ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12763/2021 от 30.08.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-12763/2021

Судья: Панова А.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Поповой Е.И.,

судей

ФИО1, ФИО2,

при секретаре

ФИО3,

рассмотрела в открытом судебном заседании 30 августа 2021 года административное дело №2а-989/2021 по апелляционной жалобе ФИО4 на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 марта 2021 года, по административному исковому заявлению ФИО4 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области о признании незаконным решения о приостановлении регистрации права собственности.

Заслушав доклад судьи Поповой Е.И., выслушав объяснения административного истца – ФИО4, возражения представителя административного ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области – ФИО5 (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО4 обратилась в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, в котором просила признать незаконным уведомление административного ответчика от 18 сентября 2020 года №... о приостановлении регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером №..., общей площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, а также обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области зарегистрировать право собственности ФИО4 на вышеуказанный объект недвижимости.

В обоснование требований ФИО4 указала, что по результатам рассмотрения её заявления о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права собственности на жилой дом общей площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области было принято решение о приостановлении регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, в связи с тем, что жилой дом расположен на земельном участке, образованном из состава земель, относящихся к сельскохозяйственным угодьям, однако указанное не соответствует действительности, поскольку земельный участок, на котором расположен жилой дом, относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование которого предполагает строительство жилых строений, в связи с чем, решение административного ответчика является незаконным и немотивированным.

Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга, принятым 15 марта 2021 года, в удовлетворении заявленных требований ФИО4 отказано, по причине того, что вид разрешенного использования земельного участка не предполагает строительство на нем жилого дома.

В апелляционной жалобе административный истец ФИО4 просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении её требований, полагая решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным при существенном нарушении норм материального и процессуального права. В обоснование доводов апелляционной жалобы административный истец указала, что у суда отсутствовали основания для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку вид разрешенного использования земельного участка предполагает строительство на нем жилого дома.

Административный истец - ФИО4, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представитель административного ответчика, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области – ФИО5, действующая по доверенности, в заседание суда апелляционной инстанции явилась, возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО4 принадлежит на праве собственности земельный участок по адресу: Ленинградская область, <адрес> с кадастровым номером №... категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование – для сельскохозяйственного производства, относящийся к сельскохозяйственным угодьям.

На данном земельном участке истцом был возведен 2-х этажный жилой дом, общая площадь 60 кв.м.

16 сентября 2020 года административный истец обратилась к ответчику с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета указанного здания и регистрации права собственности в отношении него. Административным истцом были представлены технический план здания и декларация об объекте недвижимости. Заявление и приложенные документы были зарегистрированы под № 47/000/001/200-499.

В соответствии с уведомлением от 18 сентября 2020 года государственная регистрация права была приостановлена. Основанием для приостановления государственной регистрации послужило не представление документов, необходимых для государственной регистрации, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Согласно Техническому плану объектом учета является жилой дом, возведенный в границах земельного участка с кадастровым номером №..., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - размещение в пределах садового или дачного земельного участка жилых строений, хозяйственных строений и сооружений (с возможностью выращивания сельскохозяйственных культур и разведения сельскохозяйственных животных для индивидуального пользования).

Земельный участок, принадлежащий ФИО4, на котором возведен жилой дом, образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером №... категории земель – земли сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для сельскохозяйственного производства, относящийся к сельскохозяйственным угодьям. Данный земельный участок был образован в результате выдела земельной доли с оценкой 136,68 баллогектаров из земель АО «ПЗ Петровский».

Отказывая в удовлетворении требований ФИО4, суд первой инстанции указал, что вид разрешенного использования земельного участка, на котором возведен истцом жилой дом, в отношении которого было подано заявление на государственную регистрацию – размещение в пределах садового или дачного земельного участка жилых строений, хозяйственных строений и сооружений (с возможностью выращивания сельскохозяйственных культур и разведения сельскохозяйственных животных для индивидуального пользования), поскольку жилое строение и жилой дом имеют различные правовые статусы, а ФИО4 обратилась за регистрацией права именно на жилой дом, а не на жилое строение, оснований у административного ответчика для регистрации права собственности на указанный жилой дом не имелось, в связи с чем, ФИО4 необходимо приведение вида разрешенного использования земельного участка в соответствие, а именно, на вид позволяющий возведение на земельном участке жилых домов.

Судебная коллегия выводы суда первой инстанции не может признать верными в силу следующего.

Пункт 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации содержит принцип использования земель в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей (пункт 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации). Возможность использования земель сельскохозяйственного назначения гражданами, ведущими садоводство, предусмотрена пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.

В свою очередь, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, расположенные на расстоянии не более тридцати километров от границ сельских населенных пунктов, не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства, за исключением случаев размещения линейных объектов в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи.

При этом прямой запрет на использование земель сельскохозяйственного назначения в целях ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке, установлен лишь в отношении сельскохозяйственных угодий (пункт 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, использование земель сельскохозяйственного назначения для ведения садоводства, в том числе и в тридцатикилометровой зоне от границы сельских населенных пунктов, не нарушает принцип целевого использования земель.

Данный вывод согласуется с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", который под садовым земельным участком понимает земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей, а также частью 11 статьи 23 того же Закона, прямо предусматривающей возможность образования из земель сельскохозяйственного назначения садовых и огородных земельных участков в границах территории садоводства или огородничества.

Поскольку статус садового земельного участка определяется специальным федеральным законом, виды его разрешенного использования, в том числе и земельных участков, расположенных в 30-километровой зоне от границ сельских населенных пунктов, не ограничиваются исключительно кодом 1.0 Классификатора N 540, а могут, в зависимости от правового режима земель, представлять собой их сочетание с кодом 13.2 - "ведение садоводства".

Так, содержание вида разрешенного использования "ведение садоводства", определенное названным Классификатором, предполагает как осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур, так и размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей.

Применение нормотворческим органом союза "или", а также пунктуационного знака ";" означает вариативность возможностей использования земельного участка, которые могут определяться целым рядом факторов, таких как нахождение участка в зоне с особыми условиями использования территории или документами территориального планирования.

При этом реализация владельцем земельного участка такого способа его использования, как строительство объекта недвижимости, образует предмет самостоятельного правового регулирования и определяется не только видом разрешенного использования участка, на котором он испрашивается, но и, как это следует из части 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", его включением в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства, в связи с чем, данный вопрос подлежит разрешению в рамках иных правоотношений с иным составом лиц в порядке статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В оспариваемом административным истцом уведомлении от 18 сентября 2020 года № 47/000/001/2020-499 о приостановлении регистрации права собственности административного истца на объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером №... не были приведены обстоятельства, подтверждающие, что отсутствие градостроительных регламентов в территориальной зоне, в которой расположен испрашиваемый участок, обусловлено отнесением спорного земельного участка к зонам, на которые градостроительные регламенты не распространяются либо в отношении которых такие регламенты не устанавливаются.

Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об отказе в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что видом разрешенного использования земельного участка, на котором расположен жилой дом, является садоводство, размещение жилых помещений на земельных участках, отнесенных к данной территориальной зоне, не допускается.

Право собственности административным истцом на указанный нежилой объект зарегистрировано в упрощенном порядке - на основании декларации, при этом административный истец, реализуя право собственника, заявил в декларации о назначении построенного объекта недвижимости как жилого строения.

Судебная коллегия полагает изложенные выводы суда первой инстанции не соответствующими обстоятельствам дела, а также нормам материального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Согласно части 3 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 года N 1653 были внесены изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", указанное положение дополнено разделом VI "Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом".

Как следует из данного Положения, садовый дом признается жилым домом и жилой дом - садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен садовый дом или жилой дом.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 61 названного Положения решение об отказе в признании садового дома жилым домом или жилого дома садовым домом принимается в случае размещения садового дома или жилого дома на земельном участке, виды разрешенного использования которого, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, не предусматривают такого размещения.

Вместе с тем, видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №..., категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - размещение в пределах садового или дачного земельного участка жилых строений, хозяйственных строений и сооружений (с возможностью выращивания сельскохозяйственных культур и разведения сельскохозяйственных животных для индивидуального пользования).

Ссылка в оспариваемом уведомлении административного ответчика на вид разрешенного использования земельного участка "Ведение садоводства" с кодом "13.2", не может быть признана обоснованной, поскольку право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером 47:03:1211002:931 зарегистрировано в установленном порядке с видом разрешенного использования, допускающим размещение в пределах садового или дачного земельного участка жилых строений, хозяйственных строений и сооружений, указанное право собственности в судебном порядке не оспорено, недействительным не признано.

Вопреки положениям статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", согласно которым государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, сведения о виде разрешенного использования земельного участка ФИО4 судом первой инстанции во внимание не приняты.

Кроме того, в соответствии с положениями части 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (в редакции на дату отказа 10 декабря 2019 года) до 1 марта 2021 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок; при этом государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на жилой или садовый дом осуществляются вне зависимости от соблюдения требований, установленных частью 2 статьи 23 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которым строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства. Соответственно, до 1 марта 2021 года правило о допустимости строительства жилого дома на садовом земельном участке только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства, не подлежало применению.

Из пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 8 - 10 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации прямо следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. При этом любая реконструкция таких объектов, то есть изменение этих объектов, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а изменение видов разрешенного использования может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

В данном случае доказательств указанного в материалах административного дела не имеется.

С учетом изложенного, принимая во внимание неправильность выводов суда первой инстанции и неверное определение обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда, как не соответствующее части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с принятием нового решения об удовлетворении требований ФИО4 о признании незаконным уведомление административного ответчика от 18 сентября 2020 года № 47/000/001/2020-499 о приостановлении регистрации права собственности на жилой дом.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть заявление ФИО4 о регистрации права собственности на объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером №..., общей площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 15 марта 2021 года, по административному делу № 2а-989/2021 – отменить, принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление ФИО4 удовлетворить.

Признать незаконным уведомление административного ответчика от 18 сентября 2020 года № 47/000/001/2020-499 о приостановлении регистрации права собственности ФИО4 на объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером №..., общей площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> повторно рассмотреть заявление ФИО4 о регистрации права собственности на объект недвижимости – жилой дом с кадастровым номером №..., общей площадью 60 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в Третий кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.

Председательствующий:

Судьи: