Судья: Бережная С.В. № 33А–13190
Докладчик: Копылова Е.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«13» декабря 2017 года Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе
председательствующего: Копыловой Е.В.,
судей: Шалагиной О.В., Пушкаревой Н.В.,
при секретаре: Алексеевой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Копыловой Е.В. административное дело по апелляционной жалобе Управления МВД России по г. Новокузнецку на решение Рудничного районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 27 сентября 2017 года
по делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку от 19.07.2017 года об отказе в выдаче международного водительского удостоверения,
УСТАНОВИЛА:
Административный истец ФИО1 обратился в суд с
административным исковым заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку, РЭО ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку, УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, старшему государственному инспектору отделения приема и оформления документов РЭУ ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку капитану полиции В.А. ФИО12 о признании незаконным решения административного ответчика об отказе в выдаче международного водительского удостоверения от 19.07.2017 года по причине отсутствия бланков международного водительского удостоверения, обязании административного ответчика выдать международное водительское удостоверение.
Требования мотивированы тем, что административным истцом 14.07.2017 года с помощью федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru) подано заявление № 198965770 на получение международного водительского удостоверения.
Для получения государственной услуги по получению удостоверения административному истцу было назначено время в ЭО ОГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецк 19.07.2017 года в 16:15, в подтверждение выдан электронный билет № <данные изъяты>.
19.07.2017 года старшим государственным инспектором отделения приема и оформления документов РЭО ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку ФИО2 заявление рассмотрено и принято решение об отказе в выдаче удостоверения в соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами» (вместе с «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений») в связи с отсутствием бланков международного водительского удостоверения.
Административный истец полагает, что решение принято незаконно, отказав в выдаче удостоверения, административный ответчик нарушил право истца на владение и пользование транспортным средством в других государствах.
20.07.2017 года административный истец обратился с жалобой на указанное решение об отказе в Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Главного управления МВД РФ по Кемеровской области.
20.07.2017 года заместитель начальника управления ФИО10 в ответе на жалобу указал, что в настоящее время в Межрайонном экзаменационном отделе ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области отсутствует возможность выдачи международных водительских удостоверений.
Считая отказ ответчика незаконным, истец обратился в суд.
Решением Рудничного районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 27 сентября 2017 года постановлено: «Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку, РЭО ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку, УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, старшему государственному инспектору отделения приема и оформления документов РЭУ ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку капитану полиции В.А. ФИО11 о признании незаконным решения об отказе в выдаче международного водительского удостоверения, обязании выдать международное водительское удостоверение удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку от 19.07.2017 года об отказе в выдаче международного водительского удостоверения по причине отсутствия бланков международного водительского удостоверения.
Обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку рассмотреть по существу заявление ФИО1 на получение международного водительского удостоверения и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу.
В удовлетворении административного искового требования обязать Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку выдать международное водительское удостоверение ФИО1 - отказать.
Взыскать с ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей».
В апелляционной жалобе представитель Управления МВД России по г. Новокузнецку просит решение суда в части удовлетворения требований отменить и принять в указанной части новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Указывает, что факт невозможности предоставления услуги истцу подтверждается справкой об отсутствии бланков международных водительских удостоверений в период времени с 04.07.2017 года по 18.08.2017 года.
Полагает необоснованным вывод суда о том, что факт размещения административным ответчиком информации о приеме заявления на предоставление государственной услуги по выдаче международного водительского удостоверения означает наличие возможности по смыслу п. 4 Правил выдачи международных водительских удостоверений, поскольку Управление не вправе отказать заявителю в приеме заявления, на момент наступления его очереди такие бланки могут появиться в Управлении. Данный факт не зависит от Управления, бланки международных водительских удостоверений могли быть направлены в Управление в любой момент, в таком случае услуга была бы предоставлена.
Апеллянт считает ссылку суда на п. 23 постановления Правительства РФ, в которой содержится исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче водительского удостоверения международного образца, не состоятельной. Указанный пункт содержит основания для отказа, препятствующие лицу получить данную услугу независимо от подразделения Госавтоинспекции, куда он обращается, данные основания действуют до устранения препятствий.
При этом пункт 4 постановления Правительства РФ определяет, что не любое подразделение Госавтоинспекции может предоставить услугу, а лишь то подразделение, в котором имеется такая возможность - а именно наличие бланков соответствующего образца. Данный пункт тоже содержит основание для отказа в предоставлении услуги (то есть услуга в действительности не оказывается), но уже по обстоятельствам, не зависящим ни от гражданина, ни от подразделения Госавтоинспекции, и не препятствует гражданину получить данную услугу в другом подразделении, имеющим соответствующие бланки, не нарушает права гражданина. Именно поэтому данное основание не включено в пункт 23 постановления Правительства РФ, где содержатся пресекательные основания для отказа, препятствующие дальнейшему обращению за получением данной услуги до устранения препятствий.
Кроме того, ответчик считает, что суд незаконно взыскал с Управления МВД России по г. Новокузнецку в пользу истца госпошлину в размере 300 руб., поскольку Управление МВД России по г. Новокузнецку на основании п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождено.
На апелляционную жалобу Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, административным истцом ФИО1 принесены возражения.
Лица, участвующие в деле, и их представители в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом. С учетом требований ст.ст. 307, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», проведение экзаменов и выдача водительских удостоверений осуществляются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, на которые возложены обязанности по проведению экзаменов, выдаче российских национальных и международных водительских удостоверений и обмену иностранных водительских удостоверений.
Проведение экзаменов у лиц, постоянно проживающих в Российской Федерации, выдача российских национальных и международных водительских удостоверений и обмен иностранных водительских удостоверений осуществляются в подразделениях Госавтоинспекции по месту обращения указанных лиц (пункт 3 Правил).
Вместе с тем пункт 4 Правил содержит исключение из общего правила, согласно которому, в случае отсутствия в подразделении Госавтоинспекции по месту обращения лица возможности проведения экзаменов на предоставление специального права на управление транспортными средствами отдельных категорий или подкатегорий и выдачи международных водительских удостоверений указанные административные процедуры (действия) осуществляются в подразделениях Госавтоинспекции, имеющих возможность их осуществления.
Сведения о местонахождении, контактных телефонах, режиме работы подразделений Госавтоинспекции и видах осуществляемой ими деятельности размещаются с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru), на официальном сайте Министерства внутренних дел Российской Федерации (www.mvd.ru) и его территориальных органов на региональном уровне, на официальном сайте Госавтоинспекции (www.gibdd.ru), а также на информационных стендах подразделений Госавтоинспекции и в средствах массовой информации.
Приказом МВД России от 20.10.2015 № 995 с 1 сентября 2016 года введен в действие Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений.
В силу пункта 14 Административного регламента, в случае отсутствия в экзаменационном подразделении по месту обращения заявителя возможности проведения экзаменов на право управления транспортными средствами отдельных категорий или подкатегорий и (или) выдачи международных водительских удостоверений указанные административные процедуры (действия) осуществляются в экзаменационных подразделениях, имеющих возможность их осуществления.
Разрешая заявленные административным истцом требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что отказ в выдаче водительского удостоверения международного образца по причине отсутствия соответствующих бланков международных водительских удостоверений, является незаконным, поскольку такое основание для отказа не предусмотрено п. 23 Правил и п. 27 Административного регламента, содержащими исчерпывающий перечень оснований для отказа.
С указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, поскольку он постановлен при неправильном применении норм материального права.
Как видно из представленных материалов дела, 19.07.2017 года административный ответчик сообщил об отказе в выдаче истцу водительского удостоверения международного образца со ссылкой на п. 4 Постановления РФ № 1097, по причине отсутствия бланков международного водительского удостоверения с указанием на то, что данные административные процедуры осуществляются в подразделениях ГИБДД, имеющих возможность их осуществления (л.д. 17).
20.07.2017 года заместитель начальника управления ФИО3 в ответе на жалобу административного истца на решение от 19.07.2017 года указал, что в настоящее время в Межрайонном экзаменационном отделе ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области отсутствует возможность выдачи международных водительских удостоверений (л.д. 18).
Факт невозможности предоставления услуги истцу подтверждается справкой ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку об отсутствии бланков международных водительских удостоверений в период времени с 04.07.2017 года по 18.08.2017 года (л.д. 45).
Таким образом, отказ в выдаче международного водительского удостоверения истцу ФИО1 был обусловлен невозможностью осуществить данную административную процедуру ввиду отсутствия соответствующих бланков, то есть по причине наличия обстоятельств, не зависящих ни от гражданина, ни от подразделения Госавтоинспекции; данный отказ не препятствовал истцу получить указанную услугу в другом подразделении, имеющим соответствующие бланки.
В связи с указанным, является ошибочной ссылка суда на п. 23 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.10.2014 № 1097 «О допуске к управлению транспортными средствами», пункт 27 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, утвержденного приказом МВД России от 20.10.2015 № 995, которые содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче водительского удостоверения международного образца, препятствующих лицу получить данную услугу независимо от подразделения Госавтоинспекции, куда он обращается, данные основания действуют до устранения препятствий.
Разрешая заявленные требования, суд пришел к противоречивому выводу о том, что оспариваемый отказ не соответствует требованиям п. 23 Правил и п. 27 Административного регламента, при этом указав, что заявление ФИО1 на получение международного водительского удостоверения по существу не было рассмотрено, что явилось основанием для возложения на ответчика обязанности рассмотреть поданное истцом заявление по существу и принять по нему решение в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Однако отказ в выдаче истцу международного водительского удостоверения от 19.07.2017 года не может расцениваться как отказ в предоставлении государственной услуги по существу, данный отказ обусловлен невозможностью осуществить административную процедуру ввиду отсутствия соответствующих бланков международных водительских удостоверений, что предусмотрено п. 4 Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений.
При этом оснований для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для выдачи международного водительского удостоверения, предусмотренных п. 21 Правил, п. 26 Административного регламента, у административного ответчика не имелось.
В силу п. 58 Административного регламента, предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги; формирование и направление межведомственного запроса; проведение теоретического экзамена; проведение экзамена по первоначальным навыкам управления транспортным средством; проведение экзамена по управлению транспортным средством в условиях дорожного движения; выдача водительского удостоверения; обмен иностранного водительского удостоверения.
Пунктом 60 Административного регламента предусмотрено, что основанием для начала административной процедуры является обращение заявителя в экзаменационное подразделение с заявлением и прилагаемыми документами, необходимыми для предоставления государственной услуги, либо поступление заявления и копий документов, необходимых для предоставления государственной услуги, посредством Единого портала или из многофункционального центра.
Заявление, направленное заявителем с помощью Единого портала, или поступившее из многофункционального центра вместе с копиями прилагаемых документов (при их наличии) проходит первоначальную обработку и проверку содержащихся в нем сведений. Оригиналы документов, копии которых направлены заявителем с помощью Единого портала, за исключением заявления, представляются при личном обращении заявителя в экзаменационное подразделение (п. 65 Административного регламента).
По результатам рассмотрения заявления, поступившего в форме электронного документа, заявителю направляется электронное сообщение о приеме заявления либо в случае установления наличия хотя бы одного из оснований, предусмотренных пунктами 26 или 27 Административного регламента, направляется уведомление об отказе в приеме заявления с указанием основания отказа (п. 66 Административного регламента).
Согласно п. 71 Административного регламента, при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 27 Административного регламента заявителю направляется соответствующий мотивированный отказ в письменной форме либо вручается лично. Сведения об отказе в предоставлении государственной услуги вносятся в информационные системы Госавтоинспекции.
Факт обращения истца с заявлением о выдаче международного водительского удостоверения через Единый портал не свидетельствует о том, что заявление принято к рассмотрению по существу и не свидетельствует о том, что орган ГИБДД при разрешении вопроса о принятии заявления к рассмотрению по существу не имел права сделать вывод о невозможности его рассмотрения, разъяснив заявителю о невозможности оказания государственной услуги по причине отсутствия соответствующих бланков, что прямо предусмотрено п. 4 Правил.
Поскольку нормативными актами не урегулирован вопрос о том, в какой форме в данном случае должен быть дан ответ, то сообщение в поданном истцом заявлении о невозможности осуществления административной процедуры закону не противоречит и не свидетельствует о принятии решения по существу поданного заявления.
При этом заявитель имел возможность обратиться с заявлением о выдаче международного водительского удостоверения в подразделения Госавтоинспекции, имеющие возможность осуществления данной административной процедуры.
Также судебной коллегией установлено, что ФИО1 06.10.2017 года в МЭО ГИБДД УМВД России по Кемеровской области выдано международное водительское удостоверение категории «В».
Неправильное применение норм материального права, в силу ч. 3 ст. 310 КАС РФ, является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При установленных обстоятельствах решение суда о признании незаконным решения Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку от 19.07.2017 года об отказе в выдаче международного водительского удостоверения по причине отсутствия бланков международного водительского удостоверения, обязании Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку рассмотреть по существу заявление ФИО1 на получение международного водительского удостоверения и принять по нему решение в соответствии с требованиями действующего законодательства в течение 30 дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу – подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По правилам ст. 111 КАС РФ, судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 руб., понесенные истцом при обращении с иском в суд, возмещению с ответчика не подлежат.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рудничного районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 27 сентября 2017 года – отменить.
Принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований ФИО1 к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Новокузнецку, РЭО ОГИБДД УМВД России по г. Новокузнецку, УГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области, старшему государственному инспектору отделения приема и оформления документов РЭУ ГИБДД Управления МВД России по г. Новокузнецку капитану полиции В.А. ФИО14 о признании незаконным решения об отказе в выдаче международного водительского удостоверения, обязании выдать международное водительское удостоверение, взыскании судебных расходов.
Председательствующий: Копылова Е.В.
Судьи: Шалагина О.В.
Пушкарева Н.В.