ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12258/19 от 04.09.2019 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Дорофеева Н.А. 33а-12258/2019 019а

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

04 сентября 2019 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе: председательствующего Полынцева С.Н.,

судей Жуля А.В., Шавриной А.И.,

при секретаре Малышевой Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Жуля А.В.

административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Красноярского края» к руководителю Ачинского территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края ФИО2, и Агентству записи актов гражданского состояния Красноярского края о признании незаконным отказа Ачинского территориального отдела агентства записи актов гражданского состояния предоставлять в военный комиссариат сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния и сведения о государственной регистрации смерти, о возложении обязанности предоставлять сведения,

по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Красноярского края - ФИО3,

по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Красноярского края – ФИО4

на решение Ачинского городского суда Красноярского края от 25 июня 2019 года (с учетом определения от 13 августа 2019 года), которым в удовлетворении административных исковых требований отказано.

Заслушав докладчика, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края» обратился в суд с указанным административным иском (с учетом уточнений). Требования мотивированы тем, что ответом от 19.02.2019 года начальник Ачинского ТО агентства ЗАГС Красноярского края отказал военному комиссариату г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края в предоставлении информации на бумажном носителе о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния, запрошенной письмом от 14.02.2019 года, в связи с отсутствием порядка предоставления данной информации установленного Правительством Российской Федерации. Данный отказ препятствует военному комиссариату г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов осуществлять полномочия, возложенные Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 года №1609 «Об утверждении положения о военных комиссариатах», в том числе мероприятия по воинскому учету граждан.

Просит признать незаконным указанный отказ Ачинского ТО агентства ЗАГС, выраженный в письме №45-55-898 от 19.02.2019 года и возложить обязанность на агентства ЗАГС Красноярского края и Ачинский ТО агентства ЗАГС Красноярского края предоставлять сведения указанные в запросе от 14.02.2019 года, на бумажном носителе, начиная с 01.10.2018 года.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Красноярского края - ФИО3 просит отменить решение суда, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права, и удовлетворить заявленные требования. Полагает, что своими действиями Ачинский территориальный отдел агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края создает препятствия военному комиссариату г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края по осуществлению мероприятий, в том числе по воинскому учету граждан, их призыву на военную службу.

В апелляционной жалобе представитель военного комиссариата Красноярского края – ФИО4 просит отменить решение суда, как необоснованное и удовлетворить заявленные требования. Ссылается на отсутствие доступа у военного комиссариата в ЕГР ЗАГС, в связи с чем, иного доступа получения сведений, чем на бумажном носителе от органов ЗАГС, у военного комиссариата не существует.

В письменном отзыве на апелляционную жалобу и дополнении к отзыву представители Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края, а также временно замещающий должность руководителя Ачинского территориального отдела агентства ЗАГС Красноярского края просят решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы без удовлетворения.

Судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не просивших об отложении дела.

Выслушав представителя административного истца, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, представителя административного ответчика Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края, возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 1 ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 12 Федерального закона №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (утратившей силу с 01.10.2018 года) был предусмотрен порядок предоставления сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, был предусмотрен перечень органов и организаций, которым органы ЗАГС были обязаны предоставлять сведения о регистрации актов гражданского состояния, в том числе, военным комиссариатам.

Подпунктом 1 пункта 13 статьи 3 Федерального закона от 23.06.2016г. № 219-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актах гражданского состояния» установлено, что в отношении реализации положений подпункта "б" пункта 9 статьи 1 настоящего Федерального закона, предусматривающих предоставление сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия: переход на предоставление военным комиссариатам муниципальных образований сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предусмотренных Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (в редакции настоящего Федерального закона), в электронной форме посредством использования единой системы межведомственного электронного взаимодействия осуществляется поэтапно после обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к указанной системе. До обеспечения доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия предоставление им сведений о государственной регистрации актов гражданского состояния, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, осуществляется органами записи актов гражданского состояния на бумажном носителе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.02.2019 года военный комиссариат г.Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края направил в адрес руководителя Ачинского территориального агентства ЗАГС запрос о предоставлении сведений на бумажном носителе о государственной регистрации перемены имени и сведений о государственной регистрации смерти, начиная с 01 октября 2018 года в дальнейшем еженедельно, до обеспечения доступа военного комиссариата к единой системе межведомственного электронного взаимодействия (л.д. 9-10).

19 февраля 2019 года руководитель Ачинского территориального отдела Агентства ЗАГС Красноярского края ФИО1 ответила отказом на вышеуказанный запрос о предоставлении сведений. Отказа мотивирован тем, что поскольку в связи с вводом в промышленную эксплуатацию с 01.10.2018г. Федеральной государственной информационной системы Единый государственный реестр записей актов гражданского состояния изменен порядок передачи сведений организациям. В соответствии с п. 1 ст. 13.2 Федерального закона № 143-ФЗ от 15.11.1997 г. «Об актах гражданского состояния» сведения о государственной регистрации смерти, о государственной регистрации перемены имени федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, передаются в электронной форме оператором федеральной информационной системы – Федеральной налоговой службой России. В п. 3 ст. 13.2, данного Федерального закона, регулирующий передачу сведений органами ЗАГС, военные комиссариаты не внесены. Установление порядка предоставления сведений относится исключительно к компетенции Правительства Российской Федерации. До настоящего времени данный порядок до сведения ЗАГС не доведен. В связи с чем, в настоящее время отсутствуют правовые основания предоставления территориальным органом запрашиваемых сведений (л.д. 11).

Признавая оспариваемый отказ от 19.02.2019 года законным и отказывая в удовлетворении требований административного искового заявления суд исходил из того, что поскольку на дату обращения военного комиссариата г.Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края в адрес руководителя Ачинского территориального агентства ЗАГС с запросом о предоставлении информации на бумажном носителе, порядок предоставления информации Правительством Российской Федерации, в соответствии с положениями пп.1 п.13 ст.3 Федерального закона от 23.06.2016г. № 219-ФЗ установлен не был, то у Ачинского территориального агентства ЗАГС отсутствовала обязанность по предоставлению данной информации на бумажном носителе.

Судебная коллегия, не может согласиться с данными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

Как следует из ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", военным комиссариатам в целях осуществления воинского учета и обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности предоставлены полномочия по направлению запросов о представлении сведений о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете для занесения в документы воинского учета. Этой же нормой на руководителей, других ответственных за военно-учетную работу должностных лиц (работников) организаций возложена обязанность по представлению в двухнедельный срок запрашиваемых военным комиссариатом сведений.

Кроме того, на органы записи актов гражданского состояния возложена обязанность в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете (ч. 4 ст. 4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе").

Полномочия запрашивать указанные сведения у органов записи актов гражданского состояния закреплены в подпункте "г" пункта 32 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 02 октября 2007 года N 400 "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663" согласно которой, военный комиссариат до 15 марта (15 сентября) запрашивает на граждан, подлежащих очередному призыву на военную службу от органов записи актов гражданского состояния - сведения о гражданах, переменивших фамилию, имя, отчество, а также умерших в текущем году.

Кроме того, обязанность органов записи актов гражданского состояния по сообщению указанных сведений в военные комиссариаты установлена статьёй 13.2 Федерального закона N 143-ФЗ от 15 ноября 1997 года "Об актах гражданского состояния", реализация положений которой более подробно регламентирована в пункте 1 части 13 статьи 3 Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об актах гражданского состояния", предусматривающей поэтапный переход на предоставление военным комиссариатам муниципальных образований сведений, содержащихся в Едином государственном реестре ЗАГС и до обеспечения указанного доступа военных комиссариатов муниципальных образований к единой системе межведомственного электронного взаимодействия обязанность предоставления сведений возложена на органы ЗАГС на бумажном носителе.

На дату направления запроса, военный комиссариат г.Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края доступом в ЕГР ЗАГС не обеспечен, в связи с чем, иного способа получения сведений, чем на бумажном носителе, у военного комиссариата не существует.

Отсутствие на момент спорных отношений порядка, установленного Правительством Российской Федерации, не свидетельствует о законности бездействия административного ответчика, поскольку совокупность вышеприведенных норм указывает, что после 01.10.2018 года и до обеспечения доступа административного истца к ЕГР ЗАГС, сведения о записях актов гражданского состояния военными комиссариатами запрашиваются непосредственно у органов записи актов гражданского состояния на бумажном носителе, а до указанного момента в полной мере подлежит применению подп. 1 п. 13 ст. 3 Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ.

В дальнейшем, по мере обеспечения военного комиссариата г.Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края техническими возможностями для получения доступа и использования данных ЕГР ЗАГС, предоставления определенным работникам военных комиссариатов доступа к ведению ЕГР ЗАГС, прохождения процедуры регистрации военный комиссариат сможет реализовать право на доступ к системам межведомственного электронного взаимодействия и получать сведения в электронной форме по установленным заявлениям.

При этом административный ответчик, руководствуясь письмами и указаниями Министерства юстиции России, не учел, что данные указания противоречат как положениям Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", так и смыслу Федерального закона от 23.06.2016 N 219-ФЗ, имеющим большую юридическую силу.

Также судебная коллегия принимает во внимание, что сведения, запрашиваемые в органах ЗАГС, являются необходимыми для административного истца при проведении мероприятий, завязанных с призывом на военную службу и направлением для прохождения военной службы; при осуществлении приписки и предназначения мобилизационных ресурсов для доукомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации; при пенсионном обеспечении военнослужащих.

При изложенных обстоятельствах, на основании п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ решение суда подлежит отмене, с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Также, на административного ответчика Ачинский территориальный отдел Агентства записи актов гражданского состояния, в целях восстановления нарушенного права административного истца подлежит возложению обязанность по предоставлению Военному комиссариату г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края запрошенных сведений по письму от 14.02.2019 года, поскольку как следует из пояснений в суде апелляционной инстанции представителя Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края, данная информация на бумажных носителя до настоящего времени не представлена в Военный комиссариат г. Ачинска, Ачинского и Большеулуйского районов Красноярского края.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ачинского городского суда Красноярского края от 25 июня 2019 года – отменить.

Принять по делу новое решение, которым признать незаконным решение Агентства записи актов гражданского состояния Красноярского края Ачинский территориальный отдел, выраженное в письме от 19 февраля 2019 года.

Возложить на Ачинский территориальный отдел Агентства записи актов гражданского состояния обязанность предоставить сведения в Военный комиссариат по г. Ачинску, Ачинскому и Большеулуйскому районам Красноярского края.

Председательствующий:

Судьи: