ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13067/17 от 23.01.2018 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Дело № 33а-13067/2017 (33а-565/2018)

Судья Силкина Р.И.

Докладчик Кошелева А.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Новосибирск 23 января 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Никитиной Г.Н.

судей Кошелевой А.П., Разуваевой А.Л.

при секретаре Высоцкой И.Ш.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области – Пушкарёва И.Б. на решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 19 октября 2017 года, которым административное исковое заявление ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области к прокурору Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях о признании незаконным и отмене протеста прокурора оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кошелевой А.П., объяснения представителя ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области – Ситниковой Т.В., поддержавшей доводы жалобы, представителя административного ответчика - Довыденко Н.П., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области обратилось в суд с административным исковым заявлением к прокурору Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в котором просит признать незаконным и отменить протест прокурора С.В. Кудрявцева от 18 апреля 2017 года № 8-214в-2017 в отношении ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области.

В обоснование административного иска указано, что 18 апреля 2017 года прокурором Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях советником юстиции Кудрявцевым С.В. внесен протест № 8-214в-2017 на приказ ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области от 02 февраля 2017 года № 99 «О создании добровольной пожарной дружины из числа сотрудников», который получен ФКУ 27.04.2017 года. В протесте прокурор требует отменить указанный приказ по тем основаниям, что создание добровольной пожарной дружины в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области приказом начальника учреждения не возможно и противоречит требованиям Федерального закона от 23.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Протест не основан на законе, создает препятствия в осуществлении ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области деятельности по исполнению приказа Минюста России от 03.09.2007 № 177 «Об утверждении Наставления по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы», а также по профилактике пожаров на объектах ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН, России по Новосибирской области.

Указанные прокурором в протесте виды пожарной охраны не подлежат применению к федеральным органами государственной власти, в том числе, к учреждениям уголовно-исполнительной системы ФСИН России, поскольку в ст. 16 ФЗ № 69-ФЗ не установлено, в каком виде /форме подлежит организации ведомственный пожарный надзор на объектах, находящихся в ведении федеральных органов исполнительн6ой власти.

Указывая в протесте на порядок создания добровольной пожарной дружины только путем учреждения общественного объединения, а также, что учредителем объектовой добровольной пожарной дружины могут выступать физические лица из числа работников организации с согласия собственника имущества организации, прокурор ссылается на Федеральный закон от 06.05.2011 № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», тогда как предметом регулирования Федерального закона от 06.05.2011года № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны.

Приказом ФКУ СИЗО-2 ГУ ФСИН России по Новосибирской области от 02.02.2017 № 99 «О создании добровольной пожарной дружины из числа сотрудников» создана добровольная пожарная дружина на основании п. 157 приказа Минюста России от 03.09.2007 года № 177, которая не является общественным объединением добровольной пожарной охраны. Приказом Минюста России № 177 не определен порядок создания добровольной пожарной дружины путем образования общественного объединения, на которое указывает прокурор в протесте № 8-214в-2017. В состав добровольной пожарной дружины, созданной приказом № 99 от 02.02.2017, входят сотрудники ФКУ «СИЗО-2 ГУФСИН России по НСО, то есть они не являются работниками общественного объединения пожарной охраны.

Решением Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 19 октября 2017 года административное исковое заявление ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области оставлено без удовлетворения.

С вышеуказанным решением суда не согласилось ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области, в апелляционной жалобе, поданной начальником учреждения, изложена просьба об отмене решения суда и принятии нового об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе указаны доводы, аналогичные изложенным в административном иске.

Дополнительно апеллянт полагает, что судом первой инстанции неверно применены и истолкованы нормы материального права, в частности ФЗ № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране», который не имеет отношения к организации деятельности пожарных частей ведомственной пожарной охраны учреждений УИС. Судом не обоснованно не принят во внимание приказ Минюста России от 03.09.2007 № 177, которым в рамках ведомственного пожарного надзора предусмотрено создание добровольных пожарных дружин из числа сотрудников и работников учреждений и органов УИС (п.157 Наставления).

На апелляционную жалобу поданы письменные возражения административного ответчика.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу п.1 ч.2 ст. 227 КАС РФ основанием для удовлетворения требований административного иска по рассматриваемой категории дел является совокупность двух условий: установленное несоответствие оспариваемого решения требованиям закона и нарушение таким решением прав, свобод и законных интересов административного истца.

На основании статьи 28 ФЗ № 2202-1 № «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, 02 февраля 2017 года начальником ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области издан приказ № 99 «Об организации работы добровольной пожарной дружины из числа сотрудников», которым, в целях выполнения мероприятий, обеспечивающих необходимые условия для тушения пожара в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по НСО, приказано: утвердить инструкцию по действиям дежурных помощников начальника следственного изолятора дежурной службы ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по НСО и членов добровольной пожарной дружины дежурной смены ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по НСО при объявлении пожарной тревоги (приложение № 1); определить в состав добровольных пожарных дружин дежурных смены ФКУ СИЗо-2 ГУФСИН России по НСО ( приложение № 2).

В связи с изданием указанного приказа, прокурором Куйбышевской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях С.В. Кудрявцевым внесен протест от 18.04.2017 № 8-214в-2017, в котором прокурор потребовал отменить приказ начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по НСО от 02.02.2017 №99. В протесте указано, что правовые основаны создания добровольной пожарной охраны регулируются ФЗ № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» и, исходя из смысла требований статей 2,6,7 названного Закона, создание добровольной пожарной дружины в ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по НСО приказом начальника ФКУ не возможно и противоречит требованиям федерального законодательства.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами (далее - организации), должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями (далее - граждане).

На основании статьи 1 ФЗ № 69-ФЗ пожарная охрана - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ; ведомственный пожарный надзор - деятельность ведомственной пожарной охраны по проверке соблюдения организациями, подведомственными соответствующим федеральным органам исполнительной власти, требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.

В соответствии со ст. 2 ФЗ № 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу положений статьи 4 ФЗ № 69-ФЗ пожарная охрана подразделяется на следующие виды: государственная противопожарная служба; муниципальная пожарная охрана; ведомственная пожарная охрана; частная пожарная охрана; добровольная пожарная охрана.

На основании статьи 12 ФЗ № 69-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, организации в целях обеспечения пожарной безопасности могут создавать органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны.

Порядок организации, реорганизации, ликвидации органов управления и подразделений ведомственной пожарной охраны, условия осуществления их деятельности, несения службы личным составом определяются соответствующими положениями, согласованными с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности.

Статьей 13 ФЗ № 69-ФЗ предусмотрено, что добровольная пожарная охрана создается и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предметом регулирования Федерального закона № 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране» являются общественные отношения, возникающие в связи с реализацией физическими лицами и юридическими лицами - общественными объединениями права на объединение для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, а также в связи с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией общественных объединений пожарной охраны. Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы создания и деятельности добровольной пожарной охраны, права и гарантии деятельности общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных, регулирует отношения добровольной пожарной охраны с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Статьей 2 ФЗ № 100-ФЗ определено, что добровольная пожарная охрана - социально ориентированные общественные объединения пожарной охраны, созданные по инициативе физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений для участия в профилактике и (или) тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ; добровольная пожарная дружина - территориальное или объектовое подразделение добровольной пожарной охраны, принимающее участие в профилактике пожаров и (или) участие в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ, оснащенное первичными средствами пожаротушения, пожарными мотопомпами и не имеющее на вооружении пожарных автомобилей и приспособленных для тушения пожаров технических средств.

В силу положений статей 6,7 ФЗ № 100-ФЗ под общественным объединением пожарной охраны понимается созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации социально ориентированное общественное объединение физических лиц и (или) юридических лиц - общественных объединений, основной уставной целью которого является участие в осуществлении деятельности в области пожарной безопасности и проведении аварийно-спасательных работ. Общественные объединения пожарной охраны создаются в одной из следующих организационно-правовых форм: 1) общественная организация; 2) общественное учреждение.

Учредителями общественного объединения пожарной охраны могут выступать физические лица и (или) юридические лица - общественные объединения.

Общественной организацией пожарной охраны является основанное на членстве общественное объединение пожарной охраны, созданное физическими лицами и (или) юридическими лицами - общественными объединениями для осуществления совместной деятельности, защиты общих интересов и достижения уставных целей.

Общественные организации пожарной охраны для достижения уставных целей организуют и обеспечивают создание подразделений добровольной пожарной охраны, подготовку добровольных пожарных и материальное стимулирование участия добровольных пожарных в обеспечении пожарной безопасности.

Указом Президента РФ от 13 октября 2004 № 1314 утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, в соответствии с п.11 которого директор организует, реорганизует и ликвидирует в соответствии с законодательством Российской Федерации органы управления и подразделения ведомственной пожарной охраны, по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России утверждает положения о них.

