Судья Гоношилова О.А Дело № 33а-12816/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Волгоград 12 сентября 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ждановой С.В.,
судей Антропова Е.А. Балашовой И.Б.
при секретаре Корниловой Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя административного истца Ходеряна ВГ – Прохоренко АА на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 июня 2018 года по административному исковому заявлению Ходеряна ВГ к Главному управлению министерства внутренних дел России по Волгоградской области об оспаривании решений, признании приобретшим гражданство Российской Федерации, которым
в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Антропова Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Ходерян В.Г. обратился с настоящим административным иском, в обоснование указал, что заключением УФМС России по Волгоградской области от 26 октября 2015 года признан недействительным паспорт серии № <...>, выданный 29 сентября 2014 года отделением УФМС России по Волгоградской области в Котельниковском районе на имя Ходерян ВГ. Заключением УФМС России по Волгоградской области № 91 от 20 ноября 2015 года Ходерян ВГ признан не приобретшим гражданства Российской Федерации. С указанными заключениями административный истец не согласен, так как считает, что они вынесены с нарушением действующего законодательства, нарушают его права и законные интересы.
Основанием приобретения гражданства Российской Федерации Ходеряном В.Г. в 2004 г. явилось его обращение в УФМС России по Ростовской области в соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской федерации» от 15 мая 2002 года, согласно которому граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках или воинских формированиях, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, без соблюдения условий, предусмотренных п. «а» ч. 1 настоящей статьи и без предоставления вида на жительство. При этом в оспариваемом заключении № 91 от 20 ноября 2015 года указано иное основание приобретение гражданства РФ.
Документом, удостоверяющим его личность, являлся паспорт гражданина СССР. В конце 2003 года административный истец обратился в УФМС России по Ростовской области, где был зарегистрирован по месту пребывания с заявлением о предоставлении ему гражданства РФ по основаниям предусмотренным ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве РФ». На основании заявления и предоставленных документов ему был выдан паспорт гражданина РФ серии № <...> от 18 февраля 2004 года. Последующий обмен паспорта в 2014 году в связи с достижением возраста 45 лет осуществлен на основании ранее выданного паспорта и является законным.
В связи с этим истец просил признать незаконными заключение УФМС России по Волгоградской области от 27 октября 2015 года, заключение УФМС России по Волгоградской области от 20 ноября 2015 года № 91, признать Ходеряна В.Г. приобретшим гражданство РФ.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Ходеряна В.Г. – Прохоренко А.А. выражает несогласие с принятым решением, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Ссылается на неверную оценку представленных доказательств и нарушение судом при рассмотрении дела норм материального права.
В судебное заседание Ходерян В.Г. и его представитель –Прохоренко А.А. не явились о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом ходатайств не представили.
Представитель ГУМВД по Волгоградской области отдела по вопросам гражданства и реадмиссии УМВД России по Волгоградской области России, отдела оказания государственных услуг гражданам РФ УМВД России по Волгоградской области Петрова Л.А. возражала против удовлетворения доводов апелляционной жалобы.
Представитель ГУМВД России по Ростовской области в судебное заседание не явились, о дате рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств не заявили.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 308 КАС РФ, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим обстоятельствам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемые решения приняты в соответствии с действующим законодательством, оснований для их отмены не имеется.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами по следующим основаниям.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ходерян В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был документирован паспортом гражданина Российской Федерации № <...> от 18 февраля 2004 года ОВД Октябрьского района г. Ростов-на-Дону.
29 сентября 2014 года отделением УФМС России в Котельниковском районе Волгоградской области Ходеряну В.Г. выдавался паспорт гражданина Российской Федерации серии № <...> взамен паспорт гражданина Российской Федерации серии № <...> от 18 февраля 2004 года в связи с достижением возраста 45 лет.
Однако, заключением служебной проверки обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации Ходеряна В.Г., утверждённой УФМС России по Волгоградской области 27 октября 2015 года, паспорт гражданина Российской Федерации серии № <...> признан выданным в нарушение установленного порядка и недействительным.
