Судья Проскурин А.Ф. дело № 33а-1332/2018 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Астрахань 04 апреля 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Степина А.Б.,
судей областного суда Мальмановой Э.К., Обносовой М.В.,
при секретаре Мязиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Мальмановой Э.К. дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» на решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 16 ноября 2017 года по административному исковому заявлению Ахтубинского городского прокурора к администрации МО «Город Ахтубинск» о признании бездействия администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» по организации очистки территории и возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов,
УСТАНОВИЛА:
Ахтубинский городской прокурор обратился в суд с требованием обязать администрацию муниципального образования «Город Ахтубинск» ликвидировать несанкционированное место размещения отходов.
В обоснование своих требований указал, что Ахтубинской городской прокуратурой в сентябре 2017 года совместно со службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведена проверка исполнения администрацией МО «Город Ахтубинск» законодательства об охране окружающей среды.
В ходе прокурорской проверки 28 сентября 2017 года проведен осмотр земельного участка, расположенного на территории МО «Город Ахтубинск». Установлено, что на земельном участке, имеющем адресный ориентир <адрес>, справа от полей фильтрации расположена несанкционированная свалка площадью около 150 метров на 60 метров (9000 кв.м.) в виде пластмассовых и стеклянных бутылок, боя стекла, строительного мусора, боя шифера, остатков рубероида, боя кирпича, картонной упаковки, обрезки деревьев, отходов жилищ, старой мебели лома черных металлов; по адресному ориентиру за д. <адрес> по ул. <адрес> на расстоянии около 120 метров от данного домовладения в сторону железной дороги и д.<адрес> по ул. <адрес> находится несанкционированная свалка мусора площадью около 50 метров на 20 метров (1000 кв.м) в виде пластмассовых и стеклянных бутылок, отходы пластмассовой (синтетической) пленки, лома черных металлов, обрезков ветвей деревьев, отходов упаковочного картона; по адресному ориентиру на расстоянии около 50 метров от д.<адрес> по ул.<адрес> и на расстоянии около 30 метров от д. 99В по ул.<адрес> в сторону реки <адрес> на обрыве находится несанкционированная свалка мусора площадью около 60 метров на 10 метров (600 кв.м) в виде пластмассовых и стеклянных бутылок, отходы пластмассовой (синтетической) пленки, лома черных металлов, обрезков ветвей деревьев, отходов упаковочного картона, строительных отходов, отходов из жилища несортированные, пищевых отходов.
В связи с этим, просит суд признать бездействие администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» по организации очистки территории и возложить обязанность ликвидировать несанкционированную свалку твердых бытовых отходов.
В судебном заседании представитель административного истца - помощник Ахтубинского городского прокурора Кадирова А.Н. исковые требования поддержала.
Представитель административного ответчика - администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала.
Решением Ахтубинского районного суда Астраханской области от 16 ноября 2017 года административные исковые требования Ахтубинского городского прокурора к администрации МО «Город Ахтубинск» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация МО «Город Ахтубинск» Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права. Считает, что в актах обследования указаны примерные ориентиры свлок, что не позволяет установить привязку к конкретному земельному участку, следовательно, и установить его собственника. Полагает, что суд обязал администрацию ликвидировать не существующую свалку.
Заслушав докладчика, объяснения представителя административного ответчика ФИО1, поддержавшей доводы жалобы, помощника прокурора Остроуховой Н.В., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 10 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
К вопросам местного значения городских поселений относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских поселений (ст. 9 Федерального закона от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации».
Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела Ахтубинской городской прокуратурой в сентябре 2017 года совместно со службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области проведена проверка исполнения администрацией МО «Город Ахтубинск» законодательства об охране окружающей среды. В ходе прокурорской проверки 28.09.2017 проведен осмотр земельного участка, расположенного на территории МО «Город Ахтубинск». Установлено, что на земельном участке, имеющем адресный ориентир <адрес>, справа от полей фильтрации, расположена несанкционированная свалка площадью около 150 метров на 60 метров (9000 кв.м.) в виде пластмассовых и стеклянных бутылок, боя стекла, строительного мусора, боя шифера, остатков рубероида, боя кирпича, картонной упаковки, обрезки деревьев, отходов жилищ, старой мебели лома черных металлов; по адресному ориентиру за д. <адрес> по ул. <адрес> на расстоянии около 120 метров от данного домовладения в сторону железной дороги и д. <адрес> по ул.<адрес> находится несанкционированная свалка мусора площадью около 50 метров на 20 метров (1000 кв.м) в виде пластмассовых и стеклянных бутылок, отходы пластмассовой (синтетической) пленки, лома черных металлов, обрезков ветвей деревьев, отходов упаковочного картона; по адресному ориентиру на расстоянии около 50 метров от д. <адрес> по ул. <адрес> и на расстоянии около 30 метров от д. <адрес> по ул.<адрес> в сторону реки <адрес> на обрыве находится несанкционированная свалка мусора площадью около 60 метров на 10 метров (600 кв.м) в виде пластмассовых и стеклянных бутылок, отходы пластмассовой (синтетической) пленки, лома черных металлов, обрезков ветвей деревьев, отходов упаковочного картона, строительных отходов, отходов из жилища несортированные, пищевых отходов.
Данное обстоятельство подтверждено актом осмотра территории от 28 сентября 2017 года и фотоматериалами, приложенными к нему (л.д.6-21).
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что бездействие администрации МО «Город Ахтубинск» в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, нарушает действующее природоохранное законодательство.
Судебная коллегия находит данные выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.
Статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно- эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона от 24 августа 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 19 части 1 статьи 7 Устава муниципального образования «Город Ахтубинск», принятого решением Совета муниципального образования «Город Ахтубинск» 28 июля 2009 года № 42 года, установлено, что к вопросам местного значения города Ахтубинска относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что факт незаконного бездействия администрации муниципального образования «Город Ахтубинск» нашел подтверждение в судебном заседании.
Доводы апелляционной жалобы о фактическом отсутствии свалок являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены законного и обоснованного решения суда.
Местоположение свалки судом первой инстанции установлено как место, расположенное на адресном ориентире 1,5 км. северо-восточнее г. Ахтубинска, справа от полей фильтрации площадью около 150 метров на 60 метров (9000 кв.м), по адресному ориентиру за д. 18 по ул.<адрес> на расстоянии около 120 метров от данного домовладения в сторону железной дороги и д. <адрес> по ул.<адрес> площадью около <адрес> метров на 20 метров (1000 кв.м), по адресному ориентиру на расстоянии около 50 метров от д.<адрес> по ул.<адрес> в сторону реки Ахтуба и на расстоянии около 30 метров от д. <адрес> по ул.<адрес> в сторону реки Ахтуба на обрыве площадью около 60 метров на 10 метров (600 кв.м), поэтому довод апелляционной жалобы о том, что не установлены координаты свалки, судебная коллегия находит несостоятельным.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца с решением суда первой инстанции.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, правильно установив юридически значимые обстоятельства по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению указанного вопроса, судьей не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ахтубинского районного суда Астраханской области от 16 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Город Ахтубинск» - без удовлетворения.