Судья Горчакова О.Ю. Дело № 33а-12448/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 апреля 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда
в составе:
председательствующего Поповой Е.И.
судей Кудинова А.В., Шакитько Р.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретарь Погорелове В.В.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Исаева М.Р. на решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 23 января 2017 года
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лоцманов Н.К обратился с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков.
Свои требования мотивировал тем, что в соответствии с заключенными с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края договорами Лоцманов Н.К., как физическое лицо, владеет и пользуется на праве аренды земельными участками сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения): с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены " находящимися по адресу: " адрес обезличен " согласно договору аренды " номер обезличен " от " дата обезличена "г., государственная регистрация сделки произведена " дата обезличена ".; с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен " согласно договору аренды " номер обезличен " от " дата обезличена "г., государственная регистрация сделки произведена " дата обезличена ".; с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены " находящегося по адресу: " адрес обезличен " согласно договору аренды " номер обезличен " от " дата обезличена "г., государственная регистрация сделки произведена " дата обезличена ".; с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены " находящегося по адресу: " адрес обезличен " согласно договору аренды " номер обезличен " от " дата обезличена "г., государственная регистрация сделки произведена " дата обезличена ".
В соответствии с п.2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ истец обращался в Департамент имущественных отношений с заявлениями от 26.07.16г., от 12.08.16г., от 12.09.16г. о предоставлении в собственность указанных земельных участков. Департаментом имущественных отношений в адрес истца направлены письма: " номер обезличен " от 07.10.16г. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН " номер обезличен "; " номер обезличен " от 07.10.16г. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН " номер обезличен "; " номер обезличен " от 10.10.16г. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН " номер обезличен "; " номер обезличен " от 07.10.16г. об отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельного участка с КН " номер обезличен " Отказы мотивированы тем, что земельные участки расположены в границах особо охраняемой природной территории регионального значения - государственном природном зоологическом заказнике «Тихорецкий», который организован постановлением главы администрации Краснодарского края от 02.12.1999 года № 852 «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края». Истец считал, что принятые Департаментом имущественных отношений решения об отказе в предоставлении земельных участков в собственность являются не основанными на законе. В соответствии со ст. 23 ФЗ « Об особо охраняемых природных территориях», ст. 2 Закона Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края», особо охраняемые территории краевого значения определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 31 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» определяется, что отнесение земель к особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, и, их особый правовой режим. К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, с приложением планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Установление на местности границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется на основании указанного решения. Организация краевых государственных заказников, в том числе зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий» регламентируется постановлениями главы Администрации Краснодарского края: № 852 от 02.12.1999г. «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края»; № 71 от 04 февраля 2000 года «О внесении изменений в постановление главы Администрации Краснодарского края от 02.12.1999 года № 852 «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края»; № 1059 от 19 декабря 2016 года «О государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Тихорецкий», которое вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, т.е. 30 декабря 2016 года. Так, на момент отказов в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность 07.10.2016г. и 10.10.16г. отсутствовали основания для отказов, поскольку: не было еще утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Тихорецкий»; не определены границы и площади заказника, категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, их особый правовой режим, перечень земельных участков, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, отсутствовал планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков; не внесены до настоящего времени в Государственный кадастр недвижимости сведения о границах заказника «Тихорецкий». По мнению истца ни одно вышеуказанное постановление не соответствует ст. 31 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае». Пункт 6 Постановления № 852 от 02.12.1999г. определял организацию на территории охотугодий Калининского, Тихорецкого и Туапсинского районов краевые государственные зоологические заказники «Калининский», «Тихорецкий», «Причерноморский» (в границах согласно приложению № 2), а пункт 7- разработку положений по зоологическим заказникам в срок до 1 февраля 2000г. Однако, пунктом 2 постановления № 71 от 4 февраля 2000г. приостановлено действие пунктов 6, 7 Постановления № 852 на период проведения дополнительной экологической экспертизы в соответствии с требованиями Закона РФ «Об экологической экспертизе». Пунктом 3 постановления № 71 дано указание Управлению по охране, контролю и регулированию использования охотничьих животных Краснодарского края подготовить предложения и обосновывающие материалы по созданию зоологических заказников (Калининский, Тихорецкий, Причерноморский) для проведения экологической экспертизы с целью принятия соответствующего постановления. Следовательно, организация государственного зоологического заказника «Тихорецкий» была приостановлена, а возобновлена постановлением главы Администрации Краснодарского края за № 1059 от 19.12.16г., которое еще не вступило в законную силу. В преамбуле постановления № 1059 от 19.12.16г. имеется ссылка на заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы " номер обезличен ", утвержденным приказом Министра природных ресурсов Краснодарского края 27.02.2015г. " номер обезличен " Однако, указанных документов в нормативной базе ни на сайте Министерства природных ресурсов Краснодарского края, ни на сайте администрации Краснодарского края найдено не было. В СМИ «Тихорецкие вести» от 06.12.2016г. Министерство природных ресурсов Краснодарского края сообщает о проведении общественных обсуждений с целью проведения государственной экологической экспертизы по материалом «Актуализированный проект «Схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на Территории Краснодарского края». Период ознакомления с проектом- с 19.12.2016г. Дата проведения общественный обсуждений- 24.01.2017г. На основании этого, истец предполагал, что постановление № 1059 от 19.12.16г. принято при отсутствии экологической экспертизы. При заключении первых договоров аренды 21.12.2006г. со сроком действия по 13.12.2016г., Департамент имущественных отношений ни устно, ни в договорах не отражал особые условия договоров, позволяющие определить, что указанные выше земельные участки сельхозназначения для сельхозиспользования находятся или входят в границы каких-либо особо охраняемых территорий, заказников. Основным документом, где можно увидеть характеристики земельных участков, является Государственный кадастр недвижимости. Согласно кадастровым выпискам от 12 декабря 2016 года на каждый из вышеуказанных земельных участков до настоящего времени отсутствуют сведения о границах особо охраняемых природных территориях. Следовательно, в нарушении ФЗ от 24.07.2007г. № 221 «О государственном кадастре недвижимости» данные о расположении испрашиваемых земельных участков в зоне охраняемой природной территории государственного природного зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий» отсутствуют в государственном кадастре недвижимости. Указанный факт подтверждается пунктом 3 постановления № 1059 от 19.12.2016 года, обязывающего Министерство природных ресурсов Краснодарского края представить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о границах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий». В отказе в предоставлении государственной услуги в приобретении в собственность земельного участка с КН " номер обезличен ", Департамент имущественных отношений ссылается на вторую причину отказа: испрашиваемый земельный участок находится в пределах береговой полосы водного объекта. Основанием для данного вывода послужил акт обследования земельного участка от 04.08.2016г. за № 182 ГКУ КК «Кубаньземконтроль». Однако, в этом акте не отражено, что земельный участок находится в пределах береговой полосы водного объекта. Согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования Тихорецкий район и выкопировки из карты градостроительного зонирования территории Терновского сельского поселения, испрашиваемый земельный участок не находится в пределах береговой полосы водного объекта. Согласно ст. 79 Земельного кодекса сельскохозяйственные угодья, в т.ч. пашня, в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Федеральным Законом от 03.07.2016г. № 354- ФЗ внесены изменения в гражданское и земельное законодательство, ужесточающие требования к использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения и возможности их изъятия. С 4 июля 2016г. земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства. Согласно заключению кадастрового инженера Панченко А.А. от 18 января 2017г., указанные земельные участки находятся в пределах тридцатикилометровой зоны от населенных пунктов. В связи с отказом в предоставлении земельных участков в собственность, истец Лоцманов Н.К., как физическое лицо, вынужден был обратиться в Департамент имущественных отношений с заявлением о предоставлении земельных участков в аренду на новый срок. Между физическим лицом Лоцмановым Н.К. и Департаментом имущественных отношений были заключены договоры аренды: от " дата обезличена "" номер обезличен " на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним " дата обезличена ".; от " дата обезличена ". " номер обезличен " на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены " произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним " дата обезличена ".; от " дата обезличена ". " номер обезличен " на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним " дата обезличена ".; от " дата обезличена ". " номер обезличен " на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним " дата обезличена ". В связи с тем, что постановление Главы администрации Краснодарского края " номер обезличен " от " дата обезличена ". на момент подачи заявлений о приобретении в собственность за плату земельных участков и на дату отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность отсутствовало, административный истец считает, что надлежащим образом не было утверждено Положение о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Тихорецкий», не определены и не утверждены границы и площади заказника «Тихорецкий», не определен режим их охраны, не утверждено положение об этой территории, не определены земельные участки сельхозназначения, входящие в границы особо охраняемой территории, и, поэтому, испрашиваемые земельные участки не были ограничены и не были изъяты из оборота. На основании изложенного, представитель считает, что нарушены законные интересы и право административного истца Лоцманова Н.К., предоставленное п. 9 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, п.4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 21 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, поскольку административный истец, как арендатор, пользуется участками на основании договоров аренды, с момента заключения которых прошло не менее трех лет; участки используется в соответствии с их целевым назначением - для сельскохозяйственного использования; заявление о заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов подано до истечения срока договора аренды.
Представитель административного истца - Кислицына Т.И., уточнив в судебном заседании исковые требования, просила признать незаконными действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившееся в отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения): с, кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен "; с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены " находящегося по адресу: " адрес обезличен " с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены " находящегося по адресу: " адрес обезличен " с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен "; обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края принять решение о предоставлении административному истцу государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения): с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены " находящегося по адресу: " адрес обезличен ", по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги: с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен " по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги; с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены " находящегося по адресу: " адрес обезличен ", по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги; с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен ", по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги; обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить решение с предложением о заключении договоров купли-продажи земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены " находящегося по адресу: " адрес обезличен " с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен "; с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: Краснодарский " адрес обезличен "); с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен "
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края в судебное заседание не явился, ранее в судебном заседании представителем был предоставлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому тот не признал административные исковое требования.
Решением Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 23 января 2017 года, удовлетворено административное исковое заявление Лоцманова Н.К.
Суд признал незаконными действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края, выразившиеся в отказе в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения):
с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен "
с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены " находящегося по адресу: " адрес обезличен ";
с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен ");
с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен ".
Департамент имущественных отношений Краснодарского края обязан принять решение о предоставлении административному истцу государственной услуги по предоставлению в собственность за плаху земельных участков сельскохозяйственного назначениядля сельскохозяйственного использования (фонд перераспределения):
с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен ", по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги;
с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен " по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги;
с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен ", по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги;
с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен ", по цене, определенной в соответствии с действующим законодательством на дату отказа в предоставлении услуги.
Суд обязал Департамент имущественных отношений Краснодарского края в десятидневный срок с момента вступления в законную силу решения суда направить решение с предложением о заключении договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования.
В апелляционной жалобе представитель Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доверенности Исаев М.Р. просит решение суда отменить, полагая его незаконным, необоснованным, и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителя Департамента имущественных отношений КК по доверенности Сергееву В.С., просившую решение суда отменить, представителя Лоцманова Н.К. по доверенности Кислицыну Т.И., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия по результатам рассмотрения административного дела в порядке, предусмотренном главой 34 КАС РФ, приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано: соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
Обжалуя решение суда первой инстанции, представитель административного ответчика указал, что при рассмотрении дела нарушены правила подведомственности, ссылаясь на то, что административный истец является предпринимателем, вид разрешенного использования спорных земельных участков – для сельскохозяйственного использования, деятельность по выращиванию сельхоз продукции сопряжена с получением прибыли и является предпринимательской, указывая, что спор вытекает из предпринимательской деятельности и носит экономический характер, в связи с чем должен рассматриваться в Арбитражном суде Краснодарского края.
Между тем, с указанными доводами судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела административный истец, как физическое лицо, Лоцманов Н.К. ранее владел и пользовался на праве аренды земельными участками сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования: с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен ") согласно договору аренды " номер обезличен " от " дата обезличена "., государственная регистрация сделки произведена " дата обезличена ".; с кадастровым номером " номер обезличен ", площадью " дата обезличена ", находящегося по адресу: " адрес обезличен " согласно договору аренды " номер обезличен " от " дата обезличена "., государственная регистрация сделки произведена " дата обезличена ".; с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", находящегося по адресу: " адрес обезличен " согласно договору аренды " номер обезличен " от " дата обезличена "., государственная регистрация сделки произведена " дата обезличена ".; с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " дата обезличена " находящегося по адресу: " адрес обезличен " согласно договору аренды " номер обезличен " от " дата обезличена "., государственная регистрация сделки произведена " дата обезличена "., что подтверждается копиями договоров, заключенных с Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, позицией административного ответчика. В настоящее время административный истец, как физическое лицо, владеет и пользуется спорными земельными участками на праве аренды в связи с заключенными договорами аренды: от " дата обезличена ". " номер обезличен " на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним " дата обезличена ".; от " дата обезличена "" номер обезличен " на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним " дата обезличена ".; от " дата обезличена ". " номер обезличен " на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним " дата обезличена ".; от " дата обезличена ". " номер обезличен " на земельный участок с кадастровым номером " номер обезличен " площадью " данные обезличены ", произведена государственная регистрация договора аренды в Едином государственном реестре прав на не движимое имущество и сделок с ним " дата обезличена "., что подтверждается копиями вышеуказанных договоров аренды.
В соответствии с п.2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ административный истец Лоцманов Н.К., как физическое лицо, обращался в Департамент имущественных отношений с заявлениями от 26.07.16г., от 12.08.16г., от 12.09.16г. о предоставлении в собственность указанных земельных участков, о чем в дело приобщены копии указанных заявлений.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что письмом, направленным в адрес административного истца Департаментом имущественных отношений Краснодарского края, отказано ИП Лоцманову Н.К. в предоставлении государственной услуги по предоставлению в собственность за плату вышеуказанных земельных участков.
Однако, отказов в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату спорных земельных участков физическому лицу Лоцманову Н.К. административным ответчиком Департаментом имущественных отношений Краснодарского края не направлялось, и, соответственно административным ответчиком в материалы дела такие отказы не представлены.
Кроме того, оспариваемые отказы в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность за плату спорных земельных участков, направленные индивидуальному предпринимателю Лоцманову Н.К, препятствуют реализации прав физического лица Лоцманова Н.К. на законный выкуп спорных земельных участков.
В соответствии со ст. 18 ГК РФ граждане могут иметь имущество на праве собственности, заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельности, иметь имущественные и личные неимущественные права.
Согласно п.1 ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи, имущество, имущественные права, деньги, ценные бумаги, нематериальные благи и т.д. Таким образом, граждане вправе иметь в собственности, приобретать и отчуждать имущество независимо от наличия или отсутствия государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
В силу ст. 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья, в т.ч. пашня, в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Суд правильно указал, что спецификой правового статуса гражданина, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, является то обстоятельство, что он выступает в гражданском обороте от своего собственного имени. Физическое лицо, осуществляя свою регистрацию в качестве предпринимателя, не утрачивает вместе с тем признаков физического лица.
Как следует из материалов дела, административный истец, зарегистрирован и проживает в станице Краснооктябрьской Тихорецкого района, ведет личное подсобное хозяйство, в т.ч. выращивание овец, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги администрации Алексеевского сельского поселения Тихорецкого района от 20.01.2017 года.
В соответствии со ст. 2 ФЗ-112 «О личном подсобном хозяйстве», личное подсобное хозяйство - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельхозпродукции. Произведенная и переработанная продукция при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
В соответствии со ст. 19 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», а также согласно п. 1 договора аренды, заключенного в 2016 г., в обязанности арендатора как стороны по договору, входит использование земельных участков из фонда перераспределения для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы из расчета не менее 20 условных голов на 100 гектаров, либо в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство.
Это указывает, что деятельность по выращиванию сельхозпродукции не всегда сопряжена с получением прибыли и не всегда является предпринимательской, как это утверждает административный ответчик в апелляционной жалобе.
Судом установлено, что при подаче заявлений о выкупе спорных земельных участков административный истец руководствовался указанными нормами и просил Департамент имущественных отношений предоставить ему, как физическому лицу, земельные участки в собственность без проведения торгов в соответствии с п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, указав при этом цель использования земельных участков: «для развития отрасли животноводства, для выращивания кормовых культур (кормовые травы, силосные культуры, кормовые корнеплоды, зернофуражные культуры) в целях обеспечения кормами собственных животных и птицы и в целях обеспечения кормами животных и птицы, принадлежащих другим владельцам, в том числе ведущим личное подсобное хозяйство».
Материалами дела подтверждается, что как физическое лицо, административный истец Лоцманов Н.К. давал согласие на обработку персональных данных при рассмотрении поданного заявления.
Таким образом, суд правомерно пришел к выводу о том, что рассматриваемый спор подведомствен суду общей юрисдикции.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений ссылается на то, что спорные земельные участки ограничены в обороте, однако судебная коллегия не может согласиться с указанными доводами.
В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», ст. 2 Закона Краснодарского края «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края», особо охраняемые территории краевого значения определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Статьей 31 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предусмотрено, что отнесение земель к особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется в соответствии с решением высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края, в котором указываются категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, и, их особый правовой режим. К решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения, с приложением планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Установление на местности границ земель особо охраняемых природных территорий регионального значения осуществляется на основании указанного решения.
Департаментов не представлено никаких доказательств, что спорные земельные участки находятся на территории особо охраняемой зоны – заказника. При заключении договоров аренды в декабре 2006 года с Лоцмановым Н.К. не было отражено, что земельные участки расположены в особо охраняемой природной территории.
Ссылка административного ответчика на то, что заказник был организован согласно постановлению главы администрации Краснодарского края: " номер обезличен " от 02.12.1999г. «Об упорядочении пользования охотничьими угодьями на территории Краснодарского края», которое не могло соответствовать положениям статьи 31 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае», принятого 05.11.2002 г. несостоятельна, поскольку ст. 43 указанного закона предписывала исполнительным органам государственной власти Краснодарского края в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствии с принятым законом и принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего закона.
Между тем, как установлено судом, действия пункта 6 и 7 данного постановления об организации краевого зоологического заказника «Тихорецкий» приостановлены пунктом 2 постановления главы администрации Краснодарского края " номер обезличен " от 04.02.2000 г. на период проведения дополнительной экологической экспертизы.
Организация государственного зоологического заказника «Тихорецкий», начатая согласно постановлению главы администрации от 02.12.1999 г. " номер обезличен ", приостановленная вышеуказанным постановлением, возобновленная постановлением главы администрации Краснодарского края от 19 декабря 2016 года " номер обезличен ", продолжается и не окончена по настоящее время.
Таким образом, на момент отказов в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность 07.10.2016 г. и 10.10.2016 г. отсутствовали основания для отказов административному истцу в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность, поскольку установлено, что на тот момент еще не было утверждено Положение о государственном природном заказнике регионального значения «Тихорецкий»: - не определены границы и площади заказника, категории земельных участков, которые переводятся в категорию земель особо охраняемых территорий, их особый правовой режим, перечень земельных участков, включаемых в состав особо охраняемых природных территорий регионального значения; - отсутствовал планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков; - не внесены до настоящего времени в Государственный кадастр недвижимости сведения о границах заказника «Тихорецкий».
Согласно ст.31 Закона Краснодарского края от 5 ноября 2002 г. № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» следует, что на землях особо охраняемых природных территорий регионального значения запрещаются: предоставление садоводческих и дачных участков; строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием особо охраняемой природной территории регионального значения, за исключением строительства олимпийских линейных объектов при условии проведения природоохранных мероприятий по снижению негативного воздействия строительных работ на природные комплексы и их компоненты на основании проектной документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы; движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий регионального значения, прогон скота вне автомобильных дорог; иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами. На специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель особо охраняемых природных территорий регионального значения допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом. В пределах земель особо охраняемых природных территорий регионального значения изъятие земельных участков или иное прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Из материалов дела следует, что при заключении первых договоров аренды 21.12.2006 года со сроком действия по 13.12.2016 года с физическим лицом Лоцмановым Н.К., Департамент имущественных отношений ни устно, ни письменно в договорах не отражал особые условия договоров, позволяющие определить, что указанные выше спорные земельные участки сельхозназначения для сельхозиспользования находятся или входят в границы каких-либо особо охраняемых территорий, заказников. Указания, что спорные земельные участки имеют назначение для сельхозназначения для сельхозиспользования (фонд перераспределения), имеются в выписках из кадастровых паспортов спорных земельных участков икадастровых выписках 2016 года при заключении новых договоров отсутствуют данные о границах охраняемой природной территории.
Учитывая изложенное, в нарушении ФЗ от 24.07.2007 года № 221 «О государственном кадастре недвижимости» данные о расположении испрашиваемых земельных участков в зоне охраняемой природной территории государственного природного зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий» в государственном кадастре недвижимости отсутствуют.
Данный факт подтверждается пунктом 3 Постановления № 1059 от 19.12.2016 года, обязывающего Министерство природных ресурсов Краснодарского края представить в орган, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, документов, содержащих необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о границах государственного природного зоологического заказника регионального значения «Тихорецкий».
Федеральным Законом от 03.07.2016 года № 354- ФЗ внесены изменения в гражданское и земельное законодательство, ужесточающие требования к использованию земельных участков сельскохозяйственного назначения и возможности их изъятия. С 4 июля 2016 года земельные участки сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.
Согласно заключению кадастрового инженера Панченко А.А. от 18 января 2017г., указанные спорные земельные участки находятся в пределах тридцатикилометровой зоны от населенных пунктов.
Таким образом, поскольку постановление Главы администрации Краснодарского края № 1059 от 19.12.2016 года на момент подачи заявлений о приобретении в собственность за плату земельных участков и на дату отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению земельных участков в собственность, отсутствовало, не было утверждено Положение о государственном природном зоологическом заказнике регионального значения «Тихорецкий», не определены и не утверждены границы и площади заказника «Тихорецкий», не определен режим их охраны, не утверждено положение об этой территории, не определены земельные участки сельхозназначения, входящие в границы особо охраняемой территории, то испрашиваемые административным истцом спорные земельные участки не могли быть ограничены, и не были изъяты из оборота.
На основании изложенного, судом сделаны обоснованные выводы о нарушении п. 9 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, п.4 ст. 10 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ст. 21 Закона Краснодарского края «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» на приобретение в собственность земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения без торгов, поскольку физическое лицо Лоцманов Н.К., как арендатор, пользуется участками на основании договоров аренды, с момента заключения которых прошло не менее трех лет; участки используется в соответствии с их целевым назначением - для сельскохозяйственного использования; заявление о заключении договоров купли-продажи земельных участков без проведения торгов подано до истечения срока договора аренды.
Кроме того, административный ответчик не заявлял встречного административного иска о признании незаконными или ничтожными договоров аренды: от " дата обезличена ". " номер обезличен " на спорные земельные участки. При этом, административный ответчик не считает вышеуказанные договоры аренды ничтожными или незаконными.
Ссылка административного ответчика на то, что одним из оснований для отказа в предоставлении спорных земельных участков Лоцманову Н.К. являлось то, что согласно информации, представленной администрацией МО Тихорецкий район письмом от 27.09.2016 г. " номер обезличен ", спорные участки расположены в границах особо охраняемой природной территории зоологического регионального заказника «Тихорецкий», неосновательна, поскольку в соответствии со ст. 23 ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях Краснодарского края», особо охраняемые территории Краснодарского края», особо охраняемые территории краевого значения определяются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а не муниципальными образованиями.
На 25 января 2017 года границы заказника не были установлены.
Таким образом, учитывая фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об удовлетворении заявленных требований.
Другие доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Обстоятельства, имеющие значение для дела определены судом первой инстанции верно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не усматривается.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности, решения суда первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 218, 227, 309 КАС РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тихорецкого районного суда Краснодарского края от 23 января 2017 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: