ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1215/20 от 21.07.2020 Новгородского областного суда (Новгородская область)

Судья – Марухин С.А. № М-3136/2020-33а-1215/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 июля 2020 года Великий Новгород

Новгородский областной суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Макаровой Л.В., рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу ФИО1 на определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 11 июня 2020 года о возвращении административного искового заявления,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании действий, выразившихся во внесении 20 марта 2020 года в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций в отношении нее записи № <...>, незаконными, обязании исключить из реестра дисквалифицированных лиц указанную запись.

В обоснование заявленных требований ФИО1 указала, что в период с 23 января 2017 года по 13 сентября 2017 года осуществляла функции единоличного исполнительного органа в Обществе с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационное управление № <...>» (далее – ООО «ЖЭУ № <...>»), ее полномочия прекращены в связи с введением в отношении данного общества процедуры конкурсного производства. Выданная обществу 14 мая 2015 года лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами решением Арбитражного суда Новгородской области от 18 октября 2018 года аннулирована. 20 марта 2020 года Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций внесены сведения о ней как единоличном исполнительном органе лицензиата (запись за № <...>). Указанные действия административного ответчика являются незаконными, поскольку на момент вынесения Арбитражным судом Новгородской области решения об аннулировании выданной обществу лицензии она руководителем последнего не являлась и ни каким образом не могла повлиять ни на отзыв у общества лицензии, ни на изменение сведений о себе в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. Оспариваемые действия нарушают ее права и законные интересы, так как препятствуют ей продолжать осуществлять трудовую деятельность в качестве руководителя других управляющих организаций в силу статьи 202 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 11 июня 2020 года административное исковое заявление ФИО1 возвращено; ФИО1 разъяснено право на предъявление данного административного иска в Арбитражный суд Новгородской области; разрешен вопрос о возврате ФИО1 государственной пошлины в размере 300 рублей, уплаченной по чеку-ордеру от 6 июня 2020 года.

В частной жалобе ФИО1 просит определение судьи как постановленное с нарушением норм процессуального права отменить и разрешить вопрос по существу.

В обоснование доводов частной жалобы ФИО1 указала, что она обратилась в суд за защитой нарушенного права на осуществление трудовой деятельности, в качестве индивидуального предпринимателя не зарегистрирована, в связи с чем настоящий спор не относится к компетенции арбитражного суда, а потому оснований для возвращения административного искового заявления в связи с его неподсудностью суду общей юрисдикции у судьи районного суда не имелось.

В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение судом апелляционной инстанции частной жалобы на определение суда первой инстанции, в частности, на определение о возвращении административного искового заявления, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично по правилам, установленным главой 34 указанного Кодекса, без проведения судебного заседания.

Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции находит частную жалобу подлежащей удовлетворению, а обжалуемое определение – подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 308, частью 1 статьи 315 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в частной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление в случае, если дело неподсудно данному суду.

Возвращая административное исковое заявление, судья районного суда исходил из того, что в данном споре затрагивается экономическая деятельность административного истца как извлекающего выгоду из реализации должностных полномочий, в связи с чем пришел к выводу о неподсудности заявленных требований данному суду и подсудности этих требований Арбитражному суду Новгородской области.

С данным выводом судьи суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.

Из представленных материалов следует, что ФИО1, не будучи зарегистрированной в качестве индивидуального предпринимателя, оспаривает действия Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, выразившиеся во внесении в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций сведений о ней как должностном лице лицензиата ООО «ЖЭУ № <...>».

Согласно статье 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений статья 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) арбитражный суд рассматривает дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1).

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане) (часть 2).

К компетенции арбитражных судов федеральным законом могут быть отнесены и иные дела (часть 3).

Независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане, арбитражные суды рассматривают дела: о несостоятельности (банкротстве); по спорам, указанным в статье 225.1 настоящего Кодекса; по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей; по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы; по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 настоящего Кодекса; о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; по спорам, указанным в статье 248.1 настоящего Кодекса; другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 6).

К компетенции арбитражных судов по экономическим спорам и другим делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, статья 29 АПК РФ относит рассмотрение возникающих из административных и иных публичных правоотношений экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности: об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, если рассмотрение таких дел в соответствии с настоящим Кодексом отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам; об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц; об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда; о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания; другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность по управлению многоквартирными домами в соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее - лицензионная комиссия).

Согласно статье 195 ЖК РФ сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в следующих реестрах: реестр лицензий субъекта Российской Федерации; сводный федеральный реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - сводный федеральный реестр лицензий); реестр лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц).

Ведение сводного федерального реестра лицензий и реестра дисквалифицированных лиц осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Органы государственного жилищного надзора обязаны представлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения, необходимые для ведения указанных реестров, в порядке и в сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2014 года № 1110 утверждено Положение, которое устанавливает порядок ведения реестра лиц, осуществлявших функции единоличного исполнительного органа лицензиата, лицензия на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия) которого аннулирована, а также лиц, на которых уставом или иными документами лицензиата возложена ответственность за соблюдение требований к обеспечению надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации, индивидуальных предпринимателей, лицензия которых аннулирована и (или) в отношении которых применено административное наказание в виде дисквалификации (далее - реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций).

В соответствии с указанным Положением реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является общедоступным и открытым, формируется и ведется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а с 1 мая 2015 года - в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (пункт 2).

Основанием для включения сведений в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций является вступившее в законную силу решение суда об аннулировании лицензии или вступившее в законную силу постановление суда о применении административного наказания в виде дисквалификации. Основанием для исключения сведений из реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций является истечение срока нахождения сведений в реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций, предусмотренного пунктом 10 настоящего Положения, вступившее в законную силу решение суда об отмене решения суда об аннулировании лицензии или об отмене постановления о дисквалификации либо об изменении вида административного наказания (пункт 3).

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации вносит запись в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций не позднее рабочего дня, следующего за днем представления органом государственного жилищного надзора сведений о вступлении в законную силу решения суда об аннулировании лицензии (постановления о дисквалификации) или подтверждения органом государственного жилищного надзора сведений, содержащихся в запросе, направленном ему в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения (пункт 8).

В реестре дисквалифицированных лиц управляющих организаций указываются следующие сведения: а) фамилия, имя, отчество (если имеется), дата и место рождения лица; б) полное наименование и идентификационный номер налогоплательщика организации, в которой лицо работало во время совершения административного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии, а также должность, на которой указанное лицо работало во время совершения указанного правонарушения или на дату вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии; в) наименование суда, вынесшего решение об аннулировании лицензии или постановление о дисквалификации; г) основания, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии или постановления о дисквалификации; д) срок дисквалификации; е) сведения о пересмотре решения суда об аннулировании лицензии или постановления о дисквалификации (при наличии таких судебных актов) (пункт 9).

Таким образом, приведенные выше нормы не предусматривают положений, в соответствии с которыми спор гражданина с федеральным органом исполнительной власти, наделенным отдельными государственными или иными публичными полномочиями и уполномоченным на ведение реестра дисквалифицированных лиц управляющих организаций и внесение в него сведений о должностных лицах лицензиата, может быть рассмотрен арбитражным судом с участием физического лица.

Не отнесена такая категория дел к компетенции арбитражных судов и частью 6 статьи 27 АПК РФ, которая предусматривает специальную подведомственность дел арбитражным судам независимо от субъектного состава правоотношений.

При таких обстоятельствах, вывод судьи районного суда об отнесении данного спора к компетенции арбитражного суда не основан на законе, заявленные ФИО1 требования подлежат рассмотрению и разрешению в порядке административного судопроизводства по правилам главы 22 КАС РФ.

Более того, возвращая административное исковое заявление ФИО1, судья районного суда ошибочно применил положения пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (в редакции, действовавшей до 1 октября 2019 года), предусматривающие основания для отказа в принятии административного искового заявления.

С 1 октября 2019 года пункт 1 части 1 статьи 128 КАС РФ действует в редакции, которая не предусматривает возможности отказа в принятии административного искового заявления по причине того, что оно рассматривается и разрешается арбитражным судом.

С учетом изложенного, обжалуемое определение как постановленное с существенным нарушением норм процессуального права в соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ подлежит отмене с направлением материала в тот же суд для решения вопроса со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Руководствуясь статьями 315-317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

определил:

Частную жалобу ФИО1 удовлетворить.

Определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 11 июня 2020 года отменить.

Материал по административному исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о признании действий, выразившихся во внесении 20 марта 2020 года в реестр дисквалифицированных лиц управляющих организаций в отношении нее записи № <...>, незаконными, обязании исключить из реестра дисквалифицированных лиц указанную запись, направить в Новгородский районный суд Новгородской области для решения вопроса со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.

Судья Л.В. Макарова