Судья: Мордовина С.Н. Дело № 33а-12561/2019 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 мая 2019 года г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Кривцова А.С., Песецкой С.В.
секретарь Бондаренко Д.И.
по докладу судьи Казакова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Островерховой Татьяны Николаевны к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа и возложении обязанности сформировать земельный участок и осуществить постановку вновь образованного земельного участка на государственный кадастровый учет и взыскании судебных расходов,
по апелляционной жалобе представителя Островерховой Татьяны Николаевны по доверенности Воронцова Максима Сергеевича на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2019 года.
Заслушав доклад судьи, выслушав явившиеся стороны и их представителей, судебная коллегия,
установила:
Островерхова Т.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к департаменту архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар о признании незаконным отказа и возложении обязанности сформировать земельный участок и осуществить постановку вновь образованного земельного участка на государственный кадастровый учет и взыскании судебных расходов.
В обоснование требований указала, что она является собственником 1/3 доли квартиры <...> в многоквартирном доме по адресу: <...>. 29.09.2018г. она обратилась к ответчику с заявлением о формировании земельного участка для многоквартирного дома по указанному адресу. Письмом от 15.11.2018г. ей отказано в связи с тем, что земельный участок располагается в зоне общеобразовательных школ, а также в границах красных линий на основании утвержденного постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар проекта планировки территории от 18.03.2009г. № 815, а также в связи с тем, что указанный земельный участок расположен в пределах территории, на которую в 2017г. были потрачены бюджетные средства на разработку проекта межевания территории с целью образования земельного участка под многоквартирным домом по <...>, и повторная трата бюджетных средств в отношении данной территории для образования других земельных участок противоречит принципу эффективности траты бюджетных средств. Считает права собственников многоквартирного дома нарушенными, а действия ответчика незаконными.
Просила суд признать отказ департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар от 15.11.2018г. № 29/03-6217 незаконным, обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар сформировать земельный участок под многоквартирным домом по <...><...> и осуществить постановку образованного земельного участка на государственный кадастровый учет, обязать администрацию муниципального образования г. Краснодар возместить понесенные судебные расходы, состоящие из госпошлины в размере 300 руб. и расходов на оплату услуг представителя в размере 5000 руб.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе, представитель ФИО1 по доверенности ФИО2 просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что формирование земельного участка под многоквартирным домом является обязанностью администрации.
В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда ФИО1, представитель департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар, администрации муниципального образования г. Краснодар, не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.96, 99 КАС РФ. О причинах неявки суду не сообщил, об отложении слушания не просили. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО1 по доверенности ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, просившего решение суда отменить, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнений, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ФИО1 является собственником 1/3 доли жилого помещения с кадастровым номером 23:43:0305040:285, площадью 25,1 кв.м. в многоквартирном доме по адресу: <...>.
С целью формирования земельного участка под указанным многоквартирным домом 29.09.2018г. она обратилась в администрацию муниципального образования г. Краснодар. Однако письмом департамента архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодар от 15.11.2018г. ей отказано, ввиду того, что указанный земельный участок в соответствии с утвержденным постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар проектом планировки территории от 18.03.2009г. № 815 «Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара» располагается в зоне общеобразовательных школ, а также в границах красных линий. Кроме того, на территорию ограниченную улицами Железнодорожной, имени Вишняковой, имени Братьев Дроздовых, имени Гоголя в Центральном внутригородском округе г. Краснодара между департаментом архитектуры и подрядной организацией изготовлен проект межевания с использованием бюджетных средств, который в последующем утвержден постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 18.12.2017г. № 6004 «Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами Железнодорожной, имени Вишняковой, имени Братьев Дроздовых, имени Гоголя в ЦВО г. Краснодара». Повторная трата бюджетных средств в отношении данной территории для образования других земельных участков под многоквартирными домами противоречит принципу эффективности траты бюджетных средств, согласно ст. 34 БК РФ.
В соответствии с ч. 3, ч. 4 ст. 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В силу ч. 1, ч. 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
На основании ч. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 3 ст. 11.10 ЗК РФ).
Согласно разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», согласно ч.1 ст.16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее - Вводный закон) и ч.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу ч.3 и 4 ст.16 Вводного закона, собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч.1 ст. 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу ст. 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка (п. 67).
Таким образом, формирование земельного участка под многоквартирным домом предполагает проведение всего комплекса мероприятий, включающих в себя определение границ участка путем утверждения проекта планировки и межевания территории, проведение работ по межеванию и постановку земельного участка на кадастровый учет. При этом с момента введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации не требуется принятие каких-либо специальных правовых актов о представлении земельных участков под многоквартирными домами, в том числе и вновь построенными, а образование таких участков (их формирование и проведение кадастрового учета) может осуществляться на основании обращения любого собственника помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с п.11 ст.1 ГрК РФ, красные линии - это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Указанные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
Красная линия, на пересечение с которой ссылается в своем ответе департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования муниципального образования г. Краснодар, установлена постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 815 от 18.03.2009г. «Об утверждении проекта планировки центральной части г. Краснодара».
Таким образом, для формирования указанного земельного участка необходимо внести изменения в указанный проект, в части установления функционального зонирования и изменения красных линий.
Вместе с тем, судом первой инстанции принят во внимание тот факт, что истец в департамент архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар по вопросу корректировки проекта планировки центральной части муниципального образования г. Краснодар, не обращалась.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции сделан правомерный вывод о том, что оснований для признания незаконным отказа департамента архитектуры и градостроительства администрации муниципального образования г. Краснодар в формирования земельного участка под многоквартирным домом от 15.11.2018г., не имеется.
Довод апелляционной жалобы о том, что именно на администрации лежит обязанность по формированию земельного участка, не может быть принят судебной коллегией на основании следующего.
Так, п.8 ст.45 ГрК РФ предусматривает подготовку документации по планировке территории как органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта, так и физическими и юридическими лицами за счет их средств.
Изготовление собственного проекта планировки территории заинтересованным лицом за свой счет, в том числе и после опубликования органом местного самоуправления решения о подготовке документации планировки территории, не противоречит п.3 ст.46 ГрК РФ, поскольку предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории могут быть представлены и в форме самостоятельно разработанного проекта планировки территории.
Наличие проекта межевания территории не может препятствовать собственникам многоквартирного дома самостоятельно подготовить за свой счет альтернативный проект планировки территории.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.84 КАС РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 17 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ФИО1 по доверенности ФИО2 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.05.2019г.