ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12515/19 от 25.09.2019 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Юрченко Д.А. Дело № 33а-12515/2019

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Волгоград 25 сентября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Балашовой И.Б.,

судей Антропова Е.А., Сергеева С.С.

при секретаре Корниловой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Кремера БП на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 июня 2019 года по административному исковому заявлению Кремера БП к МИ ФНС России №10 по Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения за 2016 год о предоставлении налогового вычета, возложении обязанности переквалифицировать основания для предоставления налогового вычета, признании решений об отказе в предоставлении налогового вычета незаконными, возложении обязанности, которым

в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кремер Б.П. обратился в суд с административным иском, в обоснование заявленных требований указал, что в 2015 году им приобретено жилое помещение– квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В 2015, 2016, 2017 годы он воспользовался правом на предоставление имущественного налогового вычета в связи с понесёнными расходами на приобретение квартиры на общих основаниях. Также указал, что он обращался в налоговый орган с просьбой отменить решение о предоставлении на основании подп.3 п. 1 ст. 220 НК РФ имущественного налогового вычета за 2016 год и предоставить данный вычет на основании п.10 ст. 220 НК РФ. При этом должностные лица налогового органа, располагая сведениями о том, что на момент обращения в 2016 году за предоставлением имущественного налогового вычета он являлся пенсионером, не проинформировали его о положениях п. 10 ст. 220 НК РФ. Обжалование действий МИ ФНС России №10 по Волгоградской области в УФНС России по Волгоградской области положительного для административного истца результата не дало, что послужило основанием для обращения в суд. Просил признать незаконным и отменить решение МИФНС России №10 по Волгоградской области за 2016 год о предоставлении налогового вычета за приобретенную квартиру 22 сентября 2015 года на основании пп. 3 п. 1 ст. 220 НК РФ; возложить на МИФНС России №10 по Волгоградской области обязанность переквалифицировать предоставление налогового вычета на основании п. 10 ст. 220 НК РФ; признать решение МИ ФНС России №10 по Волгоградской области от 27 марта 2019 года №02-1-04/008953@ и решение УФНС России по Волгоградской области от 23 мая 2019 года №624 об отказе в предоставлении налогового вычета по п. 10 ст. 220 НК РФ незаконными; возложить на МИ ФНС России №10 по Волгоградской области обязанность предоставить налоговый вычет за 2014,2013 года на основании п. 10 ст. 220 НК РФ

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Кремер Б.П. просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объёме.

Стороны в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 ст. 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований Кремера Б.П., суд первой инстанции на основании положений пп. 3 п. 2 ст. 220 НК РФ пришёл к выводу о том, административным истцом не предоставлено доказательств незаконности решений административных ответчиков, равно как и не предоставлено доказательств нарушения со стороны административных ответчиков прав Кремера Б.П. при вынесении оспариваемых решений.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с п. п. 4 п. 1 статьи 220 НК РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п.м 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме фактически произведенных налогоплательщиком расходов на погашение процентов по целевым займам (кредитам), фактически израсходованным на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 210 НК РФ имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения доходов, выплачиваемых налоговым агентом в каждом соответствующем месяце и подлежащих налогообложению по ставке 13 процентов, на сумму (ее части) предоставляемого вычета.

Согласно п. 10 ст. 220 НК РФ у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подп. 3 и 4 пункта 1 названной статьи, могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что 22 сентября 2015 года Кремер Б.П. на основании договора купли-продажи объекта недвижимости № 157-15 от 3 сентября 2015 года приобрёл право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, право собственности на неё зарегистрировано, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 22 сентября 2015 сделана запись регистрации №34-34/001-34/001/226/2015-17/2.

27 июня 2016 года, 22 марта 2017 года, 19 июня 2018 года Кремер Б.П. воспользовался свои правом на получение имущественного налогового вычета в сумме понесённых в 2015 году расходов на приобретение спорной квартиры, в размере 2 000 000 рублей, представив в налоговый орган декларации по НДФЛ.

23 февраля 2019 года (вх. №0698-ЗГ) налоговым органом от административного истца получено интернет-обращение, содержащее просьбу о предоставлении ему разъяснений о его праве воспользоваться имущественным налоговым вычетом за 2013, 2014, 2015 годы в связи с понесёнными расходами на приобретение квартиры на основании подп. 10 ст. 220 НК РФ. На интернет-обращение Кремера Б.П. от 23 февраля 2019 года письмом МИФНС России № 10 по Волгоградской области № 05-45/006536@ от 4 марта 2019 года дан ответ о порядке предоставления имущественного налогового вычета налогоплательщикам-пенсионерам в сумме понесённых расходов на приобретение квартиры.

9 марта 2019 года (вх. № 0883-ЗГ) налоговым органом от административного истца получено интернет-обращение, содержащее просьбу восстановить право Кремера Б.П. на предоставление имущественного налогового вычета за 2013, 2014, 2015 годы в связи с понесёнными расходами на приобретение квартиры. Письмом МИФНС России № 10 по Волгоградской области от 27 марта 2019 года №02-1-04/008953@ административному истцу разъяснён порядок предоставления в 2019 году имущественного налогового вычета в сумме понесённых расходов на приобретение квартиры.

