ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1331/19 от 05.11.2019 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Старовойтова Н.Г.

Дело № 33а-1331/2019

УИД 26RS0001-01-2019-003846-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 05 ноября 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Строчкиной Е.А.,

судей Болотовой Л.А. и Шишовой В.Ю.

с участием секретаря судебного заседания Жегулина А.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 ноября 2019 года

административное дело по апелляционному представлению Георгиевского межрайонного прокурора Владимирова В.В.

на решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 11 июля 2019 года

по административному исковому заявлению Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации

заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.

установила:

Георгиевский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

В обоснование требований указано, что межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о рекламе.

В ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» межрайонной прокуратурой выявлен факт размещения на интернет-страницах: https://www.instagram.eom/p/BrPJGUOAmTI/7utm_source=ig_share_sheet&igshid=x81azliudO1х,https://www.instagram.eom/p/BrPftxDAgsL/?utm_source=ig_share_sheet&igshid=lacl2r4b3r43,https://www.instagram.com/p/BrPfr51h_IJ/?utm_source=ig_share_sheet&igshid=lgxz5vczbxxbh рекламы табачной продукции, кальянов и прочих сопутствующих товаров.

Данная информация находится в свободном доступе и стимулирует продажу табачных изделий, кальянов и сопутствующих товаров, что влечет привлечение рекламодателя, рекламопроизводителя и рекламораспространителя к административной ответственности, предусмотренной ч.4 ст.14.3.1 КоАП РФ.

Просил признать информацию, размещенную на указанных интернет-страницах, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решением Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 11 июля 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу отказано.

В апелляционном представлении Георгиевский межрайонный прокурор Владимиров В.В. указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, поскольку суд не применил закон, подлежащий применению, неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, и сделал выводы, не соответствующие обстоятельствам дела.

Суд не учел, что реклама табачной продукции, размещенная в сети Интернет, содержит в себе признаки нарушения п.8 ст. 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Полагает, что судом не приняты предусмотренные КАС РФ меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств дела и их всестороннего исследования с учетом принципов состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства.

Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение.

Возражений на апелляционное представление не поступило.

Представитель Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о причинах неявки не известил, об отложении дела слушанием не ходатайствовал.

В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка лица, участвующего в деле, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников судопроизводства по административному делу, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Бородиной И.В., просившей отменить вынесенное по делу решение по изложенным в представлении основаниям, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.

В соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ (ред. от 29 июля 2018 г.) "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (далее по тексту - Закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака) в целях предупреждения возникновения заболеваний, связанных с воздействием окружающего табачного дыма и потреблением табака, сокращения потребления, устанавливается запрет рекламы и стимулирования продажи табака, спонсорства табака.

В силу пункта 1 части 1 статьи 16 Закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака в целях сокращения спроса на табак и табачные изделия запрещается реклама и стимулирование продажи табака, табачной продукции и (или) потребления табака, в том числе, распространение табачных изделий среди населения бесплатно.

Запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о рекламе (часть 5 статьи 16 Закона об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака).

Пункт 8 статьи 7 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ (ред. от 01 мая 2019 г.) "О рекламе" (далее по тексту – Закона о рекламе) содержит прямой запрет на распространение рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий и курительных принадлежностей, в том числе трубок, кальянов, сигаретной бумаги, зажигалок.

Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон об информации) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 15.1 указанного Закона об информации в реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено и сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В силу пункта 6 статьи 10 Закона об информации запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Для обеспечения административно-правовыми средствами установленного запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей статьей 14.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность для лиц, допустивших указанное нарушение, в виде административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен не только запрет на распространение информации, рекламирующей табак, табачную продукцию, табачные изделия или курительные принадлежности, но и административная ответственность за спонсорство, демонстрацию, а также рекламу табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака.

Как установлено судом и следует из материалов дела, по результатам проверки соблюдения законодательства о рекламе, проведенной межрайонной прокуратурой, выявлен факты размещения в информационно-телекоммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц в свободном доступе на интернет-страницах: https://www.instagram.eom/p/BrPJGUOAmTI/7utm_source=ig_share_sheet&igshid=x81azliudO1х,https://www.instagram.eom/p/BrPftxDAgsL/?utm_source=ig_share_sheet&igshid=lacl2r4b3r43,https://www.instagram.com/p/BrPfr51h_IJ/?utm_source=ig_share_sheet&igshid=lgxz5vczbxxbh рекламы табачной продукции, кальянов и прочих сопутствующих товаров.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции не учел, что возникший по настоящему делу спор затрагивает права и интересы владельца доменного имени сайта, на котором содержится информация, о признании запрещенной к распространению которой просит прокурор.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Закона об информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 7 статьи 15.1 Закона об информации).

Частью 8 статьи 15.1 Закона об информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.

Таким образом, судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию.

В соответствии с правовой позицией, сформулированной Верховным Судом Российской Федерации в пункте 42 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04 июля 2018 г.), администратор (владелец) доменного имени, а также владелец сайта, заявляющий о нарушении своих прав, признается лицом, чьи права, свободы и законные интересы затрагиваются указанным решением суда.

Между тем, владелец доменного имени (владелец сайта), на котором размещена указанная в исковом заявлении прокурора информация, судом не установлен и не привлечен к участию в административном деле, несмотря на то, что принятое по итогам рассмотрения административного дела решение суда затрагивает его права и возлагает на него обязанность удалить из сети интернет-страницу.

В силу части 2 статьи 37 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.

Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон; заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле, в том числе, по инициативе суда, о чем судом выносится определение.

В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 135 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при подготовке административного дела к судебному разбирательству суд разрешает вопрос о вступлении в административное дело других административных истцов, административных ответчиков и заинтересованных лиц.

При этом пункт 7 статьи 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусматривает в качестве одного из принципов административного судопроизводства состязательность и равноправие сторон при активной роли суда.

Согласно подпункту 5.1.1.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 г. N 228, Роскомнадзор осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере средств массовой информации и массовых коммуникаций, телевизионного вещания и радиовещания.

Сведения о владельце доменного имени и его контакты указаны на соответствующих интернет – страницах, данная информация также может быть предоставлена по запросу ООО «Регистратор доменных имен РЕГ.РУ», который с соблюдением общих требований в отношении обработки и обеспечения защиты персональных данных (политика конфиденциальности), тем не менее предусматривает передачу персональных данных субъекта размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по сетевому адресу: https://www.reg.ru/company/privacy информации, по мотивированному запросу как в органы прокуратуры, так и в судебные органы.

Учитывая изложенное, решение суда по настоящему делу не может быть признано законным, на основании пункта 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит безусловной отмене, поскольку судом разрешен спор о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле, а именно владельца доменного имени (сайта), на котором размещена указанная в административном иске прокурора информация. Административное дело в соответствии с пунктом 3 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

При новом рассмотрении дела суду надлежит определить круг лиц, участвующих в деле, установить юридически значимые обстоятельства (часть 1 статьи 218, части 9 и 11 статьи 226, статья 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и закон, подлежащий применению к рассматриваемым правоотношениям и постановить законное и обоснованное решение.

Поскольку дело подлежит возвращению на новое рассмотрение и суд апелляционной инстанции не вправе предрешать существо решения, которое должно быть принято районным судом, другие доводы апелляционного представления не подлежат оценке.

Руководствуясь статьями 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 11 июля 2019 года отменить.

Материалы административного дела по административному исковому заявлению Георгиевского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому федеральному округу о признании информации, размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации направить на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.

Апелляционное представление Георгиевского межрайонного прокурора Владимирова В.В. удовлетворить частично.

Председательствующий:

Судьи: