ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-126/18 от 23.01.2019 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Коровкина Ю.В. Дело №33а-126/2018

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 января 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе

председательствующего Андреева С.В.,

судей Зиновьевой О.Н., Колесова Р.Н.,

при секретаре Черемухиной И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Щегольковой Татьяны Дмитриевны на решение Ленинского районного суда г. Костромы от 16 октября 2018 года (с учетом определения суда от 30 ноября 2018 года об исправлении описки в резолютивной части решения), которым в удовлетворении административного искового заявления Щегольковой Татьяны Дмитриевны к Комитету городского хозяйства Администрации города Костромы о признании незаконным отказа о внесении квартиры <адрес> города Костромы в схему теплоснабжения города Костромы в период ее ежегодной актуализации на перевод квартиры на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии и обязании внести изменения в Схему теплоснабжения города Костромы: принадлежащее ей на праве собственности жилое помещение – <адрес> города Костромы включить в схему теплоснабжения города Костромы на перевод на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Костромы в 2018 году, отказано.

Заслушав доклад судьи Зиновьевой О.Н., выслушав объяснения представителя Щегольковой Т.Д. адвоката Симченко О.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Щеголькова Т.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного разбирательства, о признании незаконным решения Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы №КГХ-01-838/18 от 20 июня 2018 года об отказе внести принадлежащую ей квартиру <адрес> в схему теплоснабжения города Костромы в период ее ежегодной актуализации на перевод квартиры на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, обязании внести изменения в Схему теплоснабжения города Костромы, а именно включить данное жилое помещение в схему теплоснабжения города Костромы на перевод на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Костромы в 2018 году.

Требования мотивированы тем, что она является собственником квартиры , которая расположена на 3 этаже 3-х этажного кирпичного дома по адресу: <адрес>. В доме всего 10 квартир, из них 6 квартир переведено на индивидуальное газовое отопление. В квартире отсутствует горячая вода. Учитывая ее возраст, наличие заболеваний, отсутствие отопления в периоды смены сезонов, а также то, что в квартире проживают ее правнуки 2014 года рождения и 2017 года рождения, отсутствие горячей воды делает проживание в квартире дискомфортным, поэтому она обратилась в Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на переустройство и (или) перепланировку принадлежащего ей жилого помещения, в чем ей было отказано. Одной из причин отказа указано, что постановлением от 14 июля 2015 года №1665 «Об утверждении актуализированной Схемы теплоснабжения города Костромы до 2028 года» не предусмотрен перевод жилого помещения по адресу: <адрес>, на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии. В связи с этим она обратилась в Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы с требованием о внесении соответствующих изменений в схему теплоснабжения: включить ее жилое помещение в схему теплоснабжения города Костромы на перевод на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Костромы. 04 июля 2018 года она получила письменный отказ №КГХ-01-838/18 от 20 июня 2018 года, обоснованный тем, что переход на индивидуальное отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме может быть осуществлен только в случае, если все квартиры многоквартирного дома будут переведены на индивидуальное отопление. Ссылок на закон ответ не содержит. Считает отказ незаконным, поскольку закон не требует в обязательном порядке одновременный переход всех квартир на газовое отопление, разрешен переход каждой в отдельности квартиры. Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» возможность перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии должна быть установлена схемой теплоснабжения. Схема теплоснабжения города Костромы до 2028 года не предусматривает перевод принадлежащего ей жилого помещения на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии, но данное обстоятельство само по себе не является безусловным основанием для отказа в переходе на индивидуальное отопление квартир дома с использованием разрешенных квартирных источников тепловой энергии. Согласно п. 22 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 года №154, схема теплоснабжения ежегодно актуализируется, в том числе в отношении таких данных как изменение тепловых нагрузок в каждой зоне действий источников тепловой энергии, т.е. внесение соответствующих изменений возможно. Существующая редакция Схемы теплоснабжения города Костромы не обладает силой законодательного запрета на переустройство системы отопления квартиры в многоквартирном доме. Поскольку 6 квартир в доме уже переведены на индивидуальное газовое отопление, в доме отсутствует горячая вода, отказ Комитета городского хозяйства Администрации г. Костромы является незаконным.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы, Администрация города Костромы.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Щеголькова Т.Д. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных ею требований.

Не согласна с выводом суда о том, что ею не представлены доказательства того, что при произведенном переустройстве будет сохранен тепловой баланс всего жилого дома, не произойдет снижение температуры в примыкающих помещениях. Судом не учтено, что большая часть квартир (№№ 1, 2, 4, 5, 6, 8) дома, которые по размеру площади значительно превосходят площадь оставшихся квартир, перешла с центрального отопления на индивидуальное газовое. За это время от квартир №№ 3, 7, 9, 10, в которых сохранено центральное отопление, жалоб на снижение температуры не поступало, что подтверждается ответом ПАО «ТГК-2» Костромские тепловые сети от 12 ноября 2018 года. Кроме того, принадлежащая ей квартира находится на последнем этаже, в связи с чем полагает, что данное обстоятельство является доказательством того, что перевод ее квартиры не повлияет на систему центрального отопления дома, тепловой баланс будет сохранен, снижения температуры в примыкающих помещениях не будет. Считает, что доводам административного ответчика доверять нельзя, поскольку Комитет не обладают полной информацией о количестве квартир, переведенных в доме на индивидуальное отопление. Схема теплоснабжения многоквартирного дома, в котором находится ее квартира, предусматривает индивидуальное отопление квартир, следовательно ее квартира уже включена автоматически в схему теплоснабжения города Костромы, поскольку из таблицы 2.3.2 актуализированной на 2018 года Схемы теплоснабжения города Костромы до 2028 года следует, что три квартиры дома <адрес> (№№ 2, 4, 6) переведены на отопление с использованием индивидуальных источников тепловой энергии. При таких обстоятельствах оспариваемый отказ административного ответчика является незаконным. Данный отказ нарушает ее права и права малолетних детей, проживающих в квартире, на благоприятную среду, поскольку в квартире отсутствует горячая вода, а частые отключения центрального отопления способствуют ухудшению состояния здоровья.

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы Белова Т.М. просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать (решением Думы города Костромы от 25 октября 2018 года №175 Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы переименован в Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Костромы).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

Как видно из материалов дела, Щеголькова Т.Д. является собственником квартиры <адрес>

Указанная квартира расположена на 3 этаже трехэтажного многоквартирного жилого дома, который подключен к системе центрального отопления и газоснабжения.

Намереваясь осуществить переустройство вышеуказанного жилого помещения путем перехода на индивидуальное газовое отопление, Щеголькова Т.Д. обратилась Управление строительства и капитального ремонта Администрации города Костромы с заявлением о выдаче разрешения на переустройство и (или )перепланировку жилого помещения.

Решением названного Управления от 14 августа 2017 года №11-345/17 ей отказано в удовлетворении заявления на основании пункта 3 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса РФ и пункта 15 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», при этом в качестве основания принятия такого решения указано, что постановлением Администрации города Костромы от 14 июля 2015 года №1665 «Об утверждении актуализированной Схемы теплоснабжения города Костромы до 2028 года» перевод жилого помещения по адресу: <адрес>, на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии (индивидуальное отопление) не предусмотрен.

13 июня 2018 года Щеголькова Т.Д. обратилась в Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы с заявлением о включении жилого помещения по адресу: г. <адрес>, в схему теплоснабжения города Костромы на перевод на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при ежегодной актуализации схемы теплоснабжения города Костромы.

Письмом Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы от 20 июня 2018 года №КГХ-01-838/18 Щегольковой Т.Д. отказано, со ссылкой на то, что переход на отопление с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (газового котла) возможен только при наличии схемы теплоснабжения, предусматривающей такую возможность. Переход на индивидуальное отопление отдельного жилого помещения в многоквартирном доме может быть осуществлен в случае, если все квартиры многоквартирного дома будут переведены на индивидуальное отопление. Только в таком случае схемой теплоснабжения может быть предусмотрена возможность перехода на индивидуальное отопление всего многоквартирного дома как единого объекта в целом.Судом первой инстанции установлено, что многоквартирный жилой дом <адрес> оборудован общедомовой системой центрального отопления.

Постановлением Администрации города Костромы от 14 июля 2015 года №1665 утверждена актуализированная Схема теплоснабжения города Костромы до 2028 года. Постановлениями Администрации города Костромы от 07 июня 2016 года №1574, от 29 июня 2017 года №1885 Схема теплоснабжения города Костромы актуализирована на 2017, 2018 года.

Разрешая административный спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует требованиям закона, следовательно оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии со статьей 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Согласно пункту 15 статьи 14 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

По смыслу приведенной нормы законодателем введен прямой запрет на установку индивидуальных тепловых источников в отдельной квартире жилого дома при наличии центрального отопления, который направлен на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Так же следует учитывать, что система отопления многоквартирного дома представляет единую систему, состоящую из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Из взаимосвязанных положений статей 2, 29, 36 Федерального закона от 30.12.2009 г. №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» видно, что система инженерно-технического обеспечения, предназначенная в том числе для выполнения функций отопления, должна соответствовать требованиям проектной документации в целях обеспечения требований безопасности зданий и сооружений в процессе эксплуатации, при этом требования к параметрам микроклимата в зависимости от назначения зданий или сооружений, условий проживания или деятельности людей в помещениях определяются в строительных и санитарно-эпидемиологических нормах и правилах.

Система инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности; параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Отказ от централизованного отопления представляет собой процесс по замене и переносу инженерных сетей и оборудования, требующих внесения соответствующих изменений в технический паспорт многоквартирного дома.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что право потребителей на отказ от получения услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализовано посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить в рамках реконструкции многоквартирного дома, которая в рассматриваемом случае не запланирована.

Поскольку действующее законодательство несет прямой запрет на установку индивидуальных тепловых источников в отдельной квартире жилого дома при наличии центрального отопления в этом доме, суд пришел к правильному выводу о том, что Комитет городского хозяйства Администрации города Костромы обоснованно отказал Щегольковой Т.Д. в удовлетворении ее заявления о переводе на автономное отопление жилого помещения <адрес>, в связи с чем отказал в удовлетворении требований Щегольковой Т.Д. о признании незаконным отказа о внесении квартиры <адрес> в схему теплоснабжения города Костромы в период ее ежегодной актуализации на перевод квартиры на отопление с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии и возложении на административного ответчика обязанности по внесению соответствующих изменений в Схему теплоснабжения города Костромы.

При этом суд обоснованно указал, что полномочия Комитета городского хозяйства Администрации города Костромы в соответствии с Требованиями к схемам теплоснабжения и порядку их разработки и утверждения, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 года №154, ограничиваются лишь представлением на утверждение главе администрации схемы теплоснабжения города, в то время как утверждается схема главой органа местного самоуправления после проведенной процедуры публичных слушаний.

Обсудив довод апелляционной жалобы о том, что суд не учел, что ряд квартир в многоквартирном доме уже перешел на индивидуальное отопление, судебная коллегия данный довод отклоняет.

Действительно, в таблице 2.3.2 Приложения к постановлению Администрации города Костромы от 29 июня 2017 года №1885 Актуализированная на 2018 год схема теплоснабжения города Костромы до 2028 года представлен перечень жилых помещений, переведенных с центрального отопления на автономное, в том числе указаны помещения по адресу: <адрес> Предложений по переводу жилых многоквартирных домов с централизованного отопления на автономное с проведением мероприятий по реконструкции системы теплоснабжения дома не поступало, за исключением информации от Управления архитектуры и градостроительства г. Костромы с указанием объектов перспективного строительства, указанных в таблице 1.1.2.

Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы доказательств принятия Администрацией г. Костромы решения об изменении схемы теплоснабжения всего многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, не представлено.

Судебная коллегия отмечает, что перевод трех жилых помещений с центрального отопления на автономное произведен до 01.01.2011 г., т.е. до вступления в силу ст. 14 Федерального закона РФ от 27 июля 2010 года №190-ФЗ «О теплоснабжении», устанавливающей запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов.

С учетом изложенного нельзя признать обоснованными доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что она поставлена в неравные условия с другими собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, чем нарушены ее права.

В остальном доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам, материалам дела и направлены на ошибочное толкование норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается. Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда, вынесенное при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, верном применении норм материального и процессуального права, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

В то же время судебная коллегия полагает необходимым исключить из мотивировочной части решения суждения суда, содержащиеся в абзаце 5 на станице 6, поскольку вопрос о законности отказа в выдаче разрешения на переустройство жилого помещения не был предметом судебной проверки в рамках настоящего административного дела.

Руководствуясь статьей 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Ленинского районного суда города Костромы от 16 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Щегольковой Татьяны Дмитриевны – без удовлетворения.

Исключить из мотивировочной части решения суждения суда, содержащиеся в абзаце 5 на станице 6: «Учитывая все вышеизложенное, с учетом того, что Щегольковой Т.Д. Управлением Строительства и капитального ремонта администрации города Костромы отказано в согласовании переустройства жилого помещения и данный отказ ею не оспорен, суд считает, что оснований для внесения изменений в схему теплоснабжения администрации города Костромы в части включения жилого помещения в число помещений с индивидуальным источником отопления, не имеется, поскольку разрешение на переустройство не получено, доказательств того, что при произведенном переустройстве будет сохранен тепловой баланс всего жилого здания, не изменится снижение температуры в примыкающих помещениях, не нарушится гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения, что в свою очередь влияет на безопасность и надежность теплоснабжения потребителей, не представлено.».

Председательствующий:

Судьи: