ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-121/2016 от 02.08.2016 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья ФИО13 Госпошлина – <данные изъяты>., строка 12

Докладчик Гомола С.Н. Дело № 33а-121/2016 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 2 августа 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Гомола С.Н.,

судей Обориной В.М., Рожина Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Головко С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Нарьян-Маре дело по апелляционной жалобе и.о. главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО19 на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 17 мая 2016 г., которым постановлено

административное исковое заявление первого заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» об оспаривании постановления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 27 ноября 2015 г. № 1356 «Об утверждении Правил сноса (вырубки) и методики расчета компенсационной стоимости земельных насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» удовлетворить.

Признать постановление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 27 ноября 2015 г. № 1356 «Об утверждении Правил сноса (вырубки) и методики расчета компенсационной стоимости земельных насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» противоречащим федеральному законодательству – Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Уставу муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (принят Советом Городского округа «Город Нарьян-Мар») и не действующим полностью со дня его принятия – с 27 ноября 2015 г.

Сообщение о принятом решении суда по настоящему делу подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном бюллетене муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» (официальном периодическом печатном издании муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар») – в газете «Наш Город».

Если опубликование сообщения о принятом решении суда по настоящему делу невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, сообщение о принятом решении суда по настоящему делу должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания.

Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, сообщение о принятом решении суда по настоящему делу публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты органов местного самоуправления муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Заслушав доклад судьи Гомола С.Н., объяснения представителя администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» Азамова А.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокуроров Воронина Е.В, Васильевой О.В., представителя заинтересованного лица Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» ФИО16, представителя заинтересованного лица Департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа ФИО14 представителя заинтересованного лица Казенного учреждения Ненецкого автономного округа «Централизованный стройзаказчик» ФИО15., полагавших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Первый заместитель прокурора Ненецкого автономного округа, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» о признании недействующим постановления администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 27 ноября 2015 г. № 1356 «Об утверждении Правил сноса (вырубки) и методики расчета компенсационной стоимости земельных насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», как принятого с превышением компетенции и содержащему коррупциогенные факторы.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился и.о. главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО17

В апелляционной жалобе просит отменить решение, как незаконное и необоснованное, в удовлетворении требований прокурора отказать.

Ссылается на то, что Правила сноса (вырубки) и методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», утвержденные постановлением администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 27 ноября 2015 г. № 1356, разработаны и приняты в пределах полномочий администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» и в соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства», статьей 100 Лесного кодекса РФ, Уставом муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», а также решением Советом Городского округа «Город Нарьян-Мар» от 1 июня 2015 г. № 109-р об утверждении «Правил и норм по благоустройству территории и содержанию объектов, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Полагает, что прокурором административный иск предъявлен в нарушение требований части 3 статьи 208 КАС РФ, поскольку иск предъявлен в защиту конкретного юридического лица - Казенного учреждения НАО «Централизованный стройзаказчик», а не неопределённого круга лиц и Российской Федерации.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, судебная коллегия оснований для отмены или изменения решения суда не находит.

Принимая решение об удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что администрация МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар», как орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, не обладает самостоятельным правом принятия нормативно правовых актов содержащих общеобязательные правила для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений в сфере благоустройства территории городского округа.

Судебная коллегия находит данные выводы суда правильными, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом на основании представленных сторонами доказательств, при правильном распределении обязанностей по доказыванию юридически значимых для дела обстоятельств, и не противоречат требованиям закона.

Статьей 130 Конституции Российской Федерации установлено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В силу положений статьи 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ).

В соответствии с абзацем 18 части 1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ благоустройство территории поселения (городского округа) - это комплекс предусмотренных правилами благоустройства территории поселения (городского округа) мероприятий по содержанию территории, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа отнесено утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих, в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения, установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Частями 1, 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ предусмотрено, что по вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, названному федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В структуру органов местного самоуправления входят на основании ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация.

В соответствии с предписаниями статьи 43 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, статей 8, 10 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» представительный орган муниципального образования - Совет городского округа «Город Нарьян-Мар» наделен полномочия по установлению общеобязательных правил на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» в соответствии с законодательством.

Согласно положениям Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ, статей 8, 16, 18 Устава муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия в соответствии с действующим законодательством, настоящим Уставом и нормативными правовыми актами городского Совета.

Советом Городского округа «Город Нарьян-Мар» принято решение от 1 июня 2015 г. № 109-р об утверждении «Правил и норм по благоустройству территории и содержанию объектов, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», которыми установлены единые требования к содержанию территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар».

Решение Совета городского округа «Город Нарьян-Мар» от 01 июня 2015 г. № 109-р «Об утверждении Правил и норм по благоустройству территории и содержанию объектов, расположенных на территории МО «Городской округ «Город Нарьян-Мар» официально опубликовано в газете «Наш Город» № 22 от 18 июня 2015 г. (далее - Правила благоустройства)

Положениями п.п 3.4.7. и 3.4.9 раздела 3 Правил благоустройства администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» предоставлены полномочия по определению размера восстановительной стоимости зеленых насаждений и места посадок, а также выдаче разрешений на снос крупномерных деревьев и кустарников.

Администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» постановлением от 27 ноября 2015 г. № 1356, опубликованным в официальном бюллетене муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» - «Наш Город» № 46 от 4 декабря 2015 г. и размещенном в сети Интернет на официальном сайте администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» по адресу: www/adm-nmar.ru в разделе «Документы» - «Нормативные правовые акты» - 2015 год, утвердила Правила сноса (вырубки) и методики расчета компенсационной стоимости зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар», устанавливающие порядок сноса (вырубки) зеленых насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар»

Вместе с тем, в силу положений вышеуказанных норм администрация муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не наделена полномочиями по установлению общеобязательных правил благоустройства территории городского округа, это законом и Уставом муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» отнесено к компетенции Совета городского округа «Город Нарьян-Мар».

На основании вышеизложенного, а также в силу положений п.18 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» постановление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 27 ноября 2015 г. № 1356 «Об утверждении Правил сноса (вырубки) и методики расчета компенсационной стоимости земельных насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» обоснованно признано недействующим, как принятое с нарушением полномочий органа, издавшего этот акт.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим, судебная коллегия, руководствуясь разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в абзаце третьем пункта 28 постановления от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», а также тем, что постановление администрации муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» от 27 ноября 2015 г. № 1356 «Об утверждении Правил сноса (вырубки) и методики расчета компенсационной стоимости земельных насаждений, расположенных на территории муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» не применялось, приходит к выводу об обоснованности признания данного постановления недействующим со дня его принятия.

Доводы жалобы об отсутствии у прокурора оснований для предъявления административного иска судебная коллегия находит необоснованными.

В соответствии с положениями статей 27, 35 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», части 1 статьи 39, части 3 статьи 218 КАС РФ, ст. 77 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ прокурор, осуществляя контроль и надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов вправе обратиться в суд с заявлением, если игнорирование обязанными субъектами правовых предписаний приводит к нарушению законных прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, независимо в рамках какой проверки было установлено нарушение требований закона.

Не являются основаниями для отказа в удовлетворении требования прокурора, предъявившего административный иск в соответствии с частью 3 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и отсутствие замечаний прокуратуры Ненецкого автономного округа на проект оспариваемого нормативного правового акта.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, а направлены на иное толкование норм права и оценку добытых судом доказательств, надлежащая оценка которым была дана в решении суда первой инстанции, с которой судебная коллегия соглашается. Оснований для иной правовой оценки судебная коллегия не имеет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 17 мая 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу и.о. главы муниципального образования «Городской округ «Город Нарьян-Мар» ФИО18 – без удовлетворения.

Председательствующий: С.Н. Гомола

Судьи: В.М. Оборина

Н.Н. Рожин