Заключением УФМС России по Волгоградской области № 91 от 20 ноября 2015 года Ходерян В.Г. признан не приобретшим гражданство Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом.
Указом Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 года № 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации», - в целях создания необходимых условий для обеспечения конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, введен в действие паспорт гражданина Российской Федерации. Правительству Российской Федерации поручено утвердить образец бланка и описание паспорта гражданина Российской Федерации, а также положение о паспорте гражданина Российской Федерации.
Во исполнение названного Указа Президента Правительство Российской Федерации издало Постановление от 8 июля 1997 года № 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации».
В соответствии с п. 1 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» утвержденного Постановлением Правительства от 8 июля 1997 года № 828, - паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации.
Пунктом 7 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» утвержденного Постановлением Правительства от 8 июля 1997 года № 828 установлено, что паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию органом внутренних дел Российской Федерации, выявившим такой паспорт.
В пункте 11 названного «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» утвержденного Постановлением Правительства от 8 июля 1997 года № 828 перечислены документы, необходимые для получения паспорта Российской Федерации.
Согласно абз. 6 п. 11 «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» утвержденного Постановлением Правительства от 8 июля 1997 года № 828, - при необходимости для получения паспорта представляются иные документы, удостоверяющие наличие гражданства Российской Федерации, которые определены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325.
В этом же пункте «Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» утвержденного Постановлением Правительства от 8 июля 1997 года № 828 определено, что гражданин вправе не представлять документы, указанные в абзаце шестом пункта 11, а только указать в заявлении о выдаче паспорта сведения об органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации. В данном случае на основании указанных сведений территориальный орган Федеральной миграционной службы запрашивает соответствующую информацию в органе, который принял решение о приобретении гражданства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 21 Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от 30 ноября 2012 года № 391 (в редакции действовавшей на 29 сентября 2014 года), - паспорта выдаются гражданам в 10-дневный срок со дня приема подразделениями всех необходимых документов (или заявления о выдаче (замене) паспорта и личной фотографии в форме электронных документов) в случае оформления паспорта по месту жительства.
Как следует из содержания Заключения служебной проверки УФМС России по Волгоградской области обоснованности документирования паспортом гражданина Российской Федерации Ходеряна Вараздата Григоревича от 27 октября 2015 года, поводом для её проведения послужил запрос о подтверждении оснований выдачи паспорта гражданина Российской Федерации серии № <...>, выданного 29 сентября 2014 года отделением УФМС России по Волгоградской области в Котельниковском районе.
Заключением установлено, что Ходерян Вараздат Григоревич документирован паспортом гражданина Российской Федерации серии № <...>, выданным 29 сентября 2014 года отделением УФМС России по Волгоградской области в Котельниковском районе, на основании паспорта гражданина Российской Федерации, на основании паспорта гражданина Российской Федерации серии № <...>, выданного 18 февраля 2004 года ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону.
В процессе оказания государственной услуги по замене паспорта гражданина Российской Федерации ОУФМС России по Волгоградской области в Котельниковском районе был направлен запрос в ОУФМС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону о предоставлении заявления Формы № 1-П на выдачу паспорта.
Действующим на момент документирования Ходеряна В.Г. паспортом гражданина Российской Федерации по достижению 45-летнего возраста, Административным регламентом устанавливались ограниченные сроки оказания государственной услуги – 10 дней. Поскольку срок предоставления государственной услуги истек, а ответ на запрос из ОУФМС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону не поступил, Ходерян В.Г. 29 сентября 2014 года был документирован отделением УФМС России по Волгоградской области в Котельниковском районе паспортом гражданина Российской Федерации серии 1815 №015942.
Однако, в последствии было установлено, что заключением служебной проверки, утвержденной УФМС России по Ростовской области 26 июля 2008 года, паспорт гражданина Российской Федерации серии № <...>, выданный 18 февраля 2004 года ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, признан выданным в нарушение установленного порядка и объявлен в розыск.
Как следует из содержания заключения служебной проверки, утвержденной УФМС России по Ростовской области 26 июля 2008 года, согласно форме 1-П паспорт № <...> выдан Ходеряну В.Г. в связи с «паспортизацией военнослужащих» на основании паспорта СССР № <...>, выданного 7 сентября 1985 года ОВД Богдановского райисполкома Республики Грузия и военного билета № <...> выданного Богдановским РВК 12 октября 1987 года. В графе 7 формы 1-П «место пребывания» указано: <адрес>. Заявление о регистрации по месту пребывания Ходеряна В.Г. по установленной форме № 1 Приложения к Инструкции о регистрации по месту пребывания по адресу <адрес> с 18 февраля 2004 года по 18 марта 2004 года. Регистрация военнослужащих по месту пребывания осуществлялась по состоянию на 18 февраля 2004 года в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 года № 713 (в редакции от 14 августа 2002 года) и Инструкцией о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД РФ от 23 октября 1995 года № 393 (в редакции от 16 сентября 2002 года).
В соответствии с п.п. 3, 4 Приказа ФМС России от 11 марта 2014 года № 178 «Об организации деятельности территориальных органов ФМС России по изъятию паспортов граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации, и предоставлению информации о паспортах граждан Российской Федерации, удостоверяющих личность граждан Российской Федерации на территории Российской Федерации», - паспорт, выданный в нарушение установленного порядка или оформленный на утраченном (похищенном) бланке паспорта, подлежит изъятию территориальным органом ФМС России, выявившим такой паспорт;
решение о признании паспорта выданным в нарушение установленного порядка принимается на основании заключения по результатам служебной проверки руководителем (начальником) территориального органа ФМС России (уполномоченным им заместителем руководителя территориального органа ФМС России) либо лицом, исполняющим его обязанности.
Статьей 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» установлено, что гражданство Российской Федерации - устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
В соответствии с п.п. 14, 14.1 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19 марта 2008 года № 64, основным исполнителем административных процедур являются территориальные органы. При осуществлении полномочий при реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации территориальные органы, в том числе, проводят проверку обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации с последующим уведомлением (извещением) заявителя (инициатора) о вынесенном заключении о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации.
Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждённым Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 определено, что при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств. Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части седьмой статьи 4 и статьи 42 Федерального закона (пункт 51 Положения). После получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ (пункт 52 Положения).
Аналогичные положения содержатся в пункте 15 Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации от 19 марта 2008 года № 64.
В рамках проведения служебной проверки установлено, что <адрес> – на - Дону принадлежала Министерству обороны, квартиросъемщиком которой являлся ФИО1 Регистрация официальным порядком каких-либо граждан кроме Степаняна и членов его семьи, не производилась. ФИО2 регистрировался по месту пребывания по заявлению квартиросъемщика в нарушение установленного порядка, основания для регистрации отсутствовали.
По результатам проверки УФСМ России по Ростовской области установлено, что ФИО2 18 февраля 2004 года документирован паспортом гражданина РФ без документов, подтверждающих принадлежность к гражданству РФ.
В связи с этим в порядке самоконтроля заключением УФМС России по Волгоградской области, утвержденным 27октября 2015 года, паспорт серии № <...> выданный 29 сентября 2014 года признал недействительным и подлежащим изъятию.
На основании материалов поступивших из отдела паспортной и регистрационной работы УФМС России по Волгоградской области в отдел по вопросам гражданства и реадмиссии УФМС России по Волгоградской области проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии гражданства РФ у ФИО2
В ходе проверки установлено, что ФИО2 с 14 мая 2008 года зарегистрирован по месту жительства на территории Волгоградской области, по адресу: <адрес>. Ранее являлся военнослужащим. На момент первоначального документирования паспортом гражданина Российской Федерации в 2004 году административный истец был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Подпунктом 14.4 пункта 14 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 года № 605 устанавливалось, что для получения паспорта требовалось представление документов, свидетельствующих о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
Проведенной проверкой УФСБ России по Северо - Кавказскому военному округу регистрация по месту пребывания ФИО2 признана необоснованной, а последующее документирование ФИО2 паспортом гражданина Российской Федерации признано УФМС России по Ростовской области осуществленным в нарушение пункта 14 Инструкции о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 15 сентября 1997 года № 605 (без документов, подтверждающих принадлежности к гражданству Российской Федерации). Данные обстоятельства установлены заключением служебной проверки, утвержденной УФМС России по Ростовской области 26 июля 2008 года.
Кроме того, по базе данных АИС «Гражданство», КД МИД России, АС ЦБДУИГ ФМС России ФИО2 не значится в числе лиц, приобретших гражданство Российской Федерации в установленном порядке.
Таким образом, поскольку на момент утверждения заключения от 27 октября 2015 года о признании недействительным паспорта серии № <...>, выданного 29 сентября 2014 года отделением УФМС России по Волгоградской области в Котельниковском районе на имя ФИО2, заключение служебной проверки УФМС России по Ростовской области об обоснованности документирования паспортом гражданина РФ ФИО2, утвержденное 26 июля 2008 года, не оспорено и не отменено, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что заключения УФМС России по Волгоградской области от 27 октября 2015 года о признании недействительным паспорта серии № <...> выданного 29 сентября 2014 года отделением УФМС России по Волгоградской области в Котельниковском районе на имя ФИО2 и № 91 от 20 ноября 2015 года о признании ФИО2 не приобретшим гражданство Российской Федерации приняты уполномоченным органом в установленном законом порядке.
Доводы апелляционной жалобы административного истца о том, что приобрел гражданство в упрощенном порядке как военнослужащий, проходящий военную службу на территории Российской Федерации, ошибочны.
Согласно ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» - граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации без соблюдения условий, предусмотренных пунктом "а" части первой настоящей статьи, и без представления вида на жительство.
Во исполнение Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года № 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
В силу пункта 12.1 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 (в редакции от 31декабря 2003 года, действовавшей на момент документирования паспортом гражданина Российской Федерации), при приеме в гражданство Российской Федерации военнослужащих на основании части четвертой статьи 13 Федерального закона вместе с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке (приложение №1 или №2) представляются:
ходатайство центрального органа военного управления, ведающего вопросами комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, срок действия и форма которого устанавливались Министерством обороны Российской Федерации;
один из документов, подтверждающих владение русским языком;
обязательство о выходе из имеющегося иного гражданства, составленное в произвольной форме, с подписью заявителя, удостоверенной командиром воинской части.
Военнослужащие, проходящие военную службу на территории Российской Федерации, представляют заявление и указанные документы в орган внутренних дел по месту прохождения военной службы, а военнослужащие, проходящие военную службу за пределами Российской Федерации, - в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации. В случае если военнослужащий не мог лично подать заявление и указанные документы, они могли быть переданы в полномочные органы через другое лицо, либо направлены по почте. При этом подлинность подписи военнослужащего в заявлении и соответствие прилагаемых к заявлению копий документов подлинникам удостоверялись командиром воинской части.
Пребывающие в России иностранные граждане (имеющие разрешение на временное проживание), которые проходят службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, согласно Федеральному закону № 62-ФЗ могут приобрести российское гражданство в упрощенном порядке после трех лет воинской службы по контракту.
Форма ходатайства о приеме в гражданство Российской Федерации, утверждена Приказом Министра обороны РФ от 3 июня 2004 года № 168.
Материалы дела указывают, что военную службу ФИО2 проходил до 2002 года включительно, при этом с заявлением о документировании паспортом РФ он обратился в 2003 году, то есть по истечению срока службы.
Таким образом, доказательств того, что ФИО2 обращался в установленном порядке с заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации с необходимым пакетом документов не представлено, решение о приеме в гражданство РФ в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 13 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» в отношении последнего не принималось, на момент обращения с заявлением о выдаче паспорта гражданина Российской Федерации военнослужащим не являлся.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Центрального районного суда г. Волгограда от 22 июня 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ФИО2 – ФИО3 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке гл. 35 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи