Судья: Галиуллина Л.Г. Дело № 33а-12982/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 ноября 2018 года г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей – Сафоновой Л.А., Осиповой С.К.,
при секретаре – Майдановой М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Самарской области на решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 3 августа 2018 года,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., объяснения представителя Государственной жилищной инспекции Самарской области - ФИО1 (по доверенности), поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО2 на доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Самарской области (далее по тексту – ГЖИ Самарской области), ГУ МЧС по Самарской области об оспаривании действий.
В обоснование заявленных требований указано, что 10.07.2017 ФИО2 обратилась в ГЖИ Самарской области с жалобой по факту нарушения в предоставлении услуги электроснабжения и неудовлетворительного содержания <адрес>. Ответ на указанную жалобу до настоящего времени не получен, поскольку направлен административным ответчиком на ненадлежащий адрес. 16.04.2018 ФИО2 обратилась в ГЖИ Самарской области с жалобой, в которой просила: дать пояснения, почему ей до сих пор не дан ответ на жалобу от 10.07.2017; по какой причине ответ направлен по адресу: <адрес>; просила провести проверку в отношении законности и обоснованности способа управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> управляющей компанией ООО «Стандарт Управления»; провести проверку обоснованности и законности начислений платежей за коммунальные услуги. 21.05.2018 г. ФИО2 получен ответ ГЖИ Самаркой области от 16.04.2018 на жалобу от 16.04.2018, в котором отсутствовали ответы на поставленные в ней вопросы. ГЖИ Самарской области не осуществлена проверка счетчиков в доме, не выяснена законность начисления коммунальных платежей. Ответ не содержит объяснений по вопросу направления ответа на жалобу от 10.07.2017 на ненадлежащий адрес.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ФИО2 просила суд признать незаконными действия ГЖИ Самарской области по жалобам от 10.07.2017 и от 16.04.2018, выразившиеся в умышленных действиях по отсутствию ответа на ряд вопросов, указанных в ответе от 16.05.2018, признать незаконными действия ГУ МЧС по Самарской области по оказанию давления на незаконные поборы через своих людей.
Решением Железнодорожного районного суда г.Самары от 3 августа 2018 года исковые требования ФИО2 удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ГЖИ Самарской области по не направлению ответа на заявление ФИО2 от 17.04.2018 в части доводов заявления о незаконном начислении платы за коммунальные услуги, на ГЖИ Самарской области возложена обязанность провести проверку по заявлению ФИО2 от 16.04.2018 в указанной части. В удовлетворении административного иска в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе ГЖИ Самарской области просит отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворения административного искового заявления, как постановленного с нарушением норм материального права. В остальной части решение суда не обжалуется.
В заседании судебной коллегии представитель ГЖИ Самарской области – ФИО1 (по доверенности) доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить по основаниям изложенным в жалобе.
ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о дне слушания надлежаще извещены. На основании ч. 2 ст. 306, ст. 150 КАС РФ судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствии неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, региональных операторов, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Государственной жилищной инспекции Самарской области, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 10.04.2013 г. N 150, жилищная инспекция является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, соблюдению установленных ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее - обязательные требования).
Из материалов дела следует, что 10.07.2017 ФИО2, действующая в интересах ФИО3 обратилась в ГЖИ Самарской области с жалобой по факту произведенного ТСЖ «Современник-» незаконного отключения электроэнергии в квартире №, расположенной в <адрес>. Данный адрес указан и в качестве адреса места жительства заявителей.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним статьей 33 Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
В силу части 5 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу (часть 2).
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3).
Частью 1 статьи 9 названного Федерального закона установлено, что обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме.
Согласно части 1 статьи 12 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Установлено, подтверждено материалами дела, лицами, участвующими в деле не оспаривается, что по результатам рассмотрения жалобы ФИО2 от 10.07.2017 ГЖИ Самарской области проведена проверка, однако ответ на указанную жалобу направлен на ненадлежащий адрес: <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд, является основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Из содержания административного искового заявления, а также пояснений ФИО2, данных в ходе судебного заседания от 03.08.2018 следует, что ответ на жалобу от 10.07.2017, отправленный административным ответчиком на ненадлежащий адрес, получен ею примерно в августе 2017 года. Заявление в суд подано лишь 18.06.2018, т.е. с пропуском трехмесячного срока, при этом уважительных причин пропуска срока обращения в суд не представлено, с ходатайством о восстановлении пропущенного срока административный истец не обращался.
При таких обстоятельствах суд, пришел к правильным выводам о пропуске ФИО4 без уважительных причин срока на обращение в суд с требованиями о признании незаконными действий ГЖИ Самарской области по жалобе от 10.07.2017, и обоснованно отказал в удовлетворении заявления в указанной части.
Отказывая в удовлетворении требований о признании незаконными действий ГУ МЧС по Самарской области по оказанию давления через своих людей на незаконные поборы, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что в нарушение п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, ФИО2 не представлено доказательств, подтверждающих совершение ГУ МЧС по Самарской области в отношении нее каких-либо действий или бездействий, нарушающих ее права.
В указанной части решение суда не обжалуется.
16.04.2018 ФИО2, ФИО3 обратились в ГЖИ Самарской области с жалобой, в которой просили: 1) дать пояснения, почему до сих пор не дан ответ на жалобу от 10.07.2017, и по какой причине ответ направлен по ненадлежащему адресу: <адрес>, вместо верного адреса: <адрес> 2) провести проверку в отношении законности и обоснованности способа управления многоквартирным домом по адресу: <адрес> управляющей компанией ООО «Стандарт Управления»; 3) провести проверку обоснованности и законности начислений платежей за коммунальные услуги.
Исходя из правовой позиции, выраженной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 № 1163-О, от 23.06.2016 № 1230-О, по смыслу взаимосвязанных положений части 3 статьи 8, пунктов 4 и 5 части 1статьи 10 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ государственный орган обязан дать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, если указанные вопросы входят в его компетенцию; если же поставленные вопросы в его компетенцию не входят, то он пересылает обращение гражданина по подведомственности и уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией. Указанные законоположения предполагают, что, во всяком случае, гражданину должен быть дан ответ по существу на все поставленные им в обращении вопросы, если их разрешение входит в компетенцию государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
По результатам рассмотрения жалобы от 16.04.2018 ФИО2 и ФИО3 направлен ответ за подписью и.о. руководителя Управления надзора за договорными отношениями ГЖИ Самарской области ФИО5 за №14215 от 16.05.2018, в котором указано, что в соответствии со сведениями, указанными в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, а также в информационном списке многоквартирных домов, находящихся в управлении лицензиатов, многоквартирный <адрес> числится за управляющей организацией ООО «Стандарт Управления» с 02.03.2018 по настоящее время на основании уведомления лицензиата с приложением протокола общего собрания собственников от 01.11.2017 и договора управления от 08.12.2017. Разъяснено, что в случае несогласия собственников с проведенным общим собранием собственников помещений многоквартирного дома, собственники в порядке, предусмотренном ч. 6 ст. 46 Жилищного кодекса РФ и ст. 181.4 ГК РФ не исключена возможность обжаловать в судебных органах принятые на таких собраниях решения. Дополнительно сообщено, что 30.11.2017 Железнодорожным районным судом г.Самары вынесено решение об отказе в удовлетворении исковых требований по гражданскому делу №2-2634/17 о ликвидации ТСЖ «Современник-». В производстве Арбитражного суда Самарской области находится дело №А55-26387/17 по заявлению ООО «Газпром межрегионгаз Самара» к ТСЖ «Современник-» о несостоятельности (банкротстве). Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.04.2018 по делу №А55-26387/17 ТСЖ «Современник-» признано несостоятельным (банкротом), в отношении организации открыто конкурсное производство сроком на пять месяцев. Конкурсным управляющим утвержден ФИО6 Указано, что в соответствии с ч. 3 ст. 161 ЖК РФ выбор способа управления многоквартирным домом относится к компетенции общего собрания собственников помещений и может быть выбран или изменен в любое время на основании соответствующего решения собрания собственников. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Частично удовлетворяя заявленные ФИО2 требования о признании незаконными действия ГЖИ Самарской области по жалобе от 16.04.2018, суд первой инстанции правильно исходил из того, что её доводы о неполном рассмотрении обращения от 16.04.2018 по существу поставленных вопросов подтверждаются материалами дела.
Так, разъяснений относительно проверке законности и обоснованности, производимых управляющей компанией начислений за коммунальные услуги в ответе ГЖИ Самарской области от 16.05.2018 не содержится.
Таким образом, данный вопрос, указанный в обращении ФИО2, остался без рассмотрения Государственной жилищной инспекции по существу.
При таких обстоятельствах решение суда о признании незаконным бездействия ГЖИ Самарской области по не направлению ответа на заявление ФИО2 от 16.04.2018 в части доводов жалобы о незаконном начислении платы за коммунальные услуги, и возложении на ГЖИ Самарской области обязанности провести проверку по заявлению ФИО2 от 16.04.2018 в указанной части является законным и обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что обращение ФИО2 от 16.04.2018 указаний о фактах нарушения начислений за коммунальные услуги, не содержит, а следовательно, не содержит оснований для проведения проверки по вопросу незаконного начисления платы за коммунальные услуги и основанием для проведения жилищной инспекцией проверки, опровергается содержанием жалобы ФИО2 от 16.04.2018.
При этом, ошибочное указание суда на то, что в жалобе ФИО2 от 16.04.2018 содержались в том числе требования провести проверку обоснованности и законности начисления по 0,59 коп. за 1 кв.м за пожарное обслуживание, с учетом установленных по делу обстоятельств не рассмотрения ГЖИ Самарской области вопроса о незаконном начислении платы за коммунальные услуги, не повлияло на верность выводов суда первой инстанции о неполном рассмотрении обращения от 16.04.2018 по существу поставленных вопросов.
Иных доводов, влекущих отмену решения суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Судебная коллегия считает, что обстоятельства дела судом установлены полно и правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, заявление разрешено в соответствии с действующим законодательством. Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со ст.310 КАС РФ являются безусловным основанием для отмены решения либо привели к принятию неправильного решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Самара от 3 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Самарской области - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия, может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий –
Судьи –