января 2018 года, которым, постановлено:

Исковые требования удовлетворить частично.

Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в РБ от ..., выданное ГАУЗ «Городская поликлиника № 6», в части обязания произвести оплату работнику Санжиевой Ю.С. за работу в выходной день 27.08.2016 г., произвести начисление и выплату процентов (денежной компенсации) за невыплату в полном объеме заработной платы за работу в выходной день 27.08.2016 г.

В остальной части в удовлетворении исковых требований ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» отказать.

Заслушав доклад судьи Захарова Е.И., выслушав пояснения представителей административного истца Тугариновой С.П., Кротова В.А., представителя административного ответчика Гендуновой Ю.А., заинтересованного лица Санжиевой Ю.С., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» обратилось с административным исковым заявлением к Государственной инспекции труда в Республике Бурятия с требованием о признании незаконным и отмене акта проверки от ..., признании незаконным и отмене предписания государственного инспектора труда в РБ от ....

Исковые требования мотивированы тем, что в нарушении требований закона распоряжение о проведении проверки направлено в адрес проверяемого юридического лица факсом, печати не видно, государственным инспектором труда заверенные печатью копии распоряжения руководителю или иному уполномоченному представителю ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» под роспись не вручалась, служебное удостоверение не предъявлялось. Акт проверки составлен и предписание выдано по вопросам, не относящимся к компетенции Государственной инспекции труда в РБ, поскольку спор по вопросу полноты и правильности начисления заработной платы работнику за выходные дни и праздничные дни является, в силу ст. 381 ТК РФ, индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению комиссией по рассмотрению трудовых споров или судом.

В суде первой инстанции представитель административного истца Бадмаджапов Б.Б. исковые требования поддержал, пояснив, что Санжиева Ю.С. была ознакомлена с правилами внутреннего трудового распорядка, согласованными с профсоюзной организацией, где указано о работе в субботу. Режим рабочего времени Санжиевой Ю.С. не отличается от указанных в правилах внутреннего трудового распорядка.

Представитель административного ответчика Гендунова Ю.А. просила в удовлетворении иска отказать, пояснив, что проверка проводилась документарная, не выездная. Истец был извещен о проверке, распоряжение получил и исполнил своевременно, нарушений порядка проведения проверки нет. Индивидуального трудового спора не имеется, так как Санжиева Ю.С. в комиссию по трудовым спорам или в суд не обращалась.

Заинтересованное лицо Санжиева Ю.С. считает, что оснований для удовлетворения иска не имеется, пояснив, что при трудоустройстве она полагала, что работа в выходные дни будет оплачиваться.

Районный суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель административного истца Тугаринова С.П. просит решение отменить, исковые требования удовлетворить, указывая, что пункты 2 и 3 предписания вынесены административным ответчиком по вопросам, не относящимся к его компетенции. При проведении проверок государственный инспектор труда выдает обязательное для исполнения работодателем предписание только в случае очевидного нарушения трудового законодательства. Трудовые споры, в т.ч. неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства рассматриваются в рамках статей 381 – 397 Трудового кодекса РФ комиссиями по трудовым спорам или судами.

В дополнении к апелляционной жалобе указывается, что судом неправильно установлена продолжительность рабочего времени Санжиевой Ю.С., продолжительность рабочих недель, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Суд необоснованно пришел к выводу о том, что суббота являлась для работника выходным днем, так как суббота была поименована как «дежурная суббота». Вывод суда о том, что работа в субботние дни не являлась регулярной, что характерно для шестидневной рабочей недели, не основан на законе, так как положения трудового законодательства не запрещают работодателю устанавливать различную продолжительность рабочей недели в течение как одной, так и разных рабочих недель.

В суде апелляционной инстанции представители административного истца Тугаринова С.П., Кротов В.А. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.

Представитель административного ответчика Гендунова Ю.А., заинтересованное лицо Санжиева Ю.С. считают, что решение вынесено законно, обоснованно и оснований для его отмены не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения явившихся лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из материалов дела следует, что Санжиева Ю.С., работающая в ГАУЗ «Городская поликлиника № 6», обратилась в Государственную инспекцию труда в Республике Бурятия о нарушении ее трудовых прав.

