Судья Абраменко С.В. Дело № <...>
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.
судей Морозовой Н.А., Перовой М.В.
по докладу судьи Морозовой Н.А.
при секретаре Чернявской И.И.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя АМО город-курорт Анапа по доверенности Яровой С.В. на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Янин Г.В. обратился в суд с административным иском к АМО город-курорт Анапа о признании постановления незаконным и его отмене.
В обоснование заявленных требований, с учетом уточнения административного искового заявления, указано, что Янин Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>, на основании договора купли-продажи недвижимости от 17.05.2016 года. Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа, указанный земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в зоне с условно разрешенным видом использования: индивидуальные жилые дома. В связи с чем, административный истец обратился в порядке ст.39 ГрК РФ с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка «индивидуальные жилые дома». Постановленном АМО город-курорт Анапа от 28 июля 2016 года №3029 «О назначении публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка по адресу: <...> (<...>) - публичные слушания назначены на 10 августа 2016 года, а проведены 17 августа 2016 года. Административный истец на публичные слушания представил справку УАиГ МО город-курорт Анапа №<...> от 19.07.2016 года о смежных земельных участках и заявления собственников смежных земельных участков о том, что они не возражают против предоставления условно разрешенного вида использования земельного участка по адресу: <...> (<...>) - индивидуальные жилые дома. На публичных слушаниях возражения со стороны участников публичных слушаний и граждан не поступили. Заключение о результатах публичных слушаний опубликовано 01 сентября 2016 года в газете «Анапское Черноморье». Постановление АМО город-курорт Анапа №<...> об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка принято только 23.09.2016 года, что не соответствует ч.9 ст.39 ГрК РФ. Постановлением АМО город-курорт Анапа №<...> от 23.09.2016 года Янину Г.В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>). Земельный участок административного истца, согласно правилам землепользования и застройки МО город-курорт Анапа, расположен в зоне объектов санаторно-курортного назначения. В этой же зоне, в непосредственной близости, расположены земельные участки с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...>. Собственникам указанных земельных участков АМО город-курорт Анапа предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельных участков - «для индивидуального жилого дома». По улице <...>, напротив земельного участка административного истца расположены жилые дома и земельные участки имеют вид разрешенного использования - ижс. Заявитель полагает, что отказ административному истцу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, при прочих равных условиях, является злоупотреблением правом со стороны административного ответчика и нарушением ст.19 Конституции РФ. Административный истец считает решение административного ответчика незаконными и необоснованными, нарушающим законные права и интересы заявителя. Просит суд признать Постановление АМО город-курорт Анапа №<...> от 23.09.2016 года об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) -незаконным и отменить его. Обязать АМО город-курорт Анапа предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: Краснодарский <...> (<...>) - «индивидуальные жилые дома», в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Анапского городского суда Краснодарского края от 26 января 2017 года заявленные требования Янина Г.В. к АМО город-курорт Анапа о признании постановления незаконным и его отмене удовлетворены.
Суд признал Постановление АМО город-курорт Анапа №<...> от 23.09.2016 года об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) незаконным и отменил его.
Обязал АМО город-курорт Анапа предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка общей площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <...> (<...>) -«индивидуальные жилые дома».
С указанным решением суда не согласился представитель АМО город-курорт Анапа по доверенности Яровая С.В. и подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В возражении на апелляционную жалобу Янин Г.В.просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя АМО город-курорт Анапа по доверенности Халошина А.А., представителя Янина Г.В. по доверенности Жуйкову Т.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, Янин Г.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером <...> общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <...>
В соответствии со ст.36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.
Решением Совета МО город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 года №424 утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа (далее – Правила).
В соответствии с Правилами данный земельный участок относится к зоне объектов санаторно-курортного значения. В условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов санаторно-курортного значения среди прочих указан вид использования: индивидуальные жилые дома.
Действующим федеральным законодательством, а также Правилами не запрещено строительство в рассматриваемой территориальной зоне индивидуальных жилых домов.
Частью 3 ст.37 ГрК РФ установлено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований, технических регламентов.
Кроме того, ст.37 ГрК РФ предусмотрено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования. Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном ст.39 настоящего Кодекса.
Положения ст.39 ГрК РФ устанавливают, что физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, с учетом положений настоящей статьи.
Решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 25 августа 2006 года №334 утверждено Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании город-курорт Анапа.
Статьей 8 Положения о публичных слушаниях в муниципальном образовании город-курорт Анапа предусмотрено, что уполномоченный орган оповещает жителей муниципального образования о проводимых публичных слушаниях через средства массовой информации и иными способами не позднее чем за 10 дней до даты их проведения.
В целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение.
Статьей 14 Правил определены особенности проведения публичных слушаний по предоставлению разрешений на условно разрешенные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства. Так, комиссия принимает заявления о предоставлении разрешений на условно разрешенные виды использования и направляет заказными письмами сообщения о проведении публичных слушаний правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение, правообладатели помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается разрешение. В соответствии с ч.4 ст.39 ГрК РФ указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Согласно ст.39 ГрК РФ участники публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования вправе представить в комиссию свои предложения и замечания, касающиеся указанного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть более одного месяца.
На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации.
На основании рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Указанное решение подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».
Постановлением АМО город-курорт Анапа №<...> от 28.07.2016 года «О назначении публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: <...> (<...>)» на основании заявления Янина Г.В. от 8 июля 2016 года №<...> назначены публичные слушания по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: <...> (<...>), - «индивидуальные жилые дома» на 10 августа 2016 года.
Вместе с тем, из заключения о результатах публичных слушаний, опубликованного 01 сентября 2016 года в газете «Анапское Черноморье», следует, что публичные слушания состоялись 17 августа 2016 года.
Судом первой инстанции установлено, что при принятии оспариваемого постановления №<...> от 23.09.2016 года, было допущено нарушение порядка принятия данного акта. Административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие назначение публичных слушаний на 17 августа 2016 года, не представлены доказательства оповещения жителей муниципального образования о проводимых 17 августа 2016 года публичных слушаниях по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: <...> (<...>), в установленные законом сроки, оспариваемое постановление принято за пределами срока, установленного ч.9 ст.39 ГрК РФ.
Кроме того, поскольку предусмотренный ГрК РФ порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка направлен на реализацию одного из общих принципов градостроительного законодательства, предполагающего участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение свободы такого участия, то наличие или отсутствие согласия граждан на предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка является одним из решающих факторов при принятии органом местного самоуправления соответствующего решения.
Выявление и учет мнения населения по вопросам, затрагивающим условия его проживания и жизнедеятельности, относится к мерам, призванным обеспечивать реализацию гарантий права на местное самоуправление.
Согласно справке Управления архитектуры и градостроительства МО город-курорт Анапа №<...> от 19 июля 2016 года и плана расположения земельного участка земельный участок площадью <...> кв.м, расположенный по адресу: <...>, имеет смежные земельные участки: земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...> (Ефремов В.Д.), земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...> (Ларин А.Ф.), земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...> (Кравченко О.П.), земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...> (Корольчук Д.В.), земельный участок с кадастровым номером <...> по адресу: <...> (Корольчук Д.В.).
Из заключения о результатах публичных слушаний следует, что от граждан правообладателей смежных земельных участков, указанных в справке Управления архитектуры и градостроительства МО город-курорт Анапа №<...> от 19 июля 2016 года, никаких возражений относительно предоставления испрашиваемого разрешения не поступило.
В суде первой инстанции в материалы дела административным ответчиком представлены рекомендации комиссии по подготовке проекта правил, землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: <...> (<...>). В соответствии с решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 года №424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» одним из условно разрешенных видов использования земельного участка и объекта капитального строительства является - «индивидуальные жилые дома». Согласно требованиям «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений» в районах индивидуальной застройки следует предусматривать озеленение, благоустройство и инженерное оборудование территории, размещение учреждений и предприятий обслуживания повседневного пользования. На расстоянии нормированной пешеходной доступности должны быть расположены детские дошкольные учреждения, общеобразовательные школы, поликлиники и т.д. (п.5.2). При застройке данной территории жилыми домами действующие требования не будут учтены, т.к. генеральным планом в необходимой шаговой доступности объекты социального назначения не предусмотрены. Комиссия рекомендовала застройщикам использовать участок в соответствии с установленным градостроительным регламентом. После обсуждения комиссия приняла решение рекомендовать отказать в предоставлении запрашиваемого разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
В результате проверки соответствия п.5.2 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений», на который ссылается административный ответчик, действующей актуализированной редакции СП 42.13330:2011 «СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений», судом первой инстанции установлено, что рекомендации административного ответчика основаны на нормах недействующего нормативно-правового акта, ссылки на данные нормы несостоятельны.
Кроме того, административным ответчиком не представлены доказательства признания Правил не соответствующими ст.35 ГрК РФ.
Как следует из Постановления АМО город-курорт Анапа №<...> от 23.09.2016 года «Об отказе в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: <...> (<...>)» в соответствии со ст.7 ЗК РФ, ст.39 ГрК РФ, решением Совета муниципального образования город-курорт Анапа от 26 декабря 2013 года №424 «Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования город-курорт Анапа» распоряжения АМО город-курорт Анапа от 25 августа 2014 года №113-р «О распределении должностных обязанностей между заместителями главы муниципального образования город-курорт Анапа», на основании постановления АМО город-курорт Анапа от 28 июля 2016 года №3029 «О назначении публичных слушаний по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: <...> (<...>)», рекомендаций комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город-курорт Анапа, заключения о результатах публичных слушаний 17 августа 2016 года, Янину Г.В. отказано в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного относительно ориентира в границах участка по адресу: <...> (<...>).
Однако оценивая содержание оспариваемого решения, суд первой инстанции заметил, что указанный акт не соответствует требованиям закона, поскольку он не мотивирован и ничем не обоснован. Принятие решения должностным лицом органа местного самоуправления не может быть произвольным, решение должно быть мотивированным и обоснованным. В нарушение п.п. 3 и 4 ч.9 ст.226 КАС РФ законность принятого решения не доказана.
Как видно из материалов дела, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа № 17.57/17-20 от 20.01.2017 года, земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в границе населенного пункта г.Анапа муниципального образования город-курорт Анапа. В соответствии с Правилами данный земельный участок относится к зоне объектов санаторно-курортного значения. В условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов санаторно-курортного значения среди прочих указан вид использования: индивидуальные жилые дома. Приложением к Сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа № 17.57/17-20 от 20.01.2017 года является фрагмент карты градостроительного зонирования г. Анапа Правил с отметкой месторасположения земельного участка с кадастровым номером <...>
Согласно Постановлению АМО город-курорт Анапа №5153 от 21.11.2014 года «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) - «для размещения индивидуального жилого дома».
В материалы дела представлены Сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа №17.58/17-20 от 20.01.2017 года, согласно которым земельный участок с кадастровым номером <...> расположен в границе населенного пункта г.Анапа муниципального образования город-курорт Анапа. В соответствии с Правилами данный земельный участок относится к зоне объектов санаторно-курортного значения. В условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов санаторно-курортного значения среди прочих указан вид использования: индивидуальные жилые дома. Приложением к Сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования город-курорт Анапа №17.58/17-20 от 20.01.2017 года является фрагмент карты градостроительного зонирования г.Анапа Правил с отметкой месторасположения земельного участка с кадастровым номером <...>
Согласно Постановлению АМО город-курорт Анапа №138 от 23.01.2015 года «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) - «для индивидуального жилого дома, гостевого дома, размещения магазина».
Постановлением АМО город-курорт Анапа №139 от 23.01.2015 года «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) подтверждается, что предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) - «для размещения индивидуального жилого дома, гостевого дома».
Согласно Постановлению АМО город-курорт Анапа №142 от 23.01.2015 года «О предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) предоставлено разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, расположенного по адресу: <...> (<...>) - «для индивидуального жилого дома, гостевого дома». В соответствии с Правилами земельные участки с кадастровыми номерами <...>, <...>, <...>, <...> относится к зоне объектов санаторно-курортного значения. В условно разрешенные виды и параметры использования земельных участков и объектов капитального строительства в зоне объектов санаторно-курортного значения среди прочих указан вид использований: индивидуальные жилые дома.
Согласно выкопировки из публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером <...> имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилого дома, гостевого дома, размещения магазина, земельный участок с кадастровым номером <...> имеет вид разрешенного использования для индивидуального жилого дома, земельный участок с кадастровым номером <...> имеет вид разрешенного использования индивидуальные жилые дома, земельный участок с кадастровым номером <...> имеет вид разрешенного использования индивидуальные жилые дома.
Из сведений публичной кадастровой карты следует, что земельный участок с кадастровым номером <...> находится в кадастровом квартале с развитой индивидуальной жилищной застройкой.
Исходя из схемы организации подъездных путей и ситуационного плана, Управлением архитектуры и градостроительства МО город-курорт Анапа сформированы подъездные пути к земельному участку.
Таким образом, принимая во внимание представленные доказательства, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что отказ административному истцу в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка, при прочих равных условиях, является неправомерным и нарушает права административного истца.
Постановление АМО город-курорт Анапа №3848 от 23.09.2016 года прямо противоречит положениям ст.39 ГрК РФ, регламентирующей порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка.
При таких обстоятельствах, городской суд пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление является незаконным, нарушающим права и законные интересы Янина Г.В., владеющего спорным земельным участком, поскольку необоснованно создает ему препятствия для использования земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования, в связи с чем, судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований Янина Г.В. к АМО город-курорт Анапа.
Вместе с тем, судебная коллегия считает необходимым отметить, что для устранения последствий принятия незаконного акта об отказе заявителю в предоставлении вида условно разрешенного использования земельного участка, действительно необходимо возложение на административного ответчика обязанности предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка общей площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <...> (<...>) - «индивидуальные жилые дома».
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение городского суда является законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 26 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя АМО город-курорт Анапа по доверенности Яровой С.В. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи