ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1320/2016 от 06.04.2016 Тамбовского областного суда (Тамбовская область)

Дело № 33а-1320/2016

Судья Шелуханова С.П.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего: Баранова В.В.,

судей: Епифановой С.А., Курохтина Ю.А.,

при секретаре: Железниковой А.В.

рассмотрела в судебном заседании 06 апреля 2016 года дело по административному исковому заявлению Заика Д.В. к Военному комиссариату Тамбовской области о признании права на получение военного билета и возложении обязанности выдать военный билет

по апелляционным жалобам Военного комиссариата Тамбовской области и Заика Д.В. на решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 21 декабря 2015 года.

Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Заика Д.В. обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что в связи с достижением в 2013 году возраста 27 лет он подал заявление в Военный комиссариат Тамбовской области о выдаче ему военного билета.

Согласно решению призывной комиссии г. Тамбова от 16 декабря 2014 года истец был зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву без законных на то оснований, с выдачей справки взамен военного билета со ссылкой на п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

Полагая, что в соответствии с положениями Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 19 ноября 2007 г. № 500, действовавшей на момент вынесения решения призывной комиссией, ему должны были выдать военный билет, а не справку, истец обратился в суд с настоящим иском.

Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 21 декабря 2015 года исковые требования Заики Д.В. удовлетворены частично. Судом первой инстанции признано, что на момент обращения с заявлением о выдаче военного билета и на момент принятия призывной комиссией решения о зачислении в запас Заика Д.В. имел право на получение военного билета.

В удовлетворении требований о возложении на Военный комиссариат Тамбовской области обязанности выдать военный билет Заике Д.В. отказано.

В апелляционной жалобе Военный комиссариат Тамбовской области просит названное решение суда в части признания права Заики Д.В. на получение военного билета отменить, как незаконное и вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении его требований.

Автор жалобы настаивает на том, что решение о зачислении в запас в отношении Заика Д.В. принималось на момент действия законодательства, предусматривающего передачу в запас граждан по основаниям, предусмотренным п. 1.1 ст. 28 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-Ф3 от 28 марта 1998 года, то есть как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований по достижению возраста 27 лет. Соответственно, при вынесении такого заключения действовал приказ Министра обороны РФ № 495 от 18 июля 2014 года, который предусматривает выдачу справки соответствующего образца взамен военного билета.

Призывная комиссия г. Тамбова выносила решение в отношении Заики Д.В. в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 года № 53-Ф3 и Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 года № 663 «Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан РФ».

С решением Ленинского районного суда г. Тамбова от 21 декабря 2015 года в части отказа в удовлетворении требований о возложении обязанности на Военный комиссариат Тамбовской области выдать военный билет не согласился Заика Д.В., также подав апелляционную жалобу.

Автор жалобы полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что на момент принятия решения призывной комиссии действующее законодательство исключало возможность выдачи истцу военного билета, противоречит выводам, содержащимся в судебном решении. Признавая, что по существу у истца имелось право на получение военного билета, и, указывая, что военный комиссариат на момент обращения Заики Д.В. с заявлением о выдаче военного билета и принятия решения призывной комиссией был обязан выдать военный билет, суд первой инстанции, тем не менее, отказал в удовлетворении требования истца о возложении обязанности выдать военный билет.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя Военного комиссариата Тамбовской области Иноземцеву О.А., поддержавшую апелляционную жалобу в части обжалования решения суда о признании за Заикой Д.В. права на получение военного билета, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объёме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Предметом оспаривания по настоящему административному иску является право административного истца Заики Д.В. на получение военного билета.

Как видно из материалов дела, 06 ноября 2014 года Заика Д.В. обратился в отдел военного комиссариата Тамбовской области по г.Тамбов с заявлением о постановке на воинский учёт и выдаче военного билета.Решением призывной комиссии города Тамбова от 16 декабря 2014 года (протокол № 4 от 16 декабря 2014 года) Заика Д.В. был зачислен в запас согласно п.п.1 ст.28 и п.1 ст.52 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г., как не прошедший военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок призыва на военную службу граждан Российской Федерации мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящих или обязанных состоять на воинском учете и не прибывающих в запасе, регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации".

Согласно пункту 34 названного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву, призывная комиссия на основании документов воинского учета выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Такое заключение призывной комиссией выносится после 1 января 2014 года в соответствии изменениями, внесенными Федеральным законом от 1 декабря 2014 года N 414-ФЗ в часть 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", и при условии, что гражданин состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

Поскольку Заика Д.В. родился 25 марта 1986 года и на дату вступления в силу закона, предусматривающего формулировку "не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований", достиг 27 лет, то он не подлежал призыву на военную службу по возрасту после 1 января 2014 года.

Следовательно, при утрате статуса призывника к 1 января 2014 года в отношении такого гражданина возможность вынесения призывной комиссией заключения о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, отсутствует.

Удовлетворяя требования Заики Д.В. о признании за ним права на получение военного билета, суд первой инстанции правильно исходил из того, что заявитель по достижению возраста 27 лет зачислен в запас, что являлось основанием для выдачи ему военного билета установленного образца.

Выводы суда об этом в решении подробно мотивированы и основаны на верно применённых нормах материального права.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требований Заики Д.В. о возложении обязанности на административного ответчика выдать военный билет, в связи с чем оно подлежит отмене в этой части и принятию в этой части нового решения, которым обязать Тамбовский областной военный комиссариат выдать военный билет Заика Д.В., исходя из следующего.

Согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших её до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по уважительным причинам либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Такой гражданин зачисляется в запас и ему назначается срок явки в отдел военного комиссариата для получения документов воинского учета (пункт 36 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от *** N 663).

В силу пункта 28 Положения о воинском учёте (утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. N 719) документом воинского учёта, на основании которого ведётся воинский учёт для военнообязанных, является военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета).

Согласно Инструкции по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, утверждённой приказом Минобороны России от 19 ноября 2007 N 500) военный билет оформляется и выдается гражданину, не пребывающему в запасе и не проходившему военную службу, при зачислении в запас Вооруженных Сил Российской Федерации в состав солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов (пункту 1 приложения к форме N 1 Приложения N 8).

Указанная Инструкция утратила силу 26 декабря 2014 года, в связи с вступлением в силу приказа Минобороны России от 18 июля 2014 года N 495, которым была утверждена новая Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учёта граждан Российской Федерации.

Между тем, Инструкция, утверждённая приказом Минобороны России от 19 ноября 2007 N 500, действовала как на момент обращения Заики Д.В. с заявлением о выдаче военного билета, так и на момент принятия призывной комиссией решения о зачислении заявителя в запас, поэтому отдел военного комиссариата обязан был руководствоваться ею и выдать Заике Д.В. военный билет.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при обращении заявителя в военкомат подлежала применению новая инструкция являются несостоятельными, так как строятся на ошибочном понимании законодательства.

Руководствуясь ст.ст.309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 21 декабря 2015 года отменить в части отказа в удовлетворении требования о возложении обязанности на Тамбовский областной военный комиссариат выдать военный билет Заика Д.В. и принять в этой части новое решение, которым обязать Тамбовский областной военный комиссариат выдать военный билет Заика Д.В..

В остальной части указанное решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссариата Тамбовской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий –

Судьи -