ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-13238/2021 от 30.11.2021 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья: Ретина М.Н. адм. дело N 33А-13238/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2021 года г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Сивохина Д.А.,

судей Лёшиной Т.Е. и Навроцкой Н.А.,

при секретаре Туроншоевой М.Ш.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Еремеева ФИО10 об оспаривании постановления Губернатора Самарской области,

по апелляционной жалобе Еремеева ФИО11 на решение Ленинского районного суда г.Самары от ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сивохина Д.А., объяснения Еремеева Г.Н., поддерживающего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя администрации Губернатора Самарской области Ларина И.Г., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Еремеев Г.Н. обратился в Ленинский районный суд г. Самара с административным исковым заявлением о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении министром культуры Самарской области Мрдуляш Т.П.

В обоснование своих требований ссылался на то, что 12 апреля 2019 г. Губернатор Самарской области издал распоряжение о проведении открытого конкурса по отбору кандидатов на должность министра культуры Самарской области и утвердил Положение по проведению открытого конкурса по отбору кандидатов на замещение государственной должности министра культуры Самарской области. 01 августа 2019 г. был проведён заключительный этап конкурса – собеседование с кандидатами на должность министра культуры. Комиссия после проведения 3 этапа конкурса выбрала 6 кандидатов, но не стала их рекомендовать Губернатору. 17 февраля 2021 г. Губернатор Самарской области, не определив победителя конкурса, издал постановление о назначении на должность министра культуры Самарской области Мрдуляш Т.П., которая не принимала участия в конкурсных процедурах. Полагает, что между участниками публичного конкурса и Губернатором Самарской области возникли гражданско-правовые отношения, вследствие чего Губернатором Самарской области нарушены требования ст. 1059 ГК РФ, ст. 1057 ГК РФ и ст. 425 ГК РФ. Полагает, что итоги конкурса не были подведены, конкурс не завершён, победитель не определён, награда победителю конкурса не вручена, однако издано постановление от 17 февраля 2021 г. о назначении министра культуры, вопреки распоряжению от 12 апреля 2019 г.

На основании вышеизложенного, Еремеев Г.Н. просил признать незаконным Постановление Губернатора Самарской области от 17 февраля 2021 г. о назначении министром культуры Самарской области Мрдуляш Т.П., обязать Губернатора Самарской области устранить в полном объеме допущенные нарушения его конституционных прав путем отмены оспариваемого постановления, завершения конкурса, определения победителя, назначения победителя конкурса министром культуры Самарской области либо опубликования публичного отказа в выплате награды – назначения на должность министра культуры победителя конкурса.

Решением Ленинского районного суда от 2 августа 2021 г. в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционной жалобе Еремеев Г.Н. просит указанное решение суда отменить ввиду неправильного применения судом норм материального и процессуального права.

Основаниями для отмены решения в апелляционном порядке являются обстоятельства, перечисленные в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее –КАС РФ).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении административного иска, обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое Еремеевым Г.Н. постановление Губернатора Самарской области не противоречит действующему законодательству и принято в соответствии с полномочиями Губернатора Самарской области, не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, поскольку участие Еремеева Г.Н. в конкурсе не порождало у него никаких прав и преимуществ относительно назначения на должность министра культуры Самарской области.

Как установлено судом, распоряжением Губернатора Самарской области от 12 апреля 2019 г. -р объявлен открытый конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области – должности министра культуры Самарской области. Тем же распоряжением были утверждены положение по проведению конкурса и состав конкурсной комиссии.

31 июля 2019 г. по результатам заочного голосования конкурсной комиссией принято решение рекомендовать для участия в индивидуальном собеседовании 1 августа 2019 г. Еремеева Г.Н.

31 июля 2019 г. Еремеев Г.Н. прошел тестирование в Самарском региональном ресурсном центре, а 01 августа 2019 г. принял участие в индивидуальном собеседовании с конкурсной комиссией.

В соответствии с п. 7.4 Положения о конкурсе по результатам работы конкурсная комиссия принимает решение рекомендовать или не рекомендовать Губернатору Самарской области рассмотреть кандидата для назначения на государственную должность Самарской области министра культуры Самарской области.

На заседании конкурсной комиссии 01 августа 2019 г. был принято итоговое решение, согласно которому члены комиссии не рекомендовали никого из участников конкурса в качестве кандидата на должность министра культуры Самарской области.

Постановлением Губернатора Самарской области от 17 февраля 2021 г. № 28 на должность министра культуры Самарской области была назначена Мрдуляш Т.П.

Административный истец полагая, что данное постановление нарушает его законные интересы как участника конкурса, который не был завершён, победитель конкурса не объявлен, награда победителю конкурса не вручена, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействительным постановления от 17 февраля 2021 г. № 28 о назначении министром культуры Самарской области Мрдуляш Т.П.

Согласно п.3 ст.1 Закона Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» должность министра Самарской области является государственной должностью Самарской области.

Согласно п.2 ст.1 Закона Самарской области «О лицах, замещающих государственные должности Самарской области» лицо наделяется полномочиями, избирается или назначается на государственную должность Самарской области в порядке и на условиях, установленных федеральными законами, Уставом Самарской области и иными законами Самарской области.

В силу пп.5 п.1 ст.2 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» министры Самарской области входят в состав Правительства Самарской области.

Согласно п.5 ст. 67 Устава Самарской области и п.1 ст.3 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» Правительство Самарской области формирует Губернатор Самарской области.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона Самарской области «О Правительстве Самарской области» министры Самарской области назначаются на должность и освобождаются от должности Губернатором Самарской области.

Какая-либо специальная процедура по отбору кандидатов на должности министров Самарской области, в том числе министра культуры, и их назначении законом не предусмотрена.

В связи с этим выбор лица для назначения на государственную должность министра культуры Самарской области осуществляется Губернатором Самарской области по своему усмотрению. Конкурсные процедуры обязательным этапом отбора кандидатов на указанную должность не являются.

Таким образом, Губернатор Самарской области обладает правом назначить на должность министра культуры Самарской области любое лицо, не ограниченное в силу закона или судебного акта в праве на занятие государственной должности субъекта РФ.

Согласно распоряжению от 12 апреля 2019 г. объявлен конкурс не на замещение государственной должности Самарской области – министра культуры, а конкурс по отбору кандидатов на замещение государственной должности Самарской области – министра культуры.

При этом Губернатор Самарской области не был связан результатами конкурса, поскольку, конкурсная процедура в соответствии с законом не является обязательной при отборе кандидатов. Губернатор Самарской области был вправе назначить на должность министра культуры Самарской области лицо, не участвовавшее в конкурсе, или лицо, участвовавшее в конкурсе, но не рекомендованное конкурсной комиссией к назначению. Результаты конкурса носили рекомендательный характер и не связывали Губернатора Самарской области при принятии решения о назначении какого-либо на должность министра культуры Самарской области.

Таким образом, оспариваемое заявителем постановление Губернатора Самарской области соответствует закону, не нарушает права, свободы и законные интересы Еремеева Г.Н.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда, поскольку считает их основанным на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, с учетом, установленных при рассмотрении дела юридически значимых обстоятельств.

Доводы апелляционной жалобы признаются несостоятельными.

Деятельность конкурсной комиссии регламентирована вышеуказанным распоряжением Губернатора Самарской области, изданным в рамках административных полномочий Губернатора Самарской области по формированию Правительства Самарской области. Таким образом, все правоотношения, возникающие между конкурсной комиссией и участниками конкурса, носят административный характер.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем, они признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

определила:

решение Ленинского районного суда г.Самары от 2 августа 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Еремеева Г.Н. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.

Мотивированное определение изготовлено 14 декабря 2021 г.

Председательствующий –

Судьи -