Приказом ФСИН от 14 января 2014 № 4 утверждено Положение о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы, пунктами 3,4 которого определено, что в состав Ведомственной пожарной охраны (ВПО) входят, должностные лица ВПО - лица, наделенные в соответствии с законодательством Российской Федерации и ведомственными правовыми актами полномочиями по осуществлению ведомственного пожарного надзора и контроля и иных мероприятий в сфере пожарной безопасности на объектах учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее - подведомственные объекты); органы управления ВПО включают в себя ведомственную противопожарную службу управления режима и надзора Федеральной службы исполнения наказаний, отделы (инспекции) ВПО территориальных органов ФСИН России; подразделения ВПО - штатные подразделения и противопожарные формирования, создаваемые в учреждениях уголовно-исполнительной системы (далее - УИС), для обеспечения выполнения мероприятий по предупреждено и тушению пожаров на подведомственных объектах.

Положения об органах управления и подразделениях ВПО УИС разрабатываются и утверждаются в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", структура и штатное расписание органов управления и подразделений ВПО утверждаются в порядке, установленном ФСИН России.

Приказом Минюста РФ от 03.09.2007 № 177 утверждено Наставление по организации деятельности пожарных частей, отдельных постов, групп пожарной профилактики ведомственной пожарной охраны учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы (далее Наставление), пунктом 18 которого установлено, что Начальник (руководитель) учреждения или органа УИС обязан подписывать приказы о создании пожарно-технической комиссии учреждения УИС, добровольных пожарных дружин (ДПД), секций пожарной безопасности.

Раздел 10 Наставления посвящен организации деятельности пожарно-технических комиссий (ПТК), добровольных пожарных дружин (ДПД), секций пожарной безопасности (СПБ).

В частности пунктами 157,158,159,160,164 раздела 10 Наставления определено, что ДПД создаются из сотрудников, работников учреждений и органов УИС.

Организация и руководство ДПД возлагается на заместителя начальника учреждения УИС по безопасности и оперативной работе, в территориальном органе УИС - на одного из заместителей руководителя территориального органа УИС.

Обучение членов ДПД действиям при пожаре осуществляется инспекторами по ведомственному пожарному надзору учреждения УИС.

Порядок оповещения и сбора членов ДПД, организация их работы по ликвидации пожаров производятся на основании инструкции, утверждаемой начальником учреждения или органа УИС.

Начальствующий состав подразделений ВПО учреждений УИС оказывает необходимую организационную, методическую помощь в работе ПТК, ДПД, СПБ. Руководством учреждений УИС периодически (по представлениям начальника подразделения ВПО учреждения УИС) должны поощряться наиболее отличившиеся члены указанных формирований в работе по обеспечению пожарной безопасности объектов учреждений УИС.

Из приведенных положений законодательства РФ в совокупности следует, что Приказ Минюста РФ, которым утверждено Наставление, входит в систему законодательства РФ, установленную ст.2 ФЗ № 69-ФЗ, которое регулирует пожарную безопасность.

Создание добровольной пожарной дружины по ныне действующему законодательству возможно как в рамках добровольной пожарной охраны, деятельность которой регулируется Федеральным законом № 100-ФЗ, так и в рамках ведомственной пожарной охраны уголовно-исполнительной системы, деятельность которой регулируется статьей 12 ФЗ № 69-ФЗ, Положением о ведомственной пожарной охране уголовно-исполнительной системы и Наставлением, утвержденным приказом Минюста РФ № 177 от 03.09.2007. При этом, согласно Положению о ведомственной пожарной охране уголовного-исполнительной системы и Наставлению, добровольная пожарная дружина является структурным подразделением ведомственной пожарной охраны уголовно-исполнительной системы, называемым противопожарным формированием.

Вопреки доводам апеллянта, из содержания приказа от 02.02.2017 № 99, в отношении которого прокурором принесен оспариваемый протест, не ясно в рамках какого именно вида пожарной охраны в СИЗО-2 начальником учреждения организована деятельность добровольной пожарной дружины: добровольной пожарной охраны или ведомственной пожарной охраны. Организация в ФКУ СИЗО-2 добровольной пожарной дружины как подразделения добровольной пожарной охраны, как верно указано в оспариваемом протесте прокурора, противоречит приведенным выше положениям федерального закона № 100-ФЗ. Доказательств того, что в СИЗО-2 создана в установленном законом порядке ведомственная пожарная охрана, утверждены структура и штатное расписание органов управления и подразделений ВПО и что деятельность добровольной пожарной дружины организована приказом № 99 от 02.02.2017 именно как деятельность подразделения ведомственной пожарной охраны в материалы дела не представлено.

В связи с этим, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось, потому решение суда по существу является верным, отмене не подлежит. Доводы жалобы об обратном также не свидетельствуют, потому не могут быть приняты. Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда, при рассмотрении дела не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Куйбышевского районного суда Новосибирской области от 19 октября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ФКУ СИЗО-2 ГУФСИН России по Новосибирской области Пушкарёва И.Б - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи