Судья: Михеева С.Н. № 33А-12356
Докладчик: Никулина И.А.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«14» сентября 2016г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Никулиной И.А.,
судей: Шалагиной О.В., Бегуновича В.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства
по докладу судьи Никулиной И.А. дело по частной жалобе администрации Мысковского городского округа на определение Кемеровского областного суда от 23 августа 2016 года
по делу по административному исковому заявлению администрации Мысковского городского округа о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 15.06.2016г. № 19,
У С Т А Н О В И Л А:
администрация Мысковского городского округа обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 15.06.2016г. № 19. Требования мотивированы тем, что указанным решением было удовлетворено заявление Захарова А.В. и установлена кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости, равной 1 051 000 рублей. Не соглашаясь с указанным решением, административный истец указывает, что с уменьшением значения кадастровой стоимости земельного участка уменьшается доходность бюджета муниципального образования, что затрагивает его права, поскольку кадастровая стоимость является базой для исчисления земельного налога, который представляет собой один из доходов городских округов, зачисляемый в местные бюджеты по нормативу 100 %.
Также указывает на неоднозначные выводы оценщика, сделанные в отчете об оценке земельного участка № ОН/197-20-04-2016-3 от 06.05.2016 г., которым Комиссией не дана надлежащая оценка при рассмотрении заявления собственника земельного участка о пересмотре результатов определения его кадастровой стоимости.
Определением Кемеровского областного суда от 23 августа 2016 года отказано в принятии административного искового заявления на основании п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, поскольку судья пришел к выводу, что из административного искового заявления об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению споров о результатах кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области от 15.06.2016г. № 19 не следует, что этим решением нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
В частной жалобе администрация Мысковского городского округа просит определение от 23 августа 2016 года отменить, как незаконное.
Указывает, что снижение кадастровой стоимости земельного участка, используемого его собственниками - гражданами и организациями для осуществления предпринимательской деятельности, особенно если этот земельный участок имеет крупные размеры, может значительным образом уменьшить поступающие в местный бюджет налоговые доходы, а, следовательно, и финансовые возможности органов местного самоуправления для удовлетворения потребностей жизнеобеспечения населения. Поэтому, если решением комиссии кадастровая стоимость расположенного на территории муниципального образования земельного участка была существенно снижена на основании установления ее рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет, оно во всяком случае должно иметь возможность оспорить это решение в судебном порядке.
Изучив письменные материалы, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения судьи в соответствии с требованиями ст. 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья исходил из того, что администрация Мысковского городского округа собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого изменена решением Комиссии, не является, и права данного органа местного самоуправления не затрагиваются оспариваемым решением. В этой связи, а также в силу специального закона (ст. 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), она не наделена полномочиями по обращению в суд с указными исковыми требованиями.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если из административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта, акта, содержащего разъяснения законодательства и обладающего нормативными свойствами, решения или действия (бездействия) не следует, что этими актом, решением или действием (бездействием) нарушаются либо иным образом затрагиваются права, свободы и законные интересы административного истца.
Как следует из представленного материала, 15 июня 2016 года Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Кемеровской области было вынесено решение № 19, которым было удовлетворено заявление Захарова А.В. и установлена кадастровая стоимость принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> в размере его рыночной стоимости, равной 1 051 000 рублей.
Земельный участок расположен на территории Мысковского городского округа.
В соответствии с п.16 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 04.05.2012 г. № 263, секретарь комиссии в срок не более семи дней с даты поступления заявления о пересмотре кадастровой стоимости направляет уведомление о поступлении данного заявления и принятии его к рассмотрению с указанием даты его рассмотрения в орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости, результаты определения кадастровой стоимости которого оспариваются, и лицу, обладающему правом на такой объект недвижимости.
Имеющимся в материале (л.д.17) уведомлением № 693 о проведении заседания комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в Кемеровской области подтверждается, что глава Мысковского городского округа Иванов Д.Л. был извещен о предстоящем 15.06.2016 г. заседании комиссии, на котором было запланировано рассмотрение заявления о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Таким образом, орган местного самоуправления Мысковского городского округа Комиссией был привлечен к участию в рассмотрении заявления собственника земельного участка Захарова А.В., соответственно, в случае несогласия с вынесенным решением, был вправе оспорить указанное решение в суде.
Судебная коллегия не может также согласиться с выводом суда о том, что администрация Мысковского городского округа не наделена полномочиями по обращению в суд с настоящим заявлением в силу специального закона – положений статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой орган государственной власти, орган местного самоуправления вправе оспорить кадастровую стоимость на основании установления рыночной стоимости только в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 05.07.2016 г. № 15-П признано несоответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 46 (часть 1), 55 (часть 3) и 133, положение части первой статьи 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" - в той мере, в какой оно препятствует органам местного самоуправления оспаривать в судебном порядке результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на его территории, в случаях, когда по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования, в том числе связанные с поступлениями налоговых доходов в местный бюджет.
Следовательно, вывод судьи о наличии правовых оснований к отказу в принятии административного искового заявления, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, основан на неверном толковании норм процессуального права и не может быть признан судебной коллегией обоснованным.
При таком положении определение судьи об отказе в принятии заявления нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
определение Кемеровского областного суда от 23 августа 2016 года отменить, материал направить в суд первой инстанции для разрешения со стадии принятия.
Председательствующий: И.А. Никулина
Судьи: О.В. Шалагина
В.Н. Бегунович