ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13083/19 от 03.09.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Садыков И.И. Дело № 33а-13083/2019

Учет № 020а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

председательствующего судьи Сибгатуллиной Л.И.,

судей Гафиятуллина Ш.Ш., Шакуровой Н.К.,

при секретаре судебного заседания Садиковой Э.Ф.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сибгатуллиной Л.И. административное дело по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 на решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 мая 2019 года, которым постановлено:

отказать в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» о признании незаконным заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» от 25 января 2018 года, утвержденное Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан № 30 от 25 января 2018 года; об обязании ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административных истцов путем прекращения вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории Волжско-Камского государственного природного заповедника.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей административных истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 – ФИО7 и ФИО8, поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей административного ответчика Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан ФИО9 и ФИО10, объяснения представителя административного ответчика Волжско-Камского государственного природного заповедника ФИО11 и объяснения заинтересованного лица ФИО12, высказавшихся против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО6 обратились в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан (далее - Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан) и федеральному государственному бюджетному учреждению «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» (далее – ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник») об оспаривании заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы. Заявленные требования мотивированы следующим.

Административные истцы проживают в непосредственной близости от территории Волжско-Камского государственного заповедника.

Осенью 2018 года на территории заповедника началась вырубка лесных насаждений.

Административные истцы обратились в ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник», Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан, Прокуратуру Республики Татарстан, Зеленодольскую городскую прокуратуру Республики Татарстан с письмом о прекращении дальнейшей вырубки.

При этом была представлена информация о том, что на основании утвержденного 25 марта 2016 года директором заповедника ФИО11 задания на проектирование общество с ограниченной ответственностью «НефтьСтройПроект» подготовило проектные материалы «Благоустройство территории дендрария заповедника» для сбора туристических групп», в которых отражена вырубка древесно-кустарниковой растительности и корчевание пней на общей площади около 4500 кв.м.

Проектные материалы получили положительное заключение государственной экологической экспертизы от 25 января 2018 года и были утверждены приказом Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от 25 января 2018 года №30.

6 декабря 2018 года для выяснения оснований вырубки лесных насаждений территории заповедника в адрес заповедника было направлено письмо о предоставлении информации по материалам проектной документации по проекту «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп».

11 декабря 2018 года административные истцы ознакомились со всеми материалами проектной документации по указанному проекту.

Административные истцы просили признать незаконным заключение от 25 января 2018 года экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Благоустройство территории дендрарии ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» (государственную экологическую экспертизу), утвержденное приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Татарстан от 25 января 2018 года №30, и обязать ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» устранить нарушение их прав путем прекращения вырубки древесно-кустарниковой растительности на территории заповедника.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5 ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Они считают, что суд неправильно применил нормы материального права, настаивают на наличии оснований для удовлетворения заявленных требований. Указывается, что оспариваемая проектная документация составлена с учетом действующего Положения о дендрарии от 2009 года, однако утверждение заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов проектной документации «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» требует внесения изменений в указанное Положение от 2009 года, что не соответствует целям проведения государственной экологической экспертизы - установлению соответствия планируемых видов деятельности действующей документации, а не наоборот. Отмечается, что Положение о дендрарии от 2009 года является одним из документов, обосновывающих мероприятия по строительству автостоянки в рамках проекта «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» и входит в Приложение «В» раздела проектной документации по оценке воздействия на окружающую среду. По мнению заявителей апелляционной жалобы, суд первой инстанции проигнорировал их доводы о том, что реализация оспариваемого проекта нарушает их право на благоприятную среду, оказывает негативное воздействие на флору и фауну, а также необоснованно оставил без внимания то обстоятельство, что участок застройки расположен в хозяйственной зоне дендрария, в которой нормативными правовыми актами не предусмотрено размещение автостоянок, и не принял во внимание заключение кадастрового инженера ФИО13, обосновывающее невозможность проезда по дороге поселка Садовый Раифского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Административные ответчики Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан и ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» представили в суд апелляционной инстанции свои возражения, в которых выражается несогласие с доводами апелляционной жалобы и содержится просьба об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы – без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте настоящего судебного заседания извещены.

Присутствующий в судебном заседании ФИО14 не допущен к участию в деле в качестве представителя заинтересованного лица общества с ограниченной ответственностью «НефтьСтройПроект» на основании части 3 статьи 55 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), поскольку не представил доказательства наличия у него высшего юридического образования.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан (Татарстан) представило заявление с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Заинтересованные лица Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Республики Татарстан, Прокуратура Республики Татарстан и Зеленодольская городская прокуратура Республики Татарстан, исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан и исполнительный комитете Раифского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан своих представителей в суд не направили.

Заинтересованные лица ФИО15, ФИО16, ФИО17 в суд не явились.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 КАС РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения.

На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 года №174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон «Об экологической экспертизе») определено, что экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Государственная экологическая экспертиза организуется и проводится федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 10 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

Подпунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона «Об экологической экспертизе» установлено, что объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются в частности проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий федерального значения, на Байкальской природной территории, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция таких объектов в границах особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу пункта 5 статьи 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

В состав экспертной комиссии государственной экологической экспертизы включаются внештатные эксперты, по согласованию с ними, и в случаях, определенных нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области экологической экспертизы, могут включаться в качестве экспертов государственной экологической экспертизы его штатные сотрудники и штатные сотрудники органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 15 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» заключением государственной экологической экспертизы является документ, подготовленный экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, содержащий обоснованные выводы о соответствии документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, одобренный квалифицированным большинством списочного состава указанной экспертной комиссии и соответствующий заданию на проведение экологической экспертизы, выдаваемому федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Заключение, подготовленное экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, после его утверждения федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации приобретает статус заключения государственной экологической экспертизы. Утверждение заключения, подготовленного экспертной комиссией государственной экологической экспертизы, является актом, подтверждающим соответствие порядка проведения государственной экологической экспертизы требованиям настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 4 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе»).

В соответствии с абзацем 2 пункта 5 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы является одним из обязательных условий финансирования и реализации объекта государственной экологической экспертизы. Положительное заключение государственной экологической экспертизы имеет юридическую силу в течение срока, определенного федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации, проводящим конкретную государственную экологическую экспертизу

Согласно пункту 8 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» заключения государственной экологической экспертизы могут быть оспорены в судебном порядке.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 года №1219 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее – Положение от 11 ноября 2015 года) и изменены и признаны утратившими силу некоторые актов Правительства Российской Федерации, в том числе ранее действовавшее Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года №404.

Пунктом 1 Положения от 11 ноября 2015 года определено, что Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней областях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, в области обращения с животными, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления (далее - отходы), в том числе в области обращения с твердыми коммунальными отходами (за исключением вопросов тарифного регулирования), охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы.

Приказом Минприроды России от 6 мая 2014 года №204 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (далее – Административный регламент), который определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) при предоставлении Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор) и ее территориальными органами государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня (далее - государственная экологическая экспертиза), а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями Росприроднадзора и территориальных органов Росприроднадзора, их должностными лицами и заявителями при предоставлении государственной услуги (пункт 1 Административного регламента).

Пункт 31 Административного регламента предусматривает, что предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления и материалов заявителя; рассмотрение заявления и представленных материалов; формирование и направление межведомственных запросов; подготовка и издание приказа об организации и проведении государственной экологической экспертизы; проведение государственной экологической экспертизы; выдача заключения государственной экологической экспертизы.

Из материалов дела видно, что постановлением Совета Министров РСФСР от 13 апреля 1960 года №510, приказом Главохоты РСФСР от 13 мая 1960 года №159 и распоряжением Совета Министров ТАССР от 30 августа 1960 года №1133-Р, образован Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник, который является особо охраняемой природной территорией федерального значения, входит в состав природно-заповедного фонда Российской Федерации и Республики Татарстан, входит в систему биосферных резерватов ЮНЕСКО. Заповедник расположен в Зеленодольском и Лаишевском районах Республики Татарстан на левобережных террасах Волги, занимает общую площадь 11401,0 га, состоит из двух участков – Сараловского и Раифского, которые удалены друг от друга на 100 км, из них на долю Раифского участка приходится 5921,0 га.

Для обеспечения заповедного режима вокруг заповедника постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №407 от 21 июня 1995 года создана охранная зона.

Дендрологический сад Раифского лесничества был заложен в 1921 году Казанским университетом на площади 0,46 га. В настоящее время площадь дендрария составляет 21,5 га, в том числе 2,0 га занимает территория хозяйственной зоны. В 1978 году дендрарий вошел в каталог российских Ботанических садов и является крупнейшим дендрарием Республики Татарстан.

В состав Волжско-Камского заповедника дендрарий вошел в 1960 году.

На основании утвержденного директором ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» ФИО18 задания от 13 декабря 2016 года на проектирование объекта обществом с ограниченной ответственностью «НефтьСтройПроект» в 2017 году разработана проектная документация «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп».

Проектная документация разработана для разрешения проблем парковки организованных автобусных экскурсий и личного автотранспорта посетителей дендрария, а также оптимального вывода посетителей на начало экскурсионного маршрута.

Участок проектирования общей площадью 0,58 га расположен в зелесенной террасированной поверхности нижней части левобережного склона долины реки Сер-Булак, протекающей на расстоянии 110 м северо-восточнее. Вдоль юго-восточной границы участка расположены лесополоса из возрастных елей и ограждение хозяйственной зоны дендрария. За ограждением расположена улица Заречная и граница жилой зоны поселка Садовый Раифского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Северо-западная граница участка проходит вдоль лесопросеки, протянувшейся с юго-запада на северо-восток. С других сторон граница участка проходит по залесенной территории хозяйственной зоны дендрария.

В состав проектной документации вошли 8 разделов, в том числе пояснительная записка; схема планировочной организации земельного участка, общие сведения; архитектурные решения, конструктивные и объемно-планировочные решения; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; проект организации строительства; перечень мероприятий по охране окружающей среды; оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС);технический отчет по результатам инженерно-экологических, инженерно-метеорологических изысканий ИЭИ, ИГМИ, а также технический отчет по результатам инженерно-геодезических изысканий ИГД.

Участок проектируемых работ расположен на западной окраине поселка Садовый Раифского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан. Территория площадки благоустройства входит в перечень земельных участков, находящихся в хозяйственном пользовании на территории Раифского участка заповедника в выделенной функциональной зоне дендрария (квартал №31) и относится к территории хозяйственной зоны дендрологического сада (дендрария) Раифского участка заповедника, предполагающей возможность доступа на указанную территорию сотрудников и пенсионеров заповедника в целях реализации ими мероприятий по разрешенному использованию хозяйственной зоны дендрария: выращивание овощных культур.

В состав основных сооружений проектируемого объекта входят разворотная щебеночная площадка размером 50м х 70м с парковочными местами; места сбора туристических групп – павильоны-навесы размером 20м х 70м в количестве 3 штук; подъездная дорога 4-ой категории с улицы Заречной, щебеночная тропа для туристов; блочный сантехнический контейнер (туалет с раковинами); емкость для воды объемом 10 куб.м; ограждение периметра площадки продуваемой оградой из негорючих материалов сеткой «Kiser»; ворота в количестве 2 штук; киоск охраны / касса и видеонаблюдение стоянки с выводом в управление заповедника.

Ближайшая граница жилой зоны расположена на расстоянии 20 м юго-восточнее площадки проектирования.

Постановлением главы Раифского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 10 июля 2017 года №4 назначены публичные слушания по оценке воздействия на окружающую среду объектов государственной экологической экспертизы.

Информация о месте размещения проектных материалов и предварительных материалов оценки воздействия на окружающую среду, а также о месте и дате проведении общественных слушаний была опубликована в средствах массовой информации, в частности в газете «Зеленодольская правда» №52 (14768) от 12 июля 2017 года, в газете «Республика Татарстан» №101 (28289) от 14 июля 2017 года и в газете «Российская газета» №158 (7324) от 20 июля 2017 года, а также размещена на интернет-сайте ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» (www.vkgz.ru).

21 августа 2017 года с 9 час. 00 мин. до 12 час. 00 мин. в здании администрации Раифского сельского поселения Зеленодольского муниципального района Республика Татарстан по адресу: Республика Татарстан, <...> состоялись общественные слушания.

В тот же день 21 августа 2017 года составлен протокол проведения общественных слушаний по проектным материалам и материалам оценки воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп. По итогам общественных слушаний планируемые мероприятия по благоустройству участка территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный биосферный заповедник» для сбора туристических групп, были одобрены.

Приказом Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от 27 декабря 2017 года №780 «Об организации и проведении государственной экологической экспертизы проектных материалов «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» по заказу ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» образована комиссия государственной экологической экспертизы, члены которой привлечены к участию в деле в качестве заинтересованных лиц.

Уведомление о начале работы экспертной комиссии, содержащее информацию о сроке ее проведения, дате и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии было размещено на официальном сайте Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан в разделе «Новости».

На государственную экологическую экспертизу были представлены проектная документация «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп»; материалы заключений, согласований, документы, предшествовавшие проектированию; дополнительные материалы, в том числе вышеназванное задание от 13 декабря 2016 года на проектирование объекта, правоустанавливающие документы на земельный участок под строительство, технические условия на проектирование электроснабжения, технические условия на водоснабжение/водоотведение проектируемого объекта, технические условия на проектирование системы связи объекта.

Заключением экспертной комиссии от 25 января 2018 года по результатам государственной экологической экспертизы сделан вывод о том, что проект «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» соответствует экологическим требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, и намечаемое воздействие на окружающую среду при реализации указанного проекта допустимо, реализация проектных решений возможна.

Раздел «Предложения и рекомендации экспертной комиссии государственной экологической экспертизы» оспариваемого заключения содержит указание на актуализацию и утверждение в установленном порядке Положения о ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» (положения о дендрарии) с внесением изменений в части возможности использования хозяйственной зоны дендрария для обеспечения организации и проведения учебных и эколого-просветительских экскурсий, включая строительство соответствующих объектов инфраструктуры, со ссылкой на письмо ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» от 24 января 2018 года №46 в Управление Росприроднадзора по Республике Татарстан, а также указание на внесение соответствующих изменений в правоустанавливающие документы заповедника на земельные участки.

В заключении государственной экологической экспертизы отражено, что на предпроектной стадии были рассмотрены альтернативные варианты реализации проекта. Из четырех рассмотренных вариантов к реализации принят вариант, учитывающий требования природоохранных ограничений и предполагающий минимальные воздействия на компоненты окружающей среды.

Срок действия заключения государственной экологической экспертизы установлен на 3 года.

В тот же день приказом Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан от 25 января 2018 года №30 оспариваемое заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы утверждено.

Уведомление о результатах проведения государственной экологической экспертизы проектной документации «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» для сбора туристических групп» направлено в Росприроднадзор и в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан.

Информация о результатах проведения государственной экологической экспертизы размещена на официальном сайте Управления Росприродназора по Республике Татарстан.

Таким образом, доказательства соблюдения административным ответчиком Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан установленных Административным регламентом административных процедур предоставления государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы имеются в материалах дела.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что государственная экологическая экспертиза проекта «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп» была проведена в установленном законом порядке, пришел к выводу, что реализация проекта не нарушает права административных истцов на благоприятную окружающую среду и не оказывает негативного воздействия на флору и фауну на территории заповедника, и с учетом данного обстоятельства пришел в удовлетворении административного искового заявления отказал.

Суд апелляционной инстанции с выводами суда по данному делу соглашается.

Согласно пункту 5 статьи 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях») государственные природные заповедники и национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. Государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального значения или особо охраняемым природным территориям регионального значения. Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

В соответствии с пунктом «г» статьи 7 указанного Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» одной из возложенных на государственные природные заповедники задач является экологическое просвещение и развитие познавательного туризма.

Пунктом 2 статьи 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что на территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность; ведение эколого-просветительской работы и развитие познавательного туризма (подпункты «б», «е»).

Пункт 4 статьи 9 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» предусматривает, что на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.

Положение о ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» (далее – Положение) утверждено руководителем Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Министерства природных ресурсов Российской Федерации ФИО19 19 марта 2001 года в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 5 января 2001 года №1.

В соответствии с разделом 1 «Общие положения» указанного Положения ФГБУ «Волжско-Камский государственный природный биосферный заповедник» является государственным природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением федерального значения, имеющим целью сохранение генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем зоны смешанных лесов, а также получение научной информации о происходящих в природе процессах.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 №2322-р утверждена Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года (далее – Концепция), определяющая основные направления развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения (далее - особо охраняемые природные территории), а также меры, направленные на повышение эффективности государственного управления в указанной сфере.

Концепция разработана в соответствии с положениями Экологической доктрины Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года №1225-р, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1663-р, а также с учетом российского и международного опыта в сфере организации и функционирования особо охраняемых природных территорий.

Целью Концепции является развитие системы особо охраняемых природных территорий путем повышения эффективности государственного управления в сфере организации и функционирования системы особо охраняемых природных территорий в интересах устойчивого развития Российской Федерации, обеспечения экологической безопасности, охраны биологического и ландшафтного разнообразия, сохранения и рационального использования природного и культурного наследия.

Раздел 10 Концепции определяет, что для развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 года, для обеспечения развития познавательного туризма необходимо в частности разработать комплекс экскурсионных программ для различных категорий посетителей, уделяя приоритетное внимание демонстрации диких животных в естественной среде; обеспечить обустройство (в том числе информационное) экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов, смотровых площадок, мест наблюдения за дикими животными; создавать новые и модернизировать существующие музеи и информационные центры для посетителей; провести оценку предельно допустимых нагрузок и определить пути минимизации негативного воздействия на природные экосистемы; разработать и внедрить систему добровольной сертификации экскурсионных экологических троп и туристических маршрутов на особо охраняемых природных территориях; создать инфраструктуру для обеспечения сервисного обслуживания посетителей, в том числе путем привлечения инвесторов; разработать серию типовых проектов элементов туристической инфраструктуры (кемпингов, гостевых домов, остановочных пунктов и др.) под единым брендом; разработать предложения по формированию и совершенствованию экономических механизмов развития системы познавательного туризма, в том числе с учетом международного опыта; содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, крестьянско-фермерских хозяйств, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.); разработать правила, регулирующие поведение посетителей на особо охраняемых природных территориях, с целью обеспечения безопасности людей и предотвращения ущерба природным комплексам и объектам; содействовать налаживанию партнерских связей заповедников и национальных парков с крупными российскими и иностранными туристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.

На основании пункта 3 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

Пунктом 5 статьи 28 Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» определено, что положение о дендрологическом парке и ботаническом саде федерального значения утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 апреля 2016 года №261 утверждено Положение о дендрологическом парке федерального значения «Дендрарий» (далее – Положение о дендрарии).

В соответствии с подпунктом 7 пункта 9 Положения о дендрарии основными задачами дендрологического парка являются экологическое просвещение, включая осуществление учебно-педагогической и научно-просветительной деятельности в области ботаники и экологии, селекции, декоративного садоводства и ландшафтной архитектуры.

Решение суда принято с учетом указанных правовых положений.

Так, привлеченные к участию в деле эксперты государственной экспертной комиссии ФИО12, ФИО16, ФИО15 в судебном заседании пояснили, что рассмотренный ими проект «Благоустройство территории дендрария ФГБУ «Волжско-Камский государственный заповедник» для сбора туристических групп», обеспечивает исполнение поставленных перед заповедником задач (экопросвещение, развитие туризма, массовые мероприятия) с помощью допустимых форм строительства, обеспечивающих функциональную деятельность, на разрешенной территории.

Как правильно указал суд первой инстанции, государственная экологическая экспертиза проведена в установленном законом порядке, а выводы экспертов являются обоснованными и содержат ссылки на нормативно-правовое регулирование по предмету экологической экспертизы.

Выводы суда, изложенные в решении, являются мотивированными, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, в связи с чем оснований не согласиться с ними суд апелляционной инстанции не усматривает.

С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности оспариваемого заключения государственной экологической экспертизы и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

В силу абзаца 3 пункта 5 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе» положительное заключение государственной экологической экспертизы теряет юридическую силу в случае: доработки объекта государственной экологической экспертизы по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; изменения условий природопользования федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды; реализации объекта государственной экологической экспертизы с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию; истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы; внесения изменений в проектную и иную документацию после получения положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Соответственно судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права довод апелляционной жалобы о том, что оспариваемая проектная документация составлена с учетом действующего Положения о дендрарии от 2009 года, а утверждение заключения экспертной комиссией государственной экологической экспертизы материалов проектной документации требует внесения в него изменений. Между тем, предложения и рекомендации экспертной комиссии не затрагивают проектные решения и сами проектные материалы.

Состав материалов оценки воздействия на окружающую среду определен Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) от 16 мая 200 года №372.

Положение о дендрарии не входит ни в состав проектной документации, представляемой на государственную экологическую экспертизу, ни в установленный пунктом 16 Административного регламента исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, которые заявитель вправе представить, а также способы их получения заявителями, в том числе в электронной форме, в связи с чем внесение в него изменений не может расцениваться как основание для утраты юридической силы оспариваемого положительного экспертного заключения по смыслу пункта 5 статьи 18 Федерального закона «Об экологической экспертизе».

Ссылка административных истцов на Положение об охранной зоне Волжско-Камского государственного природного биосферного заповедника также несостоятельна, поскольку территория дендрария расположена вне охранной зоны заповедника.

Довод апелляционной жалобы о том, что участок застройки расположен в хозяйственной зоне дендрария, в которой нормативными правовыми актами не предусмотрено размещение автостоянок, правового значения для данного дела не имеет и на вывод о соответствии оспариваемого проекта экологическим требованиям не влияет, в связи с чем отмену решения суда также повлечь не может.

Как основанный на неправильном определении имеющих значение для дела обстоятельств судом апелляционной инстанции отклоняется также и довод апелляционной жалобы о том, что суд оставил без внимания заключение кадастрового инженера ФИО13, обосновывающее невозможность проезда по дороге поселка Садовый Раифского сельского поселения Зеленодольского муниципального района, так как экологическая экспертиза проводится на предмет соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Иные доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств и выводов суда первой инстанции по данному делу не опровергают и в связи с этим отмену решения суда также повлечь не могут. Новых данных, опровергающих выводы суда и нуждающихся в дополнительной проверке, апелляционная жалоба не содержит.

Имеющие значение для дела обстоятельства определены судом правильно, при этом нарушения норм материального права и норм процессуального права судом допущено не было.

Руководствуясь статьями 177, 309,311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 мая 2019 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Председательствующий

Судьи