В связи с поступившим обращением Санжиевой Ю.С., заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Республике Бурятия 18 сентября 2017 г. вынесено распоряжение о проведении внеплановой, документарной проверки в отношении ГАУЗ «Городская поликлиника № 6».

В период с 18 сентября 2017 года по 13 октября 2017 года на основании указанного распоряжения государственным инспектором труда по Республике Бурятия проведена внеплановая документарная проверка ГАУЗ «Городская поликлиника № 6». По результатам проверки составлен акт от 13 октября 2017 г. и выдано предписание от 13.10.2017 г. об устранении нарушений трудового законодательства.

Согласно ст. 354 Трудового кодекса РФ федеральная инспекция труда - единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

В соответствии со ст. 355 Трудового кодекса РФ основными задачами федеральной инспекции труда являются, в т.ч. обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Из п. 1 ч. 1 ст. 356 Трудового кодекса РФ следует, что в соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия: осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Часть 2 статьи 360 Трудового кодекса РФ предусматривает, что государственные инспекторы труда в целях осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проводят плановые и внеплановые проверки на всей территории Российской Федерации любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц) в порядке, установленном федеральными законами с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно п. 10 Положения «О Федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 г. № 875 (далее Положение) основанием для проведения внеплановой проверки является, в т.ч. поступление в федеральную инспекцию труда обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав.

Согласно п. 4 Положения предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право, в т.ч. предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке (ст. 357 ТК РФ).

Районный суд пришел к выводу о том, что проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» проведена в соответствии с требованием законодательства.

Судебная коллегия соглашается с таким выводом, находит его правильным и обоснованным.

13 октября 2017 года, по итогам проверки, государственным инспектором труда в Республике Бурятия Гендуновой Ю.А. ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» выдано предписание об устранении нарушений трудового законодательства в срок до 03 ноября 2017 года, а именно:

- в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 113 Трудового кодекса РФ работодателю привлекать работника Санжиеву Ю.С. к работе в выходные дни с ее письменного согласия и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

- в соответствии с требованиями ст. 153 Трудового кодекса РФ работодателю произвести оплату работнику Санжиевой Ю.С. за работу в выходные дни (субботу) 27.08.2016 г., 08.10.2016 г., 08.04.2017 г., 06.05.2017 г., 08.07.2017 г., 26.08.2017 г.;

- в соответствии с требованиями ст. 236 Трудового кодекса РФ произвести начисление и выплату процентов (денежную компенсацию) за невыплату в полном объеме заработной платы (работы в выходные дни 27.08.2016 г., 08.10.2016 г., 08.04.2017 г., 06.05.2017 г., 08.07.2017 г., 26.08.2017 г.) Санжиевой Ю.С.;

- в соответствии с требованиями пункта 12 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 г. № 225 «О трудовых книжках» работодателю исполнить обязанность по ознакомлению работника Санжиевой Ю.С. с записями, внесенными в трудовую книжку об ее трудоустройстве под роспись в ее личной карточке, в которой повторяется запись, внесенная в трудовую книжку;

- в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса РФ работодателю установить в трудовом договоре работника Санжиевой Ю.С. режим рабочего времени и времени отдыха, поскольку он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя.

Из доводов апелляционной жалобы, пояснений представителей административного истца следует, что они не согласны с выводами Государственной инспекции труда по РБ о том, что выход Санжиевой Ю.С. на рабочее место в субботу является работой в выходные дни и подлежит оплате.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии со ст. 100 Трудового кодекса РФ режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днем, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Из ст. 111 Трудового кодекса РФ следует, что всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе - один выходной день. Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

У работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка (ч. 3 ст. 111 ТК РФ).

Согласно ст. 113 Трудового кодекса РФ работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

В соответствии со ст.153 Трудового кодекса РФ оплата в повышенном размере производится всем работникам за часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день. Если на выходной или нерабочий праздничный день приходится часть рабочего дня (смены), в повышенном размере оплачиваются часы, фактически отработанные в выходной или нерабочий праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

Из материалов дела следует, что 14 апреля 2015 г. между ГАУЗ «Городская поликлиника № 6» и Санжиевой Ю.С. заключен трудовой договор, согласно которому последняя принята на работу на должность уборщика производственных помещений.

Приказом от 25.08.2016 г. Санжиева Ю.С. переведена на должность администратора терапевтического отделения, приказом от 03.07.2017 г. переведена на должность администратора организационно-методического отдела.

Из пункта 5 трудового договора следует, что режим работы (рабочие дни и выходные дни, время начала и окончания работы) определяется правилами внутреннего трудового распорядка, действующими у работодателя, графиками работы.

Согласно Правилам внутреннего трудового распорядка ГАУЗ «Городская поликлиника № 6», утвержденных 01.04.2014 г. (далее Правила) для работников учреждения установлена продолжительность рабочего времени 39 часов в неделю.

В соответствии с Приложением № 1 к Правилам для администратора зала предусмотрены 3 вида рабочей недели:

- 5-дневная рабочая неделя с двумя выходными (суббота, воскресенье), продолжительность рабочей недели 40 часов, ежедневный учет рабочего времени, продолжительность смены 8 часов;

- 5-дневная рабочая неделя с одним выходным (воскресенье), 1 дежурная суббота, продолжительность рабочей недели 40 часов, продолжительность смены 8 часов;

- 5-дневная рабочая неделя с одним выходным (воскресенье), 2 дежурных субботы, продолжительность рабочей недели 40 часов, продолжительность смены 8 часов.

Как правильно указал районный суд такого режима работы как пятидневная рабочая неделя с продолжительностью 40 часов с одним выходным днем статьей 100 Трудового кодекса РФ или иными нормативными актами не предусмотрено.

В связи с чем вывод суда о том, что суббота является выходным днем и дежурство в субботу предполагает, что работник привлекается к работе в субботу как к работе в выходной день, является правильным и обоснованным, а доводы жалобы в данной части подлежат отклонению.

Доводы жалобы о том, что часы работы в субботу были взяты за счет компенсации сокращения времени работы в будние дни (продолжительность рабочего дня Санжиевой Ю.С. составляла за октябрь 2016г. 7 ч. 43 мин., за апрель 2017 г. – 7 ч. 42 мин., за май 2017 г. – 7 ч. 42 мин., за июль 2017 г. – 7 ч. 42 мин., за август 2017 г. – 7 ч. 02 мин.) не означает, что оставшиеся время до 8 часов может суммироваться и переносится на субботу.

Но даже при таком подсчете, с учетом того, что продолжительность рабочей недели у Санжиевой Ю.С. составляет от 35 ч. 01 мин. (5 дней Х 7 ч. 02 мин) до 37 ч. 15 мин. (5 дней Х 7 ч. 43 мин.), оснований для привлечения Санжиевой Ю.С. к работе в субботу с продолжительностью рабочего дня 6 ч. 30 мин. не имелось, так как продолжительность рабочей недели превышала 40 часов (от 41 ч. 31 мин. до 43 ч. 45 мин.).

В соответствии со ст. 381 Трудового кодекса РФ под индивидуальным трудовым спором понимается неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Принимая во внимание вышеизложенные нормы трудового права, учитывая, что государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства имеют право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства, о восстановлении нарушенных прав работников, что нарушение трудовых прав Санжиевой Ю.С. носит очевидный характер доводы жалобы о том, что предписание вынесено административным ответчиком по вопросам, не относящимся к его компетенции, подлежат отклонению.

Таким образом, судом правильно определены юридические значимые обстоятельства дела, дана надлежащая правовая оценка собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, решение суда мотивировано, оснований для признания его необоснованным не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железнодорожного районного суда города Улан-Удэ от 22 января 2018 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий: С.В. Булгытова

Судьи коллегии: Т.Б. Казанцева

Е.И. Захаров