Обращаясь в суд с административным иском Кремер Б.П. указал, что на момент обращения в 2016 году в налоговый орган за предоставлением имущественного налогового вычета он являлся работающим пенсионером, но инспекцией о положениях пункта 10 статьи 220 НК РФ он не проинформирован, что повлекло нарушение его прав.

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Устные запросы налогоплательщика принимаются по телефону или лично должностными лицами налоговых органов, которым предписано принимать все необходимые меры для ответа налогоплательщику.

Ответы на письменные обращения в соответствии со статьей 12 Закона № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59- ФЗ) рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Положениями части 1 статьи 9 Закона № 59-ФЗ прямо предусмотрено, что обращение, поступившее в орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

Подпунктом 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлено, что органы, предоставляющие государственные услуги, обязаны предоставлять государственные услуги в соответствии с административными регламентами.

В соответствии с п. Регламента ФНС России государственной услугой, предоставляемой налоговыми органами, является государственная услуга по бесплатному информированию налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций.

Из положений Приказа Минфина России от 2 июля 2012 года № 99н (ред. от 26 декабря 2013 года) «Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)» государственная услуга по бесплатному информированию может быть предоставлена лицам, обращающимся в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Из вышеизложенных норм следует, что государственная услуга по бесплатному информированию может быть предоставлена лицам, обращающимся в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Материалы дела свидетельствуют, что Кремер Б.П. при подаче налоговых деклараций за 2015, 2016, 2017 годы не обращался в налоговый орган за получением государственной услуги по его бесплатному информированию относительно вариантов получения налогового вычета, в том числе по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 220 НК РФ.

На письменные обращения Кремера Б.П. от 23 февраля 2019 года и 9 марта 2019 года даны подробные разъяснения о порядке предоставления в 2019 году имущественного налогового вычета в сумме понесённых расходов на приобретение квартиры. Доказательств наличия иных обращений (письменных и устных запросов) в налоговый орган от Кремера Б.П. о порядке предоставления имущественного налогового вычета не представлено

Таким образом, без непосредственного обращения заинтересованного лица за получением государственной услуги по бесплатному информированию, у налогового органа отсутствовала обязанность самостоятельно оказывать данную услугу.

Доводы Кремера Б.П. о незаконности отказа в переносе в 2019 году неиспользуемого переходящего остатка имущественного налогового вычета на 2012, 2013, 2014 годы также ошибочны.

По общему правилу, установленному пунктом 10 ст. 220 НК РФ, у налогоплательщиков, получающих пенсии в соответствии с законодательством РФ, имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 НК РФ, могут быть перенесены на предшествующие налоговые периоды, но не более трех, непосредственно предшествующих налоговому периоду, в котором образовался переносимый остаток имущественных налоговых вычетов.

Пунктом 7 ст. 220 НК РФ, действующей в период возникновения спорных правоотношений, предусмотрено, что имущественные налоговые вычеты предоставляются при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Поскольку Кремером Б.П. в 2016 году не представлялись налоговые декларации по НДФЛ за 2012, 2013, 2014 годы на получение имущественного налогового вычета в сумме понесённых в 2015 году расходов на приобретение квартиры, то основания для переноса в 2019 году неиспользуемого переходящего остатка имущественного налогового вычета на 2012, 2013, 2014 годы, отсутствуют.

В 2019 году налогоплательщик, являющийся пенсионером, может реализовать право на получение имущественного налогового вычета, представив в налоговый орган по месту жительства налоговую декларацию по НДФЛ за 2018 год. Образовавшийся в 2018 году остаток имущественного налогового вычета может быть перенесён на налоговые периоды 2015, 2016, 2017 годы (при наличии в указанных периодах доходов, облагаемых по налоговой ставке 13 процентов). Однако, как следует из обстоятельств дела, правом на получение имущественного налогового вычета за указанные налоговые периоды Кремер Б.П. воспользовался.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал Кремеру Б.П. в удовлетворении заявленных требований отмене решения МИФНС России № 10 за 2016 год о предоставлении налогового вычета за приобретение квартиры 22 сентября 2015 года на основании п.п. 3 пункта первого ст. 220 НК РФ и возложении обязанности переквалифицировать основания для предоставления налогового вычета на п. 10 ст. 220 НК РФ.

Решение УФНС России по Волгоградской области от 23 мая 2019 года №624 по своей сути дублирует решение МИ ФНС России №10 по Волгоградской области от 27 марта 2019 года №02-1-04/008953@, при этом заявитель не ссылается на нарушения процедуры принятия указанного решения вышестоящим налоговым органом либо на выход за пределы своих полномочий.

Учитывая установленные по делу фактические обстоятельства дела и требования нормативных правовых актов, регламентирующих возникшие отношения, суд первой инстанции правильно пришёл к выводу о том, что решения административных ответчиков являются законными.

Все доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке доказательств и иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они были предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Сама по себе иная оценка автором жалобы представленных доказательств и норм действующего законодательства не может служить основанием к отмене правильного по существу решения.

При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции не имеется. Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 25 июня 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.

Председательствующий

Судьи