ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12800/18 от 18.12.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33а-12800/2018

Судья Недобор С.Н.

Докладчик Разуваева А.Л.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

город Новосибирск 18 декабря 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Кошелевой А.П.

судей Разуваевой А.Л., Коневой Ю.А.

при секретаре Солодовой Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Кисмерешкина Сергея Михайловича на решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 25 сентября 2018 года, которым в удовлетворении административного искового заявления Кисмерешкина Сергея Михайловича к Отделу ЗАГС Карасукского района Управления по делам ЗАГС Новосибирской области об оспаривании действий должностного лица отказано.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Разуваевой А.Л., изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу начальника отдела ЗАГС Карасукского района – Загородниковой Е.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Кисмерешкин С.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Отделу ЗАГС Карасукского района Управления по делам ЗАГС Новосибирской области об оспаривании действий должностного лица, в котором просил признать отказ руководителя Карасукского отдела ЗАГС Загородниковой Е.Н. в выдаче свидетельства о смерти на Кисмерешкина Михаила Васильевича, <данные изъяты> рождения, уроженца с<данные изъяты> незаконным, обязать отдел ЗАГС по Карасукскому району выдать свидетельство о смерти отца.

В обоснование заявленных требований указано, что его отец Кисмерешкин М.В., <данные изъяты> года рождения, умер в октябре 2017 года, точной даты он сказать не может, так как с отцом долгое время, более двадцати лет, не проживал и не общался. О смерти отца он узнал от своей родной сестры Денисенко М.М. в ноябре 2017 года. В начале 2018 года из администрации Карасукского района он получил письмо, которым его матери было передано представление администрации Карасукского района Новосибирской области. Администрация Карасукского района Новосибирской области выписала предписание его матери Оглоблиной В.А. об устранении нарушений. Обстоятельства нарушения выразились в использовании земельного участка без оформления документов, устанавливающих право на землю. Его отцу Кисмерешкину М.В. было выдано свидетельство о праве собственности № 01082 площадью <данные изъяты> кв.м., под строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В данном месте был построен дом, в котором они с матерью прописаны до настоящего времени. По обоюдному решению он должен был принять наследство, оставшееся после смерти отца, оформить документы на землю и дом. В середине мая он на несколько дней приезжал в г. Карасук с целью принятия наследства и дальнейшего оформления. Дом был приведен в порядок и 16 мая 2018 года он отправился в орган ЗАГС для получения свидетельства о смерти отца с целью обращения к нотариусу, так как данный документ является обязательным.

Руководитель Карасукского отдела ЗАГС Загородникова Е.Н. ответила грубым отказом в получении свидетельства о смерти отца Кисмерешкина М.В. Ответ был со ссылкой об отсутствии родства с умершим. Руководитель ЗАГС пояснила, что он не является родственником умершего, так как у него в свидетельстве о рождении указана фамилия Кисмерешкин, фамилия отца указана Кисмерёшкин, а в паспорте указана его фамилия, как Кисмерешкин, поэтому свидетельство она ему отдать не может. Ведя себя очень грубо и некорректно, руководитель выставила его с мамой за дверь и никаких официальных отказов в выдаче свидетельства им никто не дал. Действительно, в паспорте серия выданном 19.05.2003 г. ОВД Карасукского района Новосибирской области в его персональных паспортных данных фамилия указана как Кисмерешкин, при выдаче паспорта на данное не соответствие указывалось работникам паспортного стола, однако ему была дана ссылка на то, что буквы е и ё являются взаимозаменяемыми. Аналогичные разъяснения были переданы 15 сентября 2009 года отделом кадров Верховного Суда в Пенсионный фонд Российской Федерации.

03.05.2007 года Постановлением Министерства образования и науки № АФ-159/03 утверждены Решения Межведомственной комиссии по русскому языку, разъясняющие использования буквы Ёё в документах. Таким образом, отказ в выдаче свидетельства о смерти его отца руководителем Карасукского отдела ЗАГС Загородниковой Е.Н. является неправомерным, противоречит действующему законодательству.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласился Кисмерешкин С.М., в апелляционной жалобе просит данное решение отменить, принять новое, которым удовлетворить заявленные требования.

В апелляционной жалобе указаны доводы, аналогичные доводам, изложенным в административном иске.

Ссылается на то, что отказ должностного лица мотивирован расхождениями в представленных документах (в свидетельстве о рождении истца указана фамилия Кисмерёшкин, фамилия отца указана Кисмерёшкин, а в паспорте указана фамилия истца как Кисмерешкин, что не соответствует его свидетельству о рождении).

При этом отмечает, что указанный отказ с письменным описанием имеющихся разночтений не был выдан, был дан только устный отказ. Более ничего должностным лицом не было пояснено.

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения начальника отдела ЗАГС Карасукского района Новосибирской области и и.о. начальника Управления по делам ЗАГС Новосибирской области.

