Судья Ширяев А.С. Дело № 33а-12/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ставрополь 24 января 2019 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Фомина М.В.,
судей Строчкиной Е.А., Брянского В.Ю.
при секретаре судебного заседания Мазикиной А.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 января 2019 года
административное дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 12 сентября 2018 года
по административному делу по административному исковому заявлению Авдеевой Натальи Анатольевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя о признании незаконным отказа от обращения в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка и о возложении обязанности устранить нарушенное право истца путем повторного рассмотрения заявления о предоставлении муниципальной услуги «осуществление действий по исправлению реестровой ошибки»
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
установила:
Авдеева Н.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в последствии уточненным в судебном заседании, к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 20 марта 2018 года № 08/10-2273, от обращения в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», и о возложении на административного ответчика обязанности устранить в полном объеме нарушенное право истца путем повторного рассмотрения в установленном порядке вопроса о предоставлении ей муниципальной услуги «осуществление действий по исправлению реестровой ошибки» в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с уточняющими данными межевого плана от 22 декабря 2017 года.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 12 сентября 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе руководитель Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя просит постановленное по делу решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, в частности, что судом первой инстанции не учтено, что спорный земельный участок был сформирован ранее, распоряжением заместителя главы администрации г.Ставрополя от 28.11.2011 № 2736-р утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, ошибок в местоположении границ земельного участка не установлено. При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имелось.
В возражениях на апелляционную жалобу Авдеева Н.А. полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены апелляционная жалоба не содержит.
Авдеева Н.А., представитель Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились, ходатайств об отложении слушания не представили.
При таких обстоятельствах судебная коллегия с учетом мнения лиц, участвующих в деле находит возможным провести судебное заседание в отсутствии указанных лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя Каштанову Н.А. поддержавшую жалобу, а также представителя Авдеевой Н.А. адвоката Антонову О.Г., поддержавшую письменные возражения на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами по делу, согласно землеустроительному делу от 21.09.2016 года 19.06.20106 года Авдеева Н.А. обратилась к главе г.Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка по адресу <адрес> под проектирование и строительство торгово-офисного здания. Геодезической группой ООО «Геолинк» в период с 12 по 28 июня 2006 года выполнен комплекс съемочных землеустроительных работ по межеванию земельного участка, находящегося по вышеуказанному адресу, и его горизонтальной съемки, в составе которого проведена установка межевых знаков на участке, горизонтальная (контурная) съемка в масштабе 1:700, а также проведения комплекса работ по оформлению материалов, в том числе подготовлен акт согласования границ земельного участка и каталог координат и схема границ землепользования, и акт о сдаче межевых знаков на наблюдение за сохранностью. Вычисленная площадь земельного участка составила 825 кв.м.
Постановлением главы г.Ставрополя от 11.07.2006 № 2342 утвержден акт выбора земельного участка, согласовано место размещения торгово-офисного здания по ул.Серова, 464-б в квартале 209 и земельный участок, площадью 825 кв.м (в том числе 248 кв.м с особым режимом использования) предоставлен в Авдеевой Н.А.в аренду на 3 года для проектирования и строительства указанного объекта недвижимости.
Согласно землеустроительному делу от 09.11.2017 года на основании заявления Авдеевой Н.А. инженерами-геодезистами геослужбы МУП «Земельная палата» г.Ставрополя в период с 15.08.2007 по 27.08.2007 выполнен комплекс съемочных землеустроительных работ по межеванию земельного участка, находящегося по адресу <адрес>, и горизонтальной съемки участка, в составе которого проведена установка межевых знаков на участке, проложение теодолитного хода точности 1:2000, горизонтальная (контурная) съемка в масштабе 1:500, вычерчивание плана на жесткой основе, а также проведения комплекса работ по оформлению материалов, в том числе подготовлен акт согласования границ земельного участка и каталог координат и схема границ землепользования, акт проверки состояния ранее установленных границ земельного участка, и акт о сдаче межевых знаков на наблюдение за сохранностью. Вычисленная площадь земельного участка составила 1150 кв.м.
Постановлением главы г.Ставрополя от 15.08.2007 № 2369 Авдеевой Н.А. предоставлен в аренду на 3 года земельный участок площадью 1150 кв.м (в том числе 406,10 кв.м, 72 кв.м с особым режимом использования) для проектирования и организации благоустройства территории, прилегающей к торгово-офисному зданию (без права капитального строительства, по ул.Серова, 464-б в квартале 209.
Земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров № и №.
На основании вышеуказанных постановлений между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя и Авдеевой Н.А. заключены договоры аренды земельных участков от 03.10.2006 № 5382 и от 29.12.2007 № 6376.
После получения разрешения на строительство на предоставленном земельном участке с кадастровым номером № Авдеевой Н.А. возведено нежилое здание общей площадью застройки 1278,9 кв.м, степенью готовности 99%, инвентарный номер № и 10 ноября 2010 года произведена государственная регистрация права собственности на возведенный объект, запись регистрации №.
Постановлением администрации г.Ставрополя от 14.01.2014 № 58 на основании вышеуказанных договоров аренды, решения Ленинского районного суда г.Ставрополя от 28.06.2013, записи регистрации права в ЕГР прав на объект недвижимости от 10.11.2010 №, земельный участок с кадастровым номером № площадью 1150 кв.м и земельный участок с кадастровым номером № площадью 825 кв.м объединены в один земельный участок с кадастровым номером № площадью 1975 кв.м для продолжения строительства торгово-офисного здания и организации благоустройства территории, прилегающей к торгово-офисному зданию (без права капитального строительства). Данный земельный участок предоставлен Авдеевой Н.А. в аренду на 3 года.
30 октября 2017 года в ходе проведения административным ответчиком муниципального земельного контроля арендуемого участка с кадастровым номером № было установлено, что часть принадлежащего Авдеевой Н.А. незаконченного строительством объекта расположена за границами предоставленного ей земельного участка, о чем составлен соответствующий акт.
По заказу административного истца в декабре 2017 года кадастровым инженером проведены землеустроительные работы арендуемого земельного участка с кадастровым номером №, в результате которых была выявлена ошибка в местоположении границ земельного участка, внесенная в сведения государственного кадастра, что было отражено в межевом плане от 22 декабря 2017 года.
С целью исправления ошибки в местоположении границ арендуемого земельного участка 20 февраля 2018 года Авдеева Н.А. обратилась к административному ответчику с заявлением о предоставлении муниципальной услуги - осуществлению действия по исправлению реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу <адрес> в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с уточняющими данными межевого плана от 22 декабря 2017 года.
Письмом от 20 марта 2018 года №08/10-2273 административный ответчик отказал в удовлетворении поданного заявления со ссылкой на отсутствие в «Заключении кадастрового инженера» достаточных обоснований для этого.
Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее также ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ) Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу ст. ст. 7, 8 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения), состоящий, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Кадастр недвижимости содержит сведения об объекте недвижимости, включающий, в числе прочих, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка (ч. 4 ст. 8 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Аналогичные положения содержались в ст. 12 ФЗ от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в ст. ст. 1, 7 ФЗ от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (утративших силу с 1 января 2017 года).
С 01.01.2017 исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ.
Согласно статье 61 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Уведомления об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки направляются органом регистрации прав правообладателям в течение трех рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости в форме и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
Орган регистрации прав при обнаружении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки. Орган регистрации прав не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия данного решения, направляет его заинтересованным лицам или в соответствующие органы для исправления такой ошибки. Порядок и способы направления органом регистрации прав данного решения в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая единый портал, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Суд по требованию любого лица или любого органа, в том числе органа регистрации прав, вправе принять решение об исправлении реестровой ошибки в описании местоположения границ земельных участков.
По истечении шести месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка орган регистрации прав вправе внести изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающих документах, с использованием картографической основы в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости не более чем на пять процентов.
В течение пяти рабочих дней со дня исправления реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, орган регистрации прав обязан уведомить об этом правообладателя земельного участка в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
Споры, возникающие в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в части 7 настоящей статьи, рассматриваются в судебном порядке.
По смыслу указанных правовых норм исправление реестровой ошибки имеет целью обеспечения достоверности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, имеющем публичный характер. Исправление реестровой ошибки возможно как в судебном, так и в административном порядке, в тех случаях, когда ошибка выявлена в документах, послуживших основанием для внесения таких сведений. В административном порядке исправление реестровой ошибки допускается при условии, если изменение сведений о местоположении границ земельного участка не будет превышать 5 процентов площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости. С заявлением об исправлении реестровой ошибки вправе обратиться любое заинтересованное лицо. При этом закон не предусматривает обязанности органа местного самоуправления при обращении к нему заинтересованного лица с соответствующим заявлением, в рамках оказания муниципальной услуги обратиться в орган регистрации прав с заявлением об исправлении реестровой ошибки.
Авдеева Н.А. как заинтересованное лицо, не лишена возможности самостоятельно разрешить вопрос об исправлении реестровой ошибки в соответствии с законом. Обстоятельств, подтверждающих обратное, суду не представлено.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции не указал в решении, какому закону или иному нормативному правовому акту не соответствует отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя от обращения в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, изложенный в письме от 20 марта 2018 года № 08/10-2273 и какие права административного истца нарушены данным отказом.
Следовательно, необходимой совокупности условий, предусмотренных ст.227 КАС РФ по настоящему делу не установлено.
При указанных обстоятельствах постановленное по делу решение суда не может быть признано законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела установлены судебная коллегия находит возможным постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьей 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 12 сентября 2018 года отменить, постановить по делу новое решение.
В удовлетворении административных исковых требований Авдеевой Натальи Анатольевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 20 марта 2018 года № 08/10-2273, от обращения в орган кадастрового учета с заявлением об уточнении местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес> отказать.
В удовлетворении административных исковых требований Авдеевой Натальи Анатольевны к Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя о возложении на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанности устранить в полном объеме нарушенное право истца путем повторного рассмотрения в установленном порядке вопроса о предоставлении ей муниципальной услуги «осуществление действий по исправлению реестровой ошибки» в описании местоположения границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>», в сведениях, внесенных в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с уточняющими данными межевого плана от 22 декабря 2017 года отказать.
Председательствующий:
Судьи