Судья 1 инстанции Черных А.В. | УИД 38RS0001-01-2023-002869-10 |
Судья-докладчик Абрамчик И.М. | № 33а-182/2024 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 февраля 2024 г. | г. Иркутск |
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Абрамчика И.М.,
судей Банщиковой С.Н., Махмудовой О.С.,
при секретаре Моисеевой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4730/2023 по административному исковому заявлению Бабкова С.В. к филиалу ППК «Роскадастр» по Иркутской области, ППК «Роскадастр» о признании незаконным отказа в ознакомлении с реестровым делом, записями разделов Единого государственного реестра недвижимости, книгами учета входящих документов, возложении обязанности устранить нарушение прав
по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Бабкова С.В. на решение Ангарского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2023 г.
установила:
в обоснование административного иска Бабков С.В. указал, что является собственником квартиры, расположенной по <адрес изъят>. Предыдущим собственником квартиры являлась его мать М. С целью удостоверения чистоты оформления перехода права к прежнему собственнику М. по решению Ангарского городского суда от 12 октября 2012 г. и руководствуясь положением Федерального закона «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации» от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ он обратился к ответчику с просьбой предоставить возможность ознакомиться со всеми документами на бумажных носителях в ЕГРН по указанной квартире, в том числе с реестровым делом включая записи всех разделов ЕГРН и книгами учета входящих документов по этому объекту недвижимости с указанием места, даты и времени ознакомления. Ответом от 16 февраля 2023 г. ППК «Роскадастр» по Иркутской области незаконно и необоснованно отказано в удовлетворении обращения. В обоснование отказа указано, что предоставление информации из ЕГРН предоставляется за плату и только по стандартизированным выпискам либо по требованию правоохранительных органов. Вместе с тем, в стандартных выписках из ЕГРН не содержится интересующая его информация. Кроме того, для оказания услуги по ознакомлению с документами не требуется привлечение персонала, использование бумаги, офисной техники и прочих затрат, необходимо только место для ознакомления с документами под надзором специалиста, как это делается в судах, следственных органах при ознакомлении с материалами дел или доследственных проверок.
На основании изложенного административный истец просил суд признать незаконным отказ в ознакомлении с реестровым делом, записями всех разделов Единого государственного реестра недвижимости, книгами учета входящих документов по жилому помещению, расположенному по <адрес изъят>, возложить обязанность устранить нарушение прав административного истца путем ознакомления с реестровым делом, записями всех разделов Единого государственного реестра недвижимости, книгами учета входящих документов по жилому помещению, расположенному по <адрес изъят>.
Определением суда к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена ППК «Роскадастр».
Решением Ангарского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2023 г. в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Бабков С.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы ссылается на обстоятельства и правовые нормы, изложенные в административном исковом заявлении. Считает, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда, изложенные в определении, не соответствуют обстоятельствам дела. Указывает, что ни один закон Российской Федерации не запрещает получить информацию, содержащуюся в реестровом деле, относительно объекта, принадлежащего ему на праве собственности. Указывает, что представители Алтынбаева А.В., Чемезова А.А. не являются представителями Филиала ППК «Роскадастр» по Иркутской области и ППК «Роскадастр», поскольку Филиал ППК «Роскадастр» не является юридическим лицом, а доверенность на представление интересов ППК «Роскадастр» с правом передоверия в суд представлена не была.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель ППК «Роскадастр» Зонов Ф.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Руководствуясь частью 2 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав доклад судьи, объяснение сторон, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Положениями части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданину предоставлено право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, свидетельствующих о нарушении прав, свобод и законных интересов, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, касающихся оснований для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), а также соответствия содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Бабков С.В. является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес изъят>.
28 января 2023 г. Бабков С.В. обратился в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о предоставлении ему для ознакомления всех документов на бумажном носителе, находящихся в реестровом деле, книг входящих документов по квартире, расположенной по <адрес изъят>, собственником которой он является.
16 февраля 2023 г. филиалом ППК «Роскадастр» по Иркутской области заявителю направлен ответ об отказе в предоставлении истребуемых сведений ввиду несоответствия формы запроса установленному порядку. Одновременно заявителю разъяснен порядок получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости, предусмотренный Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Федеральный закон № 218-ФЗ).
Разрешая заявленные исковые требования и оставляя их без удовлетворения, суд пришёл к выводу, что оспариваемое административным ответчиком решение принято в соответствии с требованиями Федерального закона № 218-ФЗ, прав, свобод и законных интересов Бабкова С.В. не нарушает.
Судебная коллегия соглашается с принятым решением, по следующим основаниям.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 статьи 226, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (часть 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Административный истец обязан подтвердить, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца либо возникла реальная угроза их нарушения (пункт 2 части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В определении от 20 апреля 2017 г. № 737-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что в соответствии с частью 1 статьи 218 указанного Кодекса гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. По смыслу приведенного законоположения гражданин обладает правом оспорить в указанном порядке такие действия и решения государственных органов, должностных лиц, которые носят персонифицированный характер и непосредственно касаются прав, свобод и законных интересов гражданина, которые, как он полагает, были нарушены.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июля 2016 г. № 1727-О, в развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина часть 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает, что каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, а часть 1 статьи 128 того же Кодекса определяет, что гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности. Тем самым процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит, по общему правилу, из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 25 мая 2017 г. № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 2 статьи 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (часть 1 статьи 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснении, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (пункт 1 части 9 статьи 226).
Таким образом, право на обращение за судебной защитой не является абсолютным и судебной защите подлежат только нарушенные, оспариваемые права, свободы и законные интересы.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В рассматриваемом случае такой совокупности условий не установлено, обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что оспариваемым решением ППК «Роскадастр» нарушены права и свободы истца, созданы препятствия к осуществлению им своих прав и свобод, на него незаконно возложена какая-либо обязанность, не установлено, каких-либо негативных последствий для Бабкова С.В. оспариваемое решение фактически не повлекло, его прав не нарушило, доказательств обратного административным истцом не представлено, в связи с чем отказ в удовлетворении административного иска является обоснованным.
В соответствии с частью 5 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются на основании запроса, форма которого устанавливается органом нормативно-правового регулирования. Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (в том числе порядок и способы направления запросов о предоставлении сведений, формы предоставления сведений, состав и порядок заполнения таких запросов и форм), и порядок уведомления заявителей о ходе оказания услуги по предоставлению сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Запрос, представленный не по установленной в соответствии с настоящей частью форме и (или) с нарушением установленного в соответствии с настоящей частью порядка предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, считается неполученным и не рассматривается, о чем заявитель уведомляется не позднее срока, установленного частью 9 настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 62 названного Федерального закона сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, предоставляются в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе в виде копии документа, на основании которого сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, выписки из Единого государственного реестра недвижимости или ином виде, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Согласно части 8 статьи 62 Федерального закона № 218-ФЗ формы выписок из Единого государственного реестра недвижимости, состав содержащихся в них сведений и порядок их заполнения, а также требования к формату документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости и предоставляемых в форме электронных документов, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
Согласно частям 15, 15.1 Федерального закона № 218-ФЗ правообладателю, его законному представителю, лицу, получившему доверенность от правообладателя или его законного представителя, по их запросам выдаются в форме документов на бумажном носителе или электронных образов документов копии документов, на основании которых сведения внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в том числе копии договоров и иных документов, которые выражают содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, и содержатся в реестровых делах. Сведения в виде копии содержащегося в межевом плане акта согласования местоположения границ земельных участков предоставляются по запросу правообладателей земельных участков, чьи личные подписи в нем содержатся, их представителей, а также лиц, к которым права на соответствующие земельные участки перешли в порядке универсального правопреемства.
Таким образом, способы и виды предоставления информации из Единого государственного реестра недвижимости ограничены путем регламентации определенными формами, с использованием которых осуществляется заполнение запроса и выдача ответа на него, а также установлены ограничения по кругу лиц, имеющих право на поучение отдельных видов информации.
Так, пунктом 1 приказа Росреестра от 4 сентября 2020 г. № П/0329 определены следующие формы предоставления информации из Единого государственного реестра недвижимости в виде: выписки об объекте недвижимости; выписки об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости; выписки о переходе прав на объект недвижимости; выписки о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости; выписки о зарегистрированных договорах участия в долевом строительстве; выписки о содержании правоустанавливающих документов; выписки о признании правообладателя недееспособным или ограниченно дееспособным; выписки о дате получения органом регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов; выписки о зоне с особыми условиями использования территорий, территориальной зоне, публичном сервитуте, территории объекта культурного наследия, территории опережающего социально-экономического развития, зоне территориального развития в Российской Федерации, игорной зоне, лесничестве, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, особо охраняемой природной территории, особой экономической зоне, охотничьем угодье, Байкальской природной территории и ее экологических зонах, береговой линии (границе водного объекта), проекте межевания территории; выписки о границе между субъектами Российской Федерации, границе муниципального образования и границе населенного пункта; выписки о кадастровой стоимости объекта недвижимости; выписки об установленных в пользу отдельного лица ограничениях прав и (или) обременениях объекта недвижимости.
Приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 8 апреля 2021 г. № П/0149 утвержден Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 21 Порядка предусмотрены выдача сведений, содержащиеся в ЕГРН, в том числе в виде копий помещенных в реестровое дело документов, выражающих содержание сделок, на основании которых:
1) за правообладателем согласно записи в ЕГРН на момент подачи им запроса о предоставлении сведений, содержащихся в ЕГРН, представленного в соответствии с настоящим Порядком, зарегистрировано указанное право (предоставляются правообладателю, нотариусу);
2) в ЕГРН зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления правообладателем либо лицом, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса не погашены (предоставляются правообладателю, нотариусу либо лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости);
3) в ЕГРН были зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления правообладателем либо лицом, в пользу которого были установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороной сделки), запроса погашены (предоставляются лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, нотариусу);
4) правообладателю, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости (стороне сделки), было отказано в государственной регистрации сделки, перехода права, ограничения права, обременения объекта недвижимости (предоставляются правообладателю, нотариусу, лицу, в пользу которого установлены ограничение права, обременение объекта недвижимости, стороне сделки);
5) за лицом были зарегистрированы право, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи в ЕГРН о которых на момент подачи им запроса были погашены, в том числе в связи с ликвидацией (преобразованием) объекта недвижимости (предоставляются лицу, за которым были зарегистрированы право, ограничение права, обременение объекта недвижимости, нотариусу);
6) лицом был отчужден объект недвижимости (имущественное право), и на момент подачи им запроса в ЕГРН зарегистрировано прекращение его права (имущественного права) на данный объект недвижимости в связи с его переходом (предоставляются лицу, которым был отчужден объект недвижимости, нотариусу);
7) зарегистрировано право (ограничение права, обременение объекта недвижимости), перешедшее в порядке универсального правопреемства к наследнику или к юридическому лицу - правопреемнику на момент представления им запроса, но данный переход права (ограничение права, обременение объекта недвижимости) не был зарегистрирован в ЕГРН (предоставляются наследнику, нотариусу, юридическому лицу - правопреемнику);
8) зарегистрировано право (ограничение права, обременение объекта недвижимого имущества), запись о котором в ЕГРН погашена в связи с регистрацией перехода данного права (ограничения права, обременения объекта недвижимости) в порядке универсального правопреемства к наследнику или к юридическому лицу - правопреемнику, представившему запрос (предоставляются наследнику, юридическому лицу - правопреемнику, нотариусу);
9) зарегистрировано ограничение права, которое ограничивает право, перешедшее к наследнику (предоставляются наследнику, нотариусу);
10) зарегистрировано ограничение права, которое ограничивает право, перешедшее к наследнику или к юридическому лицу - правопреемнику (при реорганизации) на момент подачи им запроса, и данный переход права зарегистрирован в ЕГРН (предоставляются наследнику, нотариусу, юридическому лицу - правопреемнику);
11) зарегистрировано право требования по договору участия в долевом строительстве, и на момент подачи участником долевого строительства (в том числе участником долевого строительства, которому право требования по договору участия в долевом строительстве перешло в порядке правопреемства) или застройщиком запроса запись в ЕГРН о государственной регистрации договора не погашена (предоставляются участнику долевого строительства, застройщику, нотариусу);
12) зарегистрировано право требования участника долевого строительства, и на момент подачи участником долевого строительства (в том числе участником долевого строительства, которому право требования по договору участия в долевом строительстве перешло в порядке правопреемства) или застройщиком запроса запись в ЕГРН о государственной регистрации договора погашена (предоставляются участнику долевого строительства, в отношении которого зарегистрировано право требования, застройщику, нотариусу);
13) в ЕГРН зарегистрированы сделка, ограничение права, обременение объекта недвижимости, записи о которых на момент представления запроса лицом, к которому соответствующие права перешли на основании договора об уступке права требования, не погашены (предоставляются лицу, к которому соответствующие права перешли на основании договора об уступке права требования, нотариусу).
Согласно пункту 26 Порядка, копии документов, на основании которых сведения об объекте недвижимости внесены в ЕГРН, предоставляются лицам, указанным в статье 62 Федерального закона № 218-ФЗ. Копии правоустанавливающих и (или) иных документов, необходимых для совершения нотариального действия, предоставляются по запросу нотариуса.
В силу пункта 33 названного Порядка запрос представляется по выбору заявителя: в виде бумажного документа, представляемого заявителем при личном обращении; в виде бумажного документа путем его отправки по почте; в электронной форме путем заполнения формы запроса, размещенной на официальных сайтах и едином портале; в электронной форме посредством отправки электронного документа с использованием веб-сервисов.
Форма запроса о предоставлении сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в виде копии документа, установлена Приложением № 1 к Порядку.
Запрос также может быть представлен заявителем в виде бумажного документа при личном обращении в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, с которым органом регистрации прав, Роскадастром в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 г. № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления», заключено соглашение о взаимодействии.
В силу пункта 73 Порядка запрос, предоставленный с нарушением Порядка, в том числе не соответствующий по форме и (или) содержанию требованиям, установленным Порядком, считается неполученным и не рассматривается Роскадастром.
В связи с тем, что поступившее в адрес филиала ППК «Роскадастра» по Иркутской области заявление административного истца не соответствовало установленной форме, то суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения.
Доводы Бабкова С.В. о нарушении административным ответчиком положений Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не могут быть приняты во внимание, как основанные на неправильном толковании норм материального права, поскольку порядок предоставления сведений из ЕГРН, в том числе копий правоустанавливающих документов из реестрового дела регулируется специальными нормами Федерального закона № 218-ФЗ и Порядка.
Доводы о допущенных судом процессуальных нарушениях отклоняются судебной коллегией.
Недостатки административного искового заявления в части указания Бабковым С.В. ненадлежащего ответчика восполнены в ходе рассмотрения дела по существу.
Статьей 43 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при подготовке административного дела к судебному разбирательству или во время судебного разбирательства в суде первой инстанции будет установлено, что административное исковое заявление подано не к тому лицу, которое должно отвечать по заявленным требованиям, суд с согласия административного истца заменяет ненадлежащего административного ответчика надлежащим. Если административный истец не согласен на замену административного ответчика другим лицом, суд может без согласия административного истца привлечь это лицо в качестве второго административного ответчика (часть 1).
В данном случае привлечение судом первой инстанции к участию в деле в качестве административного ответчика ППК «Роскадастр», вышеуказанных положений Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не нарушает.
В силу части 1 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности.
Согласно положениям части 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представители в суде по административным делам должны представить суду документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их статус и полномочия.
Статья 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентирует оформление и подтверждение полномочий представителей в зависимости от вида представительства. Так, согласно части 5 данной статьи полномочия представителей на ведение административного дела в суде должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с федеральным законом, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом - в ином документе. Доверенности, выданные гражданами на ведение административного дела, удостоверяются в том числе нотариально (часть 8 указанной статьи).
Согласно пункту 1 статьи 187 Гражданского Кодекса Российской Федерации лицо, которому выдана доверенность, должно лично совершать те действия, на которые оно уполномочено. Оно может передоверить их совершение другому лицу, если уполномочено на это доверенностью, а также если вынуждено к этому силою обстоятельств для охраны интересов выдавшего доверенность лица и доверенность не запрещает передоверие.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Бабкова С.В. со стороны ППК «Роскадастр» участвовали представители, чьи полномочия в установленном порядке подтверждены дипломами о высшем юридическом образовании и доверенностями, в том числе от 1 января 2023 г., выданной директору филиала Токаревой Т.М.
Все остальные доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции и доводам административного истца в суде первой инстанции, которым дана надлежащая оценка.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ангарского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2023 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу и дополнения к ней – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья-председательствующий | И.М. Абрамчик | |
Судьи | С.Н. БанщиковаО.С. Махмудова |