судья: Вильховый И.Н. дело №33а-1254/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 марта 2019 года город Симферополь
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего | Кучеренко Н.В., |
судей | Хожаиновой О.В., ФИО1 А-В., |
при секретаре Дубровой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к главе Администрации города Евпатории Республики Крым ФИО4, Администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту земельных и имущественных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, Отделу архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованное лицо ФИО5, о признании постановления незаконным,
по апелляционной жалобе Администрации города Евпатории Республики Крым на решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Кучеренко Н.В., объяснения явившихся лиц, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым,
установила:
ФИО2 обратился в Евпаторийский городской суд Республики Крым с административным иском к главе Администрации города Евпатории Республики Крым ФИО4, в котором, с учётом последующего уточнения, просил признать незаконным Постановление Администрации города Евпатории от 19 декабря 2016 года №3447-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>, пгт. Заозёрное, между гостиницей «Коралл» и ООО «Римвлад».
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником дома, расположенного на земельном участке, по адресу: <адрес>. Согласно Плану зонирования пгт. Заозёрное, утверждённому решением Заозёрненского поселкового совета от 22.02.2012 года №6-24/15, напротив земельного участка административного истца находится земельный участок с условным обозначением Ц-3 (зона размещения объектов повседневного обслуживания). Однако, вышеуказанным постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым от 19 декабря 2016 года №3447-п изменено целевое использование этого земельного участка, а именно: с зоны Ц-3 (зона размещения объектов повседневного обслуживания) на зону ЖУ (зона жилой застройки усадебного типа). Административный истец считает указанное постановление незаконным, поскольку административный ответчик незаконно изменил вид разрешённого использования указанного земельного участка. Так, Генеральный план города Евпатории, документы территориального планирования, в настоящее время отсутствуют, в связи с чем, ответчиком принято постановление в нарушение части 5 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Положения об особенностях отнесения к определенной категории земель и определения вида разрешённого использования земельных участков, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 15 октября 2014 года №378. При этом, оспариваемое постановление нарушает права административного истца, как смежного пользователя соседним земельным участком, влияет на комфортность его жизни.
Определениями Евпаторийского городского суда Республики Крым от 04 июля 2018 года и 26 июля 2018 года к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Администрация города Евпатории Республики Крым, Департамент земельных и имущественных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, Отдел архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, а в качестве заинтересованного лица - ФИО10.
Решением Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года административный иск ФИО2 удовлетворён: постановление Администрации города Евпатории от 19 декабря 2016 года №3447-п «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес> признано незаконным и отменено. Также с Администрации города Евпатории Республики Крым в пользу ФИО2 взысканы судебные расходы в размере 300 рублей.
В апелляционной жалобе Администрации города Евпатории Республики Крым ставится вопрос об отмене судебного акта и постановлении нового, об отказе в удовлетворении иска.
Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права. Указано, что размещение объектов торговли и обслуживания в зоне жилой застройки усадебного типа не противоречит режиму использования территории данной зоны. Учитывая необходимость выполнения мероприятий по предоставлению земельных участков льготной категории граждан, земельный участок предложено отнести к землям населенных пунктов с видом разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, код 2.1. Проектом генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория земельный участок, площадью 6249,00 кв.м., по адресу: <адрес> обозначен как подзона индивидуальной и малоэтажной многоквартирной застройки. Кроме того, по рассмотрению проекта Генерального плана муниципального образования городской округ Евпатория с 23 по 26 июля 2018 года проходили публичные слушания. Каких-либо замечаний по проекту Генерального плана в отношении вышеуказанного участка, не поступило, Генеральный план подготовлен к утверждению. Также, административным истцом не представлено доказательств наличия нарушения оспариваемым постановлением его прав, свобод и законных интересов, смежным землепользователем к указанному в постановлении земельному участку ФИО2 не является.
Отделом архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым относительно доводов апелляционной жалобы подан отзыв об обоснованности апелляционной жалобы.
Относительно доводов апелляционной жалобы представителем ФИО2 поданы письменные возражения о законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции административный истец ФИО2, его представитель по доверенности - ФИО6, а также заинтересованное лицо ФИО5 возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, как необоснованной.
Иные лица, участвующие в деле, явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
Судебная коллегия, с учётом положений части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие надлежаще извещенных и неявившихся лиц, по имеющимся письменным доказательствам в материалах дела.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив юридическую оценку обстоятельств дела и полноту их установления, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Решение суда по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (далее в настоящей статье - решение по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия), принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса (часть 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 31 августа 2015 года №, кадастровому паспорту земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№, кадастровой выписке о земельном участке от 31 июня 2015 года №, административному истцу ФИО2 на праве собственности, принадлежит земельный участок, площадью 1496 кв.м., категория земель – земли населённых пунктов, разрешённое использование - индивидуальное жилищное строительство, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый № (л.д. 106-111).
Постановлением Администрации города Евпатории Республики Крым №3447-п от 19 декабря 2016 года утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 6249 кв.м., расположенного по адресу: Республика <адрес> полученного путём образования земельного участка из земель, находящихся в муниципальной собственности. В постановлении указано, что территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, отнесена к району жилой застройки усадебного типа (ЖУ), зоне размещения объектов повседневного обслуживания (Ц-3). Категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, код 2.1. (л.д. 96-97).
ДД.ММ.ГГГГ на данный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>», кадастровый №, зарегистрировано право собственности за муниципальным образованием городской округ Евпатория Республики Крым, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - индивидуальное жилищное строительство, что подтверждается выпиской из Реестра имущества муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым от 27 сентября 2018 года №1380 (л.д. 94).
Согласно данным публичной карты города Евпатории, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №, принадлежащий на праве собственности ФИО3, расположен напротив земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый №.
В соответствии с Планом зонирования пгт. Заозёрное, утверждённым решением Заозёрненского поселкового совета от 22.02.2012 года №6-24/15, данных публичной кадастровой карты, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>», находится в зоне размещения объектов повседневного обслуживания (Ц-3) (л.д. 36).
Удовлетворяя административный иск, суд первой инстанции исходил из того, что органом местного самоуправления при принятии постановления не соблюдена процедура проведения публичных слушаний, установлен вид разрешённого использования земельного участка, который не предусмотрен для зоны расположения земельного участка, нарушены права и законные интересы административного истца на благоприятные условия жизнедеятельности.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения иска не соглашается, исходя из следующего.
Согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения (часть 1 статьи 4, часть 1 статьи 218, часть 9 статьи 226, статья 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Градостроительному кодексу Российской Федерации (статья 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с положениями статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на таких принципах как обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Таким образом, для гармоничного развития территорий задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путём согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий жизни.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, установлены Федеральным законом №131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьёй 49 Устава муниципального образования городской округ Евпатория Республики Крым, принятого решением Евпаторийского городского совета Республики Крым от 07.11.2014 №1-4/14, установлено, что Администрация города Евпатории (администрация города) является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления городского округа, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа федеральными законами и законами Республики Крым.
В соответствии с пунктами 1, 2, 13, 14 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учётом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются: площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка; кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости; территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 16.02.2015 №44 утверждён Порядок подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории.
Согласно пункту 2 данного Порядка, обеспечение подготовки проекта межевания территории, схемы расположения земельного участка осуществляется уполномоченными органами: Министерством имущественных и земельных отношений Республики Крым в части подготовки схемы расположения земельного участка, Министерством строительства и архитектуры Республики Крым в части подготовки проекта межевания территории - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности; органом местного самоуправления - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности соответствующего муниципального образования.
При подготовке проекта межевания территории и схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: кадастрового плана территории; Схемы территориального планирования Российской Федерации применительно к территории Республики Крым и г. Севастополя, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 октября 2015 года №2004-р; Схемы территориального планирования Республики Крым, утверждённой постановлением Совета министров Республики Крым от 30 декабря 2015 года № 855; утверждённых документов территориального планирования соответствующих муниципальных образований; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; генерального плана (в границах населенного пункта); землеустроительной документации; положений об особо охраняемой природной территории; материалов лесоустройства, утверждённых до вступления в силу Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Федеральный конституционный закон); лесохозяйственных регламентов; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 11 Порядка подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в государственной собственности Республики Крым, с исполнительными органами государственной власти Республики Крым в сфере градостроительства и архитектуры, лесных и охотничьих отношений, экологии и природопользования, охраны культурного наследия, водного хозяйства и мелиорации, органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов, городских округов, городских или сельских поселений для проверки соответствия схемы расположения земельного участка документам, указанным в пунктах 4, 5 Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Пунктом 12 Порядка предусмотрено, что согласование схемы расположения земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, с органами местного самоуправления соответствующего муниципального района и в случае, если существует вероятность нахождения испрашиваемого земельного участка в границах лесного или водного фонда и особо охраняемых территорий, с органами, указанными в пункте 11 настоящего Порядка, производится в порядке межведомственного взаимодействия.
Согласно части 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка её форме, формату или требованиям к её подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истёк; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утверждён проект межевания территории.
Как следует из материалов дела, в обоснование оспариваемого постановления административным ответчиком предоставлен ряд документов.
Так, Департамент имущественных и земельных отношений администрации города Евпатории Республики Крым письмом №9890 от 13 декабря 2016 года в адрес Отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым просил согласовать схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Письмом Отдела архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым №3789/01-09 от 14 декабря 2016 года на вышеуказанное обращение сообщено, что согласно Генеральному плану пгт. Заозёрное, утверждённому решением Заозёрненского поселкового совета №54 от 17 марта 2006 года, с дополнениями согласно решению от 10 июля 2009 года №5-52/1, <адрес>» расположен напротив зоны жилой застройки усадебного типа (ЖУ) и территории размещения отдельных объектов обслуживания. Согласно Плану зонирования территории посёлка Заозёрное, утверждённому решением поселкового совета от ДД.ММ.ГГГГ№, указанный земельный участок расположен в районе жилой застройки усадебного типа (ЖУ), зоне размещения объектов повседневного обслуживания (Ц-3). Размещение объектов торговли и обслуживания в зоне жилой застройки усадебного типа не противоречит режиму использования территории данной зоны. На основании чего, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>» в соответствии с действующей градостроительной документацией, принятой до 16 марта 2014 года, предложено отнести к землям населённых пунктов с видом разрешённого использования - для индивидуального жилищного строительства, код 2.1.
Согласно пояснительной записке к проекту оспариваемого Постановления, представленная на утверждение схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории ООО «ЮГ ГЕО Альянс» выполнена в соответствии с Регламентом, Постановлением, а также Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 27 ноября 2014 года №762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе». Граница земельного участка сформирована в соответствии с требованиями градостроительных, противопожарных, санитарных и иных норм и правил, по координатам вычисленным методом спутниковых и геодезических измерений, определена площадь земельного участка 6249 кв.м. Данная схема расположения земельного участка на кадастровом плане согласована с отделом архитектуры и градостроительства администрации города Евпатории Республики Крым (вх. от 14 декабря 2016 года №3789/01-09).
Как указывал административный ответчик, необходимость принятия оспариваемого постановления возникла во исполнение пункта 8 поручения Главы Республики Крым от 12.01.2015г. №1/01-32/3 об определении земельных участков и земельных массивов, в том числе, за границами населённых пунктов, для предоставления гражданам для жилищного строительства.
Как усматривается из Плана зонирования территории посёлка Заозёрное, утвержденного решением поселкового совета от 22.02.2012 №6-24/15, вышеуказанный земельный участок расположен зоне размещения объектов повседневного обслуживания (Ц-3), вместе с тем, действительно в районе жилой застройки усадебного типа (ЖУ).
Установленный в оспариваемом постановлении вид разрешённого использования земельного участка «для индивидуального жилищного строительства», код 2.1., действительно не соответствует зоне размещения объектов повседневного обслуживания Ц-З (код 2.7), как предусмотрено Классификатором видов разрешённого использования земельных участков, утверждённым Приказом Министерства экономического развития РФ от 1 сентября 2014г. №540.
Вместе с тем, согласно статье 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, задачами административного судопроизводства являются, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений.
Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).
Таким образом, природа административного иска направлена не на сам факт признания тех или иных действий (бездействия) и решений государственного органа либо органа местного самоуправления незаконными, а именно на восстановление нарушенного права административного истца.
В силу части 2 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административный истец обязан: подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены его права, свободы и законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения.
Анализ положений пункта 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации свидетельствует о том, что незаконными могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые нарушают права и свободы гражданина, создают препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возлагают на гражданина какую-либо обязанность.
Как установлено, с настоящим административным исковым заявлением об оспаривании вышеуказанного решения от 19 декабря 2016 года ФИО2 обратился в суд только 02 июля 2018 года, со ссылкой на нарушение Постановлением прав человека на благоприятные условия жизнедеятельности, права и законные интересы правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, обязательного проведения публичных слушаний с участием жителей поселения по указанному земельному участку. При этом, административный иск предъявлен ФИО2 в защиту своих интересов.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> является смежным с земельным участком административного истца, границы земельных участков не налагаются и не соприкасаются, между ними расположена улично-дорожная сеть.
При этом, при составлении схемы расположения земельного участка отсутствует обязанность лица, его составляющего, согласно статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, по её согласованию даже со смежными землепользователями.
Доказательств того, что на указанном земельном участке на момент принятия оспариваемого Постановления размещались и функционировали какие-либо объекты повседневного обслуживания, стороной административного истца не указано и не представлено.
Также не указано и не представлено конкретных доказательств нарушения оспариваемым Постановлением прав и законных интересов ФИО2, как правообладателя земельного участка, объекта капитального строительства.
Относительно доводов административного истца о нарушении оспариваемым Постановлением требований закона о проведении по указанному земельному участку публичных слушаний, судебная коллегия отмечает следующее.
В силу положений статьи 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений наряду с публично-правовыми образованиями.
При этом, право граждан на участие в данных правоотношениях непосредственно реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан, в том числе при осуществлении ими мероприятий по планировке территорий.
В соответствии с частью 5 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается в соответствии с настоящим Кодексом органами местного самоуправления поселения, городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях.
Как установлено на момент рассмотрения настоящего административного дела в апелляционной инстанции, решением 1 созыва 81 сессии Евпаторийского городского совета Республики Крым №1-81/1 от 02 ноября 2018 года утверждён Генеральный план муниципального образования городской округ Евпатория, согласно которому, земельный участок, площадью 6249,0кв.м., по адресу: <адрес> отнесён к функциональной жилой зоне - подзона индивидуальной и малоэтажной многоквартирной застройки.
При этом, Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит долгосрочные ориентиры их развития.
Документы территориального планирования с учетом необходимости гармоничного развития территорий призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки.
При этом, согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации, должен быть соблюдён принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
Как усматривается из материалов дела, по проекту данного Генерального плана проводились публичные слушания в июле 2018 года, о чём административный ответчик сообщал в рамках настоящего дела суду первой инстанции.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии надлежащих, достоверных и достаточных доказательств нарушения оспариваемым Постановлением прав, свобод и законных интересов административного истца.
Суд первой инстанции, разрешая возникший спор, в полной мере не учёл положения пункта 1 статьи 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришёл к ошибочному выводу о наличии достаточных оснований для удовлетворения иска, что привело к принятию неправильного решения.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для административного дела.
В силу статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене с принятием нового об отказе удовлетворении административного иска.
Ввиду изложенного, судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Крым, руководствуясь статьями 177, 308-309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
решение Евпаторийского городского суда Республики Крым от 27 сентября 2018 года по административному делу №2а-1541/2018 - отменить, принять по административному делу новое решение.
В удовлетворении административного иска ФИО2 к главе Администрации города Евпатории Республики Крым ФИО4, Администрации города Евпатории Республики Крым, Департаменту земельных и имущественных отношений Администрации города Евпатории Республики Крым, Отделу архитектуры и градостроительства Администрации города Евпатории Республики Крым, заинтересованное лицо ФИО5, о признании постановления незаконным - отказать.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.
Председательствующий: Н.В. Кучеренко
Судьи: О.В. Хожаинова
Л.А-В. ФИО1