ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1242/19 от 18.03.2019 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Орлов Д.В. Дело № 33а-1242/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Захарчука О.В.

судей Сентяковой Н.Н., Бурова А.И.,

при секретаре Токаревой М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Ижевске Удмуртской Республики 18 марта 2019 года административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Администрации муниципального образования «Ягульское» на решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 1 ноября 2018 года, которым постановлено:

административное исковое заявление ФИО1 к Администрации муниципального образования «Ягульское» о признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана и отказа в присвоении адреса земельного участка и возложении обязанности удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-м в присвоении почтового адреса земельному участку, расположенному <адрес> кадастровый .

Признать незаконным отказ Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ-м в выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный <адрес> кадастровый .

Обязать Администрацию муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ФИО1 путем повторного рассмотрения в установленном законом порядке заявления ФИО1 о присвоении почтового адреса земельному участку, о выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный <адрес>, кадастровый , уведомив о принятом решении в течении месяца административного истца и Завьяловский районный суд Удмуртской Республики.

Взыскать с Администрации муниципального образования «Ягульское» Завьяловского района Удмуртской Республики в пользу ФИО1 расходы по оплате госпошлины в размере 600 рублей.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Сентяковой Н.Н., выслушав объяснения представителя административного ответчика ФИО2 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, диплом регистрационный номер от ДД.ММ.ГГГГ), поддерживающего доводы апелляционной жалобы, представителя административного истца ФИО3 (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, диплом , регистрационный от ДД.ММ.ГГГГ), полагавшую доводы апелляционной жалобы административного ответчика необоснованными, судебная коллегия по административным делам,

установила:

ФИО1 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации муниципального образования «Ягульское» (далее по тексту – Администрация МО «Ягульское», административный ответчик), в котором просила:

признать незаконным отказ Администрации МО «Ягульское» в присвоении почтового адреса земельному участку с кадастровым

признать незаконным отказ Администрации МО «Ягульское» в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым

возложить обязанность на Администрацию МО «Ягульское» присвоить почтовый адрес указанному земельному участку и выдать градостроительный план на указанный земельный участок.

Свои требования мотивировала тем, что является собственником земельного участка с кадастровым . ДД.ММ.ГГГГ письмом -м и письмом от 740-м административный ответчик отказал ей в присвоении адреса указанному земельному участку и выдаче градостроительного плана на указанный земельный участок. Считает данный отказ незаконным, поскольку он препятствует в реализации прав собственника.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО3 заявленные требования поддержала.

Представитель административного ответчика – Администрации МО «Ягульское» полагал требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание административный истец ФИО1, а также представитель заинтересованного лица Администрации МО «Завьяловский район» Удмуртской Республики не явились, о дне и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено при данной явке.

Суд постановил вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе административный ответчик просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что суд нарушил и неправильно применил нормы материального права; дал ненадлежащую оценку предоставленным доказательствам; неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Положения части 1 статьи 218 КАС РФ предусматривают, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Административным истцом срок обращения в суд не пропущен.

Из системного толкования положений части 2 статьи 62, части 9 статьи 226, пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав и свобод заявителя.

Отсутствие хотя бы одного из указанных условий исключает удовлетворение заявленных требований.

Как следует из материалов административного дела, ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым , площадью 818+/-10 кв. м, расположенный <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: индивидуальное жилищное строительство и ведение личного подсобного хозяйства.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.

ФИО1 обратилась в Администрацию МО «Ягульское» с заявлениями о присвоении почтового адреса указанному земельному участку.

ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Ягульское» письмом -м отказала ФИО1 в присвоении почтового адреса.

Отказ со ссылкой на подпункт «г» пункта 40 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении Правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» мотивирован отсутствием случаев и условий для присвоения объекту адресации адреса, а также тем, что документация по планировке территории не ведется, земельный участок уже стоит на кадастровом учете. Кроме этого указано, что доступ к земельному участку осуществляется посредством земельного участка с кадастровым номером 18:08:019003:3722, который не граничит с рассматриваемым земельным участком, каким образом будет осуществляться доступ посредством указанного участка непонятно.

Полагая, что действия по отказу в присвоении почтового адреса, являются незаконными, нарушающими права и законные интересы, административный истец обратился в суд с настоящим административным иском.

Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался нормами федерального законодательства, и правомерно пришел к выводу о нарушении прав административного истца оспариваемым ненормативным актом, поскольку у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в присвоении адреса земельному участку.

Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Закона Удмуртской Республики от 13 мая 2005 года № 18-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Завьяловского района Удмуртской Республики» Муниципальное образование «Ягульское» наделено статусом сельского поселения.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления определяет Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ).

