ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 июня 2019 г. по делу № 33а-12755/2019
судья: Мустафина З.З.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Нурисламова Ф.Т.
судей Фархиуллиной О.Р., Якуповой Н.Н.
при секретаре Атналине В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционным жалобам Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району, Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 года по административному иску прокурора Бурзянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц, государства к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, и.о. председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО2, администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, Совету муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Якуповой Н.Н., судебная коллегия
установила:
прокурор Бурзянского района Республики Башкортостан в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства обратился в Белорецкий межрайонный суд Республики Башкортостан с административным исковым заявлением к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, и.о. председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО2, администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, Совету муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, Министерству земельных отношений и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным. В последующем уточнив исковые требования прокурор указал, что прокуратурой Бурзянского района в декабре 2018 г. по заданию прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства о приватизации муниципального имущества. Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее - Закон) решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. Согласно ч.4 ст.14 Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления самостоятельно определяют порядок принятия решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества. Согласно ст.28 Закона приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, согласно ст.3 действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда. Аналогичное ограничение отражено в решении Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 28 февраля 2017 г. №4-6/49 «Об утверждении Положения о порядке планирования приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан». Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» предусмотрен единственный порядок передачи жилых помещений, входящих в муниципальный жилищный фонд, в собственность иных лиц, это - бесплатная передача (приватизация) жилых помещений в собственность граждан. В соответствии с п. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилого фонда. Предметом договора купли-продажи является муниципальный жилой дом. Согласно требованиям действующего законодательства, жилые помещения не могут быть отчуждены органом местного самоуправления иначе, как путем бесплатной передачи, продажа жилищного фонда путем проведения торгов запрещена, следовательно, сделка по купле-продаже квартиры является ничтожной в силу ст. 168 ГК РФ. В результате проверки соблюдения требований законодательства о приватизации в администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району выявлены вышеуказанные нарушения законодательства, в целях устранения которых 24 декабря 2018 г. в адрес и.о. председателя КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району ФИО2 внесено представление, которые по существу не рассмотрены должностными лицами выявленные нарушения не признаны, меры с целью их устранения и недопущения впредь не приняты. В связи с чем, прокуратура Бурзянского района обратилась в суд с настоящим административным исковым заявлением с целью недопущения указанного характера нарушений повторно. Решением Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 17 мая 2018 г. № 4-17/124 утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на 2018 г. Пунктом 2,3 Решения Совета от 17 мая 2018 г. № 4-17/124 уполномоченным организатором приватизации определен Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району. Исполнение решение должны были обеспечить глава администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району. В соответствие с п.2.5. решения установлен перечень муниципального имущества, планируемого к приватизации в 2018 г. путем продажи на аукционе. Согласно данному пункту решение о приватизации и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан принимается главой администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по представлению уполномоченного организатора способов приватизации в сроки, позволяющие его приватизацию в соответствие с настоящим Прогнозным планом. В соответствие с прогнозным планом приватизации подлежат 8 объектов, прогнозный план опубликован на официальном сайте, torgi.gov. Установлено, что решение об условиях приватизации 7 объектов внесенных в прогнозный план в течение 2018 г. администрацией муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан не принято, оценка стоимости подлежащего приватизации муниципального имущества не проведена, аукцион с целью продажи муниципального имущества не проведен, в силу бездействия со стороны администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и КУС Минзеимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району прогнозный план приватизации муниципального имущества остался не выполненным. Изучено постановление главы администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 14 июня 2017 г. № 672-п о приватизации земельного участка, где расположен объект недвижимости. В соответствии с указанным постановлением, ФИО3 предоставлен в собственность путем выкупа, земельный участок общей площадь 497 кв.м, из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером: №..., находящийся по адрес вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства. На земельном участке имеется: здание, назначение: жилой дом. 1-этажный, общая площадь 120,1 кв.м. В соответствие с договором купли-продажи земельного участка земля реализована администрацией района покупателю за 1816,04 рублей. Установлено, что жилой дом, находящийся на указанном земельном участке ФИО3 приобретен по результатам аукциона проведенного на основании распоряжения главы администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 6 июля 2016 г. № 137-р. В соответствие с указанным распоряжением, утверждена аукционная документация на право заключения договора купли-продажи имущества, жилого дома с земельным участком, расположенного по адрес Изучением аукционной документации установлено следующее, директором ООО «Регион» ФИО1 проведена оценка рыночной стоимости жилого дома с земельным участком. В материалах оценки имеется технический паспорт домовладения, согласно данным которого, общая площадь жилого дома составляет 120,1 кв.м, общая площадь жилых помещений 86. 9 кв.м, в том числе жилая площадь 53, 7 кв.м. В соответствие со свидетельством о государственной регистрации прав от 1 октября 2007 г. общая площадь жилого дома составляет 86, 9 кв.м. Между тем, в извещении о проведении торгов № 080716/7522438/02 указана неверная площадь жилого дома, вместо фактической площади жилого дома 120.1 кв.м, он уменьшен до 54 кв.м. Кроме того, в нарушение распоряжения главы администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 6 июля 2016 г. № 137-р, прогнозного плана о проведении приватизации утвержденного решением Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. № 3-36/349, в извещении не указано о реализации земельного участка. Вышеуказанные незаконные действия лиц проводивших торги, уменьшивших общую площадь жилого дома, не указавших о реализации земельного участка, привело к незаинтересованности лиц в приобретении жилого дома. В итоге, победителем в аукционе явился ФИО3, который изначально и обратился с заявлением о приватизации вышеуказанного жилого дома. Кроме того, согласно действующим требованиям законодательства муниципальный жилой фонд может быть приватизирован только на основании Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ». Администрацией муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району грубо нарушены требования законодательства о приватизации муниципального имущества. Тем самым, нарушаются права муниципального района Бурзянский район, по получению максимальной прибыли с реализуемого муниципального имущества, нарушаются права неопределенного круга лиц желающих участвовать в аукционе и приобрести муниципальное имущество.
С учетом уточнений, административный истец просит признать незаконными действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району и администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан выразившиеся в проведение аукциона по продаже муниципального имущества: жилого дома по адрес с нарушением требований Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ»; признать незаконными действия (бездействие) и.о. начальника КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району ФИО2, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры Бурзянского района от 21 декабря 2018 г. «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества», в не принятии мер по устранению имеющихся нарушений, в принятии мер с целью недопущения данных нарушений повторно; признать незаконным бездействие Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району и администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан выразившееся в неисполнении решения Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 17 мая 2018 г. № 4-17/124 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на 2018 год», а именно выразившееся в не принятии решения о приватизации и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на 2018 год, позволяющее его приватизацию в соответствие с прогнозным планом на 2018 г., и организацию работы с целью приватизации имущества перечень которых отражены в указанном решении; обязать Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району и Совет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан вернуться к рассмотрению представления прокуратуры района от 21 декабря 2018 г. «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества».
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 года уточненное административное исковое заявление прокурора Бурзянского района в защиту интересов неопределенного круга лиц и государства к Комитету по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, и.о. председателя Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан ФИО2, администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, Совету муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан о признании бездействия незаконным, удовлетворено. Постановлено: признать незаконными действия Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району и Администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан выразившиеся в проведение аукциона по продаже муниципального имущества: жилого дома по адрес с нарушением требований Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», Закона РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ».
Признать незаконными действия (бездействие) и.о. начальника КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району ФИО2, выразившиеся в ненадлежащем рассмотрении представления прокуратуры Бурзянского района от 21 декабря 2018 г. «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества», в не принятии мер по устранению имеющихся нарушений, в принятии мер с целью недопущения данных нарушений повторно.
Признать незаконным бездействие Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району и администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан выразившееся в неисполнении решения Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 17 мая 2018 г. № 4-17/124 «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на 2018 год», а именно выразившееся в не принятии решения о приватизации и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на 2018 г., позволяющее его приватизацию в соответствие с Прогнозным планом на 2018 г., и организацию работы с целью приватизации имущества перечень которых отражены в указанном решении.
Обязать Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району и Совет муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан вернуться к рассмотрению представления прокуратуры района от 21 декабря 2018 г. «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества».
Не согласившись с решением суда, Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права. Полагают, что судом подробно не изучены доводы в возращении представителя администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан ФИО4 относительно ст. 219 КАС РФ, поскольку административным истцом пропущен срок обращения с иском в суд. В данном случае объект продажи – жилой дом был предметом прокурорской проверки в декабре 2016 г. С тех пор прошло более 2 лет, с иском истец обратился в феврале 2019 года. Соответственно срок пропущен. Кроме того, судом не принято во внимание, что проданный дом находился в состоянии ветхости, требовал капитального ремонта, его продажа не явилась для бюджета района ущербом. Жилой дом не относился к специализированному жилищному фонду, поэтому каких – либо обременений, препятствующих отчуждению, установлено не было. Судом также не принято во внимание и не дана правовая оценка о надлежащем рассмотрении представления прокурора «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества» от 21 декабря 2018 г. Комитетом по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан в Бурзянском районе.
На решение суда подана апелляционная жалоба и Советом муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан, в которой просят отменить решение суда в части обязания Совета вернуться к рассмотрению представления прокуратуры района от 21 декабря 2018 г. «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества», поскольку данное представление прокурора рассмотрено Советом на заседании комиссии. По итогам которого прокурору направлен ответ, а также в администрацию МР для принятия мер по недопущению впредь подобных нарушений с обязанием должностных и уполномоченных лиц администрации при подготовке документации на проведение торгов по продаже муниципального имущества проводить тщательную проверку всех имеющихся данных, сверку технической документации и муниципального имущества, также подготовить отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации муниципального имущества по итогам 2018 г.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан, Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан, ФИО3 не явились, о месте и времени рассмотрения дела они были извещены надлежащим образом. Кроме того, все указанные лица, обладающие публичными полномочиями, были извещены о месте и времени рассмотрения дела в порядке ч. 8 ст. 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации путем размещения информации о месте и времени рассмотрения дела на официальном сайте Верховного Суда Республики Башкортостан в сети «Интернет».
Учитывая надлежащее извещение вышеперечисленных лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела по апелляционной жалобе, судебная коллегия на основании ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав прокурора Крупнову А.И., выслушав представителей Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району ФИО5, ФИО2, представителя администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан ФИО4, поддержавших доводы апелляционных жалоб, обсудив доводы жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил характер правоотношений сторон административного спора и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для дела, собранным по делу доказательствам дал оценку в их совокупности в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 названного Кодекса по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании прокурором, действующим в интересах неопределенного круга лиц, решения, действия органа, наделенного государственными или публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы лиц, в интересах которых обратился прокурор.
В случае удовлетворения административного иска, суд вправе в резолютивной части своего решения указать конкретные действия в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов лиц, в защиту которых имело место обращение в суд (часть 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ» предусмотрен единственный порядок передачи жилых помещений, входящих в муниципальный жилищный фонд, в собственность иных лиц, это - бесплатная передача (приватизация) жилых помещений в собственность граждан.
В соответствии с п. 1 ст. 4 ЖК РФ жилищное законодательство регулирует отношения по поводу возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилого фонда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, прокуратурой Бурзянского района в связи с поступившим поручением из прокуратуры республики проведена проверка соблюдения требований законодательства о приватизации муниципального имущества.
В результате проверки соблюдения требований законодательства о приватизации в администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району выявлены вышеуказанные нарушения законодательства, в целях устранения которых 24 декабря 2018 г. в адрес и.о. председателя КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району ФИО2 внесено представление, которые по существу не рассмотрены должностными лицами выявленные нарушения не признаны, меры с целью их устранения и недопущения впредь не приняты.
Решением Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 17 мая 2018 г. № 4-17/124 утвержден прогнозный план приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан на 2018 г.
Пунктом 2.3 Решения Совета от 17 мая 2018 г. № 4-17/124 уполномоченным организатором приватизации определен Комитет по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району.
Исполнение решение должны были обеспечить глава администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району.
В соответствие с п.2.5. решения установлен перечень муниципального имущества, планируемого к приватизации в 2018 году путем продажи на аукционе.
Согласно данному пункту решение о приватизации и об условиях приватизации муниципального имущества муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан принимается главой администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан по представлению уполномоченного организатора способов приватизации в сроки, позволяющие его приватизацию в соответствие с настоящим прогнозным планом.
В соответствие с прогнозным планом приватизации подлежат 8 объектов, прогнозный план публикован на официальном сайте, torgi.gov.
Установлено, что решение об условиях приватизации 7 объектов внесенных в прогнозный план в течение 2018 года администрацией муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан не принято, оценка стоимости подлежащего приватизации муниципального имущества не проведена, аукцион с целью продажи муниципального имущества не проведен, в силу бездействия со стороны администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и КУС Минзеимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району прогнозный план приватизации муниципального имущества остался не выполненным.
Согласно постановления главы администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 14 июня 2017 г. № 672-п о приватизации земельного участка, где расположен объект недвижимости, ФИО3 предоставлен в собственность путем выкупа, земельный участок общей площадь 497 кв.м., из категории земель населенных пунктов, с кадастровым номером: №..., находящийся по адрес вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
На земельном участке имеется: здание, назначение: жилой дом. 1-этажный, общая площадь 120,1 кв.м.
В соответствие с договором купли-продажи земельного участка земля реализована администрацией района покупателю за 1 816,04 рублей.
Установлено, что жилой дом, находящийся на указанном земельном участке ФИО3 приобретен по результатам аукциона проведенного на основании распоряжения главы администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 6 июля 2016 г. № 137-р.
В соответствие с указанным распоряжением, утверждена аукционная документация на право заключения договора купли-продажи имущества, жилого дома с земельным участком, расположенного по адрес
Изучением аукционной документации судом установлено, что директором ООО «Регион» ФИО1 проведена оценка рыночной стоимости жилого дома с земельным участком.
В материалах оценки имеется технический паспорт домовладения, согласно данным которого, общая площадь жилого дома составляет 120,1 кв.м, общая площадь жилых помещений 86.9 кв.м, в том числе жилая площадь 53, 7 кв.м.
Согласно свидетельством о государственной регистрации прав от 1 октября 2007 г. общая площадь жилого дома составляет 86, 9 кв.м.
Между тем, в извещении о проведении торгов № 080716/7522438/02 указана неверная площадь жилого дома, вместо фактической площади жилого дома 120.1. кв.м, он уменьшен до 54 кв.м.
Кроме того, в нарушение распоряжения главы администрации муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 6 июля 2016 г. № 137-р, прогнозного плана о проведении приватизации утвержденного решением Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан от 21 июня 2016 г. № 3-36/349, в извещении не указано о реализации земельного участка.
Вышеуказанные незаконные действия лиц проводивших торги, уменьшивших общую площадь жилого дома, не указавших о реализации земельного участка, на что правомерно указано судом первой инстанции, привело к незаинтересованности лиц в приобретении жилого дома.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно руководствовался ст. 217 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом о приватизации государственного и муниципального имущества, регулирующими правоотношения по поводу приватизации имущества, находящегося в муниципальной собственности.
Поскольку согласно действующим требованиям законодательства муниципальный жилой фонд может быть приватизирован только на основании Законом РФ от 4 июля 1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ», однако как установлено судом первой инстанции администрацией муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан и КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району вышеуказанные требования законодательства о приватизации муниципального имущества были нарушены.
Вопреки доводам апелляционной жалобы Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району, выявленные нарушения законодательства, в целях устранения которых 21 декабря 2018 г. в адрес и.о. председателя КУС Минземимущества Республики Башкортостан по Бурзянскому району ФИО2 было внесено представление, доказательства рассмотрения представления по существу должностными лицами и принятия мер с целью их устранения и недопущения впредь в материалы дела не представлены. Представленный в материалы дела ответ и.о. председателя комитета ФИО2 от 21 января 2019 г. №71 также не подтверждает надлежащее рассмотрение вышеуказанного представления прокурора.
Обязание Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений в Республики Башкортостан по Бурзянскому району и Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан вернуться к рассмотрению представления прокуратуры района от 21 декабря 2018 г. «Об устранении нарушений законодательства о приватизации муниципального имущества», согласуется с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 227 названного Кодекса, поскольку направлено на устранение допущенного административными ответчиками нарушения.
Ссылка в апелляционной жалобе на пропуск срока обращения в суд, не может быть признана обоснованной, поскольку в силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что указанные выше нарушения выявлены при получении ответа от 21 января 2019 г. (входящий номер в прокуратуру 23 января 2019 г.) по рассмотрению представления прокурора, срок обращения в суд с данным административным заявлением прокурором не пропущен. Иное исчисление срока основано на неверном толковании норм действующего законодательства.
Таким образом, судом постановлено законное решение, которое отмене не подлежит.
Руководствуясь п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 22 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета по управлению собственностью Министерства земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан по Бурзянскому району, Совета муниципального района Бурзянский район Республики Башкортостан - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Т. Нурисламов
Судьи О.Р. Фархиуллина
Н.Н. Якупова