ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-12/20 от 28.01.2020 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

Дело 33а-12/2020

(№33а-12257/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

28 января 2020 г. г. Симферополь

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего Терентьевой Н.А.,

судей Хожаиновой О.В., Яковлева С.В.,

при секретаре Могильной А.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Светличной Натальи Александровны к Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым о признании незаконным решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Светличной Натальи Александровны на решение Ленинского районного суда Республики Крым от 10 октября 2019 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.

Заслушав доклад судьи Терентьевой Н.А., пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, судебная коллегия,

установила:

Светличная Н.А. обратилась в Ленинский районный суд Республики Крым с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным постановление Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 30 апреля 2019 г. №151/2019 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: Республики <адрес>»; обязать рассмотреть заявление Светличной Н. А. об утверждении схемы расположения земельного участка и принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения указанного земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: <адрес>, мотивируя тем, что она является собственником нежилого здания прачечной общей площадью 107,60 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>. 31 января 2019 г. истец обратилась в Администрацию Лениновского сельского поселения Ленинского района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, к которому она приложила документы, подтверждающие право собственности истца на здание прачечной, копии технического и кадастрового паспортов, схему расположения земельного участка, а также технико-экономическое обоснование с расчетом требуемой площади земельного участка в размере 2744 кв.м. Постановлением Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 30 апреля 2019 г. №151/2019 было отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка в 25 раз превышает площадь объекта капитального строительства, расположенного по указанному адресу. С указанным постановлением истец не согласна, считает его незаконным и нарушающим ее права, поскольку действующее законодательство не содержит ограничений предельного размера площади земельного участка. Указывает, что ей было представлено обоснование выделения земельного участка требуемой площадью исходя из санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Решением Ленинского районного суда Республики Крым от 10 октября 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Светличной Натальи Александровны отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Светличной Н.А. подана апелляционная жалоба, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права. Указывает, что решение вынесено без достаточного изучения обстоятельств дела, а выводы суда является необоснованными и преждевременными.

В судебном заседании представитель Светличной Н.А. – Белоцкий Н.А. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил ее удовлетворить.

Светличная Н.А., представитель Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Судебная коллегия, руководствуясь указанными положениями статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Часть 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.

Каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами (статья 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Ленинского районного суда Республики Крым от 14 апреля 2016 г. за Светличной Н.А. признано право собственности на нежилое помещение – здание прачечной, в виде лит. А здание прачечной, общей площадью 107,6 кв.м, основной 84,1 кв.м, подсобной 23,5 кв.м с сооружениями, входящими в ее состав: здание прачечной – лит. А, пристройка лит. а, навес лит. а1, расположенное по адресу: <адрес>.

5 августа 2016 г. на основании указанного решения суда от 14 апреля 2016 г. за Светличной Н.А. зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - здание прачечной, общей площадью 107,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

31 января 2019 г. Светличная Н.А. обратилась в Администрацию Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 2744 кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, цель использования земельного участка – предпринимательство.

К указанному заявлению были приложены: копия паспорта, схема расположения земельного участка, копия кадастрового паспорта, копия технического паспорта, копия решения суда, копия выписки из ЕГРН, технико-экономическое обоснование.

Постановлением Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 30 апреля 2019 г. №151/2019 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>» отказано в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, находящегося по адресу: <адрес>, на котором расположен объект капитального строительства площадью 107,6 кв.м, принадлежащий на праве частной собственности гр. Светличной С.А., в связи с тем, что площадь испрашиваемого земельного участка в 25 раз превышает площадь объекта капитального строительства, расположенного на участке.

Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что вывод административного ответчика, изложенный в постановлении от 30 апреля 2019 г. № 151/2019, что площадь испрашиваемого земельного участка в 25 раз превышает площадь объекта капитального строительства, расположенного по указанному адресу, соответствует действительности, что является основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения указанного земельного участка, является законным и обоснованным, постановление вынесено в пределах полномочий административного ответчика.

С указанными выводами судебная коллегия соглашается, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации право на земельный участок возникает по основаниям, установленным гражданским законодательством, одним из которых, является акт (действие) государственного органа или акт (действие) органа местного самоуправления, должностного лица.

Порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен частью 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса установлено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду граждан, юридических лиц, являющихся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений.

Подпункт 3 пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации определяет, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.

В соответствии с пунктом 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.

В соответствии с пунктами 1 и 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории не влечет возникновения гражданских прав и обязанностей, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, как у административного истца, так и в отношениях между заинтересованными лицами и органом, уполномоченным распоряжаться земельным участком, а лишь является изображением границ земельного участка, на кадастровом плане территории.

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка перечислены в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, данный перечень является исчерпывающим.

Требования к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также приложенным документам установлены частями 1,2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.

В силу части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

Особенности подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории в Республике Крым установлены Порядком подготовки схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и проекта межевания территории, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 16 февраля 2015 года №44.

Пунктом 3 Порядка №44 предусмотрено, что подготовка схемы расположения земельного участка и проекта межевания территории может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом в случаях, установленных законом.

В постановлении президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2012 г. № 12955/11 сформулирован правовой подход, согласно которому при разрешении споров о приобретении собственником объекта недвижимости прав на земельные участки, находящиеся в публичной собственности, судам необходимо исследовать вопрос о площади земельного участка, занятого таким объектом и необходимого для его использования.

В постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 13535/10, 3 июня 20124 г. №1152/14 сформулирована правовая позиция, согласно которой условием приобретения права на земельный участок, необходимый для эксплуатации находящихся на нем объектов недвижимости, является наличие доказательств, подтверждающих указанную заявителем площадь испрашиваемого участка.

Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2015 г. № 309-ЭС15-11394, площадь подлежащего предоставлению земельного участка подлежит определению исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.

Бремя доказывания необходимого размера подлежащего предоставлению в аренду или выкупу земельного участка возлагается на лицо, желающее его арендовать или выкупить (определение Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2016 г. № 64-КГ16-2).

Согласно ответа Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 24 января 2020 №1124/02-21, а также представленных выкопировок из градостроительной документации, земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> имеет вид разрешенного использования – зона застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения, категория земель – земли населенных пунктов.

Как усматривается из материалов дела, на земельном участке, в отношении которого подано заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка расположен объект недвижимости - здание прачечной, общей площадью 107,6 кв.м.

Площадь испрашиваемого земельного участка, указанного административным истцом составляет 2744 кв.м.

При таком значительном превышении площади земельного участка над площадью находящегося на нем объекта недвижимости собственник строения должен обосновать необходимость земельного участка такой площади для использования объекта.

Обосновывая площадь испрашиваемого земельного участка в размере 2744 кв.м, административным истцом было представлено технико-экономическое обоснование, приложение к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

При этом, указанное технико-экономическое обоснование составлено из расчета площади объекта – станции бытового обслуживания населения (прачечная, станция химической чистки и ремонта одежды) в существующих зданиях по адресу: <адрес>, в соответствии с СанПин 2.1.2.2646-10, площадью 591 кв.м.

Вместе с тем, здание площадью 591 кв.м на испрашиваемом земельном участке, отсутствует.

Пояснениями представителя административного истца установлено, что земельный участок площадью 2744 кв.м необходим для постройки в будущем здания прачечной в соответствии с СанПин 2.1.2.2646-10, которым истица намерена владеть как физическое лицо, в связи с чем ее права как физического лица нарушены оспариваемым постановлением.

Вместе с тем, в заявлении об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельного участка указано, что участок необходим в целях предпринимательства, а в заявлении об оспаривании решения органа муниципальной власти заявитель не обосновал истребуемую площадь земельного участка.

Учитывая приведенные выше законоположения и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу, что, принимая оспариваемое постановление от 30 апреля 2019 г. № 151/2019 и отказывая в предварительном согласовании предоставления и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, административный ответчик действовал в пределах полномочий, постановление принято в рамках предоставленных ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого акта соблюден, основания для принятия оспариваемого акта имелись, содержание оспариваемого постановления соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для признания незаконным постановления Администрации Лениновского сельского поселения Ленинского района Республики Крым от 30 апреля 2019 г. №151/2019 «Об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>

Таким образом, отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным по делу доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств. Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Кроме того, из материалов дела следует, что Светличная Н.А. обратилась с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, для целей предпринимательство и зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя.

Указанное по мнению судебной коллегии свидетельствует о наличии спора, возникшего между административным истцом и государственным органом, затрагивающего права и законные интересы административного истца в сфере экономической деятельности.

При этом, в соответствии с правовым подходом, нашедшим отражение в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019), с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела судебная коллегия не вправе отменить судебный акт и направить дело в арбитражный суд исключительно в целях соблюдения правила о подведомственности (правовой пуризм), а не для устранения существенной судебной ошибки.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Руководствуясь статьями 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И ЛА :

решение Ленинского районного суда Республики Крым от 10 октября 2019 г., - оставить без изменения, апелляционную жалобу Светличной Натальи Александровны, - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение 6-ти месяцев.

Председательствующий судья: Н.А. Терентьева

Судья: О.В. Хожаинова

Судья: С.В. Яковлев