Компетенция сельского поселения по вопросам местного значения определяется путем отнесения некоторых полномочий городского поселения, поименованных в части 1 статьи 14 названного Федерального закона, к полномочиям сельского поселения.

Из содержания пункта 21 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения поселения относится присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов.

Пунктом 21 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Ягульское» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования относится, в том числе присвоение адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре.

Анализ приведенных положений законодательства, позволяет сделать вывод, что вопросы организации в границах сельского поселения присвоения адресов земельным участникам осуществляются органами местного самоуправления сельского поселения, на территории которого расположен земельный участок.

С 1 июля 2014 года вступили в силу положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 443-ФЗ «О федеральной информационной адресной системе и о внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон № 443-ФЗ).

Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного адресного реестра, осуществлением эксплуатации федеральной информационной адресной системы, а также отношения по использованию содержащихся в государственном адресном реестре сведений об адресах.

Пунктами 1 и 3 статьи 2 Федерального закона № 443-ФЗ определено:

адрес, как описание места нахождения объекта адресации, структурированное в соответствии с принципами организации местного самоуправления в Российской Федерации и включающее в себя, в том числе наименование элемента улично-дорожной сети, а также цифровое и (или) буквенно-цифровое обозначение объекта адресации, позволяющее его идентифицировать;

объект адресации, как один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, либо в случае, предусмотренном установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов, иной объект, которому присваивается адрес.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 443-ФЗ Правительство Российской Федерации наделено полномочием по утверждению правил присвоения, изменения, аннулирования адресов, включая требования к структуре адреса, в соответствии с которыми органы местного самоуправления присваивают адреса объектам адресации.

Согласно статье 9 Федерального закона № 443-ФЗ органы местного самоуправления обязаны привести правила присвоения, изменения, аннулирования адресов, утвержденные муниципальными правовыми актами, до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в соответствие с установленными Правительством Российской Федерации правилами присвоения, изменения, аннулирования адресов.

Реализуя полномочие, предоставленное упомянутым федеральным законом, Постановлением от 19 ноября 2014 года № 1221 Правительством Российской Федерации утверждены Правила присвоения, изменения и аннулирования адресов (далее по тексту - Правила).

Согласно пункту 5 Правил объектами адресации являются один или несколько объектов недвижимого имущества, в том числе земельные участки, здания, сооружения, помещения и объекты незавершенного строительства.

В силу пункта 9 Правил, при присвоении адресов зданиям, сооружениям и объектам незавершенного строительства такие адреса должны соответствовать адресам земельных участков, в границах которых расположены соответствующие здания, сооружения и объекты незавершенного строительства.

Условия и особенности присвоения адреса иным объектам адресации (земельным участкам, помещениям, многоквартирным домам) содержатся в пунктах 8, 10, 11 Правил.

По смыслу пунктов 27, 29 Правил, заявление о присвоении объекту адресации адреса или об аннулировании его адреса подается собственником либо титульным владельцем объекта адресации по собственной инициативе, представителем такого лица, а в соответствующих случаях - также представителем собственников помещений в многоквартирном доме, членов садоводческого, огороднического и (или) дачного некоммерческого объединения граждан.

Пунктом 40 Правил установлены основания отказа в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса. Данный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 40 Правил в присвоении объекту адресации адреса или аннулировании его адреса может быть отказано в случаях, если: отсутствуют случаи и условия для присвоения объекту адресации или аннулировании его адреса, указанные в пунктах 5, 8-11 и 14-18 настоящих Правил.

Согласно подпункту «а» пункта 8 Правил, присвоение объекту адресации адреса в отношении земельных участков осуществляется в случаях подготовки документации по планировке территории в отношении застроенной и подлежащей застройке территории в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, с заявлением о присвоении адреса земельному участку обратился его правообладатель. Основанием для отказа послужило отсутствие утвержденной документации по планировке территории.

В силу пункта 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, том числе утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Проект планировки территории и проект межевания территории относятся к документации по планировке территории, которая подготавливается в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов (части 1 и 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 8.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные названным Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Пунктом 4 части 1 статьи 2 Закона Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» полномочия в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления на территории Удмуртской Республики по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений отнесены к полномочиям органов исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики.

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 28 ноября 2014 года № 69-РЗ «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований, образованных на территории Удмуртской Республики, и органами государственной власти Удмуртской Республики» постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2014 года № 581 утверждено Положение о порядке осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов), а также по внесению в них изменений (далее по тексту – Положение).