На основании статей 150, 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в заседание суда апелляционной инстанции, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Рассмотрев административное дело в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для удовлетворения административного иска по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, является совокупность двух условий: не соответствие принятого решения, действия, бездействия нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Частями 8, 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что при проверке законности указанных решений, действий (бездействия) суд выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены лм требования нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения.

Согласно части 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

При этом, в силу положений ч.2 ст. 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по делам об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти и их должностных лиц административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых решений, действий (бездействия), но обязан: 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец ссылается как на основания своих требований.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия предусмотренных законом оснований для удовлетворения заявленных требований.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу слудующего.

В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» государственная регистрация акта гражданского состояния производится органом записи актов гражданского состояния посредством составления соответствующей записи акта гражданского состояния, на основании которой выдается свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния.

Статьей 9 Федерального закона от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» предусмотрены основания выдачи органом ЗАГС повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.

Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается:

лицу, в отношении которого была составлена запись акта гражданского состояния;

родственнику умершего или другому заинтересованному лицу в случае, если лицо, в отношении которого была составлена ранее запись акта гражданского состояния, умерло.

При этом пунктом 4 статьи 9 Федерального закона «Об актах гражданского состояния» предусмотрено, что лицу, обратившемуся в орган записи актов гражданского состояния лично, повторное свидетельство о государственной регистрации акта гражданского состояния или иной документ, подтверждающий наличие либо отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, выдается в день обращения.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2017 года № 298 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по государственной регистрации актов гражданского состояния органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния на территории Российской Федерации» утвержден Административный регламент (далее по тексту – Регламент).

Согласно Регламента органами ЗАГС, предоставляющими государственную услугу, являются: органы записи актов гражданского состояния, образованные органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 9). Результатом предоставления государственной услуги является при выдаче документа (повторного свидетельства либо справки), подтверждающего наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния, - выдача заявителю повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния, справки либо извещения об отсутствии записи акта гражданского состояния или извещения об отказе в выдаче документа (пункт 11).В силу пункта 18 Регламента в случае личного обращения заявителя в орган, предоставляющий государственную услугу, в котором хранится запись акта гражданского состояния на бумажном носителе, повторное свидетельство (справка) о государственной регистрации акта гражданского состояния выдается в день обращения заявителя при условии представления всех необходимых документов. В случае, если лицо обращается в орган, предоставляющий государственную услугу, по месту хранения записи акта гражданского состояния с запросом в письменной форме, повторное свидетельство (справка) о государственной регистрации акта гражданского состояния не позднее рабочего дня, следующего за днем оформления, высылается в орган ЗАГС по месту жительства или пребывания лица, направившего данный запрос, с уведомлением такого лица о пересылке соответствующего документа.Согласно пункта 19 Регламента выдача заявителю извещения об отказе в государственной регистрации акта гражданского состояния, извещения об отказе во внесении исправлений (изменений) в запись акта гражданского состояния, извещения об отказе в восстановлении либо аннулировании записи акта гражданского состояния производится в день обращения в орган, предоставляющий государственную услугу.В пункте 23 Регламента указаны нормативные акты, в соответствии с которым осуществляется предоставление государственной услуги.Согласно пункта 24 Регламента для предоставления государственной услуги заявителем представляются документы для государственной регистрации конкретного вида акта гражданского состояния или совершения иного юридически значимого действия. В случаях, установленных Федеральным законом, данные документы могут быть представлены уполномоченным лицом. Для выдачи повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния документы могут быть направлены почтовым отправлением с описью вложения.В силу пункта 38 Регламента для получения повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, заявитель представляет:1) заявление о выдаче повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния или иного документа, подтверждающего наличие или отсутствие факта государственной регистрации акта гражданского состояния.Заявление заполняется с использованием компьютерной техники или рукописным способом в соответствии с Правилами заполнения заявлений.Заявление о выдаче повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния может быть направлено в орган, предоставляющий государственную услугу, посредством почтовой связи, через Единый портал или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.2) документ, удостоверяющий личность заявителя;3) документы, подтверждающие право заявителя на получение повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния в соответствии с перечнем документов, подтверждающих в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.11.1997 года № 143-Ф3 «Об актах гражданского состояния» право лица на получение документов о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденным приказом Минюста России от 19 августа 2016 г. № 194.Пунктом 53 Регламента предусмотрено, что за государственную регистрацию актов гражданского состояния и совершение органами, предоставляющими государственную услугу, иных юридически значимых действий заявителями уплачивается государственная пошлина. Размеры и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 25.3 «Государственная пошлина»). Плательщики уплачивают государственную пошлину, если иной порядок не установлен Налоговым кодексом Российской Федерации, в следующие сроки: при обращении за выдачей документов (их дубликатов) - до выдачи документов (их дубликатов); при обращении за совершением иных юридически значимых действий - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов. Государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в котором производилась оплата. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком подтверждается также с использованием информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При наличии информации об уплате государственной пошлины, содержащейся в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, дополнительное подтверждение уплаты плательщиком государственной пошлины не требуется.В силу пункта 54 Регламента размер государственной пошлины за государственную регистрацию актов гражданского состояния, совершение иных юридически значимых действий, установленный статьей 333.26 Налогового кодекса Российской Федерации, составляет: 6) за выдачу повторного свидетельства о государственной регистрации акта гражданского состояния - 350 рублей.Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, отделом ЗАГС Карасукского района Управления по делам ЗАГС Новосибирской области составлена актовая запись о смерти № от 26 октября 2017 года Кисмерешкина Михаила Васильевича, <данные изъяты> года рождения с отсутствием указания места рождения, дата смерти 25 октября 2017 года. Актовая запись составлена на основании медицинского свидетельства о смерти от 25 октября 2017 года, где также указана дата рождения умершего <данные изъяты> года. На основании актовой записи о смерти выдано свидетельство о смерти уполномоченному лицу <данные изъяты>., которому также выдана справка о смерти.2 ноября 2017 года в отдел ЗАГС обратилась Денисенко М.М. с заявлением о внесении исправлений в запись акта гражданского состояния - о смерти Кисмерешкина М.В. в части изменения даты рождения на <данные изъяты> года и указания места рождения - <данные изъяты>. При этом Денисенко М.М. была оплачена госпошлина в размере 650 рублей, предоставлены все необходимые документы: паспорт, свидетельство о смерти, свидетельство о заключении брака. Органом ЗАГС были проверены документы и имеющиеся актовые записи и установлено, что имеется актовая запись о рождении Кисмирешкина Михаила, <данные изъяты> года рождения. По итогам рассмотрения обращения вынесено заключение о невозможности внесения исправлений и отказе ввиду разночтений в фамилии в актовой записи умершего и актовой записи акта о рождении: Кисмерешкин и Кисмирешкин. Заявителю выдан отказ формы № 37.Данные обстоятельства подтверждаются представленными ответчиком документами, имеющимися в деле № 137 по обращению Денисенко М.М.Судом из пояснений сторон установлено, что в мае 2018 года истец обращался в отдел ЗАГС Карасукского района Новосибирской области (точная дата истцом не указана и судом не установлена) за получение повторного свидетельства о смерти отца, при этом получил консультацию должностного лица по наличию разночтений в указании фамилии отца в актовых записях о рождении и смерти, получил разъяснения о возможности получения справки, либо повторного свидетельства и получил реквизиты.

Доказательств обращения истца в соответствии с порядком, установленным Регламентом, то есть с оплатой госпошлины, подачей заявления, не установлено.

Также судом установлено, что наличие расхождений в актовых записях о рождении и смерти отца истца являются очевидными и заключаются в написании фамилии Кисмирешкин и Кисмерешкин, кроме того не совпадает дата рождения, в актовой записи о рождении указано <данные изъяты> года, в актовой записи о смерти - <данные изъяты> года.

Как следует из Регламента, отказ выдается при надлежащем обращении заявителя за повторной выдачей документа о смерти, либо справки.

Необходимость обращения именно за повторной выдачей документа, подтверждается тем, что свидетельство о смерти уже было выдано органом ЗАГС.

Исходя из изложенного, вопреки требованиям истца об оспаривании отказа в выдаче свидетельства о смерти, выдача свидетельства о смерти ему в данном случае невозможна, поскольку оно уже было выдано органом ЗАГСа.

Кисмерешкин С.М. согласно пункта 11 Регламента имел право лишь на получение повторного свидетельства о смерти либо справки, но с обязательным заполнением заявления и с предоставлением документа об уплате госпошлины. При этом подать заявление и предоставить доказательства оплаты госпошлины истец имел право не только при личном обращении, но и по почте и путем электронного обращения.

Таким образом, как верно установлено судом первой инстанции, поскольку выдача свидетельства о смерти истцу была невозможна ввиду ранней выдачи такового, а выдача повторного свидетельства о смерти либо справки невозможна ввиду отсутствия со стороны истца действий, предусмотренных Регламентом по обращению за выдачей повторного свидетельства о смерти отца либо справки, оспариваемые действия должностного лица произведены в соответствии с Регламентом.

В связи с изложенным, оснований для признания незаконными действий должностного лица, судом первой инстанции обоснованно не установлено. При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что отказ руководителя Карасукского отдела ЗАГС в выдаче свидетельства о смерти на Кисмерешкина М.В., не нарушает права и законные интересы заявителя.

Таким образом, судебная коллегия не усматривает предусмотренной ч.2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации необходимой совокупности условий для удовлетворения административного иска и потому с решением суда соглашается.

Доводы апеллянта подлежат отклонению, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, регулирующих возникшие правоотношения сторон.

Ссылки апеллянта на отсутствие письменного отказа с описанием имеющихся разночтений подлежит отклонению, поскольку доказательств письменного обращения к ответчику с соблюдением установленной процедуры им не представлено.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Карасукского районного суда Новосибирской области от 25 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кисмерешкина С.М. – без удовлетворения.

Председательствующий А.П. Кошелева

Судьи А.Л. Разуваева

Ю.А. Конева