Настоящее Положение определяет порядок осуществления исполнительными органами государственной власти Удмуртской Республики полномочий по принятию решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории (проектов планировки, проектов межевания территории) в поселении, городском округе на основании генеральных планов поселений, городских округов, правил землепользования и застройки поселений, городских округов (за исключением линейных объектов) (далее - документация по планировке территории), а также по внесению в них изменений в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (пункт 1 Положения).

Согласно абзаца 2 пункта 2 Положения, исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, уполномоченным на подготовку проектов решений по подготовке и утверждению документации по планировке территории, по внесению в нее изменений, а также проектов решений об отклонении такой документации от утверждения, является Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики (далее - Министерство).

Пунктом 3 Положения установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, образованные на территории Удмуртской Республики, по своей инициативе либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории, за исключением случаев, указанных в части 1.1 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, направляют в Министерство обращение по принятию решения по подготовке документации по планировке территории либо по внесению в нее изменений.

Положения части 1.1. статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривают, что решение о подготовке документации по планировке территории принимаются самостоятельно:

1) лицами, с которыми заключены договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, в том числе в целях строительства стандартного жилья, договоры о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления;

2) лицами, указанными в части 3 статьи 46.9 настоящего Кодекса;

3) правообладателями существующих линейных объектов, подлежащих реконструкции, в случае подготовки документации по планировке территории в целях их реконструкции;

4) субъектами естественных монополий, организациями коммунального комплекса в случае подготовки документации по планировке территории для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.

Частью 3 статьи 46.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется одним или несколькими правообладателями земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах такой территории, в том числе лицами, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду, в безвозмездное пользование в соответствии с земельным законодательством (далее в настоящей статье также - правообладатель). При этом участие правообладателя, не являющегося собственником земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей допускается в случае, если срок действия его прав на земельный участок составляет на день заключения в соответствии с настоящей статьей договора о комплексном развитии территории не менее чем пять лет.

Комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется на основании договоров о комплексном развитии территории, заключаемых органами местного самоуправления с правообладателями земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества. В случае, если комплексное развитие территории по инициативе правообладателей осуществляется двумя и более правообладателями, правообладатели заключают соглашение о разграничении обязанностей по осуществлению мероприятий по комплексному развитию территории по инициативе правообладателей (часть 4 статьи 46.9).

Административный истец к кругу лиц, указанных в вышеприведенных положениях Градостроительного кодекса Российской Федерации, решения о подготовке документации по планировке территории, которыми принимаются самостоятельно, не относится. Иного из материалов дела не следует (в частности, договоры о развитии застроенной территории, договоры о комплексном освоении территории, договоры о комплексном развитии территории, заключенные между ним и органом местного самоуправления, отсутствуют).

В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее по тексту – Федеральный закон № 210-ФЗ) органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

По смыслу Федерального закона № 210-ФЗ заявитель обязан подготовить пакет документов в соответствии с утвержденным перечнем и представить его в уполномоченный орган, а все иные необходимые действия подлежат исполнению самим органом в целях обеспечения надлежащего и своевременного предоставления услуги, за которой обратился заявитель.

В этой связи Администрация МО «Ягульское» при рассмотрении заявления ФИО1 о присвоении почтового адреса земельному участку, в целях обеспечения его надлежащего рассмотрения была вправе по своей инициативе направить в Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики обращение по принятию решения по подготовке документации по планировке территории.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что действующее нормативное регулирование не предусматривает возможности отказа в присвоении адреса объекту адресации в связи с отсутствием утвержденной документации по планировке территории, на которой расположен земельный участок, не совершение административным истцом действий, направленных на оказание заявителю такой муниципальной услуги по причине отсутствия такой документации, не соответствует законодательству и нарушает права административного истца, как правообладателя земельного участка.

Иное суждение по существу спора, нарушало бы права административного истца на реализацию его права по присвоению земельному участку адреса. Сам факт наличия заявления ФИО1 свидетельствует о наличии у органа местного самоуправления оснований для инициирования вопроса по принятию решения по подготовке документации по планировке территории, что согласуется с вышеприведенными положениями действующего законодательства.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что отказ в присвоении почтового адреса является неправомерным, обоснованы и основаны на законе. Отказ Администрации МО «Ягульское» в присвоении почтового адреса земельному участку не соответствует закону и нарушает права ФИО1

Удовлетворяя исковые требования ФИО1 в части признании незаконным отказа в выдаче градостроительного плана на земельный участок с кадастровым , выраженного в письме Администрации МО «Ягульское» -м от ДД.ММ.ГГГГ, по мотиву того, что в документацию по планировке территории в отношении земельного участка ФИО1 не вносились изменения, земельный участок был образован по инициативе собственника без каких-либо проектных решений, утвержденных в соответствии с действующим законодательством, суд первой инстанции руководствовался нормами федерального законодательства, и правомерно пришел к выводу о нарушении прав административного истца оспариваемым ненормативным актом, поскольку у административного ответчика отсутствовали основания для отказа в подготовке и выдаче градостроительного плана.

Мотивы, по которым суд пришел к такому заключению, подробно изложены в обжалуемом решении, судебная коллегия находит их убедительными, основанными на правильном применении норм действующего законодательства.

Выдача органом местного самоуправления градостроительного плана земельного участка является муниципальной услугой, под которой, согласно частим 2 статьи 2 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - Федеральный закон № 210-ФЗ), понимается деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий этого органа.

При этом, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.

На момент оспариваемых действий административного ответчика по отказу в подготовке и выдаче градостроительного плана, действовал Административный регламент Администрации муниципального образования «Ягульское» по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление градостроительного плана земельного участка», утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Ягульское» от 29 апреля 2016 года № 180 (далее по тексту – Административный регламент № 180).

Согласно пункту 1.2 Административного регламента № 180 с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка вправе обратиться физические лица или юридические лица, их уполномоченные представители в случае, если земельный участок находится на территории муниципального образования «Ягульское».

Нормативным правовым актом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка, является Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК РФ).

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок по целевому назначению относится к категории «земли населенных пунктов», то есть предназначен для застройки и развития населенного пункта, исходя из видов разрешенного использования, согласно статье 51 Правил землепользования и застройки муниципального образовании «Ягульское», утвержденных решением Совета депутатов муниципального образования «Ягульское» от 12 декабря 2014 года № 68 отнесен к территориальной зоне «Ж» - зона застройки индивидуальными домами, следовательно, применительно к нему может быть осуществлена подготовка градостроительного плана земельного участка.

В соответствии с частью 5 статьи 57.3 ГрК РФ, в целях получения градостроительного плана земельного участка правообладатель земельного участка обращается с заявлением в орган местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка может быть подано правообладателем через многофункциональный центр.

Частью 6 статьи 57.2 ГрК РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления в течение двадцати рабочих дней после получения заявления, указанного в части 5 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку, регистрацию градостроительного плана земельного участка и выдает его правообладателю. Градостроительного плана земельного участка выдается правообладателю без взимания платы.

Согласно части 4 статьи 57.3 ГрК РФ в случае, если в соответствии с настоящим Кодексом размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии документации по планировке территории, выдача градостроительного плана земельного участка для архитектурно-строительного проектирования, получения разрешения на строительство такого объекта капитального строительства допускается только после утверждения такой документации по планировке территории.

Из анализа приведенных норм права следует, что основаниями для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, согласно действующему законодательству, являются:

обращение с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка лица, не являющегося его правообладателем;

отсутствует утвержденная документация по планировке территории, если в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации размещение объекта капитального строительства не допускается при отсутствии такой документации.

Как следует из материалов дела с заявлением о подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка обратился его правообладатель. Основанием отказа послужило отсутствие утвержденной документации по планировке территории

Подготовка документации по планированию территории согласно части 2 статьи 41 ГрК РФ в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 указанной статьи.

Помимо осуществления деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий, предусмотрены и иные случаи, указанные в части 3 статьи 41 ГрК РФ, когда в целях размещения объектов капитального строительства подготовка документации по планированию территории является обязательной.

Часть 3 статьи 41 ГрК РФ предусматривает, что подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:

1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;

2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;

3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;

4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);

5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 41 ГрК РФ, постановлением Правительства Российской Федерации от 07 марта 2017 года № 269 утвержден Перечень случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории.

В рассматриваемом случае в нарушение положений статьи 62, части 11 статьи 226 КАС РФ со стороны административного ответчика не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок находится в границах территории, в которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и случаи, предусмотренные в части 3 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации применимы к спорным правоотношениям,

Действия административного ответчика по отказу в выдаче и подготовке ФИО1 градостроительного плана спорного земельного участка не основаны на законе и нарушают права и законные интересы административного истца, как правообладателя земельного участка.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда и установленные им обстоятельства, сводятся к иной оценке представленных по делу доказательств, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы административного ответчика судебная коллегия не усматривает, поскольку доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании действующего законодательства.

Решение суда первой инстанции в свою очередь является законным и обоснованным и отмене или изменению не подлежит.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам

определила:

решение Завьяловского районного суда Удмуртской Республики от 1 ноября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика без удовлетворения.

Председательствующий судья О.В. Захарчук

Судьи: Н.Н. Сентякова

А.И. Буров

Копия верна:

Председательствующий судья